Василий Васильевич Андреев (1861-1918)
Выдающийся патриот России, реформатор русских народных инструментов, создатель и руководитель первого Великорусского оркестра, общественный деятель, педагог, композитор, дирижер, исполнитель-виртуоз на балалайке и гармонике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_vasiliy_aleksandrov_2.pptx | 2.72 МБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Андреев Василий Васильевич (1861- 1918) Василий Васильевич Андреев - с оздатель первого оркестра русских народных инструментов, художественный руководитель и дирижер, композитор, музыкант-просветитель, н е утомимый пропагандист русского музыкального искусства.
Великий музыкант-самоучка родился в семье почетного гражданина города Бежецка, купца первой гильдии Василия Андреевича Андреева и его жены дворянки Софьи Михайловны 3(15 по новому стилю) января 1861 года.
Когда мальчику было 11 лет, его семья переехала в Петербург, где он поступил в гимназию. Василий рано начал интересоваться музыкой, учился играть на скрипке, фортепиано. Но однажды произошло неожиданное. В имении родителей он услышал звуки незнакомого ему музыкального инструмента. «Я сорвался с места, – рассказывал музыкант в своих воспоминаниях, – и побежал к флигелю, откуда раздавались эти звуки. Передо мною на ступеньках крыльца сидел крестьянин и играл на балалайке! Захотелось сразу, немедленно взять ее в руки и заиграть самому!» Родители пришли в ужас от такого рода «неподобающего» интереса, но юного Васю было уже не остановить. Он стал упорно учиться играть на балалайке.
Начиная с 1883 года, В.В.Андреев посвятил свою жизнь музыке. стал настоящим виртуозом, превратился в кумира светских салонов, простонародная балалайка стала популярной в обществе. Василий Андреев стал главным пропагандистом балалайки. Он добился, чтобы учить играть на ней стали в русской армии. В войсках был введен специальный штат преподавателей-музыкантов, а сам он был возведен в должность заведующего преподаванием народной музыки в войсках гвардии. Благодаря ему тысячи солдат, обучившись в армии игре на балалайке, стали интересоваться музыкой, принесли потом это умение в деревню, появились фабричные оркестры. Василий Андреев не только сам играл, но и стал усовершенствовать этот русский инструмент.
В 1887 году по его чертежам создана хроматическая балалайка и ее разновидности: пикколо, прима, альт, и бас, издана первая «Школа для балалайки», открыты классы игры на ней в Соляном городке в Петербурге, организован «Кружок любителей игры на балалайках». А в 1894 был опубликован первый сборник В.В.Андреева «Школа игры на балалайке»,с приложением шести пьес для этого состава: «Вдоль по Питерской», «Светит месяц ясный"», «Я не думала ни о чем в свете тужить», «Под яблонькой», «Степь Моздокская», «Ты почувствуй, дорогая».
«Народу надо дать доступную музыку, музыку национальную, и балалайка, домра, гусли являются именно такими историческими национальными инструментами», − писал В.В. Андреев.
Известность Андрееву принесло его мастерство музыканта-виртуоза. В 1887 г. он создал на базе кружка любителей игры на балалайках небольшой оркестр русских народных инструментов, с которым отправился в следующем году в Париж на Всемирную промышленно-художественную выставку и начал давать концерты в Русском павильоне. В 1891 г. Андреев сформировал из своих учеников новый музыкальный коллектив в составе пяти человек и в следующем году месяц гастролировал с ним во Франции. По завершении гастролей он за популяризацию русских народных инструментов был избран почетным членом Французской Академии. В 1896 году «Кружок любителей игры на балалайках» переименован в «Великорусский оркестр»
С 1896 г. Андреев — художественный руководитель и дирижер Великорусского оркестра народных инструментов. С 1898 г. он заведовал также преподаванием народной музыки в гвардейских частях, причем делал это на общественных началах. Оркестр Андреева быстро получил признание, в том числе международное: в 1900 г. его руководитель на Всемирной выставке в Париже был награжден орденом Почетного Легиона.
Репертуар оркестра включал аранжированные Андреевым народные песни – плясовые, протяжные лирические. Создал балалаечные курсы в железнодорожных училищах (1913) и для сельских учителей (1915), общество распространения игры на народных инструментах и хорового пения (1916) Организовывал лекции-концерты с целью пропаганды народной музыки. Помимо концертной деятельности, Андреев вёл большую педагогическую работу. Благодаря деятельности Андреева, русская народная музыка стала исполняться в крупнейших залах России и зарубежных стран.
Когда грянула революция, Андреев не прекратил играть. Его оркестр отправился на гастроли на Северный фронт, где он, дирижируя, выступал на морозе перед солдатами, одетый только во фрак, чтобы показать слушателям свое к ним уважение. В декабре во время этих гастролей Василий Андреев все-таки простудился и вскоре умер. В 1917-1918 выступал с оркестром на фабриках и заводах, на фронтах Гражданской войны.
Умер В. В. Андреев 26 декабря 1918 г. в Петрограде, похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры. В 1936 г. прах его перезахоронен в Некрополе мастеров искусств, в 1950 г. на могиле установлен памятник — постамент с мраморной урной. Имя В. В. Андреева присвоено оркестру народных инструментов Санкт-Петербургского радио.
«Честь и хвала Вам, Василий Васильевич, Вы ввели новый элемент в музыку», - писал Андрееву выдающийся русский композитор Антон Рубинштейн. «Вы делаете очень хорошее дело, стараясь удержать в народе его старинные, прелестные песни, - писал Андрееву Л. Н. Толстой. – Думаю, что путь, избранный Вами, приведёт Вас к цели и потому желаю успеха Вашему делу». «Какая прелесть эти балалайки! – восклицал П. И. Чайковский. – Как это хорошо, как художественно и стильно! Хорошо сказал Шаляпин: "Ты пригрел у своего доброго, теплого сердца сиротиночку-балалайку. От твоей заботы и любви она выросла в чудесную русскую красавицу, покорившую своей красотой весь мир...« Годы спустя, известный композитор Валерий Гаврилин дал такую оценку его заслугам: «Имя Андреева, как русский национальный гимн. Услышав его, каждый русский должен встать…».
В 1987 году об В. В. Андрееве был снят художественный фильм »Серебряные струны».
Музей Василия Васильевича Андреева находится в центре города Бежецка Тверской области . Торжественное открытие музея прошло в 1986 году и было приурочено к 125-летию со дня рождения великого музыканта. Экспозиция музея знакомит нас с многогранной деятельностью Василия Андреева как солиста-балалаечника, организатора, дирижера, методиста и композитора. Андреев написал более сорока музыкальных произведений для своего оркестра. Памяти В.В. Андреева посвящен всероссийский конкурс молодых исполнителей на народных инструментах, который проводится ежегодно в Твери.
Создание русского народного оркестра по сей день остается явлением уникальным не только в отечественной, но и во всей мировой музыкальной культуре. «Государственный академический русский оркестр имени В.В.Андреева» прошел несколько эпох в истории нашей страны до нашего времени, и впитал в себя лучшие достижения мирового музыкального искусства, придав им неповторимый русский колорит. Сегодня, как и много лет назад, он является гордостью и достоянием России.
Три струны всего у балалайки, Но широк ее размах большой, Взмах руки и пролетают чайки С набежавшей песенной волной. Парень укорачивает струны Прижимая крепко их к ладам, И плывет напев простой и юный По окрестным паркам и садам. Слушаю его и молодею Прохожу по саду налегке, Все-то, видно, знает и умеет Парень с балалайкою в руке. Дай и мне к струне твоей певучей Прикоснуться медленной рукой, Может, прозвучит еще получше песенка, придуманная мной. Виссарион Саянов 1949
Спасибо за внимание!