«Формирование ключевых компетенций на уроке музыки и во внеурочной деятельности».
Главной задачей, стоящей перед учителем на сегодняшний день, является повышение эффективности обучения в школе, и в тоже время, обеспечение условий, необходимых для преодоления появляющихся при этом у школьников трудностей. Её реализация диктует необходимость развития познавательных интересов, способностей и возможностей ребёнка. Выпускник школы должен быть компетентным, мобильным, способным решать жизненные и профессиональные проблемы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_klyuchevyh_kompetentsiy.docx | 24.38 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Формирование ключевых компетенций на уроке музыки и во внеурочной деятельности».
Подготовила концертмейтер 1 категории МБОУ "Килемарская СОШ" Разумова Надежда Ильинична.
Главной задачей, стоящей перед учителем на сегодняшний день, является повышение эффективности обучения в школе, и в тоже время, обеспечение условий, необходимых для преодоления появляющихся при этом у школьников трудностей. Её реализация диктует необходимость развития познавательных интересов, способностей и возможностей ребёнка. Выпускник школы должен быть компетентным, мобильным, способным решать жизненные и профессиональные проблемы.
Компетентностный подход в образовательном процессе должен стать приоритетным.
Компетентностный подход - это освоение учащимися различного рода умений, позволяющих им в будущем действовать эффективно в нестандартных ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни.
Компетенция – совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, необходимых, чтобы качественно и продуктивно действовать по отношению к ним. (А.В.Хуторской)
Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. ( А.В.Хуторской)
Ключевые компетенции - результат образования, выражающийся в овладении социально-значимым набором способов деятельности, универсальным по отношению к предмету воздействия.
Ключевыми компетенциями – универсальными – должен обладать каждый член общества. Термин «ключевые» подчеркивает, что компетенции данного вида являются своего рода ключом к успешной жизни человека в обществе.
А.В.Хуторской выделяет семь ключевых образовательных компетенций:
1. Ценностно-смысловые компетенции.
2. Общекультурные компетенции.
3. Учебно-познавательные компетенции.
4. Информационные компетенции.
5. Коммуникативные компетенции.
6. Социально-трудовые компетенции.
7. Компетенции личностного самосовершенствования.
Выделяют основные задачи:
– создание условий для развития и самореализации учеников;
– усвоение продуктивных знаний, умений;
– развитие потребностей пополнять свои знания на протяжении всей жизни.
Формирование компетентностей обучающихся обусловлено реализацией не только обновленного содержания образования, но и адекватных методов и технологий обучения. Базовыми технологиями, поддерживающими компетентностно-ориентированное обучение на уроке, являются:
• технология проблемного обучения;
• технология проектного обучения;
• технология развития критического мышления;
• технология когнитивного обучения;
• технология обучения в информационном пространстве;
• технология решения исследовательских задач.
Очень часто эти технологии переплетаются. Трудно выделить их проявление на уроке. Но самое главное, что темы урока и рассказ учителя подводит ребят к большим диалогам и спорам, в которых действительно рождается истина, истина жизни, которая, сделает сегодняшних школьников настоящими гражданами, живущими по законам нравственности и морали, и любящими свою Родину и уважающими её традиции и обычаи, не забывающими историю своего народа.
Составляющие элементы понятия "компетенция":
• знания - это набор фактов, требуемых для выполнения работы;
• навыки - это владение средствами и методами выполнения определенной задачи;
• способность - врожденная предрасположенность выполнять определенную задачу.
• стереотипы поведения - видимые формы действий, предпринимаемых для выполнения задачи;
• усилия - это сознательное приложение в определенном направлении ментальных и физических ресурсов.
Школьный урок музыки должен отвечать всем современным методическим и дидактическим требованиям, давать наглядное, образное, целостное представление о мире искусства.
Главная цель компетентностного подхода в преподавании музыки заключается в воспитании духовного мира обучаемых, развитии их эмоционально-чувственной сферы, образного мышления и способности оценивать окружающий мир по законам красоты.
Впервые в примерных программах выделены ключевые компетенции.
Приоритетами для урока музыки и внеклассной музыкальной деятельности на этапе основного общего образования являются:
- учебно-познавательная компетентность,
- информационная компетентность,
- коммуникативная компетентность,
- социально-эстетическая компетентность.
Рассмотрим каждое из этих понятий подробнее.
Учебно-познавательная компетенция:
• освоение знаний о музыкальном искусстве; усвоение общезначимых ценностей и норм культуры;
• расширение жизненно-музыкальных впечатлений учащихся от общения с музыкой разных жанров, стилей, направлений;
• вырабатывание навыков эмоционально-осознанного восприятия музыки, умения анализировать ее содержание, форму, музыкальный язык;
• формирование потребности общения с музыкой в школе, вне школы, в семье;
• умение выполнять учебно-творческие задачи.
Для формирования учебно-познавательной компетенции на уроках музыки применяю следующие приемы:
-организационный этап урока в младших классах начинаю с вокальных приветствий. Благодаря этому дети плавно переходят от предыдущих предметов в мой урок;
-наиболее эффективным приемом для актуализации знаний считаю создание проблемной ситуации с помощью демонстрационного материала:
-видеофрагмента, стихотворения или загадки. Для обучающихся целеполагание - процесс непростой, поэтому совместно с детьми формулируем одну для всех цель и задачи, используя «Лесенку успеха» или «Ступени знаний»;
-решению учебных задач позволяют следующие методы: беседа, устное сообщение, заполнение структурной таблицы или афиши, а также разнообразные виды уроков: урок-концерт, урок-путешествие, урок-проект…
-в качестве материалов для закрепления знаний использую следующие задания: при изучении музыкальной грамоты - «Найди нужные клавиши!» «Подпиши ноты!», «Найди на рисунке слова с нотами!», а также предлагаю самим придумать слова, в которых спрятаны ноты;
-в заключительной части урока предлагаю детям решение кроссворда по теме урока;
-разные виды рефлексии присутствуют на всех этапах урока: промежуточная при отработке знаний, анализе усвоения и коррекции, итоговая рефлексия определяет обратную связь, то есть, соответствие поставленной цели результату всей деятельности, как для отдельного ученика, так и для класса в целом; в итоге урока предлагаю детям оценить свою работу на уроке и проявить личное отношение к нему:
-подводя итог урока, вместе определяем, насколько справились с поставленными задачами (возвращаемся к «Ступеням знаний») .
Перечисленные приемы и методы способствуют созданию активной позиции учащихся на уроке, на котором ученик - не пассивный слушатель, а главное действующее лицо урока.
Информационная компетенция:
-способность работать с различными источниками информации;
-владение современными средствами информации (телевизор, магнитофон, телефон, компьютер, и т.п.) и информационными технологиями (аудиозапись, видеозапись, СМИ, Интернет);
-способность к поиску, анализу и отбору необходимой информации, ее преобразованию, сохранению и передаче;
-применение для решения учебных задач информационных и телекоммуникационных технологий: аудио и видеозапись, Интернет.
Для формирования информационной компетенции обучающихся использую различный дидактический и наглядный материал (музыкальные фонограммы, различные дидактические игры, набор плакатов «Музыкальные инструменты», портреты композиторов, карточки и т.д.).
Огромную помощь в работе мне оказывают музыкальные программы: «Энциклопедия классической музыки» («Кирилл и Мефодий»), диски «Шедевры музыки» и «Музыкальный класс». Очень интересна «Энциклопедия популярной музыки Кирилла и Мефодия», где представлены сведения практически обо всех современных группах и исполнителях, музыкальных альбомах. С помощью энциклопедии мы прослеживаем историю развития той или иной группы, узнаем о развитии рока, джаза, поп-музыки в России и за рубежом, прослушиваем запись или просматриваем видеоклип.
Наличие ноутбука и проектора позволяет использовать на своих уроках многочисленные видеоматериалы (компьютерные презентации, видеофрагменты, музыкальные мультфильмы, видеофрагменты оперных и балетных спектаклей, концертных выступлений известных исполнителей и т.д.).
Коммуникативная компетенция:
-владение навыками взаимодействия с окружающими людьми, умение работать в группе, в парах;
-речевые (коммуникативные) умения, которые включают развитие речи, умение чтения с пониманием, умение понимания на слух и умение письма;
-воспитание художественного вкуса и потребности в общении с искусством;
-развитие творческих способностей учащихся.
Важнейшей частью урока музыки считаю вокально-хоровую работу, в которой заложено самое главное, как и в любой исполнительской деятельности - необходимость развивать умение вслушиваться в чужое и собственное исполнение.
Пение – это вид музыкального искусства, в котором музыка органически связана со словом. Но дети младшего школьного возраста не всегда могут сразу правильно произнести услышанное ими слово и тем более пропеть его под музыку. Для развития артикуляционного аппарата и дыхания у детей на своих уроках я применяю различные упражнения, например: «Ветер» на звук «у», «Шарик» на звук «и»;
-очень популярны для 1-2 классов попевки: «Василек», «Дин-дон», «Андрей-воробей»…
Огромную помощь в речевом развитии младших школьников играют скороговорки. Произношение этих весёлых, шуточных предложений развивает не только чувство юмора, но и артикуляцию. Я использую этот приём перед исполнением песен. Работу со скороговорками я провожу следующим образом. Вначале произношу текст сам. Затем разбиваю её на несколько частей (для разучивания) и произношу по группам в медленном темпе. Затем произносим её всем классом, по жесту моей руки, постепенно ускоряя темп. Например:
Кукушка кукушонку купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон.
Как в капюшоне он смешон!
Скороговорки можно использовать не только для речевого развития, но и для формирования навыков правильного дыхания. От правильного вдоха и выдоха при пении зависит качество исполнения вокального произведения. Упражнение «Горка» на развитие долгого и ровного выдоха основано на русской скороговорке про Егорку. Оно развивает длину выдоха, дикцию. Выполняется как в группе, так и индивидуально. Нужно нараспев произнести скороговорку:
На пригорке возле горки жили – были три Егорки.
Раз Егорка, два Егорка, три Егорка…
Количество Егорок нужно перечислять на одном выдохе. Победит тот, кто правильно произнесёт все слова и назовёт больше Егорок.
Большую роль в процессе формирования коммуникативных умений и навыков играет музыкально-ритмическая терапия. Она не только развивает чувство ритма, координацию, творчество, фантазию, но и способствует сплочению обучающихся внутри класса. В своей работе практикую следующее:
-провожу на уроках музыкальные физкультминутки :«Ветер и ветерок», «Если весело живется», «Пошла коза по лесу»…
-применяю в младших классах исполнение русских народных песен с движениями, хороводы («Ой, в лесу есть калина», «Земелюшка -чернозем» и др).
На уроках и во внеклассной деятельности использую минусовки (фонограммы популярных детских песен).
Коммуникативная компетенция на уроках музыки – это еще и искусство общения с музыкальными произведениями, которые являются предметом общения и средством общения.
На уроках дети учатся воспринимать народную, классическую и современную музыку. Восприятию музыки помогают следующие приемы:
-работа над музыкальным произведением по плану: 1)сведения об авторе; 2)история создания; 3)содержание; 4)анализ музыкальных фрагментов;
-привлечение видеороликов, в которых звучит классическая музыка для релаксации и произведений изобразительного искусства (репродукций картин);
-для анализа произведения применяю слова-помощники, которые помогают детям ответить на вопрос: «Какие чувства выражает музыка?»;
-прием «Дай название произведению!» заставляет обучающихся сосредоточиться, осознать самое главное, показать суть музыкального образа, как они его услышали. Ответы ребят дают представление о степени развития их музыкального восприятия. Например, слушая «Карнавал животных» Сен-Санса во 2 классе, дети сами по интонационным особенностям музыки определяют музыкальный образ того или иного животного;
-для учащихся 6 класса в 3 четверти открывается «Мастерская художника» (алгоритм работы на таких уроках следующий: 1)даю название произведения; 2)слушаем музыку, включив воображение; 3)выслушиваю детские фантазии; 4)дети рисуют иллюстрации к данной музыке);
Таким образом, обычный урок с применением здоровье сберегающих технологий становится уроком сотворчества ученика и учителя. На таком уроке учитель выполняет больше роль дирижёра, вовремя направляя деятельность обучающихся в правильное русло. Урок не одного актёра, когда учитель весь урок сам всё рассказывает, а ученики выполняют пассивную роль слушателей, а урок актёров, где каждый вносит свою лепту в построение занятия.
Социально-эстетическая компетенция:
-владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности;
-умение применять комплекс знаний, умений и навыков при выполнении социально-эстетических задач;
-приобретение опыта в творческой музыкальной деятельности.
Успешное формирование социально-эстетической компетентности невозможно без внеурочной деятельности, которая является естественным продолжением и дополнением основных форм работы учащихся на уроке и основывается на тех же педагогических принципах, что и учебная работа с детьми.
Внеурочная работа может осуществляться в самых разнообразных видах и формах:
-индивидуальная работа (работа с сольными исполнителями, подготовка их к конкурсам);
-групповая работа – работа с вокальными ансамблями, подготовка к внеклассным и внешкольным выступлениям, которые готовятся совместно с учителями-предметниками и воспитателями в различной форме – праздничная или конкурсная программа, проект, литературно-музыкальная композиция, театрализованное представление и др.– и проводятся по следующим направлениям:
-гражданско-патриотическое (проект «Великие песни», «Славься, Отечество!».);
-духовно-нравственное (циклы внеклассных мероприятий «Православные праздники» и «Времена года»);
-художественно-эстетическое («Веселый спектакль», «Что такое счастье?», «Учиться всегда пригодится» и др.
Выступления в социуме доставляют ребятам особую радость, переживания, дают возможность каждому участнику показать свои художественные способности и музыкальный вкус. Атмосфера прекрасного на праздниках рождает у учащихся желание повседневного общения с музыкой, воспитывает интерес к музыке, вызывает положительные эмоции.
Использование вышеперечисленных методов и средств обучения, а также творческое отношение к работе, позволяют мне формировать ключевые компетенции буквально с первых уроков.
Список использованной литературы:
Д. Кабалевский "Воспитание ума и сердца", М.: "Просвещение", 1981 г.
Д. Кабалевский "Как рассказывать детям о музыке", М.: "Просвещение", 1989 г.
Хуторской А.В. Статья «Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования» // Народное образование. – 2003. - №2. – С.58-64.