Презентация "Валерий Александрович Гаврилин".
Валерий Александрович Гаврилин (1939-1999) Советский и российский композитор, автор симфонических и хоровых произведений, песен, камерной музыки, музыки к кинофильмам. Лауреат Государственной премии СССР, народный артист, Заслуженный деятель искусств РСФСР. Симфоническое действо "Перезвоны"- вершина творчества Гаврилина. В центре – история человеческой души, духовное возрастание человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v.a.gavrilin_perezvony.pptx | 2.07 МБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
« Всю жизнь мою несу родину в душе. « Перезвоны».
Колокола! Ваш звучный звон- Язык земли, Меня вскормившей. Живет в вас радость, Клич и стон, Как отголосок Жизни бывшей. Колокола! Руси венец, Червонным золотом Горящий, Ваш звон- Связующая нить Меж будущим И настоящим.
России звонкие колокола!
«Всю жизнь мою несу я Родину в душе, люблю её, жив ею, она придаёт мне силы, когда случается трудно и горько» В.М.Шукшин (1929-1972) Русский писатель кинорежиссер, актер, заслуженный деятель искусств России.
В рассказе Шукшина «Слово о малой Родине» есть такие слова: Родина...та жизнеспособность, та стойкость духа, какую принесли туда наши предки, живет там с людьми и поныне, и не зря верится, что родной воздух, родная речь, песня, знакомая с детства, ласковое слово матери врачуют душу. Родина... Может, потому; что она и живет постоянно в сердце, и образ ее светлый погаснет со мной вместе. Видно, так. Благослови тебя, моя родина, труд и разум человеческий! Будь счастлива! Будешь ты счастлива, и я буду счастлив.
Валерий Александрович Гаврилин родился на Вологодчине. Отец его погиб на фронте (1942г.). Мать была арестована и выслана далеко за пределы города. Мальчик воспитывался в детском доме и страшно скучал по матери, каждый день писал ей трогательные письма. Практически был лишён детства. Спасением стала музыка, с которой познакомился в детском доме, где впервые сел за фортепиано в одиннадцать лет. С первых же занятий музыкой Валерий поразил учительницу не детской пытливостью и заинтересованностью музыкой, особенно, возможностями симфонического оркестра. Учительница просит письменного разрешения у матери Валерия отдать мальчика в специализированную школу при Ленинградской консерватории.
«Перезвоны»- симфония-действо. Эпиграфом к этому замечательному сочинению Валерия Александровича Гаврилина могли бы стать его собственные поэтические строки: На свете нет печальней повести , Чем жить по совести... «По моему замыслу, – говорил композитор, – сочинение должно передать душевную жизнь народа через судьбу одного человека – от рождения, через детство и юность, зрелость. К концу – бесконечная дорога, по которой идут люди, поколение за поколением, образы дороги, пути, реки жизни...» В центре «Перезвонов» – история человеческой души, духовное возрастание человека. Хоровая «оркестровка» Гаврилина, полная ярких красок и остроумных деталей. Не случайно главному делу своей жизни Валерий Гаврилин дал имя «Перезвоны».
Колокол – один из символов Руси, её силы, веры в будущее и память о прошлом. Колокольный звон на Руси сопровождал человека всюду. Существует несколько видов звона: Благовест - одиночные удары в большой колокол. Трезвон - несколько одновременно звонящих колоколов. Перезвон - поочерёдные удары (от одного до семи в каждый колокол) от большого к малым. Перебор - по одному удару в каждый колокол от малого к большому. Набат - сигнал тревоги в случае какого-либо бедствия (пожара, наводнения, нападения врагов и т. п.), подаваемый ударами колокола.
Жанр своему произведению В.А.Гаврилин определил такое симфония-действо . Симфония-действо– это что-то среднее между оперой и кантатой. От оперы в нем – наличие сюжета, конкретная драматическая ситуация, от кантаты – отсутствие действия, диалога. Действо – это музыкальная драма , скорее вид музыкально-поэтического театра. Роль симфонического оркестра выполняет хор.
О трывки из размышлений Шукшина, которые и стали основой музыкальных образов симфонии-действа В.Гаврилина. Хорошо сидеть на берегу реки и думать… В душу вместе с тишиной вкрадывается беспокойно-нежное чувство ко всему на свете. Грустно немного, но кто-то будто шепчет на ухо: подожди, подожди, дружок… И какая-то огромная мощь чудится мне там, какая-то животворная сила, которой надо коснуться. Видно, та жизнеспособность, та стойкость духа наших предков живет и поныне, и не зря верится, что родной воздух, родная речь, песня, знакомая с детства, врачуют душу… Красота родины, ясность её поднебесная и земная – редкая на земле, ясность пашни и ясность людей. Главное, что даёт Родина – каждому из нас – в дорогу на целую жизнь, что она, Родина, живёт постоянно в сердце… Нам бы про душу не забыть. Нам бы немножко добрее быть. Нам бы с нашими большими скоростями не забыть, что мы люди, что мы должны быть… Мы один раз , уж так случилось, живём на земле. Ну, так и будь ты повнимательнее друг к другу, подобрее будь…
П. Джогин «На Валааме» Б.Кустодиев «Осенний сельский праздник» А . Израйлян «Утро» И . Левитан «Над вечным покоем»
В центре произведения – жизнь человека, дорога от начала до конца. Начало и конец — трудная дорога. А в середине — свет. Он есть и будет в жизни всегда. И всегда будет любо выйти на простор, взглянуть, как велика и прекрасна русская земля. И как бы ни менялся мир, есть в нем красота, совесть, надежды. В каком душевном состоянии находится человек во время молитвы? Почему в трудные минуты человек обращается к богу?
«Вечерняя музыка» – это любование красотой мира, природы, уходящего дня, рождающее в душе светлое чувство. Здесь нет слов (это хоровой вокализ), но есть многослойная звучащая картина Руси: переклички птиц, звуки жизни, думы людские, песни, колокольный звон. Всё это сливается в единую звуковую палитру, дрожащую в воздухе.
Музыка «Перезвонов» сложилась из народных (в частности — разбойничьих песен, частушек, плачей) и из церковной музыки, колокольного звона (в «Молитве» — кульминации «Перезвонов» — использован текст «Поучения Владимира Мономаха»). «Перезвоны» — вершина творчества Гаврилина. Это грандиозная фреска истории человека и его народа, их общей судьбы. Она складывается из самых разных номеров — массовых народных сцен, монологов героя, колоритных зарисовок народной жизни.
В 1999 году, немного не дожив до своего юбилея 60 лет, великий творец музыки и народный артист СРФСР умер. Его музыка несет доброту и свет и не удивительно ведь писал музыку на понятном для слушателя языке.
Благодарю за внимание! Благодарю за внимание!