"Использование современных образовательных технологий на уроках музыки"

Разумова Надежда Ильинична

Использование современных педагогических технологий позволяет мне делать обучение ярким, запоминающимся, интересным для учащихся, формирует эмоционально-положительное отношение к предмету, соответствуя реалиям сегодняшнего дня, а также позволяет добиваться высокой результативности учебно-воспитательного процесса.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

  "Использование современных образовательных технологий

                                      на   уроках музыки"

Учитель музыки 1 категории МБОУ "Килемарская СОШ" Разумова Надежда Ильинична.

     «Технологии не заменят учителя, но учителя, которые используют технологии, могут заменить тех, кто этого не делает». Рэй Клиффорд.

В.А. Сухомлинский свято верил, что для любого школьника можно создать такие условия, при которых учеба станет для него источником «радости, восторга, удивления». Радость в учебе, в любом виде труда школьника – от сознания достигнутого. Особенно в учебе, которая была и остается главным видом его деятельности. Радость сама по себе не приходит. Ее «горючее» - успех.

Считаю, что главный смысл деятельности учителя музыки в том и состоит, чтобы создать каждому ученику ситуацию успеха в учебной и внеклассной работе. Именно учебные достижения школьника наиболее сильно окрашивают его жизнь, определяют отношения к педагогам, к родителям, к самому себе. В конечном итоге все это сказывается на нравственном развитии учеников. Смысл моей педагогической стратегии состоит в том, чтобы закрепить успех показом достигнутого, значимостью проделанной к этому моменту работы.

Сочетание традиционных и новых приемов, методов, форм обучения и контроля на уроках музыки позволяет решать задачи развития и воспитания учащихся, создавая в классе особую атмосферу спокойствия, доверия, увлечения и сотворчества. Ученик из пассивного слушателя становится активным участником процесса обучения, из объекта воздействия превращается в субъект.

Использование современных педагогических технологий позволяет мне делать обучение ярким, запоминающимся, интересным для учащихся, формирует эмоционально-положительное отношение к предмету, соответствуя реалиям сегодняшнего дня, а также позволяет добиваться высокой результативности учебно-воспитательного процесса.

Преподавание предмета «Музыка», я построила на использовании следующих образовательных технологий и методик:

-Технология арт терапевтического воздействия музыки и здоровьесбережения - помогает в создании комфортной обстановки для обучения: снижение влияния стрессов, создание положительного эмоционального фона для занятий музыкой, нормализация биологических показателей (дыхание, артериальное давление, сердечные ритмы), стимулирование слуховой активности при восприятии музыки, оздоровление голосового аппарата в процессе пения, восстановление координация между слухом и голосом (вокалотерапия, ритмотератия, улыбкотерапия и т.д.), развитие функций легких, восприятие классической музыки с целью создания комфортной звуковой среды («фоновая музыка») перед началом занятий, на переменах и др.

-Личностно-ориентированная технология (технология критического мышления) способствует повышению интереса и доступности обучения. Обучающие овладевают следующими умениями: определять вопросы, выделять главное, делать сравнения, устанавливать причинно-следственные связи, делать умозаключения.

-Информационно-коммуникационные технологии направлены на ориентацию в информационных потоках, умение осознанно воспринимать музыкальную информацию, распространяемую по каналам СМИ, развитие критического отношения к ней, применение ИКТ в проектно-исследовательской деятельности, увеличение количества источников информации, осуществление интерактивного диалога в едином информационном пространстве музыкальной культуры и педагогического сообщества.

Одним из условий успешного обучения является качество используемых на уроках аудио и видеоматериалов. Формами овладения ИКТ на уроках музыки стало выполнение тестов, проектов с электронными презентациями. Для учеников использование ИКТ на уроках музыки является новыми формами, средствами обучения. Доступность и разнообразие всех компьютерных технологий (трехмерность, анимация, видео, звук) позволяют рассматривать ИКТ как учебно-развивающую сферу для творчества и самообразования.

-Технология проблемного обучения активизирует мыслительную деятельность. Учащиеся овладевают умениями выявлять проблему, отсекать второстепенное, видеть главное.

-Технология обучения в сотрудничестве развивает коммуникативные навыки взаимопомощи, а также способности обучаться в силу собственных способностей.

-Проектные технологии развивают познавательные интересы школьников, их социализации приобретает сегодня широкое распространение на уроках музыки. Возможны коллективные, групповые, индивидуальные формы подготовки и защиты проектов. Проектная деятельность учащихся выступает, как форма промежуточного и итогового контроля усвоения учебного материала. Публичная защита проекта перед одноклассниками, учащимися других классов, родителями, жителями района приобретает значение подлинно художественного события в школьной жизни. Выделяются следующие виды проектов в области изучения предмета «Музыка»:

1.Ролевые (инсценирование детских симфонических сказок, детских опер, мюзиклов; фрагменты жизни и творчества композиторов, и т.д.)

2.Исследовательский проект (научно-исследовательская работа по изучению биографий композиторов, мастеров сцен, деятелей искусств или музыкальных жанров, инструментов)

3.Сценарный проект (создание сценариев творческих вечеров, концертов, мероприятий)

4.Творческий проект (театрализованные представления музыкальных произведений и т.д.)

5.Информационный проект (изготовление стендов, стенгазет, публичные выступления с сообщениями)

6.Практико-ориентированные проекты (изготовление дидактического материала, презентации к уроку по какой-нибудь теме, создание музыкальных игр, физкультминуток).

-Игровые технологии развивают музыкально — творческие способности учащихся. Существует большое количество игровых методов обучения по предмету «Музыка»:

1. Различные упражнения, звукоподражание, речевые зарядки. Игры на развитие речевого и певческого дыхания, развивающие игры с голосом, интонационные игры и упражнения, игровой показ песни.

2. Вокальные импровизации (песенки-попевки, мелодии к которым ребята должны, по возможности, сочинить сами).

3. Ритмодекламация – это четкое произнесение текста или стихов в заданном ритме, может идти на фоне ритмического сопровождения звучащих жестов (хлопки, шлепки, щелчки, притопы и т.п.), шумовых инструментов.

4. Музыкально- дидактические игры - это игры с готовыми правилами, требуют от школьника умения расшифровывать, распутывать, разгадывать, а главное – знать предмет. Чем искуснее составляется дидактическая игра, тем наиболее умело скрыта дидактическая цель. Творческие задания помогают в формировании музыкального мышления детей.

5.Пластичное движение – это познание музыки через жест, движение, превращение процесса восприятия музыки из пассивной формы работы (слушание) в активную.

6. Музыкальное рисование» - дети представляют, что они художники, и держа в руках кисточку или просто кистью руки «рисуют» в воздухе картины, соответствующие звучащему музыкальному образу.

7. Инструментальное музицирование -это творческий процесс восприятия музыки через игру на доступных ученикам инструментах.

8. Интеллектуальные игры – игры-упражнения, игры-тренинги, основанные на соревновании: «Счастливый случай», «Что? Где? Когда?», «Угадай мелодию», «Своя игра», «В мире музыкальных инструментов». Ученики приобретают опыт работы в группах по сочинительству и исполнению.

9. Игры- путешествия применяются при изучении культуры разных стран, творчества композиторов или основ музыкальной грамоты. Отличительная черта этих игр – активность воображения, создающая своеобразие этой формы деятельности.

10. Сюжетно-ролевые игры также развивают творческое мышление и познавательную активность учащихся. Наиболее популярные – «Я- композитор» , «Я- сочинитель».

Все выше перечисленные игровые приемы используются в тесном «сплетении», развивая музыкально - творческие способности у учащихся.

- Технология развития ассоциативно-образного мышления школьников на уроках музыки базируются на интеграции музыки с другими видами искусства: литературой, изобразительным искусством, кино, театром.

- Технология развития процессов восприятия пронизывает все виды музыкально-практической деятельности учащихся. Восприятие музыки (эмоциональное и осознанное) наиболее полно формируется в процессе использования методики интонационно-образного и жанрово-стилевого анализа музыкальных произведений. У школьников формируется установка на позитивное восприятие музыкального произведения с помощью разнообразных факторов: организационных (слушать музыку в тишине, как в концертном зале) и методических (слово учителя, актуализация музыкального опыта детей, включение различного рода ассоциаций – литературных, живописных, нотно-графических и др.). В процессе восприятия музыки выявляется и функция социального фактора – влияние средств массовой информации, посещение спектаклей, концертов, музеев, использование компьютерных технологий, сети Интернет и т.п.

- Технология развития певческой культуры вырабатывает значимые для формирования культуры хорового исполнительства вокально-хоровые умения и навыки. Она включают в себя подбор песенного репертуара в соответствии с учебной темой и возможностями каждого конкретного класса, распевание, показ песни и беседа о ее содержании, составление плана репетиционной работы над песней, методику «эскизного» разучивания песен, поиск фонограмм для концертного исполнения.

- Технология детского музицирования построена на освоении практических способов двигательной активности школьников, изображении каких-либо действий, пластических воплощений образов, применении музыкально-двигательных упражнений для физической разрядки школьников, для снятия усталости, в ней используется свободное дирижирование , имитация игры на музыкальных инструментах, инсценирование песен, «разыгрывание» фольклорных образцов, имеющих игровую основу .

-Технология диагностики уровня развития музыкальной культуры школьников используются в целях выявления личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, качества формирования универсальных учебных действий, степени эмоционального восприятия явлений музыкальной культуры, открытости учащихся к их познанию; осознанного отношения к изучаемым произведениям через систему усвоения основных понятий и категорий музыки, ее стилей, жанров, языка; представлений школьников о духовных ценностях музыкального искусства; становления индивидуально-оценочных суждений о роли и месте музыки в жизни человека, общества; «воспроизведения» полученных знаний, практических умений и навыков, приобретенных нравственных установок в процессе учебной работы, внеурочной деятельности, повседневной жизни, организации досуга и творческой деятельности.

-Технология преподавания музыки по учебно-методическим комплектам (УМК) сегодня активно внедряется в современных образовательных учреждениях, требует от учеников не эпизодического использования материала этих комплектов, а глубокого освоения их содержания, методов и приемов обучения.

Таким образом, на основании вышеизложенного, можно сделать следующие выводы. Структура моих уроков сочетает в себе все элементы современных образовательных технологий при организации и проведении занятий.