"Игровые приёмы исполнения на фортепиано"
Данная работа представляет собой конспект лекции для дистанционного занятия по фортепиано. В материале лекции, адресованном начинающим исполнителям, рассматриваются приёмы исполнения игры на ф-но, приводятся ссылки на ЭОР, использование которых помогает раскрыть тему занятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrovye_priyomy.docx | 14.46 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Игровые приёмы исполнения на фортепиано.
Материал данной лекции посвящён игровым приёмам исполнения на фортепиано.
Напомню, что существует три основных приёма извлечения звука из клавиатуры, три основных исполнительских штриха. Это нон легато, легато и стаккато. Очень важно, какой способ игры вы применяете, исполняя то или иное произведение. Ведь композитор, сочиняя свою музыку, именно штрихам отводит одну из главных ролей для создания красочной и выразительной «картинки». Поэтому очень важно знать и видеть в нотах все обозначения штрихов, а также соответственно на них реагировать.
Итак:
- Нон легато (итал. non legato — не связно) - не связанное между собой, раздельное исполнение звуков. Это первоначальный приём, которым ребята играют свои первые несложные мелодии.
- Стаккато (итал. staccato — отрывисто) — музыкальный штрих, предписывающий исполнять звуки отрывисто и остро, отделяя один от другого. Обозначается словом staccato или точками над или под нотами.
Посмотрите коротенькое видео с музыкальным примером, как правильно играть стаккато, по ссылке:
https://www.youtube.com/watch?v=4Xa2CApQgpI
- Легато (итал. legato — связно, плавно) - связное исполнение звуков, при котором один звук плавно переходит в другой, перерывы между звуками отсутствуют. Обозначается лигой, объединяющей несколько нот.
Посмотрите видео с музыкальными примерами, как правильно играть легато, по ссылке:
https://www.youtube.com/watch?v=UImE0QYSI6U
В дополнение к материалу об основных игровых исполнительских приёмах познакомимся с техническим приёмом, который называется глиссандо (от французского glisser - скользить).
Суть его – в быстром скольжении пальца по струнам или клавишам музыкального инструмент. Представьте, как рука пианиста скользит по клавиатуре, захватывая все клавиши на своём пути. Звучит очень красиво и выглядит эффектно! Предлагаю посмотреть 3 видео на тему «глиссандо»:
1. В первом видео можно посмотреть только начало (до 0.30), где глиссандо исполняется одной и двумя руками, и конец (с 4.00), где глиссандо исполнятся ногами на ножной клавиатуре органа.
https://vk.com/video?z=video-19213296_456239693%2Fpl_cat_updates
2. Второе видео – коротенькое. Исполняемая на видео пьеса называется "Бутерброд" - и она вся полностью построена на глиссандо. Так и представляешь себе, что кто-то намазывает на кусок хлеба мягкое масло. Точно неизвестно, кто сочинил эту пьесу. Иногда в нотах подписано, что это Моцарт, но музыковеды сомневаются - возможно, это не сам Моцарт, а кто-то из его друзей. Впрочем, и Вольфганг Амадей любил подобные шутки - если это сочинил и не он, то ему наверняка понравился бы этот розыгрыш.
https://vk.com/video?z=video-19213296_456239033%2Fpl_cat_updates
3. Третье видео – обучающее! Посмотрите его полностью, если хотите научиться необычному техническому приёму исполнения. Практикуйтесь аккуратно и грамотно! Ведь если играть глиссандо, не зная секретов, легко исцарапать себе руки. Говорят, что однажды один пианист во время концерта ловко вытащил из кармана свой бумажник и им провёл по клавиатуре, чтобы поберечь свои руки.
https://www.youtube.com/watch?v=4xyPSHRaPpk&feature=emb_logo