Методические рекомендации "Работа над развитием эмоциональной отзывчивости детей младшего школьного возраста на занятиях хора"

Мироненкова Надежда Михайловна

В данной работе рассматриваются методы, применяемые педагогами на хоровых занятиях для развития эмоциональной отзывчивости детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii.docx24.66 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ГБУ ДО ДД(ю)Т Московского района Санкт-Петербурга

Методические рекомендации

РАБОТА НАД РАЗВИТИЕМ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ

ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

НА ЗАНЯТИЯХ ХОРА

Педагог дополнительного образования

Мироненкова Н.М.

г. Санкт-Петербург

2021

Из всех видов искусства музыка обладает наибольшей силой воздействия на человека, непосредственно обращаясь к его душе, миру его переживаний, настроений. Ее называют языком чувств, моделью человеческих эмоций. Музыкальное искусство играет огромную роль в процессе воспитания духовности, культуры чувств, развития эмоциональной и познавательной сторон личности человека.

Музыкальное искусство наиболее глубоко захватывает и организует эмоциональную природу ребенка, в общении с музыкой дети легко находит выход своей эмоциональной активности и творческой инициативе.

Музыка способна сильнее всех других искусств воздействовать на чувства ребенка, стимулировать эмоциональный отклик и положительные эмоции, побуждать к сопереживанию и художественной эмпатии, развивать фантазию и воображение, вызывать желание общаться и делиться впечатлениями, рассуждать об услышанном. Научно доказано, что музыкальное искусство обладает большой силой художественного и эстетического воздействия на эстетическое сознание детей, пробуждает музыкально-ценностные потребности, предопределяет развитие эстетических интересов, вкусов, представлений о красоте и закладывает основы музыкально-эстетической культуры личности (Н. А. Ветлугина, Б. М. Теплов, В. Н. Шацкая и др.).

На разных этапах работы по  развитию эмоциональной отзывчивости детей младшего школьного возраста целесообразно использовать комплекс различных методов обучения: наглядных, словесных, эмоционально-образных, практических, метод сопереживания. Использование педагогом каждого из перечисленных методов должно быть обусловлено как содержанием занятий, так и степенью их эффективности в каждом конкретном случае.

1. Наглядный метод в музыкальном воспитании имеет несколько разновидностей: наглядно – слуховой (показ педагогом вокального произведения, прослушивание аудиоматериала и т.п.); наглядно-зрительный (показ репродукций, иллюстраций, наглядно-образных пособий и т.д.);  наглядно-двигательный (использование движений рук, пластическое и мануальное интонирование).

Показ педагога позволяет ребенку увидеть целостную картину произведения, вызывает определенные положительные эмоции, что стимулирует ученика к дальнейшему творчеству.

2. Словесный метод – к нему относятся беседа с детьми, рассказ, диалог и т.п.

В музыкальном воспитании этот метод понимается не столько как передача необходимой информации, сколько как образно – психологический настрой, направленный на духовное общение ребенка с музыкальным искусством. То есть для словесного пояснения музыки речь должна быть не бытовой, а образной.

3. Практический метод, его еще называют художественно-практическим - это формирование у  учащихся умения понимать, оценивать и анализировать средства художественной выразительности произведений, а также умения применить эти знания на практике, в частности, в процессе пения.

 В музыкальной педагогике существуют свои, специфические методы, направленные на более глубокое понимание музыкального языка:

1. Метод сопереживания позволяет учащимся сравнить и почувствовать музыкальное произведение через актуализацию собственного жизненного опыта;

2. В процессе вокально-хорового воспитания важно использовать метод сравнения и сопоставления, а также прием контрастного сопоставления – сравнение двух и более различных образов, выявление их сходств и различий;

3. Для того чтобы активизировать творческую деятельность ученика, его ассоциативно-образное мышление, в музыкальной педагогике используется метод ассоциативных сопоставлений. Обращаясь к красочным метафорам, сравнениям педагог вызывает у ребенка те или иные душевные состояния, находит в нем определенный эмоциональный отклик;

4. Близко к этому методу стоит эмоционально-образный метод, который основывается на образном и ассоциативно – образном мышлении учащихся.

Методы эмоционально-образного представления певческого процесса и его терминологического описания (типа «как будто») широко распространены в вокально-хоровой педагогической практике. Они играют огромную роль в процессе формирования голоса певца, воздействия на вокальную технику, а также как средство музыкально-художественной выразительности, так как опираются на различные эмоциональные состояния, а, следовательно, помогают развитию эмоциональной отзывчивости детей.

Образ и эмоции – это важнейшее психологическое средство обучения пению, основа передачи содержания музыкального произведения слушателю.

В детской вокально-хоровой  педагогике эмоционально-образные методы обучения (в частности, метод «как будто»), просто незаменимы. Они подбираются соответственно возрасту детей.

В процессе вокального воспитания детей самое главное – чтобы педагог точно знал, какого звука, каких певческих ощущений он желает добиться от ребенка, представлял себе эталон звучания его голоса, тогда он всегда найдет нужные эмоционально-образные выражения, сравнения, метафоры, ассоциации, то есть доступные для детей методы типа «как будто».

Одним из видов эмоционально-образного метода является метод «эмоционального погружения» или «интонационного вживания в музыку», то есть моделирования определенного эмоционального состояния через актуализацию собственного опыта. Использование такого метода обогащает музыкальное восприятие, привносят в него элементы театрализации, придают музыкальному произведению эмоциональное насыщение и содержательность. В зависимости от художественного и эмоционального содержания хорового произведения, педагог может для начала предложить детям специальные упражнения или творческие задания, направленные на формирование того или иного эмоционального состояния. Например, для исполнения песни о празднике, лете, каникулах необходимо добиться радостного, легкого звучания. Для этого детям предлагается вспомнить ситуацию, в которой они получали подарок или хорошую оценку, то есть испытывали соответствующее эмоциональное состояние. Можно даже обыграть это задание, придав ему форму театрализации.

Так как преобладающим мышлением у детей младшего школьного возраста является правополушарное, эмоционально-образное, для него характерны яркость восприятия, наглядная, образная память, богатство воображения. Поэтому вокально-хоровое воспитание детей должно быть эмоциональным, наглядным, образным, вызывать у ребенка интерес и предупреждать усталость – как эмоциональную, так и физическую. Все это возможно при создании игровых ситуаций. В игре ребенок с легкостью «вживается» в  любое эмоциональное состояние, в любую ситуацию.

Игровые распевания и приемы, основанные на ассоциативно-образном мышлении,  также активно развивают эмоциональную отзывчивость детей. Например, можно предложить спеть песенку, изображая голоса животных (изображение голоса  кукушки вырабатывает легкость звука и точность интонации, коровки – плотное смыкание на звук «М», развитие голосового резонатора, гусей – выработка зевка, открытия гортани – и т.д.)

Динамическую гибкость хора можно развить при помощи приема спеть попевку или песенку, как будто она звучит далеко за лесом, потом все ближе и ближе; или представить, что веселые музыканты, исполняющие песенку, едут в поезде и постепенно приближаются к нам.

Эмоциональную  отзывчивость помогает развить упражнение «Хохоталки». «Ха-ха» - поем с радостью, «Хэ-хэ» - с чувством усталости, «Хи-хи» - хитро, с усмешкой, «Хо-хо» - вопрос. Все поется по восходящему мажорному пентахорду.

Грамотное использование в процессе обучения пению мультимедийных технических средств часто ускоряет процесс понимания детьми художественного содержания произведения, облегчает поиск соответствующего эмоционального состояния и, следовательно, помогает развивать эмоциональную отзывчивость детей.

Важнейшим фактором, определяющим качество и степень эмоциональной отзывчивости ребенка на музыку, является музыкальный репертуар, предлагаемый детям младшего школьного возраста. К подбору репертуара предъявляются особые требования.

  • Выразительность, художественность произведений (яркие образы).
  • Разнообразная тематика произведений, разнообразие жанров.
  • Доступность и постепенное усложнение (в зависимости от возраста, слушательского опыта, интересов детей) – соответствие эмоционального содержания музыки эмоциональному опыту ребенка, способности сопереживать определенным чувствам, составляющим основу музыкального образа.

Музыкальные шедевры формируют у ребенка эталоны красоты, основы эстетического вкуса, представления об идеале. Получая с детства художественно полноценные музыкальные впечатления, ребенок привыкает к языку интонаций народной, классической и современной музыки, постигает «интонационный словарь» музыки разных эпох и стилей. Детям необходима атмосфера пребывания в музыке с тщательно отобранным репертуаром для пробуждения интереса к народной, классической и духовной музыке.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Ветлугина, Н.А. Возраст и музыкальная восприимчивость [Текст] / Н.А.Ветлугина// Восприятие музыки: Сб.Статей. Сост.В.Н.Максимов.- М.,1980.
  2. Дмитриев, Л.Б. Основы вокальной методики.[Текст] / Л.Б.Дмитриев. - М.:Музыка, 2000. - 368 с.
  3. Петрушин Г. Музыкальная психология [Текст]/Г.Петрушин. – М.: Владос, 1997.
  4. Струве, Г.А. Школьный хор: Книга для учителя [Текст] / Г.А.Струве.-М.:Музыка, 1981. -240с.
  5. Стулова, Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению [Текст] / Г.П.Стулова. –М.: Прометей, 1992. -132с.
  6. Тарасова К., Рубан Т. Основа системы музыкального воспитания // Дошкольное воспитание. – 2001. - №11. – с.63-68