Дикция, артикуляция в хоре
Методическая разработка
Педагога дополнительного образования
Норицыной Анны Николаевны
Тема: «Дикция, артикуляция в хоре»
Введение
Любое, красиво звучащее музыкальное произведение, не может не вызвать отклика в душах слушающих его. Проникновенно, продуманно и прочувствованно исполненное вокальное произведение, заключает в себе ещё большую силу воздействия на человека, пробуждая эмоциональные переживания и яркие впечатления посредством не только музыки, но и слова.
О предварительной работе при этом никто и не задумается, т. к. она и не видна в случае профессиональной подготовки исполнителя. А умению работать над вокальным произведением, доводить его исполнение до готовности и концертного уровня, обучают уже с младшего возраста в детских музыкальных школах на отделениях хорового пения, где учащиеся приобретают на уроках хора необходимые вокально-технические навыки, развивают творческое воображение, воспитывают у себя эстетическое мышление, пополняют кругозор, обучаясь в процессе работы над произведением пониманию замысла авторов музыки и словесного текста и умению донести до слушателя задуманное композитором и поэтом, проявляя через исполнение своё личное отношение к этому.
Работа над дикцией в детском хоре
Под хорошей дикцией подразумевается четкое и легкое произношение, чистое звучание каждой гласной и согласной в отдельности, а так же слов и фраз в целом. От дикции хора, соблюдения произносительных норм зависит донесение до слушателей поэтического текста. Все это обеспечивается за счет правильной артикуляции каждого звука, и, прежде всего, умения в процессе речи свободно и достаточно широко открывать рот.
Принято различать три вида произношения: бытовое, сценическая речь и певческое произношение. Певческое произношение ближе к сценической речи. В пении наибольшее внимание уделяется певческому тону, произношение ритмически строго организовано, дыхание более продолжительное, чем в речи и подчинено требованиям музыки.
Для академических хоров характерен прикрытый округлый звук, прикрытая манера пения. Сущность такой манеры пения выражается в том, что некоторые гласные, например И, Е, А поются более округленно, приближаясь по своему звучанию к звукам Ы, Э, О. Хору необходимо научиться сохранять единый вокальный стержень, то есть единую манеру произношения гласных с сохранением характерных признаков той или иной гласной.
Органами человека, которые образуют звук, являются: губы, язык, челюсти, гортань с голосовыми связками, зубы. Все это - артикуляционный аппарат.
У юных певцов часто артикуляционный аппарат работает слабо, вяло (в работе участвует очень мало мышц лица, губ, языка), они невнятно произносят звуки и целые слова. Очень часто дети поют с зажатыми зубами, запрокинув (приподняв вверх) голову, что ведет к зажатию челюсти. Напряженная гортань, приподнятый и зажатый корень языка, все это
приводит к тому, что звук при пении становится гортанным и напряженным. Все это мешает или делает невозможным четко и удобно, без напряжения, артикулировать.
Мне не раз приходилось с этим сталкиваться. Именно поэтому я взяла темой своей работы «Дикция, артикуляция в хоре». На уроках мы занимаемся артикуляционной - «разминкой» (упражнения без интонирования). В разминку входят упражнения для расслабления языка, для развития подвижности нижней челюсти, для развития подвижности губ. Упражнения в четкости произнесения согласных звуков в слогах – неотъемлемая часть наших занятий. С большим удовольствием и азартом учащиеся занимаются скороговорками. Все это помогает преодолеть трудности связанные с дикцией и артикуляцией.
Важно следить за правильным положением корпуса т.к. это влияет на свободу артикуляционного аппарата. Правильным считается прямое, без напряжение положение корпуса и головы, расправленные плечи, бодрая осанка, руки свободно опущены вниз при положении стоя или свободно лежат на коленях при положении сидя.
Как и в любом деле, здесь требуется настойчивость и систематичность, и начинать артикуляционные упражнения нужно как можно раньше. Мотив можно придумать к уроку заранее – использовав наиболее актуальные для данного занятия интонации. Можно из урока в урок играть в своеобразную игру-придумывание все новых и новых «распевалочек»на тексты артикуляционных упражнений и скороговорок. Дети такие творческие задания очень любят и, как правило, неплохо с ними справляются. Подобные игры будут одновременно и тренировать артикуляционный аппарат, и развивать их мелодическое мышление, обогащать интонационный опыт.
Артикуляционная - «разминка» (упражнения без интонирования)
1. Сидя, дети должны изобразить “полёт птицы” т. е. живот подтянут, грудь вперёд, такое положение напоминает птицу в полёте. За таким положением хормейстеру необходимо постоянно напоминать детям.
2. Проводим массаж лица постукиванием пальцами по лицу, начиная от корней волос, лобовая часть, щёки, подбородок так, чтобы лицо “загорелось”.
3. Покусывание кончика языка и постепенное его высовывание до конца. «Пожевать» язык попеременно, то правыми, то левыми боковыми зубами.
4. «Чистим» зубы языком (круговые движения между зубами и губами с закрытым ртом. Пытаемся «проткнуть» щеку (упереться языком в верхнюю, нижнюю губу, в левую, правую щеку).
5. Упражнение «крестик и нолик», вытягивая губы вперёд трубочкой, рисуем губами сначала нолик (четыре раза в одну сторону и в другую), затем рисуем крестик, поднимая губы вверх, вниз и в стороны. При выполнении необходимо следить, чтобы дети не двигали головами, должны работать только губы.
6. Щелканье языком (изменяя форму рта при этом издавать щелкающий звук, пытаясь произвольно издавать более высокие и низкие щелчки). Предлагается пощелкать одинаково, то есть выстроить унисон.
7. Покусывание верхней и нижней губы.
8. «Удивление» - поднятие бровей. «Радость, грусть» - чередование «масок».
Укрепление согласных
«С» : Сани – сатира – сапёр – сапожник.
Свечка – свирель – саранча – сезон.
Подобные цепочки слов, начинающихся на «С» хорошо звучат в виде контрастного темброво-регистрового диалога, в котором могут участвовать 2 группы ребят. Например: 1 группа проговаривает слова в низком регистре – «заговорщицки», 2 группа – в фальцетном регистре как бы «в испуге».
Возможны и другие контрастные сопоставления:
Динамические: громко – тихо Ритмические: тянущимися долгими звуками – мелкими длительностями. Речевое глиссандо: вниз – вверх
Скороговорки:
Во саду ли, во садочке, соловей поёт.
Сломала я ветку сирени в саду.
Мы посадили весной кустик сирени в саду
Курские соловьи славятся на всю Россию.
Сима сухари сушила. Сушить не насушила, а сжечь – сожгла.
«Р»:
Игры: «Машина» - дети изображают рычание мотора: «дрррр». Звук то громче, то тише - по знаку дирижера. «Самолет-кукурузник» - тоже самое, но в более высоком регистре. Варианты развития игрового сюжета: приближающийся, удаляющийся звук, несколько самолетов, прерывающий звук – самолет иногда пропадает в облаках.
Скороговорки:
Раз дрова, два дрова, три дрова.
На дворе трава, на траве дрова.
На дворе дрова, за двором дрова.
Дрова вдоль двора, дрова вширь двора, не вместит двор дров, дрова выдворит.
Рапортовал, да не дорапортовал, а стал дорапортовывать – зарапортовался.
У Соньки-вертушки во рту три ватрушки.
Бобр, бобр для бобрят добр.
Укрепление гласных
«А»:При работе над артикуляцией гласных нужно обращать внимание на ее «исходное» состояние хора. Если «а» чересчур открыта, то к ней нужно подходить через «о», или «у»: Бо-ба, до-да, зу-за, ру-ра.
Если «а» звучит, наоборот, заглублено, то подходить к ней лучше от «и», или «е»: Би-ба, ди-да, бе-ба, де-да.
Полезно петь цепочки слов (например, по нисходящему трезвучию, или другому, придуманному к уроку интонационному мотиву):
Балаган – барабан – сарафан – мандарин.
«И»: Бирюза – дирижер – виноград – тишина.
«Е»: Резеда – ремесло – лебеда – сенокос.
«У»: Муравей – музыкант – мухомор – ураган.
Работа над произведениями.
В работе над произведением дикции, артикуляции, орфоэпии (правильность произношения) уделяется огромное внимание. Причем, артикуляционный аппарат, как никакая другая часть голосообразующего аппарата, подчинен волевому контролю. Из этого следует, что необходима постоянная регулировка его работы.
В этом могут помочь скороговорки, которые можно не только проговаривать, но еще и пропевать, добиваясь поставленных при этом задач.
Скороговорки – это удивительный жанр фольклора – создан народом для тренировки движений речеобразующего органа.
Пение скороговорок несет в себе не только навык над четкой дикцией и правильной артикуляцией, но и развивает четкую интонацию, работу над дыханием, соблюдение правил орфоэпии и правильное ударение в словах (логику речи, а также орфоэпию (правильную речь).
Иногда певцы усердно пропевают каждый слог текста, не выделяя ударные слоги, такое слоговое пение невыразительно, однообразно, лишено кантилены. Может исказиться смыл слов. От исполнителей требуется умение смягчить (стушевать) неударные слоги, особенно если неударный слог приходится на более высокий звук, нежели ударный.
Тембр у детей чрезвычайно неровен, что наиболее ярко проявляется в пёстром звучании гласных. Гласные звуки - основа пения, на них вырабатываются все вокальные качества голоса и вокальная техника. Добиваться у учащихся правильного формирования различных гласных нужно постепенно. Сначала следует больше использовать такие гласные, при которых хорошо раскрывается глотка, звук льётся свободно, ненапряжённо. Предпочтение отдаётся гласному У. При этом гласном ротовая полость и глотка раскрыты широко, пение совершается как бы «на зеве». Кроме того У освобождает голос от
неприятного носового призвука. Пропевание песен и упражнений на гласные У-Ю поможет в выработке высокой позиции, мягкого звучания, отличного унисона и ансамбля. В достижении высокой позиции особенно велико значение пения закрытым ртом.
Следующим гласным, имеющим большое значение в вокальном воспитании, является гласный О. Этот звук не требует округления и при нем глотка хорошо открыта. Пение упражнений на О и Ё поможет выработать округлое, красивое звучание. Далее полезно перейти к работе над звуком И. Он требует приближения к Ю или Ы, помогает найти ощущение близкого и яркого звучания для всех других гласных, заставляет интенсивно работать голосовые связки и дыхание, как и звук У. И, наконец, последняя гласная, над которой следует работать, это гласная Е. При ее звукообразовании глотка резко уменьшается, в активную работу включается язык. Все гласные должны звучать одинаково красиво, при постоянном положении гортани.
Особо остановимся на значении русских народных песен для воспитания навыка красивого пения гласных. Во многих народных мелодиях встречаются характерные распевы на разных гласных. На эти-то образцы и следует обратить внимание. «Распев, распевание - это и есть главное, на чём зиждется русская вокализация и русское голосоведение, а если глубже вслушаться, то и всё русское в музыке», - писал замечательный хормейстер А. Д. Кастальский. Дети любят песни с распевами, но следует обратить специальное внимание на точное исполнение нескольких нот на один гласный, чтобы хорист не «проглатывал» и не «смазывал» их. Распевы - замечательная школа вокального мастерства. Они помогут добиться большей напевности, льющегося протяжного звука.
Большое значение для правильности дикции в пении имеют согласные звуки и их взаимодействие с гласными. Одни согласные произносятся с участием голосовых связок, другие - при помощи пропускания струи воздуха между языком и нёбом, языком и зубами. Согласные, которые произносятся с участием голосовых связок, благоприятны в вокальном отношении («б», «в», «г», «д»). Поэтому тексты песен, содержащие большое количество таких согласных являются в пении наиболее удобными. Важное значение в работе над дикцией и звучанием детского хора имеет применение слогов, состоящих из различных сочетаний гласных и согласных.
При произношении одних согласных необходимо движение языка (например «р», «т», «д»), другие вызывают утечку воздуха («ш», «ж»), третьи требуют значительного выдоха («в», «ф», «з»). С одной стороны согласные очень важны для ясности речи, с другой - часто нарушают устойчивость гортани и нормальную работу дыхания. Согласные должны произноситься не только чётко и ясно, но и чрезвычайно кратко и энергично. Чтобы добиться лёгкости в произношении согласных в работе над дикцией и артикуляцией полезно пение народных прибауток, построенных в основном на одном - двух звуках: «Барашеньки», «Андрей - воробей», «Дин - дон» и другие. Учащиеся должны утрированно произносить многие согласные, особенно «р». Согласные вместе с соответствующими гласными помогают точному интонированию. Вот почему так удобно петь упражнения на слоги «ди», «мо», «ле», «ку», «ма», «зи» и т.д. Сочетание гласных «у», «о» с согласными (например слоги «ку», «гу») даёт наибольший эффект в борьбе с «плоским», «открытым» звучанием. При выработке звонкого, светлого звука наибольший эффект достигается применением гласных «и», «е» с согласными (например слоги «ди», «ле», «зи»).
Характер певческой дикции зависит от характера музыки, содержания произведения. При исполнении распевных произведений текст произносится мягко, в маршевых - скандировано, твёрдо. В драматических произведениях, торжественных гимнах слова
произносятся значительно, при более крупной артикуляции. При исполнении быстрых произведений следует слова произносить легко, «близко», облегчать силу звука. Движение артикуляционного аппарата при этом минимальное.
Кроме того, необходимо знать и практически применять правила культуры речи (верное ударение в слове, правильное произношение гласных и согласных), правила логики речи (выделение основного, ударного слова, несущего логическое ударение, помогающее понять мысль, смысл фразы).
Заключение
Вокальная дикция требует повышенной активности артикуляционного аппарата. Все певцы хора должны овладеть навыком единообразной артикуляции. Нарушение ритмического ансамбля и отсутствие единых принципов произношения ведёт к заглушению слова, к плохой хоровой дикции. Серьёзная работа над дикцией освободит и разовьёт весь артикуляционный аппарат детей, который у них часто бывает крайне вял и пассивен. Внимание к выразительности слова наряду с напевностью и всегда в связи с содержанием данного произведения поможет учащимся добиться хороших результатов в повышении вокального мастерства.
Вся вокально-техническая и художественно-эмоциональная работа над произведением направляется на достижение исполнительских навыков и мастерства, на передачу всех авторских замыслов композитора и поэта, что в итоге ведёт к раскрытию художественного образа вокального произведения и к его яркости при исполнении.
Литература
Аванесов Р. Русское литературное произношение М., 1994.
Апраксина О. Методика развития детского голоса М., 1983.
Живов В. Хоровое исполнительство теория, методика, практика
Косинова Е.М. Домашний логопед М., 2008.
Русские народные скороговорки составитель Науменко Г. М.,1989.
Емельянов В.В Развитие голоса. Координация и тренинг. СПб.: Изд. «Лань», 2007 год.;
Дубровская С.В. Знаменитая дыхательная гимнастика Стрельниковой. М.:РИПОЛ классик, 2006 год;
Велижанин Д.Н. Записки хормейстера. – Тюмень: «Вектор Бук», 2002;
Осеннева М.С., Самарин В.А., Уколова Л.И. Методика работы с детским вокально-хоровым коллективом. – М.: ACADEMA, 1999.;
Соколов В., Попов В., Абелян Л. Школа хорового пения (вып. 2). – М.: «Музыка», 1971.; Стулова Г.П. Теория и практика работы с детским хором. – М.: «Владос», 2002.;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod.razrabotka.docx | 21.11 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
Педагога дополнительного образования
Норицыной Анны Николаевны
Тема: «Дикция, артикуляция в хоре»
Введение
Любое, красиво звучащее музыкальное произведение, не может не вызвать отклика в душах слушающих его. Проникновенно, продуманно и прочувствованно исполненное вокальное произведение, заключает в себе ещё большую силу воздействия на человека, пробуждая эмоциональные переживания и яркие впечатления посредством не только музыки, но и слова.
О предварительной работе при этом никто и не задумается, т. к. она и не видна в случае профессиональной подготовки исполнителя. А умению работать над вокальным произведением, доводить его исполнение до готовности и концертного уровня, обучают уже с младшего возраста в детских музыкальных школах на отделениях хорового пения, где учащиеся приобретают на уроках хора необходимые вокально-технические навыки, развивают творческое воображение, воспитывают у себя эстетическое мышление, пополняют кругозор, обучаясь в процессе работы над произведением пониманию замысла авторов музыки и словесного текста и умению донести до слушателя задуманное композитором и поэтом, проявляя через исполнение своё личное отношение к этому.
Работа над дикцией в детском хоре
Под хорошей дикцией подразумевается четкое и легкое произношение, чистое звучание каждой гласной и согласной в отдельности, а так же слов и фраз в целом. От дикции хора, соблюдения произносительных норм зависит донесение до слушателей поэтического текста. Все это обеспечивается за счет правильной артикуляции каждого звука, и, прежде всего, умения в процессе речи свободно и достаточно широко открывать рот.
Принято различать три вида произношения: бытовое, сценическая речь и певческое произношение. Певческое произношение ближе к сценической речи. В пении наибольшее внимание уделяется певческому тону, произношение ритмически строго организовано, дыхание более продолжительное, чем в речи и подчинено требованиям музыки.
Для академических хоров характерен прикрытый округлый звук, прикрытая манера пения. Сущность такой манеры пения выражается в том, что некоторые гласные, например И, Е, А поются более округленно, приближаясь по своему звучанию к звукам Ы, Э, О. Хору необходимо научиться сохранять единый вокальный стержень, то есть единую манеру произношения гласных с сохранением характерных признаков той или иной гласной.
Органами человека, которые образуют звук, являются: губы, язык, челюсти, гортань с голосовыми связками, зубы. Все это - артикуляционный аппарат.
У юных певцов часто артикуляционный аппарат работает слабо, вяло (в работе участвует очень мало мышц лица, губ, языка), они невнятно произносят звуки и целые слова. Очень часто дети поют с зажатыми зубами, запрокинув (приподняв вверх) голову, что ведет к зажатию челюсти. Напряженная гортань, приподнятый и зажатый корень языка, все это приводит к тому, что звук при пении становится гортанным и напряженным. Все это мешает или делает невозможным четко и удобно, без напряжения, артикулировать.
Мне не раз приходилось с этим сталкиваться. Именно поэтому я взяла темой своей работы «Дикция, артикуляция в хоре». На уроках мы занимаемся артикуляционной - «разминкой» (упражнения без интонирования). В разминку входят упражнения для расслабления языка, для развития подвижности нижней челюсти, для развития подвижности губ. Упражнения в четкости произнесения согласных звуков в слогах – неотъемлемая часть наших занятий. С большим удовольствием и азартом учащиеся занимаются скороговорками. Все это помогает преодолеть трудности связанные с дикцией и артикуляцией.
Важно следить за правильным положением корпуса т.к. это влияет на свободу артикуляционного аппарата. Правильным считается прямое, без напряжение положение корпуса и головы, расправленные плечи, бодрая осанка, руки свободно опущены вниз при положении стоя или свободно лежат на коленях при положении сидя.
Как и в любом деле, здесь требуется настойчивость и систематичность, и начинать артикуляционные упражнения нужно как можно раньше. Мотив можно придумать к уроку заранее – использовав наиболее актуальные для данного занятия интонации. Можно из урока в урок играть в своеобразную игру-придумывание все новых и новых «распевалочек»на тексты артикуляционных упражнений и скороговорок. Дети такие творческие задания очень любят и, как правило, неплохо с ними справляются. Подобные игры будут одновременно и тренировать артикуляционный аппарат, и развивать их мелодическое мышление, обогащать интонационный опыт.
Артикуляционная - «разминка» (упражнения без интонирования)
1. Сидя, дети должны изобразить “полёт птицы” т. е. живот подтянут, грудь вперёд, такое положение напоминает птицу в полёте. За таким положением хормейстеру необходимо постоянно напоминать детям.
2. Проводим массаж лица постукиванием пальцами по лицу, начиная от корней волос, лобовая часть, щёки, подбородок так, чтобы лицо “загорелось”.
3. Покусывание кончика языка и постепенное его высовывание до конца. «Пожевать» язык попеременно, то правыми, то левыми боковыми зубами.
4. «Чистим» зубы языком (круговые движения между зубами и губами с закрытым ртом. Пытаемся «проткнуть» щеку (упереться языком в верхнюю, нижнюю губу, в левую, правую щеку).
5. Упражнение «крестик и нолик», вытягивая губы вперёд трубочкой, рисуем губами сначала нолик (четыре раза в одну сторону и в другую), затем рисуем крестик, поднимая губы вверх, вниз и в стороны. При выполнении необходимо следить, чтобы дети не двигали головами, должны работать только губы.
6. Щелканье языком (изменяя форму рта при этом издавать щелкающий звук, пытаясь произвольно издавать более высокие и низкие щелчки). Предлагается пощелкать одинаково, то есть выстроить унисон.
7. Покусывание верхней и нижней губы.
8. «Удивление» - поднятие бровей. «Радость, грусть» - чередование «масок».
Укрепление согласных
«С» : Сани – сатира – сапёр – сапожник.
Свечка – свирель – саранча – сезон.
Подобные цепочки слов, начинающихся на «С» хорошо звучат в виде контрастного темброво-регистрового диалога, в котором могут участвовать 2 группы ребят. Например: 1 группа проговаривает слова в низком регистре – «заговорщицки», 2 группа – в фальцетном регистре как бы «в испуге».
Возможны и другие контрастные сопоставления:
Динамические: громко – тихо
Ритмические: тянущимися долгими звуками – мелкими длительностями.
Речевое глиссандо: вниз – вверх
Скороговорки:
Во саду ли, во садочке, соловей поёт.
Сломала я ветку сирени в саду.
Мы посадили весной кустик сирени в саду
Курские соловьи славятся на всю Россию.
Сима сухари сушила. Сушить не насушила, а сжечь – сожгла.
«Р»:
Игры: «Машина» - дети изображают рычание мотора: «дрррр». Звук то громче, то тише - по знаку дирижера. «Самолет-кукурузник» - тоже самое, но в более высоком регистре. Варианты развития игрового сюжета: приближающийся, удаляющийся звук, несколько самолетов, прерывающий звук – самолет иногда пропадает в облаках.
Скороговорки:
Раз дрова, два дрова, три дрова.
На дворе трава, на траве дрова.
На дворе дрова, за двором дрова.
Дрова вдоль двора, дрова вширь двора, не вместит двор дров, дрова выдворит.
Рапортовал, да не дорапортовал, а стал дорапортовывать – зарапортовался.
У Соньки-вертушки во рту три ватрушки.
Бобр, бобр для бобрят добр.
Укрепление гласных
«А»:При работе над артикуляцией гласных нужно обращать внимание на ее «исходное» состояние хора. Если «а» чересчур открыта, то к ней нужно подходить через «о», или «у»: Бо-ба, до-да, зу-за, ру-ра.
Если «а» звучит, наоборот, заглублено, то подходить к ней лучше от «и», или «е»: Би-ба, ди-да, бе-ба, де-да.
Полезно петь цепочки слов (например, по нисходящему трезвучию, или другому, придуманному к уроку интонационному мотиву):
Балаган – барабан – сарафан – мандарин.
«И»: Бирюза – дирижер – виноград – тишина.
«Е»: Резеда – ремесло – лебеда – сенокос.
«У»: Муравей – музыкант – мухомор – ураган.
Работа над произведениями.
В работе над произведением дикции, артикуляции, орфоэпии (правильность произношения) уделяется огромное внимание. Причем, артикуляционный аппарат, как никакая другая часть голосообразующего аппарата, подчинен волевому контролю. Из этого следует, что необходима постоянная регулировка его работы.
В этом могут помочь скороговорки, которые можно не только проговаривать, но еще и пропевать, добиваясь поставленных при этом задач.
Скороговорки – это удивительный жанр фольклора – создан народом для тренировки движений речеобразующего органа.
Пение скороговорок несет в себе не только навык над четкой дикцией и правильной артикуляцией, но и развивает четкую интонацию, работу над дыханием, соблюдение правил орфоэпии и правильное ударение в словах (логику речи, а также орфоэпию (правильную речь).
Иногда певцы усердно пропевают каждый слог текста, не выделяя ударные слоги, такое слоговое пение невыразительно, однообразно, лишено кантилены. Может исказиться смыл слов. От исполнителей требуется умение смягчить (стушевать) неударные слоги, особенно если неударный слог приходится на более высокий звук, нежели ударный.
Тембр у детей чрезвычайно неровен, что наиболее ярко проявляется в пёстром звучании гласных. Гласные звуки - основа пения, на них вырабатываются все вокальные качества голоса и вокальная техника. Добиваться у учащихся правильного формирования различных гласных нужно постепенно. Сначала следует больше использовать такие гласные, при которых хорошо раскрывается глотка, звук льётся свободно, ненапряжённо. Предпочтение отдаётся гласному У. При этом гласном ротовая полость и глотка раскрыты широко, пение совершается как бы «на зеве». Кроме того У освобождает голос от неприятного носового призвука. Пропевание песен и упражнений на гласные У-Ю поможет в выработке высокой позиции, мягкого звучания, отличного унисона и ансамбля. В достижении высокой позиции особенно велико значение пения закрытым ртом.
Следующим гласным, имеющим большое значение в вокальном воспитании, является гласный О. Этот звук не требует округления и при нем глотка хорошо открыта. Пение упражнений на О и Ё поможет выработать округлое, красивое звучание. Далее полезно перейти к работе над звуком И. Он требует приближения к Ю или Ы, помогает найти ощущение близкого и яркого звучания для всех других гласных, заставляет интенсивно работать голосовые связки и дыхание, как и звук У. И, наконец, последняя гласная, над которой следует работать, это гласная Е. При ее звукообразовании глотка резко уменьшается, в активную работу включается язык. Все гласные должны звучать одинаково красиво, при постоянном положении гортани.
Особо остановимся на значении русских народных песен для воспитания навыка красивого пения гласных. Во многих народных мелодиях встречаются характерные распевы на разных гласных. На эти-то образцы и следует обратить внимание. «Распев, распевание - это и есть главное, на чём зиждется русская вокализация и русское голосоведение, а если глубже вслушаться, то и всё русское в музыке», - писал замечательный хормейстер А. Д. Кастальский. Дети любят песни с распевами, но следует обратить специальное внимание на точное исполнение нескольких нот на один гласный, чтобы хорист не «проглатывал» и не «смазывал» их. Распевы - замечательная школа вокального мастерства. Они помогут добиться большей напевности, льющегося протяжного звука.
Большое значение для правильности дикции в пении имеют согласные звуки и их взаимодействие с гласными. Одни согласные произносятся с участием голосовых связок, другие - при помощи пропускания струи воздуха между языком и нёбом, языком и зубами. Согласные, которые произносятся с участием голосовых связок, благоприятны в вокальном отношении («б», «в», «г», «д»). Поэтому тексты песен, содержащие большое количество таких согласных являются в пении наиболее удобными. Важное значение в работе над дикцией и звучанием детского хора имеет применение слогов, состоящих из различных сочетаний гласных и согласных.
При произношении одних согласных необходимо движение языка (например «р», «т», «д»), другие вызывают утечку воздуха («ш», «ж»), третьи требуют значительного выдоха («в», «ф», «з»). С одной стороны согласные очень важны для ясности речи, с другой - часто нарушают устойчивость гортани и нормальную работу дыхания. Согласные должны произноситься не только чётко и ясно, но и чрезвычайно кратко и энергично. Чтобы добиться лёгкости в произношении согласных в работе над дикцией и артикуляцией полезно пение народных прибауток, построенных в основном на одном - двух звуках: «Барашеньки», «Андрей - воробей», «Дин - дон» и другие. Учащиеся должны утрированно произносить многие согласные, особенно «р». Согласные вместе с соответствующими гласными помогают точному интонированию. Вот почему так удобно петь упражнения на слоги «ди», «мо», «ле», «ку», «ма», «зи» и т.д. Сочетание гласных «у», «о» с согласными (например слоги «ку», «гу») даёт наибольший эффект в борьбе с «плоским», «открытым» звучанием. При выработке звонкого, светлого звука наибольший эффект достигается применением гласных «и», «е» с согласными (например слоги «ди», «ле», «зи»).
Характер певческой дикции зависит от характера музыки, содержания произведения. При исполнении распевных произведений текст произносится мягко, в маршевых - скандировано, твёрдо. В драматических произведениях, торжественных гимнах слова произносятся значительно, при более крупной артикуляции. При исполнении быстрых произведений следует слова произносить легко, «близко», облегчать силу звука. Движение артикуляционного аппарата при этом минимальное.
Кроме того, необходимо знать и практически применять правила культуры речи (верное ударение в слове, правильное произношение гласных и согласных), правила логики речи (выделение основного, ударного слова, несущего логическое ударение, помогающее понять мысль, смысл фразы).
Заключение
Вокальная дикция требует повышенной активности артикуляционного аппарата. Все певцы хора должны овладеть навыком единообразной артикуляции. Нарушение ритмического ансамбля и отсутствие единых принципов произношения ведёт к заглушению слова, к плохой хоровой дикции. Серьёзная работа над дикцией освободит и разовьёт весь артикуляционный аппарат детей, который у них часто бывает крайне вял и пассивен. Внимание к выразительности слова наряду с напевностью и всегда в связи с содержанием данного произведения поможет учащимся добиться хороших результатов в повышении вокального мастерства.
Вся вокально-техническая и художественно-эмоциональная работа над произведением направляется на достижение исполнительских навыков и мастерства, на передачу всех авторских замыслов композитора и поэта, что в итоге ведёт к раскрытию художественного образа вокального произведения и к его яркости при исполнении.
Литература
Аванесов Р. Русское литературное произношение М., 1994.
Апраксина О. Методика развития детского голоса М., 1983.
Живов В. Хоровое исполнительство теория, методика, практика
Косинова Е.М. Домашний логопед М., 2008.
Русские народные скороговорки составитель Науменко Г. М.,1989.
Емельянов В.В Развитие голоса. Координация и тренинг. СПб.: Изд. «Лань», 2007 год.;
Дубровская С.В. Знаменитая дыхательная гимнастика Стрельниковой. М.:РИПОЛ классик, 2006 год;
Велижанин Д.Н. Записки хормейстера. – Тюмень: «Вектор Бук», 2002;
Осеннева М.С., Самарин В.А., Уколова Л.И. Методика работы с детским вокально-хоровым коллективом. – М.: ACADEMA, 1999.;
Соколов В., Попов В., Абелян Л. Школа хорового пения (вып. 2). – М.: «Музыка», 1971.; Стулова Г.П. Теория и практика работы с детским хором. – М.: «Владос», 2002.;