План - конспект открытого урока на тему: "Семейное музицирование"

Батюта Елена Алексеевна

В план конспекте тезисно представлен окрытый урок преп. Батюта Е.А. по ансамблю. На уроке работали сестры Тимошенко с переложением для ансамбля в 4 руки песни Э Колмановского "Ты говоришь мне о любви". Переложение сделано преп. Батюта Е.А.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt_otkrytogo_uroka_2017g_1.docx32.16 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «САФОНОВСКАЯ ДШИ»

План-конспект открытого урока

Тема: «СЕМЕЙНОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ»

Подготовила и провела – преподаватель по классу фортепиано Батюта Е.А.

25.11.2021

Г. Сафоново, Смоленская область.


План-конспект открытого урока отделения

«Фортепиано» по теме «Семейное музицирование».

Преподаватель: Батюта Елена Алексеевна.

Ученицы: Тимошенко Диана, 4 класс и Тимошенко Алина 7класс.

Дата проведения: 25.11.2021г.

Место проведения: учебный класс.

Продолжительность урока: 45 минут.

Присутствовали: преподаватели отделения « Фортепиано»: Егорова С.В., Козлова Н.А., зав. Отделением - Сергеенкова И.С.

Тема урока: «Семейное музицирование» (текст методического доклада по теме, прочитанного накануне на школьном методическом семинаре, представлен полностью на моей странице сайта NS-portal под названием «Ансамблевое музицирование в ДШИ и ДМШ. Семейное музицирование и его значение в музыкальном воспитании обучающихся».

Форма урока: урок фортепианного ансамбля с обучающимися – сестрами Тимошенко.

Тип урока: урок практической работы по закреплению знаний, умений, навыков.

Цели и задачи урока:

а) учебно-образовательные:

   - приобретение навыков игры в ансамбле, умения слышать партнера;

 - знакомство с выдающимися образцами мировой литературы;

б) воспитательные:

   - выработка настойчивости и трудолюбия для достижения результата;

   - формирование умения владеть собой, мыслить логически в стрессовой ситуации (на сцене);

в) развивающие:

     - выработка важнейших качеств – внимательности, ответственности, дисциплинированности, целеустремленности;

д) здоровьесберегающие:

 - уроки ансамблевого музицирования – самая доступная форма ознакомления с музыкой, где ребенок – активный участник процесса с его дружелюбной атмосферой. Все это прививает психологическую раскованность и свободу.

Методы ведения урока:

 Словесный, наглядный, практический.

Оснащение урока:   фортепиано,  стул, наглядные пособия;

Применяемые технологии обучении:

Личностно-ориентированное обучение, технология активного обучения.

Программа урока:

Э. Колмановский «Ты говоришь мне о любви» (из т/ф «Три дня в Москве») – переложение для фортепиано в 4 руки – Батюта Е.А

Основные этапы урока:

I.Вступительный момент: - 2 мин. (приветствие, ознакомление присутствующих с темой урока, представление учениц, их музыкальная характеристика. Отдельно отмечена особенность данного ансамбля – разница в возрасте и навыках (4кл. и 7 кл.), что делает ансамбль специфическим и требует специального подбора репертуара, большую часть из которого мне приходится перекладывать для них самостоятельно).

Кратко дан  психологический настрой учащимся на работу.

II. Введение в тему: - 8 мин. (беседа о роли ансамблевого музицирования при подготовке пианиста, краткий экскурс в историю, занимательная и познавательная информация, высказывания великих музыкантов).

III.Практическая часть урока: - 30 мин. :

1.) два слова о правильной посадке в ансамбле  за инструментом, необходимой каждому музыканту с точки зрения удобства, а значит и здоровьесбережения;

2.) уточнение ключевых знаков,  тональности;

3.) разбор формы и структуры произведения, его деления на куплет и припев;

4.) работа над динамикой и певучестью в куплете:

напоминание о том, что в куплете тема (мелодия) проходит  у 2 партии и должна звучать «глубоко» и певуче, по – виолончельному, а подголоски в высоком регистре проходят у 1 партии и должны озвучиваться легко и невесомо. Тема и подголоски состоят из мотивов, развивающихся к концу на кресчендо.

5.) проучивание завершающего куплет пассажа из 16-х нот с ритенуто и остановкой на фермате. Акцент – на одновременном взятии нот;

6.) работа над припевом:

обратили внимание на то, что меняется темп и характер. По сравнению с протяжным лирическим  куплетом, припев имеет веселый, подвижный характер. Пробовали сдвигать темп.

7.) солирующая роль в припеве теперь – у 1 партии. В ней велась работа над длинными мелодическими фразами в обеих руках в октаву и сексту. Добивались ровной мелодической линии без «столбов», акцентов при подкладывании 1-го пальца в пассажах. Здесь велась беседа о важности  выработки правильного соотношения между действием пальца при извлечении звука и опорой на него руки, исходя из того, что разные пальцы обладают неодинаковой способностью выдерживать нагрузку руки ввиду их различной мышечной активности. Разобрали способы  обучение позиционной игре на длинных пассажах;

8.)во второй партии звучит аккомпанемент. Важна линия баса, которую нужно вести слухом всю длинную фразу. В правой  - движение по повторяющимся восьмым. И оно у учащейся было шумным, на что обратили внимание.

 9.)  еще раз уточнили фразировку, динамику и педализацию.

При этом педагог посоветовала учащимся делать акцент делать  на выразительности звучания во время исполнения!

10.)  в заключении - беседа с учащимися о системности, регулярности домашних занятий.

IV. Заключительная часть: - 5 мин. (анализ урока,  подведение итога с выводом о том, насколько намеченный план выполнен, похвала учениц, домашнее задание).