"Работа с детским духовым оркестром". Кабанов А.П., Оршанский И.М.
Далеко не каждый может стать солистом, а вот оркестрантом быть обязан. Оркестровое исполнительство во многом отличается от сольного. Духовикам, как, впрочем, и всем оркестровым исполнителям, обязательно постоянно играть в оркестрах и ансамблях. Подготовка к игре в оркестре должна проводиться не только на уроках оркестра, ансамбля, но и на уроках специальности. Специальность дает большие возможности для более глубокого, детального изучения учащимися особенностей инструмента, звуковых и технических. Большое внимание на уроках специальности уделяется решению художественных задач изучаемых произведений, звукоизвлечению, работе над исполнительским дыханием и умением управлять им, отработки технических приемов, правильным исполнением штрихов.
Однако, с первых же дней занятий ребенка желательно подключать к участию в игре ансамблем. Пусть это будут несложные пьесы для двух инструментов сначала в паре с преподавателем, затем с одноклассниками. Чувство ансамбля, умение слушать партнера воспитывается уже в начальный период обучения игре на духовых инструментах, в сопровождении фортепиано. Уже в этот период требуется интонационное, тембральное, динамическое единство разнородных инструментов. Преподавателю следует обращать внимание ученика на ритмический рисунок, точность держания своей партии, верное распределение дыхания, игру качественным и красивым звуком. Это развивает не только ритм, слух, интонацию, но и, самое главное, чувство ансамбля, чувство ответственности за совместное дело. Впоследствии усложняются пьесы и усложняются партии. Так постепенно ребенок привыкает к совместному, ответственному коллективному труду. Теперь его можно и нужно вводить в коллектив оркестра. Но, как и каждый школьный коллектив, мы сталкиваемся с проблемой смены состава коллектива, т.к. дети вырастают и покидают школу, переезжают на новое место жительства.
Для лучшей настройки оркестра следует применять выстроенный по камертону инструмент - баян или рояль. Также полезно использовать тюнер. Для понижения звука общий крон (или бочонок у кларнетов) выдвигается на определенное расстояние, для повышения – задвигается. Инструменты духового оркестра рекомендуется настраивать от натурального звука си-бемоль. По письму это будет: у кларнетов, труб, корнетов, теноров, саксофона-тенора, баритона - нота до, у альтов и саксофонов-альтов - соль, у валторны - фа, у флейт, тромбонов, басов - си-бемоль. Сначала настраиваются отдельные инструменты, затем группы, а потом оркестр в целом. При настройке следует проверять чистоту интонации на протяжении всего хроматического звукоряда инструментов. Каждый руководитель должен знать специфику, строй, диапазон, выразительные возможности, способы звукоизвлечения инструментов, составляющих основу его оркестра.
Каждая репетиция должна обязательно начинаться с совместного разыгрывания. Система упражнений для разыгрывания включает в себя мажорные и минорные гаммы, арпеджио, мелодические интервалы, фразы, мелодии. Важным элементом в разыгрывании оркестра является исполнение интервалов, аккордов, гармонических последовательностей или кадансов. Аккордово-гармоническая настройка способствует развитию гармонического интонирования, что очень важно, особенно в начальный период обучения.
Основным средством общения дирижера с оркестром является дирижерский жест. Задача руководителя - научить юных музыкантов понимать его язык. В первый период обучения дирижер должен сообщить участникам оркестра определенный объем знаний об основных элементах дирижерского искусства, а затем, на всем периоде обучения, практиковать игру по руке, учить понимать указания дирижера и выполнять их. Так же я стараюсь, чтобы на каждой репетиции в работе были произведения, ставящие различные задачи. Например, пьесы для чтения с листа, пьесы на стадии разбора, пьесы на стадии художественной обработки, пьесы на завершающем этапе работы, пьесы для повторения.
После настройки и разыгрывания, мы начинаем занятия с простого задания, чтобы ученики настроились на рабочий лад. Завершаем работу пьесами на стадии готовности. Спланированная подобным образом репетиция не будет утомительна для учащихся. Основной смысл репетиции - работа над музыкальным произведением.На занятиях руководитель должен создать творческую атмосферу, суметь заинтересовать учащихся, вызвать у них желание увлеченно работать и находить удовлетворение в изучении произведения, сделать репетицию живой и интересной. Здесь важно все: доброжелательное отношение к музыкантам, что является основой взаимоотношений с дирижером, его образный, ассоциативный, лаконичный язык, темперамент. Внешний облик руководителя, его манера общения должны дисциплинировать коллектив, вызывать в нем творческое отношение к исполнению, а волевое воздействие дирижера - сочетаться с тактом, корректностью, терпимостью и чуткостью к оркестрантам. Репетиция - акт напряженный, поэтому посмеяться, пошутить - значит, на какое-то время выключиться, отдохнуть, чтобы потом опять собраться и продолжить работу.
В репетиционной работе руководителю следует обращать внимание на правильные приемы дыхания и звукоизвлечения, необходимо стремиться к интонационной чистоте, ритмической точности, штриховому единству, правильной фразировке, динамике, темпу. Прежде всего, следует добиться точности воспроизведения музыкального текста, ритмического рисунка. Затем уточняются штрихи и динамика. Поэтому основными методами работы являются: 1) дирижерский показ (движение рук, мимика); 2) словесные пояснения (пение, как вариант слова); 3) слуховая наглядность (показ фраз при помощи игре на каком-либо музыкальном инструменте).
Сыгранность, т. е. слаженность групп первых и вторых голосов, стройность ее звучания, чувство ансамбля (умение слышать друг друга в совместном исполнении) и, наконец, умение «понимать руку» дирижера и правильно реагировать на его указания - все это предопределяет полноценную работу коллектива в целом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rezyume01.pdf | 74.19 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно