Урок музыки 5 класс «Всю жизнь мою несу я Родину в душе.«Перезвоны».
Взаимосвязь музыки и литературы на примере рассказов В.М. Шукшина и произведения В.А. Гаврилина «Перезвоны».Знакомство с историей возникновения произведения В.А. Гаврилина «Перезвоны», со специальной терминологией и ключевым понятием «симфония-действо». Раскрыть взаимосвязь единства образов между сочинениями В. А. Гаврилина и В. М. Шукшина.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_muzyki_5_klass_vsyu_zhizn_moyu_nesu_rodinu_v_dushe.docx | 31.7 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Урок музыки 5 класс
«Всю жизнь мою несу я Родину в душе.
«Перезвоны».
Разработала: учитель музыки 1 категории МБОУ "Килемарская СОШ" Разумова Надежда Ильинична.
Цель урока: Показать взаимосвязь музыки и литературы на примере рассказов В.М. Шукшина и произведения В.А. Гаврилина «Перезвоны».
Задачи урока:
Образовательные:
- Познакомить с историей возникновения произведения В.А. Гаврилина «Перезвоны».
- Познакомить со специальной терминологией и ключевым понятием «симфония-действо» на основе изучения произведения «Перезвоны» В.А. Гаврилина.
- Помочь раскрыть взаимосвязь единства образов между сочинениями В. А. Гаврилина и В. М. Шукшина.
Воспитательные:
- Воспитывать уважение к Отечеству через освоение художественно-эстетических, духовно-нравственных ценностей отечественной культуры.
Развивающие:
- Продолжать развивать культуру слушания музыки, музыкальное восприятие, умение анализировать, аргументировано высказывать свое мнение.
- Продолжать развивать навык участия в коллективной исполнительской деятельности
Тип урока: комбинированный, урок открытия новых знаний.
Вид урока: урок-размышление.
Формирование универсальных учебных действий:
Личностные:
- осмысление взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании музыкальных образов, их влиянии на духовно-нравственное становление личности;
- выявление ассоциативных связей музыки с литературой, изобразительным искусством
Познавательные:
- усвоение словаря музыкальных терминов и понятий в процессе восприятия, размышлений о музыке;
Регулятивные:
- прогнозирование результатов художественно-музыкальной деятельности при выявлении связей музыки с литературой, изобразительным искусством,
Коммуникативные:
- передача собственных впечатлений о музыке, других видах искусства в устной речи;
- совершенствование учебных действий самостоятельной работы с музыкальной и иной художественной информацией;
Информационные:
- формирование умений применять ИКТ как инструмент сбора, поиска, хранения, обработки и преобразования музыкальной и художественной информации;
- обращение к электронным образовательным ресурсам с целью самообразования.
Вход детей под музыку песни «С чего начинается Родина?».
Учитель приветствует детей.(Дети садятся) Слайд:1
Учитель: Ребята, а как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?
Слайд:2
Дети: О Родине.
Учитель: А что мы называем Родиной? (ответы детей)
Молодцы, спасибо!
Учитель: Мы с вами слушали много музыкальных произведений вокальных и инструментальных. Сегодня мы познакомимся с музыкальным произведением, где отражается характер русского человека, его любовь и преданность Родине.
Слайд:3 Тема урока «Всю жизнь мою несу родину в душе. «Перезвоны».
Эпиграф сегодняшнего урока. (Звучат колокольные звоны)
Слайд:4
Колокола! Ваш звучный звон-
Язык земли,
Меня вскормившей.
Живет в вас радость,
Клич и стон,
Как отголосок
Жизни бывшей.
Колокола!
Руси венец,
Червонным золотом
Горящий,
Ваш звон-
Связующая нить
Меж будущим
И настоящим.
Слайд:5 Что такое на Руси колокол?
Давайте рассмотрим: какое разнообразие колоколов.
И у каждого свой голос…
Можно ли назвать колокола на Руси вестниками? Дети: да
(Читают дети)
1.России звонкие колокола!
Воспели вы её красу и силу.
Вы о победах празднично звонили,
Смолкая в час, когда беда пришла.
2.Вы – голос Родины через года.
Вас брали на трофеи, разрушали.
А вы покой и счастье охраняли,
И преданно служили ей всегда.
3.На колокольнях, звонницах звучит
Набат больших и маленьких звоночков.
Они поют во славу днем и ночью –
Великие колокола Руси!
Учитель: А что для вас значат слова Русь, Россия, Родина?(Ответы детей)
Учитель: Каждый человек воспринимает родину по своему: для кого-то это цветущие поля, для кого-то это опустевшие деревни с покосившимися домиками.
Слайд:6 Вот так говорил о Родине Василий Макарович Шукшин, с творчеством которого мы сегодня познакомимся:
«Всю жизнь мою несу я Родину в душе, люблю её, жив ею, она придаёт мне силы, когда случается трудно и горько»
Русский писатель, кинорежиссер, актер, заслуженный деятель искусств России Василий Макарович Шукшин (1929 —1974) - воспринимал родину как самобытный мирок со своими законами и непростым укладом человеческой жизни.
Слайд:7 В рассказе Шукшина «Слово о малой Родине» есть такие слова: Родина...та жизнеспособность, та стойкость духа, какую принесли туда наши предки, живет там с людьми и поныне, и не зря верится, что родной воздух, родная речь, песня, знакомая с детства, ласковое слово матери врачуют душу.
Родина... Может, потому; что она и живет постоянно в сердце, и образ ее светлый погаснет со мной вместе. Видно, так. Благослови тебя, моя родина, труд и разум человеческий! Будь счастлива! Будешь ты счастлива, и я буду счастлив.
Какие чувства возникают после прочитанного?
Дети: Всё творчество писателя пронизано любовью к своей Родине, своему родному краю, своей малой Родине и людям.
Слайд:8 Творчеством Василия Макаровича Шукшина увлекался его современник: композитор Валерий Александрович Гаврилин.
Валерий Александрович Гаврилин родился на Вологодчине. Отец его погиб на фронте (1942г.). Мать была арестована и выслана далеко за пределы города.
Мальчик воспитывался в детском доме и страшно скучал по матери, каждый день писал ей трогательные письма.
Практически был лишён детства. Спасением стала музыка, с которой познакомился в детском доме, где впервые сел за фортепиано в одиннадцать лет.
С первых же занятий музыкой Валерий поразил учительницу не детской пытливостью и заинтересованностью музыкой, особенно,
возможностями симфонического оркестра.
Учительница просит письменного разрешения у матери Валерия отдать мальчика в специализированную школу при Ленинградской консерватории.
Современники вспоминали: « самое поразительное в Валерии Александровиче было то, что он совсем не был похож на композитора.
Небольшого роста, очень худенький и с очень внимательными и с очень добрыми карими глазами, красивым голосом»
Учитель: Как вы думаете, чьё творчество, рассказы вдохновили В.А. Гаврилина на написание своего самого крупного произведения «Перезвоны».
Дети: Творчество В.М. Шукшина.
Учитель: Валерий Александрович Гаврилин, вдохновленный творчеством Шукшина, создал самое крупное и значительное свое произведение — «Перезвоны», которое определил как симфонию-действо.
Таким образом, основой вокального произведения становится проза.
Слайд:9 Эпиграфом к этому замечательному сочинению Валерия Александровича Гаврилина могли бы стать его собственные поэтические строки:
На свете нет печальней повести,
Чем жить по совести...
«По моему замыслу, – говорил композитор, – сочинение должно передать душевную жизнь народа через судьбу одного человека – от рождения, через детство и юность, зрелость. К концу – бесконечная дорога, по которой идут люди, поколение за поколением, образы дороги, пути, реки жизни...»
В центре «Перезвонов» – история человеческой души, духовное возрастание человека. Хоровая «оркестровка» Гаврилина, полная ярких красок и остроумных деталей. Не случайно главному делу своей жизни Валерий Гаврилин дал имя «Перезвоны».
Почему Гаврилин дал название своему произведению «Перезвоны»?
Дети: Перезвон-вид церковного звона, поочерёдно перебираются все колокола друг за другом.
Учитель: Академик Д.С. Лихачев на склоне лет вспоминал об одном старинном русском обычае: «Вызвонить грех» – отлить колокол, чтобы он своим звоном вымолил у Бога прощение. Или отлить колокол в чью-либо память».
Учитель:
Слайд:10 Колокол – один из символов Руси, её силы, веры в будущее и память о прошлом. Колокольный звон на Руси сопровождал человека всюду. Им встречали воинов-победителей, оповещали о народном собрании (вече); пожаре, нашествии врагов, церковном празднике. Под звуки заливистых валдайских колокольчиков мчались по бескрайним дорогам России путешественники.
Существует несколько видов звона:
Благовест - одиночные удары в большой колокол.
Трезвон - несколько одновременно звонящих колоколов.
Перезвон - поочерёдные удары (от одного до семи в каждый колокол) от большого к малым.
Перебор - по одному удару в каждый колокол от малого к большому. Набат- сигнал тревоги в случае какого-либо бедствия (пожара, наводнения, нападения врагов и т. п.), подаваемый ударами колокола.
Люди всегда с большим уважением и любовью относились к колоколам. Учитель : Таким образом - герои Шукшина и образы Гаврилина помогли воссоздать истинный образ?... России, Родины…
Слайд:11
Учитель: Жанр своему произведению В.А.Гаврилин определил такое симфония-действо. Давайте разберёмся в понятиях симфония-действо.
Симфония-действо– это что-то среднее между оперой и кантатой. От оперы в нем – наличие сюжета, конкретная драматическая ситуация, от кантаты – отсутствие действия, диалога. Действо – это музыкальная драма , скорее вид музыкально-поэтического театра. Роль симфонического оркестра выполняет хор.
Учитель: Все произведение пронизывает колокольный звон – здесь он одновременно и символ часов человеческой жизни, и музыкальная эмблема России. Главная особенность «Перезвонов» заключается в том, что это действо написано почти исключительно для хора без сопровождения. Хор в «Перезвонах» одновременно солирует и исполняет функцию инструментального аккомпанемента, декламирует текст, скандирует отдельные слова.
Слайд:12 Учитель: Перед вами отрывки из размышлений Шукшина, которые и стали основой музыкальных образов симфонии-действа В.Гаврилина.
Читают:
Хорошо сидеть на берегу реки и думать…
В душу вместе с тишиной вкрадывается беспокойно-нежное чувство ко всему на свете. Грустно немного, но кто-то будто шепчет на ухо: подожди, подожди, дружок…
И какая-то огромная мощь чудится мне там, какая-то животворная сила, которой надо коснуться. Видно, та жизнеспособность, та стойкость духа наших предков живет и поныне, и не зря верится, что родной воздух, родная речь, песня, знакомая с детства, врачуют душу…
Красота родины, ясность её поднебесная и земная – редкая на земле, ясность пашни и ясность людей. Главное, что даёт Родина – каждому из нас – в дорогу на целую жизнь, что она, Родина, живёт постоянно в сердце…
Нам бы про душу не забыть. Нам бы немножко добрее быть. Нам бы с нашими большими скоростями не забыть, что мы люди, что мы должны быть… Мы один раз , уж так случилось, живём на земле. Ну, так и будь ты повнимательнее друг к другу, подобрее будь…
Сегодня мы послушаем фрагменты трех частей данной симфонии и постараемся определить, какое из высказываний легло в основу каждой части симфонии. (слушание, ответы детей)
Музыка неразрывно связана с литературой и с живописью. Я предлагаю вам рассмотреть картины и определить, с какой частью симфонии-действа их можно сопоставить?
Слайд:13 (смотрим картины подбираем музыку)
- П. Джогин «На Валааме»
- Б.Кустодиев «Осенний сельский праздник»
- А. Израйлян «Утро»
- И. Левитан «Над вечным покоем»
Слайд:14 В центре произведения – жизнь человека, дорога от начала до конца. Человечество вступает на путь жизни и идёт по нему упрямо, с верой, с грехом, и каждого человека ожидает конец, но люди продолжают идти…
Давайте послушаем еще один фрагмент "Молитва".
Как звучала музыка? В каком душевном состоянии находится человек во время молитвы? Почему в трудные минуты человек обращается к богу?
В православии существуют различные жанры молитв. Одна из разновидностей называется молитва-вопль. Перед нами разбойник, который почувствовал и осознал всю бессмысленность своего существования, поэтому его выкрики переходят в вопль.
Какие средства музыкальной выразительности (приёмы) подчёркивают характер этой части? (Приёмы: голос солиста, декламация, колокольный звон, чередование голоса солиста и хора)
Слайд;15 «Вечерняя музыка» – это любование красотой мира, природы, уходящего дня, рождающее в душе светлое чувство. Здесь нет слов (это хоровой вокализ), но есть многослойная звучащая картина Руси: переклички птиц, звуки жизни, думы людские, песни, колокольный звон. Всё это сливается в единую звуковую палитру, дрожащую в воздухе.
Слайд:16 Музыка «Перезвонов» сложилась из народных (в частности — разбойничьих песен, частушек, плачей) и из церковной музыки, колокольного звона (в «Молитве» — кульминации «Перезвонов» — использован текст «Поучения Владимира Мономаха»).
«Перезвоны» — вершина творчества Гаврилина. Это грандиозная фреска истории человека и его народа, их общей судьбы. Она складывается из самых разных номеров — массовых народных сцен, монологов героя, колоритных зарисовок народной жизни.
Слайд:17 В 1999 году, немного не дожив до своего юбилея 60 лет, великий творец музыки и народный артист СРФСР умер. Его музыка несет доброту и свет и не удивительно ведь писал музыку на понятном для слушателя языке.
Учитель: Мы сегодня познакомились с творчеством Василия Шукшина и Валерия Гаврилина. Увидели тесную взаимосвязь литературы и музыки, постарались определить созвучие музыкальных, литературных и живописных образов.
А сейчас, и мы выразим свои чувства к Родине, исполним песню о
Музыка: Юрий Кудинов, слова: Елена Щепотьева "Россия и я". |
Учитель: Домашнее задание:1. Рисунок" Моя малая родина"2. Составить кроссворд по этой теме.
Слайд:18