Открытый общешкольный классный час: «Бессмертный оркестр»
МнМногие музыканты во время Великой Отечественной войны ушли на фронт, чтобы сражаться с врагом в рядах Советской Армии. Многие, оставшиеся в тылу, тоже служили фронту своим талантом и искусством. Под вражескими пулями звучали арии из опер, песни, произведения камерной и симфонической музыки. Артисты понимали всю ответственность своей миссии: в суровых условиях фронта они выступали в концертных костюмах, стараясь быть в лучшей артистической форме, хотя бы на короткое время создавая для солдат атмосферу праздника.
Классный час посвящён музыкантам двух оркестров, которые в военное время оказались в рядах защитников нашей Родины на территории Смоленской области и многие здесь погибли. Называется классный час «Бессмертный оркестр».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bessmertnyy_orkestr.docx | 50.64 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Сафоновская детская школа искусств № 1»
__________________________________________________________________
215500, Смоленская область, г. Сафоново, ул. Строителей, д.3, тел.4-22-44, тел/факс 4-23-56
Открытый общешкольный классный час: «Бессмертный оркестр»
Преподаватели:
Сергеенкова Инна Сергеевна
Егорова Светлана Васильевна
г. Сафоново 2020г.
Открытый общешкольный классный час: «Бессмертный оркестр»
Организаторы: преподаватели Сергеенкова Инна Сергеевна, Егорова Светлана Васильевна
Аудитория: преподаватели и обучающиеся ДШИ, родители.
Цель:
Воспитание патриотических чувств у обучающихся, формирование гордости и сопричастности к истории нашей Родины,.
Задачи:
1. Развить у обучающихся чувства патриотизма и уважения к памяти защитников Отечества. Содействовать воспитанию любви к своей «малой» Родине.
2. Заинтересовать подрастающее поколение историей военных оркестров и сохранить память о подвиге военных музыкантов для потомков.
3. Расширить знания обучающихся о событиях 1941года, которые произошли на территории Смоленской области. Пробудить интерес к изучению исторического прошлого нашей Родины.
4. Воспитание уважения к подвигам музыкантов - героев Великой Отечественной войны и чувства гордости за них, воспитание у обучающихся благодарной памяти о людях, внесших неоценимый вклад в победу в Великой Отечественной Войне.
Предполагаемые результаты:
Содержание мероприятия, с одной стороны, закрепит учебные знания учащихся по истории, превращая их в практические и лично значимые, а с другой стороны дополнит, расширит багаж знаний с учётом индивидуальных запросов и возможностей обучающихся; сформирует гражданско-патриотические, нравственные основы личности, а так же чувства сопричастности и уважения к родной истории; участие обучающихся в деятельности гражданско-патриотического направления способствует повышению положительной мотивации учащихся к изучению истории
Великой Отечественной войны.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация, фото и видео материалы.
Музыкальное оформление: выступление инструментального ансамбля
Ход классного часа:
Слайды № 1, 2. Здравствуйте, дорогие слушатели! Сегодня наш классный час посвящен праздничной дате 25 сентября. А скажите, ребята, что мы празднуем в этот день? В этот день мы празднуем День освобождения Смоленщины от немецко-фашистских захватчиков.
Слайд № 3. Принято считать, что именно 25 сентября 1943 - день освобождения Смоленщины. Но если подробно проследить за историческими фактами, операция по освобождению Смоленщины проходила с августа по октябрь 1943 года и носила кодовое название «Суворов».
Слайд № 4. А вы знаете, что годы ВОВ с 1941-1945 люди, которые посвятили свою жизнь искусству стали играть очень важную роль. К таким людям можно отнести музыкантов, театральных деятелей, артистов циркового искусства и т.д.
Слайд № 5. Многие музыканты в то время ушли на фронт, чтобы сражаться с врагом в рядах Советской Армии. Остальные же, оставшиеся в тылу, тоже служили фронту своим талантом и искусством. Под вражескими пулями звучали тогда арии из опер, песни, произведения камерной и симфонической музыки. Слайд № 6. Артисты понимали всю ответственность своей миссии: в суровых условиях фронта они выступали в концертных костюмах, стараясь быть в лучшей артистической форме, хотя бы на короткое время создавая для солдат атмосферу праздника.
Сегодня мы вам расскажем о таких талантливых людях, музыкантах двух оркестров, которые в военное время оказались в рядах защитников нашей Родины на территории Смоленской области и многие здесь погибли. Называется наш классный час «Бессмертный оркестр».
Давайте все по порядку…
Слайд № 7. Когда немецко-фашистские захватчики напали на СССР, то через каких-то пару недель, а точнее 10 июля они были у стен Смоленска. На территории Смоленщины с первых и страшных недель войны разыгралась самая ожесточенная битва, которая потом имела историческое название - Смоленское оборонительное сражение. Гитлеровский «Тайфун» (это немецкая операция против войск СССР) нёсся к советской столице. Но склоняться перед ним страна не собиралась. Именно сражение, которое происходило на территории нашей области задержало наступление немецких захватчиков на Москву, это помогло столице подготовиться и встретить врага во всеоружии. Этот факт стал причиной краха чудовищного гитлеровского плана.
Слайд № 8. Еще в марте 1941 года, за несколько месяцев до начала войны при Отдельном образцово-показательном оркестре Наркома Обороны СССР, руководимым заслуженным деятелем искусств С. Чернецким, был создан Красноармейский джаз-оркестр. В военное время он стал художественно обслуживать бойцов и командиров Красной Армии.
В действующую Армию с первых дней войны выехала значительная группа исполнителей оркестра, вместе с главным дирижером Юрием Лаврентьевым.
Этот оркестровый коллектив состоял из музыкантов и вокалистов, игравших ранее в Государственном джазе СССР, все они – лауреаты всесоюзных конкурсов.
Слайд № 9. Перед отъездом в Действующую Армию состоялось прослушивание джаз-оркестра в Москве перед аудиторией красноармейцев и командиров. Джаз-оркестр исполнил интересную программу из лирико-героических песен композиторов Блантера, Покрасса и ЛистОва, музыкальных и танцевальных номеров.
Красноармейский джаз звучал превосходно. В этом – заслуга его дирижера красноармейца Юрия Лаврентьева и прекрасное отношение к своей работе всего состава высококвалифицированных музыкантов-красноармейцев.
Задушевно пел лауреат всесоюзного конкурса вокалистов Георгий Виноградов популярные песни Блантера о героях-москвичах, «До свидания, города и хаты», «Катюша», «Краснофлотскую Балтийскую».
Слайд № 10. ВИДЕО «До свидания, города и хаты»
Слайд № 11. В старой заметке газеты «Известия» кстати, название песни «До свидания, города и хаты» приведено не так, как мы сегодня к ней привыкли. Вместо «До свидания» напечатали «Прощайте». Ошибка оказалась пророческой. Первый и единственный в стране Красноармейский джаз действительно был в те дни отправлен на фронт. Под Вязьму. Но меньше чем через неделю после выхода бодрой, полной оптимизма заметки в газете «Известия» джаз-оркестра не стало.
В сентябре 41-го группа джазистов в составе 28 человек, направилась в командировку на Западный фронт – поддержать выступлениями участников обороны Москвы.
Вот, что рассказывал потом вырвавшийся из окружения саксофонист Красноармейского джаз-оркестра Товмас Геворкян
- Наш оркестр обслуживал боевые части, находящиеся на переднем крае обороны, в частности, 20-ю армию Западного фронта. В день давали по несколько концертов. Солдаты приходили с передовой. Грязные все, замученные в окопах. И к концу концерта они уже смеялись, становились веселыми. Хоть на эти 40 минут забывали весь этот ужас войны.
Каждое выступление музыкантов заканчивалось артобстрелом. Живые звуки духовых инструментов немцы приравнивали к оружию. Ведь они не переставали делать свое дело: напоминать солдатам о родине, доме и воинском долге.
Слайд № 12. 5 октября 1941 года 20 –я армия, под командованием Константина Константиновича Рокоссовского, Маршала двух стран Польши и СССР, а вместе с ним и джаз-оркестр, попали в фашистское окружение. Музыкантам было выдано оружие. Вместе с солдатами они должны были вырваться из вражеской петли. Артистов в плен немцы не брали. По законам военного времени, они считались особо опасными и приравнивались к морякам, партизанам, морским пехотинцам. Но для оркестра Наркомата обороны СССР фашисты решили сделать исключение. Они предложили выбор: жизнь на благо Третьего рейха или расстрел на месте. Все музыканты выбрали смерть.
Слайд № 13. Смертью храбрых погибли в эти дни руководитель оркестра Юрий Лаврентьев, саксофонист Алексей Костылев, тромбонист Георгий Карпенко, пианист Моисей Калиновский, саксофонист Сигбул Оганесян, ударник Константин Бачеев.
Слайд № 14. В плен был взят трубач Алексей Кириленко. Фашисты его арестовали и бросили в концлагерь Дахау. О пребывании и гибели Кириленкова в концлагере Дахау стало известно исключительно благодаря свидетелям.
Рассказ я приведу в сокращении.
Слайд № 15. «С 1943 г. среди лагерных музыкантов оказался и молодой блондин Кириленко, по профессии - первая труба московской оперы, неунывающий парень со светло-голубыми глазами. Вскоре в концлагере стало известно, что Кириленко - музыкант, и через несколько недель он был уже одним из самых популярных членов лагерного оркестра...
Слайд № 16. Под бурные аплодисменты доброй половины лагеря он исполнял свои знаменитые соло: "Грустную песенку" Чайковского, арию из оперы "Садко" Римского-Корсакова, серенаду Шуберта и др.. Он всегда играл, радуясь тому, что может играть, и, казалось, забывал концлагерь, когда, улыбаясь, поднимал свою трубу, чтобы в нашем жалком положении очаровывать нас далекой страной мимолетной мечты.
Кто первым пустил слух, будто в последние мгновенья жизни Алексей Кириленко сыграл на трубе «Интернационал» и звуки трубы оборвал выстрел, сейчас установить трудно. Но слух этот активно распространяется долгие годы. На самом деле Кириленко погиб в газовой камере концлагеря Дахау 4 сентября 1944 года. Этому есть документальные подтверждения.
Слайд № 17. Считается, семнадцать из 28-ми музыкантов под Вязьмой на берегу реки Русятки остались навсегда. Среди них был, кстати, и Яков Блантер, брат композитора Матвея Блантера. Того самого, написавшего музыку к песне «До свидания, города и хаты». Но о покидаемых городах и хатах под Вязьмой уже некому было петь - первого и единственного в стране Красноармейского джаз-оркестра больше не было…
Слайд № 18. Саксофонисту Геворкяну «повезло» - во время артобстрела он спрятался в лесу, а затем притворился мертвым. 10 дней пробирался к своим. Как это было он до сих пор помнит, как будто это было вчера.
Солдата и музыканта, участника единственного Красноармейского джаз-оркестра, Товмаса Геворковича Геворкяна не стало в 2015-м. Старый саксофонист до последних дней своей жизни делал всё, чтобы сохранить память о своих павших под Вязьмой товарищах.
ВИДЕО. Сейчас мы послушаем музыкальный момент в исполнении Товмаса Геворкяна.
Кстати, в 45-ом из немецкого плена были освобождены еще два участника группы Сергей Платто-Платонов и Георгий Кадников. О судьбе остальных музыкантов ничего неизвестно.
Слайд № 19. Точные данные о месте гибели оркестра не сохранились. Вяземская операция до сих пор - страшная тайна Великой Отечественной. Но историки и краеведы единодушны во мнении: расстрел произошел в овраге, где 10 лет назад был установлен крест, а неподалеку закладной камень, в память о погибших там осенью 1941 года музыкантах Красноармейского джаз-оркестра. Со временем забытый всеми памятный знак на берегу реку Русятки потерял свой первоначальный вид. Почему-то на месте гибели до сих пор нет обещанного памятника.
Поэтому и по сей день так и стоит никому не нужный, торчащий среди мусора безымянный камень, памятник музыкантам, погибшим под Вязьмой.
Ни положенного в этих случаях ограждения, ни мемориальной доски – ничего нет.
Слайд № 20. Конечно, можно сказать, что это всего лишь «Маленький оркестрик»… Что его потеря на фоне исчезавших в те дни под Вязьмой без следа целых соединений и армий? Но на самом деле даже один музыкант из маленького оркестра в то время мог сотворить чудо своей музыкой: вылечить душевные раны, ослабить боль от телесных ран, снять усталость, наделить силой, помогал вспомнить о детстве, о близких, о родном крае, что было важно в борьбе с врагом.
Слайд № 21. Тогда же, в вяземском «котле» погиб и другой коллектив музыкантов – Государственный духовой оркестр Союза ССР.
В СССР довоенного времени было два Государственных оркестра. Государственный Академический Симфонический Оркестр, который носит сегодня имя Е.Ф. Светланова, и Государственный духовой оркестр, который был создан и возглавлен с 1937 по 1939 год Владиславом Михайловичем Блажевичем - это русский советский тромбонист, тубист, педагог, дирижёр, композитор, профессор Московской консерватории.
Слайд № 22. Родился он 3 (15) августа 1881 года, на хуторе Трегубовка, Катынская волость, Смоленская губерния.
Слайд № 23. Государственный Духовой Оркестр СССР с большим успехом гастролировал по стране, записывался на Всесоюзном радио, выступал с известными оперными певцами на главных концертных площадках Москвы.
Слайды № 24, 25. В самом начале Великой Отечественной войны, в июне 1941 года, весь состав Оркестра добровольно вступил в Московское народное ополчение. Тех, кто в 1941 году сменил концертный фрак на военную форму и свои музыкальные инструменты на оружие, было около 100 человек. Известно, что это была 6-я дивизия народного ополчения. Призывной пункт этой дивизии находился в Дзержинском районе города Москвы. 6-я ДНО вошла в состав 24-й армии, которая впоследствии держала оборону у города Ельни.
В одном из архивов удалось найти письмо комиссара батальона Ганина Иосифа Ивановича, которое свидетельствует о том, что добровольцы 6-й ДНО вступили в бой за Ельню в сентябре 1941 года.
В первых числах октября 1941 года музыканты Государственного духового оркестра Союза ССР вступили в ожесточенные бои с фашистскими захватчиками в вяземском котле.
Слайд № 26. Найдена очень интересная и важная информация о событиях Вяземского котла (это окружение). Сейчас я зачитаю отрывок из письма, которое Гитлер писал своим военоначальникам.
Операция «Тайфун»
… Прошло несколько недель и 6 сентября 1941 года в «директиве №35» Гитлер отдал следующие указания группе армий «Центр»:
"Подготовить операции против группы армий Семена Константиновича Тимошенко (генерал армий) таким образом, что максимально раньше (конец сентября) было возможно перейти в наступление с целью: уничтожить войска противника в районе восточнее Смоленска при помощи двойного охвата, нацеленного в общем направлении Вязьма, имея сконцентрированные танковые силы на флангах…
После того, как основные силы группы армии Тимошенко будут разбиты, приступить к преследованию в направлении на Москву правым флангом прилегая к Оке, левым - к верховью Волги".
19 сентября операции было присвоено условное наименование «Тайфун», а 26 сентября немецкий военачальник, генерал-фельдмаршал, командующий группы армий «Центр» Фон Бок отдал соответствующий приказ по своим войскам.
Слайд № 27. Сегодня уже можно сказать, что тогда Фон Бок ошибался, перед фронтом Фон Бока находилась не группа Тимошенко, а три фронта: Западный – им командовал Иван Степанович Конев – маршал СССР, полководец, Резервный –под предводительством Семена Михайловича Буденного советский военачальник, один из первых Маршалов СССР, фронт Брянский – под командованием Андрея Ивановича Еременко военачальника, маршал СССР. Примерная численность всех армий составила до 800 000 тысяч человек, 770 танков.
Но такая численность армий не помешала немецким войскам и 2 октября операция Тайфун уже привела к прорыву советского фронта и созданию Вяземского «котла», в который попали части 5 советских армий.
Слайд № 28. 3 октября Гитлер заявил что «Враг разгромлен и больше никогда не поднимется»...
А до этого 8 июля Гитлер писал в дневнике «Фюрер исполнен решимости сровнять Москву и Ленинград с землей, чтобы там не оставалось людей, которых мы зимой должны были бы кормить. Оба города должны быть уничтожены авиацией. Танков на это не тратить. Это должна быть мировая катастрофа, которая лишит центров не только большевизм, но и московитизм».
Слайд № 29. Ошибка Гитлера оказалась в том, что он приказывал не заострять внимание на тех, кто оказался в окружении и идти на Москву. Немцы рассчитывали, что попавшие в окружение армии должны были сдаться в вяземском и брянском котле, но они продолжали сопротивляться почти до 20 октября и отвлекли на себя 28 дивизий фон Бока.
Именно благодаря их героическому сопротивлению гитлеровцы несли большие потери, а резервов для развития ударов на Москву у них тогда не оказалось».
Итак, связь с музыкантами прекратилась в сентябре-октябре 1941 года как раз в тот момент, когда началась операция "Тайфун".
Слайд № 30. Газета "Вечерняя Москва" провела интересное расследование, и опубликовала на своем сайте несколько статей о Государственном духовом оркестре Союза ССР. В этих статьях опубликованы последние письма пропавших без вести музыкантов и комментарии некоторых музыкантов, вернувшихся из немецкого плена.
Содержание опубликованных писем и рассказов музыкантов подтверждают то, что бой у Вязьмы в октябре 1941 года для них стал роковым.
Музыканты Государственного духового оркестра Союза ССР во время Великой Отечественной войны не только поддерживали боевой дух своих товарищей музыкой, но и в важный час, отважно защищали свою Родину, как солдаты.
Добровольцы Госдуха, как сокращенно, - и в шутку, и всерьез, - принято было называть оркестр, сражавшийся в рядах погибшей в окружении осенью сорок первого 6-й дивизии народного ополчения.
Слайд № 31,32. Предполагают также, что судьба оркестрантов могла сложиться одним из двух способов: погибнуть в окружении, сражаясь с фашистами, либо оказаться в немецком пересыльном лагере «Дулаг-184», который гитлеровцы организовали осенью 1941 года в самом центре Вязьмы, в здании строившегося авиационного завода, без крыши, окон и дверей, и на прилегавшей к нему территории. По сути, все пленники содержались на улице.
Слайды № 33, 34. 21 июня 2014 года Владимир МедИнский, который также является профессором МГИМО, известным историком, открывая в Вязьме памятник жертвам «Дулаг-184», рассказал, что после «вяземского котла» и опытов с лагерями типа «Дулаг-184» немцы изобрели газовые камеры. Лагеря для пленных создавались прямо в чистом поле — вбивались столбы, огораживавшие территорию, натягивалась колючая проволока и устанавливались вышки для караула. В таких загонах люди были обречены умирать без еды и воды.— Только в этом лагере в первую зиму 1941– 1942 года на страшном морозе погибли 70 тысяч наших солдат. Лагерь просуществовал до самого освобождения Вязьмы — 12 марта 1943 года. Последние 35 лет на месте массовых захоронений был пустырь.
Слайд № 35. В Вязьме на месте лагеря открыт мемориала погибшим военнопленным «Дулаг-184».
ДОРОГИЕ РУССКИЕ ЛЮДИ, СООТЕЧЕСТВЕННИКИ
НЕ ЗАБЫВАЙТЕ НАС…
МЫ, ЧТО МОГЛИ БОРОТЬСЯ... БОРОЛИСЬ С ФАШИСТСКИМ ПСОМ. НУ, ВОТ ПРИШЕЛ КОНЕЦ, НАС ЗАХВАТИЛИ В ПЛЕН РАНЕНЫХ. ИСТЕКАЕМ КРОВЬЮ, НАС МОРЯТ ГОЛОДОМ, ИЗДЕВАЮТСЯ НАД НАМИ, ГОНЯТ НАС НАСИЛЬНО В ПОЧИНКИ. А, ЧТО ДАЛЬШЕ БУДЕТ НЕ ЗНАЕМ. МНОГО НАРОДУ УЖЕ ПОУМИРАЛО ОТ ГОЛОДА.
КТО НАЙДЕТ ЭТУ ЗАПИСКУ ПУСКАЙ ПЕРЕДАДУТ ЕЕ В ЛЮБЫЕ ОРГАНЫ ВЛАСТИ. В СЕЛЬСОВЕТ ИЛИ КОЛХОЗ ИЛИ АРХИВ. МОЖЕТ БЫТЬ ОСТАНУТСЯ ЛЮДИ ЖИВЫ ГДЕ-НИБУДЬ НА РУССКОЙ ЗЕМЛЕ. НЕ МОЖЕТ БЫТЬ, ЧТО БЫ ЭТИ ГАДЫ ВСЕХ ПЕРЕБИЛИ. КТО ПОСЛЕ НАС БУДЕТ ЖИВОЙ, ПУСКАЙ ПОМНЯТ, ЧТО ЛЮДИ БОРОЛИСЬ ЗА СВОЮ РОДИНУ, ЛЮБИЛИ ЕЕ КАК МАТЬ. МЫ НЕПОБЕДИМЫ.
БОЕЦ КРАСНОЙ АРМИИ КРУТОВ
Слайд № 36. Погибли, сгинули, пропали – это судьба почти всех музыкантов, ставших с началом войны солдатами.
На долгие годы имя Государственного духового оркестра СССР было несправедливо забыто, забыты были и имена музыкантов отдавших жизни в огненном «котле» под Вязьмой осенью 1941г.
Слайд № 37. История о забытом оркестре была извлечена на свет благодаря настойчивости Дмитрия Дмитриевича РомАшкова, сына музыканта-тубиста. После цикла современных публикаций память об оркестре стала постепенно возвращаться. В честь Госдуха дали концерты современный Государственный духовой оркестр России, Государственное училище духового искусства и Музыкальная школа им. Блажевича. В Музее Московской консерватории теперь хранится увеличенная копия с концертной фотографии оркестра 1939 года.
Слайды № 38, 39, 40. В 2012 году под Вязьмой на месте боев 6-й дивизии был установлен памятный знак Государственному духовому оркестру. Очень простой: постамент, туба и каска — и всего несколько имен. Ведь полный список погибших под Вязьмой оркестрантов на тот момент был неизвестен. На монументе Оркестру-герою только десять имен погибших артистов. И точки от 10 до 100.
В 2017 году исполнилось бы 80 лет Государственному духовому оркестру СССР.
Слайд № 41. ВИДЕО давайте посмотрим видео-рассказ об этом оркестре.
Слайд № 42. Сейчас организован проект, который называется «БЕССМЕРТНЫЙ ОРКЕСТР». Инициаторы этого проекта восстанавливают имена музыкантов и возрождают память о погибших Оркестрах. Благодаря найденной в последнее время информации вся Россия узнала о подвиге музыкантов и сейчас Государственный духовой оркестр Союза ССР вписали в культурную летопись нашей страны.
Уже начат поиск архивов, которые относятся к ГДО СССР. В сотрудничестве с партнерами и потомками музыкантов, разыскиваются кадровые и бухгалтерские бумаги, фотографии, афиши, музыкальные записи. На основе архивных музыкальных записей, планируется запись юбилейного альбома «БЕССМЕРТНЫЙ ОРКЕСТР», состоящего из двух дисков и приложения-рассказа о ГДО.
Вот некоторая информация из архивных записей, в которых сохранились фамилии и имена музыкантов.
Слайды № 43, 44, 45. Первый список фамилий был найден в инвентарной описи выданных костюмов и платьев артистам Государственного духового оркестра Союза ССР по состоянию на 01.01.1939г. В данном списке присутствуют 72 фамилии музыкантов.
Второй список является штатным расписанием от 1 апреля 1941 года.
1. Берг Лазарь Давидович, 1899 г.р., г. Москва (туба «Б»)
2. Бурцев Сергей Иванович, 1909 г.р, г. Астрахань (гобой и английский рожок)
3. Воеводин Фома Николаевич, 1906 г.р., Курская обл., Троснянский р-н, с. Воронец, труба (корнет)
4. Гусев Григорий Васильевич, 1910 г.р., место рождения г. Уфа (труба «Б» — I соло)
5. Деньга Андрей Андреевич, 1912 г.р., Украина, г. Черкассы (труба I и III)
6. Моисеев Илья Петрович, 1899 г.р., г. Тула (тенор I)
7. Ромашков Дмитрий Григорьевич, 1908 г.р., г. Москва (туба «Б»)
8. Хомицкий Константин Леонтьевич, 1904 г.р., г. Москва (кларнет «Б»)
9. Антипов (к/бас I)
10. Ануфриев И. И. (тенор I соло)
11. Архипов (туба «Б»)
12. Бахневский А. В. (туба «ЭС»)
13. Богданов А. С. возможно Л. С. (Бас-кларнет)
14. Богданов Н. В. (корнет соло)
15. Бонакер (труба IV)
16. Бонакер Р. А. (валторна II)
17. Викторов (рабочий)
18. Волчков (м.барабан)
19. Гайжевский С. И. (тромбон I)
20. Гарсеванишвили (кларнет I)
21. Гнедич (флейта соло)
22. Горелов (флейта I)
23. Дзевонис Л. С. (кларнет II)
24. Доброхотова (арфа)
25. Душин (флейта III и пикколо)
26. Егерь (туба «Б»)
27. Егоров М. Н. (кларнет III)
28. Ельников А. Е. (саксофон — баритон)
29. Ершов С. Т. (валторна III)
30. Зельдус (глеки и мелкие ударные)
31. Зенько (кларнет I)
32. Кирюхин (рабочий)
33. Коблов В. И. (кларнет «ЭС-» I)
34. Костюков М. П. (туба «Б»)
35. Круцкий (главный администратор)
36. Лобанов А. К. (к/бас I п.) (в первой описи фамилия Лабанов)
37. Лукьяненко (гобой соло)
38. Львов (кларнет II)
39. Максимович В. Ф. (баритон соло и по совм. дириж.ассистент)
40. Махницкий Л. А. (литавры)
41. Мелков (саксофон — альт)
42. Мельников (труба II)
43. Милюченко (баритон I)
44. Минин (валторна IV)
45. Михайлов (б.бараб. и рег.)
46. Муравлев (валторна III)
47. Новицкий (корнет II)
48. Орлов М. В. (кларнет II)
49. Селиверстов (саксофон — сопрано)
50. Скурдо Н. С. (фагот III и к/фагот)
51. Сприкут Л. И. (фагот I)
52. Старожилов Е. А. (валторна I соло)
53. Стейскал Н. И. (фагот II)
54. Стрельцов Г. С. (тромбон III)
55. Стрешников (тромбон IV)
56. Ткачев И. К. (корнет I)
57. Толстиков (кларнет II)
58. Федоров И. Г. (туба «Б»)
59. Федотов (кларнет I)
60. Федотов И. Н. (Бас-кларнет)
61. Фишер (арфа)
62. Флит (кларнет зам.соло)
63. Фролов (саксофон — тенор)
64. Хитров (валторна I и по совм. зав. муз.инстр.)
65. Чебученко Л. (худ.рук. и гл. дирижер)
66. Чистяков (тенор III и по совм. библиотекарь)
67. Шапиро Ф. С. (кларнет баcсет «ЭФ»)
68. Шлейников А. Б. (корнет I)
69. Яшин (тенор II)*
Данный список также не является окончательным, так как по состоянию на 1 апреля 1941 года в оркестре было ещё 6 вакантных мест, а значит, возможно, еще несколько фамилий останутся неизвестными.
Слайд № 46. В конце 2017 года Фонд президентских грантов поддержал проект «Бессмертный оркестр». Спустя год был организован – Международный фестиваль памяти погибших музыкантов, – с тем же названием – «Бессмертный Оркестр». Так с 18 по 21 сентября 2019 года в Калининградской области состоялся «Открытый Международный фестиваль духовой музыки “БЕССМЕРТНЫЙ ОРКЕСТР”, посвященный памяти музыкантов, погибших на полях сражений XX и XXI веков». Среди его участников – более семиста шестидесяти музыкантов из городов России, Беларуси, Венгрии, ДНР, Казахстана, Латвии, Литвы, Польши, Приднестровья, Словении, Тайвани, Чехии и Эстонии.
Слайд № 47. В честь 75-я победы в ВОВ в онлайн режиме (в связи с карантином) оркестры с разных стран мира все вместе, соединенные экраном и прямой трансляцией, исполнили марш «Прощание славянки» в формате проекта Бессмертный оркестр
ВИДЕО
Слайд № 48. Готовясь к этому классному часу, мы нашли еще информацию об одном оркестре при 16 армии, которая обороняла Смоленск в июле 41-го и погибла в боях под Вязьмой. Фотография хранится в Смоленском музее. Другой информации нет. Что за оркестр, имена участников - мы не знаем.
Слайд № 49. Дорогие слушатели, сегодня вы услышали рассказ о двух оркестрах из многих безымянных и пропавших без вести оркестров СССР в годы войны. Благодаря неравнодушным людям память о них возрождается.
Хочется сказать, как хорошо, что есть такие дни, как сегодня, дни памяти, в которые мы вспоминаем героев войны, те страшные минуты. Память нужна для того, чтобы война не повторилась, чтобы вечный огонь уважения, гордости за наших предков разгорался в наших душах. А наши предки знали, что они не зря отдали свои жизни во имя мира на земле и нашего с Вами счастья.
Спасибо за внимание!