"Нотная грамота для начинающих "
Данная работа представляет собой конспект лекции для дистанционного занятия по фортепиано. В материале лекции, адресованном начинающим исполнителям, рассматриваются некоторые элементы нотной грамоты, приводятся ссылки на ЭОР, использование которых помогает раскрыть тему занятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
notnaya_gramota_.docx | 15.46 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Нотная грамота для начинающих.
Материал данной лекции адресован начинающим исполнителям и посвящён изучению нотной грамоты.
Нотная грамота – не такая уж сложная наука. И если изучать все её премудрости прилежно и последовательно, то в скором времени игра по нотам станет таким же обычным действием, как и чтение книг. Хорошо разбираясь в нотном тексте, не надо никого просить, а можно сесть и самостоятельно выучить по нотам всё (или почти всё), что хочется. Тем более, в наше время в интернет- пространстве можно найти ноты практически любой музыки.
Итак, повторяем азы нотной грамоты.
1. Ноты 1-ой октавы.
Этот материал адресован ребятам, которые уже хорошо изучили запись нот 1-й октавы и учатся играть по нотам несложные мелодии. Предлагаю закрепить свои знания и посмотреть три коротеньких видео:
1. Повторяем ноты 1-ой октавы (поём, играем на ф-но и учимся записывать) https://www.youtube.com/watch?v=H1e4Ipl42fg&feature=emb_logo
2. Видео с музыкальными ребусами и загадками
https://www.youtube.com/watch?v=li0Txrb8S6I
3. Видео с музыкальными сказками и стихами
https://www.youtube.com/watch?v=LkY5EmqednE
2 Ключи
Как понять, какому звуку соответствует расположение ноты на нотном стане? Для этого надо разбираться в ключах, стоящих в начале каждой нотной строчке. Именно ключ указывает место определённой (главной) ноты на нотном стане, и от этой ноты отсчитываются все остальные ноты. Для записи ф-ной музыки используются два основных ключа – скрипичный и басовый. Но имейте ввиду, что существуют и другие ключи, например, - альтовый (для записи музыки для тромбона), сопрановый (для вокальной музыки) и т.д. По ссылке прочитайте ещё раз материал, в конце которого предлагается поиграть: программа показывает ключ, а вы определяете его название:
https://music-theory.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=12&Itemid=182&lang=ru
В дополнение к предыдущему материалу предлагаю статью с более полным списком существующих ключей. В конце статьи – музыкальная игра.
Ключи. Обзор - Теория музыки (music-theory.ru)
3. Знаки альтерации.
Предлагаю вспомнить, что такое тон-полутон и что означают знаки повышения и понижения звука (знаки альтерации).
https://www.youtube.com/watch?v=DIrUkmXkty4&feature=emb_rel_pause
4. Длительности.
Не разбираясь в длительностях и путаясь в ритме, невозможно сыграть ни одну мелодию. Какие существуют названия музыкальных длительностей и как различать их в нотах?
1.Видео с объяснением длительностей и игрой «Идут отряды – звукоряды» (на очных занятиях мы её тоже используем с начинающими)
https://www.youtube.com/watch?v=z7AqyFI-GZs
2. Видео для закрепления длительностей (хлопаем и поём, затем проигрываем со словами)
https://www.youtube.com/watch?v=X6sbjZdjSng
3. Сказки любят и дети и взрослые! Видео со сказкой про длительности:
https://www.youtube.com/watch?v=omeK16dZ4Kg
5. Синкопы и триоли.
Осваиваем чуть более сложные ритмы – синкопу и триоли. Примерно со 2-го года обучения с данными ритмическими фигурами сталкиваются все ребята, занимающиеся на фортепиано
Использование синкопы делает мелодию более интересной и красивой. Это обязательный элемент джазовой и лёгкой музыки. В классической музыке синкопа встречается тоже довольно часто. Синкопу надо распознавать на слух, видеть её в нотах и уметь исполнять.
Предлагаю 2 материала для изучения синкопы. В 1-ом – теория с примером. Во 2-м (интерактивном) – практика.
Синкопа - Теория музыки (music-theory.ru)
Триоли, так же как и синкопы, делают ритм мелодии более разнообразным и интересным. Обычно ритмические доли делятся на 2 или 4 части (вспомните восьмые и шестнадцатые). А триоли образуются от деления основной доли на три части. Вот такая музыкальная математика!
Посмотрите материал на тему «триоли» и послушайте примеры. В статье упоминаются и другие разновидности деления долей, которые тоже могу встречаться в вашем фортепианном репертуаре (например, квинтоль)
Триоли - Теория музыки (music-theory.ru)