"Музыкальный эрудит"(Игра-викторина)
Игра воспитывает любовь к музыке, потребность в общении с искусством. Обогащает духовный мир, расширять кругозор в области музыки.Для участия в игре выбирается определённое количество игроков (например 10).Игра состоит из 6 туров. После окончания каждого тура из игры выбывает два участника. Претендентов на то, чтобы покинуть игру определяют сами игроки путем голосования. В последнем пятом туре участвуют два игрока, здесь и определяется сильнейший игрок победитель игры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzykalnyy_erudit.docx | 26.61 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
"Музыкальный эрудит"
( ИГРА - ВИКТОРИНА)
МБОУ "Килемарская средняя общеобразовательная школа"
Внеклассное мероприятие
подготовлено концертмейстером
1 квалификационной категории Разумовой Н. И.
Предварительная работа:
дети:
- 10 игроков готовят карточки с именами соперников
- пригласительные для гостей
учитель:
- готовит плакат с названием игры «Музыкальный эрудит»
- текст песни – игры со зрителями /на ватмане/
- таблички с фамилиями известных композиторов
- приз для победителя
Оборудование:
- фортепиано
- компьютер, музыкальный центр.
- минусовые фонограммы
Цели игры:
1.Обучающие
Учить различать на слух музыкальные произведения разных композиторов
Учить петь под аккомпанемент, петь в ансамбле.
2. Развивающие
В процессе слушания развивать слух, умение анализировать
Развитие творческой инициативы, способностей.
3.Воспитательные
Воспитывать любовь к музыке, потребность в общении с искусством
Обогащать духовный мир, расширять кругозор в области музыки.
Для участия в игре выбирается определённое количество игроков (например 10).Игра состоит из 6 туров. После окончания каждого тура из игры выбывает два участника. Претендентов на то, чтобы покинуть игру определяют сами игроки путем голосования. В последнем пятом туре участвуют два игрока, здесь и определяется сильнейший игрок победитель игры.
Так же необходимо выбрать жюри – статистический отдел, который бы вёл подсчёт баллов набранных каждым игроком (каждый правильный ответ – один балл).
К игре каждый участник готовит карточки с именами всех участников.
Ход игры:
Звучат фанфары /запись/
1 тур – Разминочный
Ведущий: Мы начинаем нашу игру. В первом туре каждому из Вас будет задано два вопроса, правильный ответ принесет Вам один балл. В этом туре вопросы довольно простые, поэтому мы назовём его разминочным, итак мы начинаем игру.
- Он стоит на трех ногах, ноги в чёрных сапогах.
Зубы белые, педаль, как зовут его? (Рояль)
2 . На листочке на страничке – то ли точки, то ли птички.
Все сидят на лесенке и щебечут песенки. (Ноты)
3 . Деревянные подружки пляшут на его макушке,
Бьют его, а он гремит – в ногу всем шагать велит. (Барабан)
4. У меня три струны, коли я начну играть – никому ни устоять. (Балалайка)
5 . Успех мне в группе медных обеспечен, нужна я в тех домах, где топят печи.
(Труба)
6 . У него рубашка в складку, любит он плясать в присядку.
Он и пляшет и поёт, если в руки попадёт.
Сорок пуговиц на нём с перламутровым огнём
Весельчак, а не буян голосистый наш … (Баян)
7 . Охотников сзываю я в дорогу, служу оружьем грозным носорогу. (Рог)
8 . Я к вам из древнего явилась мира, живу в Австралии, я – птица… (Лира)
9 . Каким инструментом владел папа Карло из сказки «Буратино»? (Шарманка)
- Движенья плавные смычка
Приводят в трепет струны,
Мотив звучит издалека,
Поёт про вечер лунный.
Как ясен звуков перелив,
В них радость и улыбка,
Звучит мечтательный мотив
Я называюсь…. (Скрипка)
- Каким ключом не открывается дверь? (Нотным)
- Какие две ноты входят в название азартной игры? (До-ми-но)
- Какой нотой вы выражаете своё хорошее настроение, дети называют так свою куклу? (Ля-ля)
- Какая нота любит быть первой, а в грамматике она является или предлогом или приставкой? (До)
- В оркестре узнают нас по раскату меди,
Никак не обойтись без нас и на обеде. (Тарелки)
- Слог первый представитель тех времён,
Кем был британский остров заселён,
А слог второй – одно из междометий,
В картине задним планом служит третий. (Саксофон)
- Вхожу в состав смычковых постоянно,
Я голос, но не тенор, не сопрано. (Альт)
- Волна большая – первый слог,
Второй – германский древний бог,
А третий слог – предлог. (Валторна)
1 9 . Какой композитор, будучи глухим, создал лучшие свои произведения?
(Л. Бетховен)
20 . Музыкант – исполнитель, свободно владеющий голосом или игрой на каком – либо инструменте. (Виртуоз)
На этом первый тур закончен, я прошу вас проголосовать.
Проводится голосование /два игрока, набравшие наибольшее количество голосов выходят из игры/
2 тур
1 . Самый большой музыкальный инструмент. (Орган)
2 . Кого называют «Королём вальса»? ( И. Штраус)
3 . Певческий коллектив, исполняющий многоголосную вокальную музыку. (Хор)
4 . Условный знак, выставляемый в начале нотного стана. (Скрипичный ключ)
5 . Какой из них духовой: тромбон, альт, саксофон? (Тромбон, саксофон)
6 . Музыкальный инструмент, которым пользуются шаманы? (Бубен)
7 . Автор, создатель музыкальных произведений? (Композитор)
8 . Какой инструмент называют «королевой оркестра»? (Скрипка)
9 . Сколько нот в слове помидор? (Две)
10 . Нота, без которой не сваришь суп? (Соль)
11 . Коллектив музыкантов-инструменталистов, исполняющих произведения. (Оркестр)
12 . Пьеса, в чётком ритме, для сопровождения военных походов, шествий. (Марш)
13 . Австрийский композитор, которого в детстве называли «Чудом 18 века»
(В. А. Моцарт)
14 . Упражнение для голоса без слов. (Вокализ)
15 . На каком инструменте играл Садко? (Гусли)
16 . Кто управляет хором, оркестром? (Дирижёр)
- Итак, завершился второй тур игры, снова проводим голосование.
Выбывают ещё два игрока.
3тур
1 . Торжественная песня, воспевающая кого-либо, что-либо? (Гимн)
2 . Ансамбль из двух исполнителей? (Дуэт)
3 . Бальный танец популярный в 19-20 веках. (Вальс)
4 . Произведение для голоса с инструментальным сопровождением лирического характера. (Романс)
5 . Сколько струн у скрипки? (Четыре)
6 . Хоровое пение без сопровождения? (а капелла)
7 . Лирическая песня, сопровождающая убаюкивание ребёнка. (Колыбельная)
8 . Высокий женский голос. (Сопрано)
9 . Страстный любитель музыки, пения. (Меломан)
10 . Продолжите фамилию русского композитора Римский-… (Корсаков)
11 . Меня не каждая включает партитура, но в геометрии я важная фигура.
(Треугольник)
12 . Автор оперы « Руслан и Людмила»? (М. И. Глинка)
13 . Перерыв в звучании произведения? (Пауза)
14. Старинный клавишно-струнный щипковый инструмент, предшественник фортепиано. (Клавесин)
15 . Ансамбль из трёх исполнителей? (Трио)
16 . Музыкально-хореографический спектакль, в котором сочетаются музыка, танец и драматическое действие? (Опера, балет)
17 . Какой из них струнный смычковый: балалайка, виолончель, гитара?
(Виолончель)
18 . Публичное исполнение музыкального произведения? (Концерт)
Дополнительные вопросы:
1 . Приветственная песня, бытовавшая в Италии и Испании, исполнялась в вечерние часы перед домом возлюбленной. (Серенада)
2. Пианист, помогающий исполнителям при разучивании и выступающий в концертах. (Концертмейстер)
3. Последнее произведение В. А. Моцарта? («Реквием»)
4. Сколько балетов создал П. И. Чайковский? («Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Спящая красавица»)
Голосование.
4 тур «Угадай мелодию»
- Этот тур отличается от предыдущих тем, что теперь Вам предстоит угадать музыкальные фрагменты.
К музыкальному фрагменту даются таблички с указание фамилий известных композиторов. Звучат муз. Фрагменты, а игроки должны поднять табличку с фамилией композитора.
- Итак, слушаем.
1.В какой передаче был использован этот музыкальный фрагмент? Его автор?
(Г. Свиридов «Время вперёд», программа «Время»)
2.Как называется данное музыкальное произведение, кто его автор?
(Л. Бетховен Симфония №5, первая часть)
3.Что это за произведение? Автор.
(«Гимн России» в исполнении фортепиано, А. Александров)
4.Автор музыки, солирующий инструмент? Автор.
(И. С. Бах «Шутка»)
Можно дать каждому участнику ещё по одному фрагменту
(например: Шостакович Симфония №7 первая часть, В. А. Моцарт «Реквием», И.С. Бах Органная фуга, Ж. Бизе «Кармен»)
Голосование.
5 тур «Перевёртыши»
/ К пятому туру осталось два игрока/
Ведущий называет телевизионные передачи, песни и др. с перевёрнутым смыслом.
Например:
- « Солнечные сутки» («Звёздный час»)
- «Доброе утро, старушки» («Спокойной ночи, малыши»)
- «Вечерняя бандероль» («Утренняя почта»)
- «Привет! Один на улице» («Пока все дома»)
- Песня «Грусть» (Песня «Улыбка»)
- Песня «Порознь ехать скучно» (Песня «Вместе весело шагать»)
- Балет «Проснувшаяся уродина» (Балет «Спящая красавица»)
- Строчки из песни «Не надо ползать красиво водителю в снегу»
(«Пусть бегут неуклюже пешеходы по лужам»)
На этом 5 тур окончен.
6 тур «Вокальный»
Итак, мы подошли к заключительному туру нашей игры. Теперь Вам предстоит показать Ваши вокальные способности. Вы должны будете исполнить песню.
(Ведущий даёт игрокам тексты песен, они должны под аккомпанемент по очереди исполнить их).
Для примера, можно использовать песни: О. Митяев, Р.Шипов «Как здорово»; Ю. Визбор «Милая моя»; С. Намин «Мы желаем счастья вам»; М. Блантер,
М. Исаковский «Катюша» и т. д.
Игроки готовятся.
- Пока наши финалисты готовятся к заключительному поединку, мы проведём небольшую игру-разминку со зрителями.
Разминка со зрителями
- Она развлечёт вас и подарит вам хорошее настроение.
А начнём мы вот с чего: вспомним всем хорошо известную песню «В лесу родилась ёлочка». Исполним хором её первый куплет. /Исполняется первый куплет/
- Здорово у нас получилось – настоящий хоровой кружок. А теперь на мотив этой песни попробуем пропеть другие слова. Послушайте, они совсем несложные:
Летит, летит по небу шар,
По небу шар летит.
И знаем мы, что этот шар
До неба долетит. /Разучивание/
- А вот теперь самое интересное, будьте внимательны. Мы поочерёдно начнём заменять слова песни жестами. Для начала слово «шар» заменим на такой жест /показ/ - руки вытягиваем вперёд и сомкнём их, закруглив, как будто держим большой воздушный шар. Запомним, слово «шар» при пении произносить не будем – его заменит жест.
/Исполняется песня с заменой первого слова. Ведущий поёт вместе с учащимися, демонстрируя правильное выполнение замены/
- Второе слово которое мы будем не называть, а показывать – «летит». Вытяните руки в стороны и плавно помашите ими, словно крыльями.
/Исполняется с заменой двух слов/
- Последнее, что нам осталось показать «небо». Это очень просто – жест рукой вверх. Споём песню заменив в ней три слова – «шар», «летит», «небо». Не ошибитесь, Будьте внимательны.
/Выполняются три жеста/.
- Молодцы. Попробуем прибавить темп.
/Быстрое исполнение/.
- А сейчас уступаю место нашим вокалистам.
После исполнения песен жюри подсчитывает баллы, набранные каждым из финалистов, затем по итогам подсчёт объявляется победитель. Затем проходит награждение победителя игры и ведущий благодарит жюри и всех игроков за участие. - От всей души благодарю всех за внимание.И, прощаясь, говорю вам – до свидания.