Музыкальная статья «Психологические особенности разновозрастных детей в детском музыкальном театре»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologicheskie_osobennosti_raznovozrastnyh_detey.docx | 39.44 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования
Дворец детского (юношеского) творчества Московского района г. Санкт-Петербурга
Музыкальная статья
«Психологические особенности разновозрастных детей в детском музыкальном театре»
Автор статьи:
педагог доп.образования,
концертмейстер Муралева Мария Геннадьевна.
Соавтор: педагог доп.образования,
концертмейстер
Рахимзянова Надежда Рашитзяновна
Соавтор: педагог доп.образования
Яшина Юлия Михайловна
Соавтор: педагог доп.образования
Ларина Татьяна Альбертовна
г. Санкт-Петербург
2021 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Вступление ………………………………………………………………. .................... 3 стр.
Важная роль театрального искусства
в формировании личности детей и подростков .....................................……………….. 4 стр.
Восприятие театрального искусства детьми и подростками...................................………………………………………………………......... 6 стр.
Педагогические методы, виды и формы работы
в детском музыкальном театре…………………………………………………………...... 8 стр.
Заключение ………………………………………………………………............................ 9 стр.
Список использованной литературы................................................................................... 10 стр.
Вступление
Театр для детей - это всегда яркое событие и незабываемые впечатления. Но надо помнить о существенном воспитательном и обучающем влиянии театра на еще только начинающих свой творческий путь юных артистов. Одновременно воздействующее на зрителей слово, музыка, игра и пластика актера, освещение, изобразительно-художественное решение сценического пространства и другие средства такого синтетического искусства, как Театр - дают возможность многостороннего воздействия на детей и подростков.
Занимаясь в детском театре, ребенок сравнивает себя с героем – персонажем, сопоставляет свои поступки с поступками героев спектакля, меняет взгляды на похожие ситуации, происходящие в его жизни. За счет этих собственных подтверждений и утверждений, начинает складываться жизненная позиция. В младшем школьном возрасте превалирует острота и свежесть восприятия, а также любознательность. С наступлением подросткового периода, ребенок приобретает и развивает различные качества личности, которые определят дальнейшее отношение ребенка к общечеловеческим ценностям: доброта, гуманность, справедливость, любовь, патриотизм, ответственность и другие. Пройдя подростковый период, наступает самый сложный и трудный из всех детских возрастов – период взросления. В это время происходит становление личности, складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношение к себе, чувство взрослости, через самопознание и самоутверждение. Таким образом, детский музыкальный театр имеет большие преимущества в сравнении с другими занятиями по силе непосредственного эмоционального воздействия на личность ребенка.
Важная роль театрального искусства в формировании личности детей и подростков
Музыкальный театр для ребенка это удивительный, особый мир, способный вызвать сильные переживания, погрузить в абсолютно разную палитру чувств. Еще в начале 19 века, когда артистов и кукольников стали приглашать в аристократические дома, где зрителями были и взрослые, и дети - представление вносило в повседневную жизнь семьи праздничное, оптимистическое настроение, снимало эмоциональное напряжение, глаза детей сияли от восторга. Детям нравилось делиться мнением о пережитом и увиденном, что особенно важно, ведь театр это один из аспектов эстетического воспитания детей. Видя все это благотворное влияние театрального действия на детей, родители стали активно организовывать домашние спектакли, которые уже рассматривались не только как развлечение, но и как довольно действенное педагогическое средство. С привлечением в театр детей появилась необходимость подбора нового репертуара, который понятен и близок юным зрителям и актерам. Так в театре появилась инсценированная сказка, новые герои, которые уже учат думать, чувствовать и сопереживать именно детей – герои-друзья.
Вопрос о роли театра в нравственном и эстетическом воспитании детей с давних пор привлекал к себе внимание виднейших представителей искусства и педагогической науки (Ян Амос Каменский, И.Г.Песталоцци и другие). О роли искусства в нравственном и эстетическом воспитании писали А.С.Пушкин и Н.В.Гоголь, В.Г.Белинский. Гоголь называл театр «кафедрой», «великой школой». Белинский, же чтивший в юности театр выше всех искусств, в зрелые годы писал о нем как об «источнике народного образования». Пушкин называл театр «Волшебным краем», вспоминая годы юности. О силе воздействия театра, говорили и писали многие представители русского искусства и педагогической науки, при этом отмечая особое его влияние на детей и подростков. В первой четверти 20 века была предложена целая программа разностороннего воспитания советских школьников средствами театра, которая включала в себя ознакомление с произведениями театрального искусства, театральные занятия. Для осуществления этих задач в нашей стране были созданы специальные театры для детей и начата разработка театральных занятий с учащимися от начальных до старших классов школы.
«Многостороннее» воздействие театрального языка на сознание и чувства человека, в особенности ребенка, подростка – всегда привлекали и будут привлекать к себе внимание передовых педагогов, и деятелей искусства. Будет продолжено стремление с наибольшей полнотой использовать сценическое искусство в целях идейного, нравственного и эстетического воспитания, в том числе детей.
Восприятие театрального искусства детьми и подростками
В эстетическом отношении детей и подростков к искусству музыкального театра есть отличия между детьми младшего возраста и подростками. Младшие дети, прежде всего, интересуется тем, что происходит на сцене, — ходом событий и действиями героев, чаще всего не задумываясь ни о жанре, ни о стилевых особенностях пьесы и спектакля, ни об уровне мастерства режиссера и исполнителя. У детей, обучающихся уже в пятых-шестых классах, проявляется интерес к героике, особенно привлекают произведения героико-приключенческого характера, пьесы и спектакли историко-героической тематики, так же они испытывают огромную потребность в комедии. Возможность восприятия произведений комедийного жанра начинает расширяться. Постепенно детям становятся доступны такие жанры, как водевиль, сатирическая комедия, с ярко выраженными социальными конфликтами, героическая комедия, а также произведения, в которых сочетается смешное и серьезное, комическое и драматическое. Отсюда вытекает одно из важнейших требований детей к выбору пьес и спектаклей - требование подлинной идейно-художественной значимости произведения. К седьмым-восьмым классам усиливается интерес к историко-революционной пьесе, к героико-романтическим и трагедийным спектаклям. В произведениях этих жанров подростков уже привлекает изображение силы и духа человека, воспевание красоты подвига во имя высокой цели. Все это укрепляет оптимистическое мироощущение подростка, доставляет радость сопереживания и соучастия. Интерес к нравственным проблемам в этом возрасте увеличивается, детям очень близки и понятны темы взаимоотношения внутри их коллектива, взаимоотношения с взрослыми, отношение к труду, к дружбе и другое. Важно отметить, что подростки в большей мере, чем младшие школьники, нуждаются в жанровом разнообразии репертуара, что напрямую отвечает психологии их возраста. Резко падает интерес к сказкам у подростков, но этот жанр не уйдет из их жизни, еще не раз они будут испытывать потребность в нем, ведь сказка может удовлетворить потребность в идеале, в романтизме, в правдивом и фантастичном, в сочетании страшного со смешным. Потребность эту можно и погасить, но можно и должно поддержать, углубить, и развить, в том числе в достаточно большой степени с помощью сцены. Младших подростков привлекают сказки героические и сатирические, сказки с ярко выраженным социальным конфликтом, и в которых ярко-выраженно проступают черты современности.
Старших же подростков привлекает героико-романтическая сказка и некоторые сатирически - философские сказки. Огромную роль в восприятии театрального искусства может сыграть ознакомление подростков с русской и зарубежной классикой: это и фильмы-спектакли, и телевизионные постановки с участием известных актеров.
Педагогические методы, виды и формы работы
в детском музыкальном театре
Очень важно помнить, что детский музыкальный театр предполагает развитие творческой активности, индивидуальных способностей учащихся, а также создание условий, которые помогают им проявить самовыражение в области данного вида искусства. Занятия детей искусством — это не только свобода «творчества» и удовольствие, но и труд — труд творческий, направленный на достижение определенного результата, требующий желания, и умения преодолевать сложности. Важной целью так же становится сознательное освоение выдвигаемых задач школьниками, и повышенный интерес к занятиям.
Виды и формы работы в детском музыкальном театре:
- Чтение пьесы по ролям, обсуждение литературного и музыкального материала, определение темы, задач, общего замысла будущего спектакля;
- Репетиции на сценических площадках.
- Игровые этюды.
- Игры – импровизации.
- Постановки мини-спектаклей, из нескольких литературных или музыкальных произведений.
- Упражнения на воображение, на пластику.
- Различные экскурсии и походы в театры.
- Совместное или индивидуальное придумывание и оформление сказок.
В результате приобщения детей к театральной культуре различными методами и формами
Занятий - формируется положительное отношение детей к театрализованным играм,
углубляется их интерес к определенному виду театрализованной игры, к сюжету.
Усложняются театрально - игровые умения детей. Появляется взаимодействие с другими
участниками, раскрываются навыки обсуждения и умения разрешать конфликтные
ситуации. Совместная творческая деятельность детей разного возраста вовлекает в
процесс постановки спектаклей даже недостаточно активных детей, тем самым, помогая
им преодолевать стеснительность и зажатость.
Заключение
Всестороннее развитие личности человека и в частности ребенка занимает важное место во всей системе учебно-воспитательного процесса. Детский музыкальный театр является эффективным средством всестороннего развития личности ребенка абсолютно любого возраста. Учитывая, психологические особенности детей разного возраста, можно утверждать, что детский музыкальный театр имеет большие преимущества над другими детскими студиями по силе непосредственного эмоционального воздействия на личностную сферу ребенка, поскольку существует огромное количество самых, разных видов и форм театральной работы и самовыражения - и все они оригинальны и интересны. Каждый такой вид помогает ребенку раскрыть свои таланты, понять себя и окружающий мир; обогатиться положительными эмоциями; найти новых друзей и, конечно, любой детский театр способствует всестороннему развитию личности. Детский театр способствует формированию у детей старшего возраста нравственного поведения по отношению друг к другу. Взаимопомощь, существующая в коллективе, побуждает детей чаще обращаться друг к другу с просьбами, вопросами. Дети становятся более общительными, а также толерантными друг к другу.
Список использованной литературы
- Бояджиев Г.Н. Душа театра. – М.: Молодая гвардия, 1974 г.
- Безымянная О.В. Школьный театр. – М.: Айрис-Пресс, 2001 г.
- Бочарова Н.И., Тихонова О.Г. Педагогика досуга. Организация досуга детей в семье. Учебное пособие. – М.: Юрайт, 2019 г.
- Зубков Ю.А. Театр, семья, школа. – М.: Педагогика, 1975 г.
- Рачина Б.С. Технология и методика обучения музыке в общеобразовательной школе. – Спб.: Издательство «Композитор», 2007 г.
- Рубина Ю.И. Театр и подросток. – М.: Просвещение, 1970 г.
- Урунтаева Г.А. Детская психология. – М.: Издательский центр «Академия», 2013 г.