Информационно-коммуникативные технологии на уроках музыки.

Разумова Надежда Ильинична

В настоящее время известно много информационных технологий в учебном процессе. Они позволяют по-новому использовать на уроках музыки текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию и её источники – т.е. обогащают методические возможности урока музыки, придают ему современный уровень.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Информационно-коммуникативные технологии на уроках музыки.

Учитель музыки 1 категории МБОУ "Килемарская СОШ" Разумова Надежда Ильинична.

     В современной школе учитель музыки должен владеть не только музыкально-исполнительскими навыками, но и обладать высоким уровнем профессиональной компетенции, умением руководствоваться имеющимися в его арсенале знаниями в реальной ситуации; быть профессионально мобильным.

В настоящее время известно много информационных технологий в учебном процессе. Они позволяют по-новому использовать на уроках музыки текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию и её источники – т.е. обогащают методические возможности урока музыки, придают ему современный уровень.

  • Развивать с помощью уроков музыки познавательный интерес к обучению, в процессе которого ученик действует активно, вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решает вопросы проблемного, творческого, исследовательского характера.
  • поднять уровень музыкальной культуры школьников.
  • Создать урок музыки, который будет насыщен новыми приёмами педагогической техники - вот основные из них:

Музыкально-творческая деятельность.

Звуковой и информативный музыкальный материал, необходимый на уроке, содержит готовые программные продукты (энциклопедии и пр.). Данные ресурсы служат "сырьём" для создания тематических мультимедиа презентаций, а также позволяют вплести в ткань урока видеоряд. Особенно это важно на уроках, посвященных музыкально-сценическим жанрам.

Работа с Интернетом.

Интернет позволяет быть в курсе мировых музыкальных новостей, а новейшие Flash-технологии помогают собирать дополнительные материалы к уроку.

Использование технических средств обучения.

Звуковые редакторы. С помощью цифрового формата звука на основе музыкальных редакторов можно создавать качественные музыкальные композиции, объединять в единое целое фрагменты урока. Таким образом, значительно увеличивается количество воспринимаемой на уроке музыкальной информации. Современные технологии сжимания звука позволяют хранить гигантские объёмы музыки, а быстрый её поиск помогает на уроке обращаться к самым разным музыкальным примерам.

Цифровые инструменты и музыкальные центры. Электроакустическое звучание, пространственная организация и динамический размах цифровых инструментов и проигрывателей выводят на качественно новый уровень музыкальное прослушивание.

Звукозапись на уроке даёт возможность проанализировать исполнение.

Электронный синтезатор предоставляет широкие возможности открытий в художественно-образной сфере. Это ярко прослеживается в проектировании музыкального звучания: оригинального по окраске, выдержанного в соответствующей стиле. А спецэффекты и возможность участия в музицировании вызывают огромный интерес у детей. Здесь важно преодолеть односторонние представления учащихся об электронных инструментах, связанных исключительно с молодёжной развлекательной музыкой, и сделать эти инструменты средством формирования хорошего музыкального вкуса.

При проведении уроков музыки я в использую ряд цифровых средств обучения:

видеоряд: фрагменты из опер, балетов, мюзиклов, музыкальных кинофильмов, концертов классической и популярной музыки; фрагменты художественных и документальных фильмов о жизни и творчестве композиторов и др.

анимация: фрагменты мультипликации, которые в игровой форме разъясняют учащимся основные положения учебной темы;

синтезированный зрительный ряд: портреты композиторов, исполнителей и исполнительских коллективов, исполняющих произведения мировой музыкальной классики, народной и духовной музыки, современные сочинения; тематические рисунки, нотная графика, фрагменты рукописей музыкальных произведений; репродукции произведений изобразительного искусства (живопись, декоративно-прикладное искусство, скульптура, архитектура, графика, иконопись и др. ); материалы из мемориальных музеев композиторов и исполнителей, документальные фотографии, видовые художественные фотографии и др.

дикторский текст, комментирующий различные явления музыкальной культуры, поясняющий способы деятельности учащихся, направленные на усвоение основных понятий программы того или иного класса;

звуковые фонограммы музыкальных произведений, а также песен («плюсовки» и «минусовки»), которые дают возможность школьникам участвовать в их исполнении в процессе работы с цифровым образовательным ресурсом;

литературный ряд: доступные, ёмкие, выразительные информативные тексты, раскрывающие содержание предлагаемых для восприятия фрагментов музыкальных и художественных образов (эстетически-нравственный фон); отрывки стихотворений, прозы, созвучные музыке; словарь ключевых терминов и понятий, соответствующих данной учебной теме, эмоциональный словарь (вербальная характеристика музыкального произведения); фрагменты писем, воспоминаний, цитаты и высказывания композиторов, исполнителей, слушателей и др.;

творческие (интерактивные) задания для учащихся: вопросы, диагностические тесты, проблемные ситуации, направленные на осмысление учебного материала и выполняющие функцию контроля за успешностью развития музыкальной культуры школьников.

В своей работе я использую коллекцию дисков CD, состоящую из произведений различных стилей и жанров: от классики до современной музыки. Благодаря различным компьютерным программам появилась возможность прослушивать музыкальные произведения в качественном звучании.

Уроки с мультимедийной поддержкой.

Одним из инструментов внедрения информационных технологий является программа PowerPoint, которую продуктивно и творчески использую в преподавании музыки, что позволяет повысить интерес к изучению предмета. Данный вид деятельности дает возможность учителю и ученику проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков. Методика подразумевает использование мультимедийного проектора.

    Презентация позволяет иллюстрировать свой рассказ красочными картинами, иллюстрациями, фотографиями, диаграммами, видеофрагментами и, конечно же, звуковыми фрагментами. Возможно добавление записи дикторского текста учителя. Чаще всего это уроки, посвящённые творчеству того или иного композитора или слайд-шоу к произведению музыкально-сценического жанра. Например, при изучении тем: «Опера», «Балет», «Мюзикл» и другие.

При объяснении нового материала создание слайдов даёт возможность использовать анимацию, которая помогает поэтапно излагать учебный материал. Презентации эффективно используются на различных этапах урока, зрительное восприятие изучаемых объектов позволяет быстрее и глубже воспринимать излагаемый материал.

Ученикам предлагаются вопросы. В случае неудачного ответа учащихся созданная презентация дает возможность, используя гиперссылки, вернуть учеников в нужный фрагмент урока, где есть необходимая информация для ответа. Данный метод работы позволяет провести урок интересно и нестандартно закрепить полученные на уроке знания.

    При закреплении знаний, используя программу PowerPoint, можно организовать на уроке групповую деятельность учащихся: совместное творчество по созданию слайдов учителя и учеников создает на уроке благоприятный психологический климат, формирует умение работать в группе. Проектная деятельность учащихся тоже предполагает создание мультимедиа презентаций. Для подготовки презентации ученик должен провести огромную научно-исследовательскую работу, использовать большое количество источников информации, что позволяет избежать шаблонов и превратить каждую работу в продукт индивидуального творчества. Ученик при создании каждого слайда в презентации превращается в компьютерного художника (слайд должен быть красивым и отражать внутреннее отношение автора к излагаемому вопросу). Данный вид учебной деятельности позволяет развивать у ученика логическое мышление, формирует навыки. В процессе демонстрации презентации ученики приобретают опыт публичных выступлений, который, безусловно, пригодится в их дальнейшей жизни. Включается элемент соревнования, что позволяет повысить самооценку ученика, т.к. умение работать с компьютером является одним из элементов современной молодежной культуры.

Учащиеся не просто пассивные поглотители информации. Целью учителя становится формирование у учащихся навыков нахождения и отбора нужной информации. Это достигается через подготовку проектов.

При выполнении проекта учащиеся показывают самый высокий уровень самостоятельности – творческий. Он проявляется в ходе выполнения задания исследовательского характера, когда необходимо овладеть методами и приемами познания, которые позволяют увидеть новую проблему в знакомой ситуации, найти новые способы применения усвоенных знаний.

   При работе над проектом развивается ряд компетенций:

  • использование ИКТ для решения профессиональных задач (в т.ч. для поиска необходимой информации, оформления результатов работы в виде компьютерных презентаций, веб-сайтов, флеш-роликов, баз данных и т.д.);
  • самообучение и самоорганизация;
  • работа в команде (планирование, распределение функций, взаимопомощь, взаимоконтроль);
  • умение находить несколько способов решений проблемной ситуации, определять наиболее рациональный вариант, обосновывать свой выбор;
  • навык публичных выступлений (обязательно проведение предзащит и защит проектов с выступлениями авторов, с вопросами, дискуссиями).

Интернет-ресурсы в музыкальном образовании.

Новые возможности, которые открыл Интернет, позволяют учителю быть в курсе, прежде всего, музыкальных новостей («из первых рук»), общаться с коллегами по электронной почте, участвовать в различных Интернет-семинарах и форумах, т.е. идти в ногу со временем.

Интернет-ресурсы, доступные любому ученику, расширяют кругозор, обостряют интерес к обучению. Это даёт возможность знакомства с культурой и искусством различных народов, с важнейшими событиями культурной жизни всего земного шара, уникальную возможность соприкоснуться с шедеврами мирового музыкального искусства, различных музеев (Эрмитаж, Лувр и пр.), которые содержат цифровые коллекции, позволяющие увидеть и разглядеть подробно шедевры живописи, прикладного искусства, музыкальных инструментов.

При подготовке к урокам мною используются материалы сайтов, посвящённых современной музыке, современным композиторам, именно из Интернета на сайтах различных сообществ узнаю о новинках в мире музыки, в частности о новых музыкальных программах.

Многие сайты содержат «минусовки», использование которых эффективно при проведении уроков музыки и во внеклассной работе. Много интересной и полезной информации можно найти на общероссийском образовательном портале. Огромный интерес для учителя музыки представляет Интернет-фестиваль «Открытый урок», где много статей и разработок уроков, посвящённых музыкальной педагогике.

В проектной деятельности учащиеся также активно пользуются Интернет-ресурсами, что выводит обучение на качественно новый уровень.

Тестовые формы контроля.

В процессе преподавания музыкального искусства в школе тест является педагогическим инструментом в руках учителя, позволяющим осуществлять педагогические измерения в рамках преподаваемого предмета и используется как средство проверки, контроля и оценки.

Основные задачи использования тестов в преподавании музыкального искусства в школе направлены на:

  • определение объёма и качества освоения содержания программного материала;
  • проверку и контроль уровня усвоения основных видов деятельности учащихся;
  • проверку и оценку качества развития психофизиологических свойств ребёнка, необходимых для занятия музыкальной деятельностью;
  • оценку педагогической деятельности учителя музыки.

На уроках музыки мною используются различные формы тестового контроля:

«Бумажные» - педагогические тесты, предъявляемые учащимся на бумажном носителе в виде распечатки. Эти тесты наиболее часто используются и их хранение, редактирование и вариативная распечатка происходит с помощью специальных программных средств.

«Звуковые» - педагогические тесты характерны именно для музыкального образования, т.к. музыка – искусство, существующее в звуковых формах. Создание и осуществление такого теста осуществляется с помощью специализированных технических средств. При создании теста необходимо точно выверять временные границы звучащих фрагментов. На уроке «звуковые» тесты чаще всего используются как коллективные или фронтальные формы контроля.

   Традиционной формой проверки на уроках музыки являются викторины, которые содержатся во многих готовых программных продуктах. Вопросы викторины чаще всего объединены какой-либо общей темой.

К результативности моей деятельности я отношу:

  • положительную мотивацию на уроках искусства с применением ИКТ, создание условий для получения учебной информации из различных источников (традиционных и новейших);
  • обретение компьютерной грамотности и оптимальное использование информационных технологий в учебном процессе;
  • умение разрабатывать современные дидактические материалы и эффективное их использование в учебном процессе;
  • возможность организации промежуточного и итогового контроля знаний с помощью компьютерных программ.

   Таким образом, использование ИКТ помогает учителю повышать мотивацию обучения детей предметам эстетического цикла; обогащает учащихся знаниями; психологически облегчает процесс усвоения материала школьниками; возбуждает живой интерес к предмету познания; расширяет кругозор детей; возрастает уровень использования наглядности на уроке; повышает производительность труда учителя на уроке.

Бесспорно, что в современной школе компьютер не решает всех проблем, он остается лишь многофункциональным техническим средством обучения. Но информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными  технологиями обучения, создают необходимый уровень качества обучения и воспитания.

Список использованной литературы и Интернет-ресурсов.

1. Критская Е. Д., Сергеева Г. П. Уроки музыки. Москва «Просвещение», 2007г.

2. Смолина Е. А. Современный урок музыки. Ярославль: Академия развития, 2007г.

3. Афанасьева О. В. Использование ИКТ в образовательном процессе. http://pedsovet.org/

4. «Музыка в школе». Научно-методический журнал. 2007/5,6. Раздел «Музыкальная электроника».

5. Никитина Н. Н. «Организация учебного процесса с использованием возможностей ИКТ» http://pedsovet.org/

6. Чепкасова О. А. «Использование ИКТ на уроках образовательной области «Искусство». Материалы сайта www. «Сеть творческих учителей».