Программа спецкурса "Пение с увлечением"
Программа спецкурса "Пение с увлечением"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_penie_s_uvlecheniem.docx | 60.47 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Согласовано» | «Согласовано» | «Утверждаю» |
Руководитель МО учителей технологии и искусства | Зам. директора по ОП | Директор МБОУ «ШИСОО» с. Самбург Пуровского района |
___________ Н.Е. Енкова | ____________ В.В. Гашин | ____________ А.М. Муравьёва |
«____» __________ 2021 г. | «____» __________ 2021 г. | «____» __________ 2021 г. |
Рабочая программа
спецкурса «Пение с увлечением»
Учитель
Власова Марина Григорьевна
2021-2022 учебный год
Пояснительная записка.
Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению для 6-8 классов «Пение с увлечением» разработана в соответствии с Федеральными государственным образовательным стандартом основного общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 года приказ №1897. Письмом Департамента общего образования Минобрнауки России от 12.05.2011года приказ №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при внедрении Федерального государственного образовательного стандарта общего образования». Приказом Министерства и науки РФ приказ №2357 от 22.09.2011г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования», утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. №373. СанПин 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях.
Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами музыкальной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию.
Новизна данной программы заключается в том, что здесь интегрируются предметы художественно-эстетического цикла (театр, литература, хореография, музыка, ИЗО) на уровне межпредметных связей, позволяющих формировать в единстве содержательные и мотивационные компоненты учебной деятельности. Программа направлена на развитие духовности личности, творческих способностей учащихся, умение видеть и творить прекрасное.
Практическая значимость.
Программа предназначена для:
- развития музыкальности; музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти восприимчивости, способности к сопереживанию;
- раскрытия творческих способностей в различных видах музыкально-творческой деятельности (слушании музыки, пении, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений);
- повышения уровня знаний в области музыкального искусства своего народа и других народов.
Цель программы: создание условий для развития и реализации творческого потенциала обучающихся в области музыкальной культуры и вокального пения.
Основные задачи:
- развитие голоса, музыкального слуха и памяти, чувства ритма;
- формирование у учащихся практических умений и навыков (чистота интонирования, артикуляция и дыхание, чтение с листа, аккордовое пение);
- формирование уровня знаний детей в области музыкальной культуры, развитие их музыкальных представлений и художественного вкуса;
- воспитание у детей эстетического вкуса, исполнительской и слушательской культуры, умение работать в коллективе, настойчивость и целеустремлённость в преодолении трудностей учебного процесса, ответственность за творческий результат.
Цели общего музыкального образования, реализуемые через систему ключевых задач личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития, на данном этапе обучения приобретают большую направленность на расширение музыкальных интересов школьников, обеспечение их интенсивного интеллектуально-творческого развития, активный познавательный поиск в сфере искусства, самостоятельное освоение различных учебных действий. Поощрение содержательных инициатив в многообразной музыкально-творческой деятельности, внимание и уважение к музыкальным увлечениям учащихся, понимание субъективных причин переосмысления накопленного музыкального опыта становится основой для успешного освоения курса музыки на данной ступени обучения и фундаментом для формирования эстетических убеждений растущего человека.
личностные УУД:
- реализовать способности творческого освоения мира в различных видах и формах музыкальной деятельности, в становлении самосознания и ценностных ориентаций, проявлении эмпатии и эстетической восприимчивости;
- проявлять понимание и уважение к ценностям культуры и истории своего народа, родной страны, культур других народов;
- соотносить поступок с моральной нормой.
регулятивные УУД:
- анализировать собственную работу: соотносить план и совершённые операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины.
- оценивать собственные действия наряду с явлениями жизни и искусства;
- анализировать существующее разнообразие музыкальной картины мира;
- оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей).
познавательные УУД:
- сравнивать различные объекты: выделять из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства;
- сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким) признаку.
- выявлять сходство и различие объектов.
коммуникативные УУД:
- приобщаться к отечественному и зарубежному музыкальному наследию;
- уважать духовный опыт и художественные ценности разных народов мира, культурные традиции Отечества, малой родины и семьи;
- участвовать в коллективном или ансамблевом пении, инструментальном музицирование и т. д., развивать умения «слышать другого»;
- выстраивать совместную деятельность и поиск в процессе учебных ситуаций нетрадиционных вариантов решения творческих задач;
Решение ключевых задач личностного, познавательного, регулятивного и коммуникативного развития предопределяется специальной организацией музыкальной, учебной деятельности, а также организацией форм сотрудничества и взаимодействия его участников в художественно-педагогическом процессе.
Формы и методы внеурочной деятельности.
Основной формой организации занятий является групповая. Наряду с групповой формой работы на занятиях применяется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Занятия и подбор песенного репертуара планируются с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся. Содержание программы включает в себя занятия разных типов, на которых решаются вокальные, творческие и воспитательные задачи. Форма проведения варьируется, в рамках одного занятия сочетаются разные виды деятельности:
- вокально-хоровая работа;
- занятия по музыкальной грамоте;
- музыкально-дидактические игры;
- музыкально-ритмические упражнения;
- дыхательная гимнастика;
На занятиях вокального кружка «Мир песен» используются методы обучения:
Общедидактические методы:
Словесные методы (рассказ, беседа, объяснение, учебная дискуссия) - способствуют формированию теоретических и фактических знаний учащихся;
Наглядные (иллюстрации и демонстрации) – развивают наблюдательность учащихся, способность анализировать, позволяют достичь большого воспитательного и образовательного эффекта, создают благоприятные возможности для развития абстрактного мышления учеников, способствуют повышению их внимания к изучаемым вопросам,
Практические (тренировочные упражнения, индивидуальное и хоровое исполнение) - развивают практические умения и навыки учащихся, позволяют применять на практике полученные теоретические знания.
Проблемно-поисковые методы – развивают навыки творческой учебно-познавательной деятельности, способствуют более осмысленному и самостоятельному овладению знаниями.
Методы самостоятельной работы – развивают самостоятельность в учебной деятельности.
Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности (музыкальные игры, музыкально- хоровые соревнования, эмоциональное воздействие и т.д.) - формируют познавательный интерес учащихся, развивают чувства долга и ответственности у учащихся.
Специальные вокальные методы:
Фонетический метод (использование определенных сочетаний фонем с целью выравнивания тембрового звучания гласных, для настройки певческого голоса на правильное звукообразование, исправления различных его недостатков).
Концентрический метод М.И. Глинки (постепенное расширение звукового диапазона голоса концентрическими кругами вокруг его центра – примарных звуков при глубоком индивидуальном подходе к каждому ученику).
Метод мысленного пения (формирование вокально-слуховых представлений, лежащих в основе вокального воспроизведения).
Объяснительно - иллюстративный метод в сочетании с репродуктивным (устное объяснение и показ правильного вокального звучания педагогом и последующее воспроизведение и повторение учащимися певческого звука и способов работы голосового аппарата в соответствии с объяснениями и показом педагога).
Проверка усвоения материала проводится в течение учебного процесса в форме опроса учеников, наблюдения за их деятельностью и учитывается:
1. участие детей в проводимых праздниках и конкурсах;
2. творческое выполнение заданий, заинтересованность в личностном росте;
3. качественное исполнение вокальных номеров.
Проверкой результатов усвоения знаний на занятиях является коллективное, сольное, групповое прослушивание детей. Критерий оценки – рост исполнительских навыков с учетом исходного уровня подготовки учащегося и его активности на занятиях.
Кроме того дети участвует в концертных мероприятиях школьного, городского уровня, где качество исполняемых произведений является итоговым показателем всей вокально-хоровой работы на занятиях.
Итоговая уровневая оценка осуществляется по следующим направлениям:
Высокий уровень | выполнение всех показателей и заданий, соответствующих данному возрасту |
Средний уровень | недостаточно четкое выполнение показателей или заданий, соответствующих данному возрасту |
Низкий уровень | невыполнение показателей и заданий данного возраста |
Планируемые результаты.
Первый год обучения:
- наличие интереса к вокальному искусству; стремление к вокально-творческому самовыражению (пение соло, ансамблем, участие в импровизациях, участие в музыкально-драматических постановках);
- владение некоторыми основами нотной грамоты, использование голосового аппарата;
- проявление навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносить слова – артикулировать при исполнении);
Второй год обучения:
- уметь двигаться под музыку, не бояться сцены, культура поведения на сцене;
- стремление передавать характер песни, умение исполнять легато, нон легато, правильно распределять дыхание во фразе, уметь делать кульминацию во фразе, усовершенствовать свой голос;
- умение исполнять более сложные длительности и ритмические рисунки (ноты с точкой, пунктирный ритм), а также несложные элементы двухголосия – подголоски.
- наличие повышенного интереса к вокальному искусству и вокальным произведениям, вокально-творческое самовыражение (пение в ансамбле и соло, участие в импровизациях, активность в музыкально- драматических постановках);
- увеличение сценических выступлений, движения под музыку, навыки ритмической деятельности;
Третий год обучения:
- проявление навыков вокально-хоровой деятельности (некоторые элементы двухголосия, фрагментарное пение в терцию, фрагментарное отдаление и сближение голосов – принцип “веера”, усложненные вокальные произведения);
- умение исполнять одноголосные произведения различной сложности с не дублирующим вокальную партию аккомпанементом, пение а капелла в унисон, правильное распределение дыхания в длинной фразе, использование цепного дыхания;
- усложнение репертуара, исполнение более сложных ритмических рисунков;
- участие в конкурсах и концертах, умение чувствовать исполняемые произведения, правильно двигаться под музыку и повышать сценическое мастерство.
Характеристика предмета.
Программа вокального кружка «Пение с увлечением» для 6-8 классов разработана и составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта второго поколения основного общего образования.
Музыка в школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретённые при её изучении. Овладение различными видами музыкально-творческой деятельности станут фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования. Обеспечат введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни.
В основу построения курса вокального кружка «Пение с увлечением» были положены следующие принципы:
•принцип преемственности и непрерывности художественно – эстетического образования помогает выстроить в сознании школьников целостную художественную картину мира, обеспечить духовное «созревание» слушателя, исполнителя, ценителя искусства;
•принцип увлекательности занятий (Кабалевский Д.Б.) на основе связи музыки и жизни создает мотивирующую деятельность ученика, связанную с музыкальным искусством;
•принцип интегрированного взаимодействия искусств (Юсов Б.П.) направлен на формирование представлений о целостности, взаимосвязи и единстве всего в мире знаний, «рассматривать не отдельные, изолированные явления жизни, а обширные единства» (Лотман);
•принцип «тождества» и «контраста» (Асафьев Б) реализуется через представленность произведений искусства учащимся, и помогает им пробудить поисковую активность, направленную на понимание и принятия или непринятия данного образа;
•принцип системности – предполагает преемственность знаний, комплексность в их усвоении;
•принцип тематизма – осуществляется внутренняя преемственность между темами четвертей и всеми годами
Личностные и метапредметные результаты.
Личностные | Метапредметные регулятивные, познавательные, коммуникативные |
ЛР1-положительное отношение к музыкальным занятиям, интерес к отдельным видам музыкально-практической деятельности ЛР2-уважение к чувствам и настроениям другого человека, представление о дружбе, доброжелательном отношении к людям. ЛР3-эмоциональная отзывчивость на доступные и близкие ребенку по настроению музыкальные произведения; ЛР4-интерес к музыкальным занятиям во внеурочной деятельности, понимание значения музыки в собственной жизни; ЛР5- навыки оценки и самооценки результатов музыкально-исполнительской и творческой деятельности; ЛР6- основа для развития чувства прекрасного через знакомство с доступными музыкальными произведениями разных эпох, жанров, стилей; ЛР7эмоциональная отзывчивость на музыку, осознание нравственного содержания музыкальных произведений и проекция этого содержания в собственных поступках; ЛР8 любовь к Родине, к родной природе, к русской народной и профессиональной музыке, интерес к музыкальной культуре других народов; ЛР9 учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, устойчивая мотивация к различным видам музыкально-практической и творческой деятельности; ЛР10 основа для самовыражения в музыкальном творчестве Лр11 навыки оценки и самооценки результатов музыкально-исполнительской и творческой деятельности; ЛР12 устойчивого интереса к музыкальному искусству, мотивации к внеурочной музыкально-эстетической деятельности, потребности в творческом само-выражении; ЛР13 способности реализовывать собственный творческий потенциал | МР1- принимать учебную задачу; МР2 −осуществлять первоначальный контроль своего участия в интересных для него видах музыкальной деятельности; МР4- эмоционально откликаться на музыкальную характеристику образов героев музыкальных произведений разных жанров; МР5 понимать смысл исполнительских и творческих заданий, вносить в них свои коррективы; МР6- осуществлять контроль своего участия в разных видах музыкальной и творческой деятельности; МР7-различать способ и результат собственных и коллективных действий; МР8 планировать свои действия в соответствии с поставленными художественно-исполнительскими и учебными задачами; МР9 различать способ и результат собственных и коллективных действий; МР10 адекватно воспринимать предложения и оценку учителей; МР11 осуществлять контроль своего участия в разных видах музыкальной и творческой деятельности; МР12 воспринимать мнение сверстников и взрослых о музыкальном произведении, особенностях его исполнения; МП1- ориентироваться в информационном материале учебника, осуществлять поиск нужной информации (Музыкальный словарик); МП2- читать простое схематическое изображение МП3- ориентации в способах решения исполнительской задачи; МП4- выбирать способы решения исполнительской задачи; МП5- воспринимать и анализировать тексты, в том числе нотные; МП6- передавать свои впечатления о воспринимаемых музыкальных произведениях; МП7 осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных и творческих заданий МП8 воспринимать и анализировать тексты, в том числе нотные МП9 соотносить различные произведения по настроению, форме, по различным средствам музыкальной выразительно-сти (темп, ритм, динамика, мелодия); МП10 строить свои рассуждения о характере, жанре, средствах художествен-но-музыкальной выразительности; МП11 произвольно и осознанно владеть общими приемами решения учебных задач. МК1- понимать важность исполнения по группам МК2- учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки; МК3- принимать участие в импровизациях, в коллективных инсценировках, в обсуждении музыкальных впечатлений; МК4- выразительно исполнять музыкальные произведения, принимать активное участие в различных видах музыкальной деятельности МК5− выражать свое мнение о музыке, используя разные речевые средства (монолог, диалог, сочинения), в т.ч. средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения; МК6-контролировать свои действия в коллективной работе (импровизациях, инсценировках), соотносить их с действиями других участников и понимать важность совместной работы; МК7 выразительно исполнять музыкальные произведения, воспринимать их как средство общения между людьми; МК8 использовать речь для регуляции своего действия, и действий партнера; МК9 проявлять творческую инициативу, самостоятельность, воспринимать намерения других участников в процессе импровизаций, хорового пения, коллективной творческой деятельности; МК10 задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; МК11 применять полученный опыт творческой деятельности при организации содержательного культурного досуга. |
Место вокального кружка «Мир песен» в учебном плане.
Программа рассчитана на детей среднего возраста на 3 года обучения. Возраст детей 12-15 лет.
В соответствии с учебным планом ШСОО с. Самбург количество часов отведённых на реализацию программы составляет 1 час в неделю. Общее количество часов отведённых на программу 102 часа.
Учебно-тематический план 6 класс
№ п/п | Разделы | Кол. часов | Групповые занятия | Индивидуальные занятия | ||||
теория | практика | теория | практика | |||||
Вводное занятие. | 1 | 1 | ||||||
Охрана голоса. | 1 | 1 | ||||||
Певческая установка. | 2 | 2 | ||||||
Звукообразование. Музыкальные штрихи. | 2 | 2 | ||||||
Дыхание. | 2 | 2 | ||||||
Дикция и артикуляция. | 3 | 3 | ||||||
Ансамбль. Элементы двухголосия. | 4 | 4 | ||||||
Музыкально-исполнительская работа. | 4 | 4 | ||||||
Ритм. | 1 | 1 | ||||||
Сценическое движение. | 4 | 1 | 3 | |||||
Работа над репертуаром. | 5 | 1 | 4 | |||||
Концертная деятельность. | 4 | 4 | ||||||
Творческие отчёты. | 1 | 1 | ||||||
Всего 68 часов. | 34 | 3 | 31 |
Учебно-тематический план 7 класс
№ п/п | Разделы | Кол. часов | Групповые занятия | Индивидуальные занятия | ||||
теория | практика | теория | практика | |||||
Вводное занятие. | 1 | 1 | ||||||
Охрана голоса. | 4 | 2 | 1 | 1 | ||||
Певческая установка. | 4 | 2 | 1 | |||||
Звукообразование. Музыкальные штрихи. | 4 | 2 | 1 | |||||
Дыхание. | 4 | 2 | 1 | |||||
Дикция и артикуляция. | 6 | 3 | 2 | |||||
Ансамбль. Элементы двухголосия. | 8 | 3 | 6 | |||||
Музыкально-исполнительская работа. | 8 | 4 | 8 | |||||
Ритм. | 3 | 2 | 1 | |||||
Сценическое движение. | 8 | 1 | 4 | 1 | 1 | |||
Работа над репертуаром. | 8 | 1 | 4 | 1 | 1 | |||
Концертная деятельность. | 8 | 6 | 2 | |||||
Творческие отчёты. | 2 | 2 | ||||||
Всего 68 часов. | 68 | 3 | 36 | 3 | 26 |
Учебно-тематический план 8 класс
№ п/п | Разделы | Кол. часов | Групповые занятия | Индивидуальные занятия | ||||
теория | практика | теория | практика | |||||
Вводное занятие. | 1 | 1 | ||||||
Охрана голоса. | 4 | 2 | 1 | 1 | ||||
Певческая установка. | 4 | 2 | 1 | |||||
Звукообразование. Музыкальные штрихи. | 4 | 2 | 1 | |||||
Дыхание. | 4 | 2 | 1 | |||||
Дикция и артикуляция. | 6 | 3 | 2 | |||||
Ансамбль. Элементы двухголосия. | 8 | 3 | 6 | |||||
Музыкально-исполнительская работа. | 8 | 4 | 8 | |||||
Ритм. | 3 | 2 | 1 | |||||
Сценическое движение. | 8 | 1 | 4 | 1 | 1 | |||
Работа над репертуаром. | 8 | 1 | 4 | 1 | 1 | |||
Концертная деятельность. | 8 | 6 | 2 | |||||
Творческие отчёты. | 2 | 2 | ||||||
Всего 68 часов. | 68 | 3 | 36 | 3 | 26 |
Программа «Пение с увлечением» направлена на расширение и углубление предмета «Музыка» и музыкальной культуры учащихся школы. Овладение различными видами музыкально-творческой деятельности станут фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования. Обеспечат введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни.
Широкий интегрированный конспект программы (имеются в виду многочисленные содержательные связи с предметами «Литература», «Математика», «Изобразительное искусство», «Русский язык») не снижает самооценки кружка «Мир песен», а лишь придаёт больший объём в восприятии и усвоения его содержания.
На уроках литературы дети могут использовать выразительные приёмы, которые они подчеркнули на уроках музыки, общие для музыкальной и актёрской речи: форте пиано, стаккато и легато.
Музыкальная грамота тесно связана с грамматикой родного языка и математикой: музыкальные длительности, метр, размер.
В методических рекомендациях предложены формы связанные с театром: инсценировки, театрализация
В разделе «Музыкальное движение» прочерчены связи с физкультурой.
Содержание программы 1 – го года обучения.
1.Вводное занятие.
Знакомство с программой, режимом работы, правилами техники безопасности и личной гигиены вокалиста.
2.Охрана голоса.
Проведение гимнастики голоса по фонопедическому методу В.В.Емельянова.
3.Певческая установка.
Беседа о правильной постановке голоса во время пения, исполнение вокальных упражнений.
4.Звукообразование.
Работа над точным звучанием унисона. Упражнения, направленные на выработку точного унисона с элементами двухголосья. Упражнение на расширение диапазона.
5.Дыхание.
Знакомство с цепным, коротким, задержанным дыханием. Взаимосвязь звука и дыхания. Короткий и длинный вдох, формирование навыка экономного выдоха.
6.Дикция и артикуляция.
Формирование навыков правильного певческого произнесения слов. Работа, направленная на активизацию речевого аппарата с использованием речевых и музыкальных скороговорок, специальных вокальных упражнений, формирующих навык твердой и мягкой атаки. Правильное произношение гласных и согласных звуков.
7.Ансамбль. Элементы двухголосья.
Понятие единства музыкального звучания. Работа над формированием совместного ансамблевого звучания. Формирование умения петь с сопровождением и без него. Пение каноном.
8.Музыкально – исполнительская работа.
Развитие навыков уверенного пения в различных музыкальных штрихах («пианино», «форте», «крещендо», «диминуэндо»). Обработка динамических оттенков в упражнениях, распевках, репертуарных произведениях. Упражнения на сохранение певческого тона.
9.Ритм и ритмический рисунок.
Игры на ритмическое моделирование. Осознание длительностей и пауз. Умение воспроизвести ритмический рисунок мелодии. Игра «Музыкальные прятки». Музыкально – ритмические скороговорки.
10.Сценическое движение.
Упражнения и игры на развитие выразительности, интонации, естественности. Движение и жесты под музыку, для передачи образа. Психологические игры на раскрепощение.
11.Работа над репертуаром.
Умение работать с микрофоном и фонограммой. Техника безопасности и правила пользования микрофоном. Выбор и разучивание репертуара. Работа над репертуаром, выучивание литературных текстов и технически сложных мест. Художественное совершенствование выученного репертуара. Репетиции.
12.Концертная деятельность.
Умение применять свое исполнительское мастерство и артистизм при исполнении на сцене. Поощрение более удачных моментов.
13.Итоговые занятия, творческие отчеты.
Тематическое планирование 1-го года обучения.
Разделы Количество часов | Содержание разделов. | Характеристика основных видов деятельности | Планируемый результат |
Вводное занятие | Знакомство с программой, режимом работы, правилами техники безопасности и личной гигиены вокалиста. | Размышлять об истоках возникновения музыкального искусства. Проявлять личностное отношение при восприятии музыкальных произведений, эмоциональную отзывчивость Сравнивать музыкальные произведения разных жанров. Соотносить основные образно-эмоциональные сферы музыки, специфические особенности произведений разных жанров. Исполнять различные по характеру музыкальные произведения. Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в коллективном творчестве Корректировать собственное исполнение Узнавать изученные музыкальные произведения. Называть их авторов Анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведения Узнавать изученные музыкальные произведения. Распознавать и эмоционально откликаться на выразительные и изобразительные особенности музыки Выявлять различные по смыслу музыкальные интонации. Приобретать опыт музыкально-творческой деятельности через слушание, исполнение. Участвовать в коллективном музицировании на элементарных и электронных музыкальных инструментах. Разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх – драматизациях. | МР1, ЛР4 |
Охрана голоса | Проведение гимнастики голоса по фонопедическому методу В.В.Емельянова. | МР1, МП3, | |
Певческая установка | Беседа о правильной постановке голоса во время пения, исполнение вокальных упражнений | ЛР6, МК5, МП5, МР5 | |
Звукообразование. Музыкальные штрихи. | Работа над точным звучанием унисона. Упражнения, направленные на выработку точного унисона с элементами двухголосья. Упражнение на расширение диапазона. | ЛР6, МК5, МП5, МР5 | |
Дыхание. | Знакомство с цепным, коротким, задержанным дыханием. Взаимосвязь звука и дыхания. Короткий и длинный вдох, формирование навыка экономного выдоха. | МК3, МР5,МР1, ЛР1 | |
Дикция и артикуляция. | Формирование навыков правильного певческого произнесения слов. Работа, направленная на активизацию речевого аппарата с использованием речевых и музыкальных скороговорок, специальных вокальных упражнений, формирующих навык твердой и мягкой атаки. Правильное произношение гласных и согласных звуков | ЛР1, ЛР4, ЛР5, МР5, МП4, МП5, МК4 | |
Ансамбль. Элементы двухголосья. | Понятие единства музыкального звучания. Работа над формированием совместного ансамблевого звучания. Формирование умения петь с сопровождением и без него. Пение каноном. | ЛР1, ЛР4, ЛР5, МР5, МП4, МП5, МК4 | |
Музыкально-исполнительская работа.
| Развитие навыков уверенного пения в различных музыкальных штрихах («пианино», «форте», «крещендо», «диминуэндо»). Обработка динамических оттенков в упражнениях, распевках, репертуарных произведениях. Упражнения на сохранение певческого тона. | ЛР5, ЛР3, МР3, МР5, МП1, МП6, МК2, МК4 | |
Ритм. | Игры на ритмическое моделирование. Осознание длительностей и пауз. Умение воспроизвести ритмический рисунок мелодии. Игра «Музыкальные прятки». Музыкально – ритмические скороговорки | ЛР1, ЛР5, МК1, МК4, Мп5, МР5, | |
Сценическое движение. | Упражнения и игры на развитие выразительности, интонации, естественности. Движение и жесты под музыку, для передачи образа. Психологические игры на раскрепощение. | ЛР5, ЛР3, МР3, МР5, МП3, МП6, МК3 | |
Работа над репертуаром.
| Умение работать с микрофоном и фонограммой. Техника безопасности и правила пользования микрофоном. Выбор и разучивание репертуара. Работа над репертуаром, выучивание литературных текстов и технически сложных мест. Художественное совершенствование выученного репертуара. Репетиции. | ЛР5, ЛР4, МР5, МР6, МК1, МК5 | |
Концертная деятельность. | Умение применять свое исполнительское мастерство и артистизм при исполнении на сцене. Поощрение более удачных моментов. | ЛР5, ЛР6, МР2, МР3, МП2,МП5, МК2, МК4 | |
Итоговые занятия, творческие отчеты.2 | Отбор лучших номеров, репетиции. Анализ выступления | ЛР5, ЛР4, МК6 | |
Содержание программы 2– го года обучения
1.Вводное занятие.
Знакомство с программой, режимом работы. Подбор репертуара.
2.Охрана голоса.
Проведение гимнастики голоса.
3.Певческая установка.
Беседа о правильной постановке голоса во время пения. Пение упражнений на точное интонирование тона и полутона, на активизацию артикулярного аппарата. Пение с сопровождением и без него.
4.Звукообразование.
Работа над точным звучанием унисона. Закрепление навыка правильного звукообразования. Упражнения по системе В.В.Емельянова.
5.Дыхание.
Упражнения на выработку рефлекторного певческого дыхания. Закрепление певческого дыхания. Короткий и длинный вдох, экономный выдох.
6.Дикция и артикуляция.
Формирование навыков правильного певческого произнесения слов. Работа, направленная на активизацию речевого аппарата с использованием речевых и музыкальных скороговорок. Сонорные и несонорные согласные звуки.
7.Ансамбль. Элементы двухголосья.
Работа над формированием совместного ансамблевого звучания. Формирование умения петь с сопровождением и без него. Работа над чистотой строя.
8.Музыкально – исполнительская работа.
Развитие навыков уверенного пения в различных музыкальных штрихах оттенков («легато», «стаккато»). Обработка динамических оттенков в упражнениях, распевках, репертуарных произведениях. Упражнения на сохранение певческого тона при пении «тихо».
9.Ритм и ритмический рисунок.
Игры на ритмическое моделирование. Музыкально – ритмические скороговорки. Пение канонов.
10.Сценическое движение.
Умение изобразить настроение различных движений.
11.Работа над репертуаром.
Выбор и разучивание репертуара. Освоение всех вокальных интонационных и технических трудностей. Работа с солистами. Просмотр видеоклипов, прослушивание СД-дисков.
12.Концертная деятельность.
Анализ выступлений
13.Итоговые занятия, творческие отчеты.
Тематическое планирование 2-го года обучения.
Разделы Количество часов | Содержание разделов. | Характеристика основных видов деятельности | Планируемый результат | |
Вводное занятие | Знакомство с программой, режимом работы, правилами техники безопасности и личной гигиены вокалиста. | Размышлять об истоках возникновения музыкального искусства. Проявлять личностное отношение при восприятии музыкальных произведений, эмоциональную отзывчивость Сравнивать музыкальные произведения разных жанров. Соотносить основные образно-эмоциональные сферы музыки, специфические особенности произведений разных жанров. Исполнять различные по характеру музыкальные произведения. Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в коллективном творчестве Корректировать собственное исполнение Узнавать изученные музыкальные произведения. Называть их авторов Анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведения Узнавать изученные музыкальные произведения. Распознавать и эмоционально откликаться на выразительные и изобразительные особенности музыки Выявлять различные по смыслу музыкальные интонации. Приобретать опыт музыкально-творческой деятельности через слушание, исполнение. Участвовать в коллективном музицировании на элементарных и электронных музыкальных инструментах. Разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх – драматизациях. | МР1, ЛР4 | |
Охрана голоса | Проведение гимнастики голоса по фонопедическому методу В.В.Емельянова. | МР1, МП3, | ||
Певческая установка | Беседа о правильной постановке голоса во время пения, исполнение вокальных упражнений | ЛР6, МК5, МП5, МР5 | ||
Звукообразование. Музыкальные штрихи. | Работа над точным звучанием унисона. Упражнения, направленные на выработку точного унисона с элементами двухголосья. Упражнение на расширение диапазона. | ЛР6, МК5, МП5, МР5 | ||
Дыхание. | Знакомство с цепным, коротким, задержанным дыханием. Взаимосвязь звука и дыхания. Короткий и длинный вдох, формирование навыка экономного выдоха. | МК3, МР5,МР1, ЛР1 | ||
Дикция и артикуляция. | Формирование навыков правильного певческого произнесения слов. Работа, направленная на активизацию речевого аппарата с использованием речевых и музыкальных скороговорок, специальных вокальных упражнений, формирующих навык твердой и мягкой атаки. Правильное произношение гласных и согласных звуков | ЛР1, ЛР4, ЛР5, МР5, МП4, МП5, МК4 | ||
Ансамбль. Элементы двухголосья. | Понятие единства музыкального звучания. Работа над формированием совместного ансамблевого звучания. Формирование умения петь с сопровождением и без него. Пение каноном. | ЛР1, ЛР4, ЛР5, МР5, МП4, МП5, МК4 | ||
Музыкально-исполнительская работа.
| Развитие навыков уверенного пения в различных музыкальных штрихах («пианино», «форте», «крещендо», «диминуэндо»). Обработка динамических оттенков в упражнениях, распевках, репертуарных произведениях. Упражнения на сохранение певческого тона. | ЛР5, ЛР3, МР3, МР5, МП1, МП6, МК2, МК4 | ||
Ритм. | Игры на ритмическое моделирование. Осознание длительностей и пауз. Умение воспроизвести ритмический рисунок мелодии. Игра «Музыкальные прятки». Музыкально – ритмические скороговорки | ЛР1, ЛР5, МК1, МК4, Мп5, МР5, | ||
Сценическое движение. | Упражнения и игры на развитие выразительности, интонации, естественности. Движение и жесты под музыку, для передачи образа. Психологические игры на раскрепощение. | ЛР5, ЛР3, МР3, МР5, МП3, МП6, МК3 | ||
Работа над репертуаром.
| Умение работать с микрофоном и фонограммой. Техника безопасности и правила пользования микрофоном. Выбор и разучивание репертуара. Работа над репертуаром, выучивание литературных текстов и технически сложных мест. Художественное совершенствование выученного репертуара. Репетиции. | ЛР5, ЛР4, МР5, МР6, МК1, МК5 | ||
Концертная деятельность. | Умение применять свое исполнительское мастерство и артистизм при исполнении на сцене. Поощрение более удачных моментов. | ЛР5, ЛР6, МР2, МР3, МП2,МП5, МК2, МК4 | ||
Итоговые занятия, творческие отчеты. | Отбор лучших номеров, репетиции. Анализ выступления | ЛР5, ЛР4, МК6 | ||
Содержание программы 3– го года обучения.
1.Вводное занятие.
Знакомство с программой, режимом работы. Подбор репертуара.
2.Охрана голоса.
Проведение гимнастики голоса.
3.Певческая установка.
Беседа о правильной постановке голоса во время пения. Пение упражнений на точное интонирование тона и полутона, на активизацию артикулярного аппарата. Пение с сопровождением и без него.
4.Звукообразование.
Работа над точным звучанием унисона. Закрепление навыка правильного звукообразования. Упражнения по системе В.В.Емельянова.
5.Дыхание.
Упражнения на выработку рефлекторного певческого дыхания. Закрепление певческого дыхания. Короткий и длинный вдох, экономный выдох.
6.Дикция и артикуляция.
Формирование навыков правильного певческого произнесения слов. Работа, направленная на активизацию речевого аппарата с использованием речевых и музыкальных скороговорок. Сонорные и несонорные согласные звуки.
7.Ансамбль. Элементы двухголосья.
Работа над формированием совместного ансамблевого звучания. Формирование умения петь с сопровождением и без него. Работа над чистотой строя.
8.Музыкально – исполнительская работа.
Развитие навыков уверенного пения в различных музыкальных штрихах оттенков («легато», «стаккато»). Обработка динамических оттенков в упражнениях, распевках, репертуарных произведениях. Упражнения на сохранение певческого тона при пении «тихо».
9.Ритм и ритмический рисунок.
Игры на ритмическое моделирование. Музыкально – ритмические скороговорки. Пение канонов.
10.Сценическое движение.
Умение изобразить настроение различных движений.
11.Работа над репертуаром.
Выбор и разучивание репертуара. Освоение всех вокальных интонационных и технических трудностей. Работа с солистами. Просмотр видеоклипов, прослушивание СД-дисков.
12.Концертная деятельность.
Анализ выступлений
13.Итоговые занятия, творческие отчеты.
Тематическое планирование 3-го года обучения.
Разделы Количество часов | Содержание разделов. | Характеристика основных видов деятельности | Планируемый результат | |
Вводное занятие | Знакомство с программой, режимом работы, правилами техники безопасности и личной гигиены вокалиста. | Размышлять об истоках возникновения музыкального искусства. Проявлять личностное отношение при восприятии музыкальных произведений, эмоциональную отзывчивость Сравнивать музыкальные произведения разных жанров. Соотносить основные образно-эмоциональные сферы музыки, специфические особенности произведений разных жанров. Исполнять различные по характеру музыкальные произведения. Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в коллективном творчестве Корректировать собственное исполнение Узнавать изученные музыкальные произведения. Называть их авторов Анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведения Узнавать изученные музыкальные произведения. Распознавать и эмоционально откликаться на выразительные и изобразительные особенности музыки Выявлять различные по смыслу музыкальные интонации. Приобретать опыт музыкально-творческой деятельности через слушание, исполнение. Участвовать в коллективном музицировании на элементарных и электронных музыкальных инструментах. Разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх – драматизациях. | МР1, ЛР4 | |
Охрана голоса | Проведение гимнастики голоса по фонопедическому методу В.В.Емельянова. | МР1, МП3, | ||
Певческая установка | Беседа о правильной постановке голоса во время пения, исполнение вокальных упражнений | ЛР6, МК5, МП5, МР5 | ||
Звукообразование. Музыкальные штрихи. | Работа над точным звучанием унисона. Упражнения, направленные на выработку точного унисона с элементами двухголосья. Упражнение на расширение диапазона. | ЛР6, МК5, МП5, МР5 | ||
Дыхание. | Знакомство с цепным, коротким, задержанным дыханием. Взаимосвязь звука и дыхания. Короткий и длинный вдох, формирование навыка экономного выдоха. | МК3, МР5,МР1, ЛР1 | ||
Дикция и артикуляция. | Формирование навыков правильного певческого произнесения слов. Работа, направленная на активизацию речевого аппарата с использованием речевых и музыкальных скороговорок, специальных вокальных упражнений, формирующих навык твердой и мягкой атаки. Правильное произношение гласных и согласных звуков | ЛР1, ЛР4, ЛР5, МР5, МП4, МП5, МК4 | ||
Ансамбль. Элементы двухголосья. | Понятие единства музыкального звучания. Работа над формированием совместного ансамблевого звучания. Формирование умения петь с сопровождением и без него. Пение каноном. | ЛР1, ЛР4, ЛР5, МР5, МП4, МП5, МК4 | ||
Музыкально-исполнительская работа.
| Развитие навыков уверенного пения в различных музыкальных штрихах («пианино», «форте», «крещендо», «диминуэндо»). Обработка динамических оттенков в упражнениях, распевках, репертуарных произведениях. Упражнения на сохранение певческого тона. | ЛР5, ЛР3, МР3, МР5, МП1, МП6, МК2, МК4 | ||
Ритм. | Игры на ритмическое моделирование. Осознание длительностей и пауз. Умение воспроизвести ритмический рисунок мелодии. Игра «Музыкальные прятки». Музыкально – ритмические скороговорки | ЛР1, ЛР5, МК1, МК4, Мп5, МР5, | ||
Сценическое движение. | Упражнения и игры на развитие выразительности, интонации, естественности. Движение и жесты под музыку, для передачи образа. Психологические игры на раскрепощение. | ЛР5, ЛР3, МР3, МР5, МП3, МП6, МК3 | ||
Работа над репертуаром.
| Умение работать с микрофоном и фонограммой. Техника безопасности и правила пользования микрофоном. Выбор и разучивание репертуара. Работа над репертуаром, выучивание литературных текстов и технически сложных мест. Художественное совершенствование выученного репертуара. Репетиции. | ЛР5, ЛР4, МР5, МР6, МК1, МК5 | ||
Концертная деятельность. | Умение применять свое исполнительское мастерство и артистизм при исполнении на сцене. Поощрение более удачных моментов. | ЛР5, ЛР6, МР2, МР3, МП2,МП5, МК2, МК4 | ||
Итоговые занятия, творческие отчеты. | Отбор лучших номеров, репетиции. Анализ выступления | ЛР5, ЛР4, МК6 | ||
Методические пособия для учителя
1.Т.Э. Тютюнникова «Ущки на макушке», «Музыкальное ассорти», «Сундучок с брюликами» , Музыкальная палитра, С.-П. 2008 2. Е.И.Юдина «Первые уроки музыки и творчества» М. «Аквариум», 1999 3. Г.П.Сергеева «Практикум по методике музыкального воспитания в начальной школе» М., «Академия», 1998, 4. Е.Поплянова «Игровые каноны на уроках музыки» М., «Владос», 2002, И.Г.Лаптев 5. «Нотный бал» 1-4 кл.: сборник песен / Г.А. Струве.- 2-е изд., стереотип.-М.: Дрофа, 2007. – 53,(3)с.6 нот. 6. «Абрия-Кадабрия» сборник детских песен / А. Чернышов. – Ростов н/Д Феникс, 2010.- 48, (1)с. СD – диск. – (Любимые мелодии). 7. Тухманов Д.Ф. «Колокольчик мой хрустальный» 6 Музыкальный сборник. – М.6 Дрофа, 2001. – 64с. |
Дополнительная литература для учащихся
1. Гульянц, Е.И. Детям о музыке [текст] / Е.И. Гульянц. - М.: «Аквариум», 1996.
2. Клёнов, А. Там, где музыка живёт [текст] / А. Клёнов. М.: Педагогика, 1985.
3. Музыка. Большой энциклопедический словарь [текст] / Гл. ред. Г. В. Келдыш. – М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998.
4. Саминг, Д.К. 100 великих композиторов [текст] / Д.К. Саминг. – М.: Вече, 1999.
5. Финкельштейн, Э.И. Музыка от А до Я [текст] / Э.И. Финкельштейн. – СПб: Композитор, 1997.
Интернет-ресурсы
1.Википедия. Свободная энциклопедия [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki
2. Детские электронные книги и презентации [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://viki.rdf.ru/cat/musika/
3. Классическая музыка [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://classic.chubrik.ru
4. Музыкальный энциклопедический словарь [электронный ресурс].– Режим доступа: http://www.music-dic.ru
5. Музыкальный словарь [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://academic.ru/cjntents.nsf/dic_music
6. Погружение в классику[электронный ресурс]. – Режим доступа: http://intoclassics.net/news/1-0-1
Медиаресурсы
1. Детская музыкальная студия. Интерактивные мультимедиа продукты. IDCOMPANI, 2010.
2. Музыкальный класс. 000 «Нью Медиа Дженерейшн».
3. Музыкальный словарь Римана. 7727 статей с иллюстрациями. «Си ЭТС», 2004.
4. Практический курс «Учимся понимать музыку» из серии «Школа развития личности». ООО «Кирилл и Мефодий», 2007.
5. Уроки музыки с дирижером Скрипкиным. Серия «Развивашки». Мультимедийный диск (CDROM) М.: ЗАО «Новый диск», 2008.
6. Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства. «Коминфо», 1999.
7. Шедевры музыки. «Кирилл и Мефодий», 2001. ООО «Уральский электронный завод».
8. Энциклопедия классической музыки. Интерактивный мир. «Коминфо», 2002.
Материально-техническое обеспечение рабочей программы
Наглядно-печатные пособия
1.Комплект портретов композиторов.
2. Комплект наглядно-демонстрационных плакатов.
Технические средства обучения
- компьютер;
- принтер;
- электропианино
- микрофон
Учебно-практическое оборудование
- музыкальный инструмент (фортепиано);
- комплект детских шумовых музыкальных инструментов;