Работа над произведением крупной формы в классе ОКФ
Статья посвящена аработе над произведениями крупной формы в классе ОКФ. Расматривается практический опыт работы с учащимися над сонатиной и вариациями И. Берковича. Выявляются методы и приемы осмысления музыкального текста учениками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
smelskaya_tekst_doklada_gumo.docx | 19.86 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Л. Р. Смельская
Преподаватель ОКФ ЦТРиГО «На Васильевском»
Работа над произведением крупной формы в классе ОКФ. Очная форма участия.
Произведения крупной формы – вариации, сонатины, рондо, классические сонаты, - важная часть репертуара ученика-пианиста класса ОКФ. С самыми несложными из них (сонатинами, вариациями) учащийся соприкасается уже в конце второго класса. Очень часто в педагогической практике приходится сталкиваться с тем, что, исполняя музыкальное произведение крупной формы, ученик не всегда представляет себе смысл его названия. При знакомстве с сонатиной или вариациями учащемуся необходимо рассказать о том, что это произведения крупной формы. Почему «крупная»? Произведение отличается от изучаемых пьес большим объемом. А вот что такое «форма», следует объяснить (на доступном ребёнку языке). Можно сравнить с литературным произведением: рассказ, пьеса, повесть, где несколько частей и персонажей, но есть единая тема.
Для сравнения ученику можно рассказать о том, что существуют произведения малой формы (пьесы и этюды) в которых рассказывается про какой-то конкретный образ: «Танец медвежат», «Осенняя песня» и др.; и есть произведения более объемные, в которых много частей, и рассказывается в них про разных героев, и про то, что с ними происходит. Такие произведения могут иметь названия: «Соната», «Концерт», «Симфония». Несмотря на то, что эти произведения инструментальные, т.к. в них нет слов, но есть богатство интонации, они могу быть очень интересными и о многом нам рассказать. Главное - научиться понимать язык музыки, уметь читать музыкальные произведения как литературные. Педагог должен открыть ребёнку мир музыкальных образов и научить передавать их в музыке. Тогда ученику интересно, он мотивирован к занятиям.
Интерес стимулирует желание преодолеть трудности в игре на фортепиано. При изучении малых форм учащийся относительно легко воспринимает их содержание и выразительные средства. Иные качества музыкальности и техники нужны в работе над сонатной формой. По строению она напоминает драматическую пьесу и имеет три крупных раздела: экспозицию, разработку, репризу.
Экспозиция – то же, что и завязка в пьесе. Она содержит изложение основных музыкальных тем: слушатель как бы знакомится с участниками действия. Чаще тем бывает две, и они контрастны по отношению друг к другу. Первую тему называют главной, вторую – побочной. В разработке основные темы видоизменяются. Композитор развивает их, варьирует, как будто с героями происходят какие-то события.
Реприза – 3-ий раздел – повторение, но не точное, так как побочная партия звучит в тональности главной партии. Трудности усвоения сонатной формы обусловлены сменой образного строя партий: их мелодики, ритмики, гармонии, фактуры. Учащийся должен выявить в них такие качества тематического материала, как единство и контрастность, показать его развитие. Так как главная и побочная партии заметно отличаются по характеру, жанровой окраске, то учащийся должен использовать различные средства их исполнительского воплощения.
Важнейшим условием овладения учеником сонатной формой является воспитание у него ощущения единой сквозной линии музыкального развития (подобно единому сюжету в рассказе или повести). Нередко выработке этого чувства способствует общность интонационно-ритмических связей главной и побочной партий. Наибольшую сложность для учащегося представляют темпо-ритмические трудности при частой смене фактурных приёмов. Изучение лёгких сонатин подготавливает учащихся к будущему усвоению сонатной формы таких композиторов, как Клементи, Кулау, Дюссека, а далее – Гайдна, Моцарта и Бетховена.
Задача педагога при работе над сонатной формой заключается в том, чтобы на простом, доступном материале подготовить ученика к изучению классической сонаты, научить разбираться в сложных переплетениях музыкальных мыслей, фраз и предложений, заложить основной понятийный материал, объясняя его увлекательно и интересно. При разборе сонатины C-dur И. Берковича мы проследили, как развиваются события в разработке, что происходит в репризе, сравнили экспозицию (показ) и репризу (тональные изменения П.п.), говорили о темповом единстве.
Работая над этой сонатиной, мы придумали сюжет. Место действия – лужайка, персонажи – ученица и её мама. Исполнение мелодии в песенной форме ближе и понятнее для учащихся хорового отдела. Ритмо-интонация резвого детского бега с подскоками слышится в Г.п., которая звучит в до мажоре озорно и весело – это тема ученицы («Бегаю с песенкой по лужайке. С мамочкой весело мне гулять»). А вот другая тема, певучая, на легато, с восходящими секвенционными интонациями (П.п.), рисует образ мамы («Маму милую люблю, добрую, нежную. Мама милая моя, эта песенка - твоя»). Тема звучит уже в другой тональности, в соль мажоре, появляется фа диез.
В разработке короткие мотивы Г.п. спускаются вниз в малую октаву – это девочка бежит с горы («Весело я бегу с горки вниз. Не спеши, не спеши, удержись»). И дальше, в репризе, как ни в чем не бывало, снова подпрыгивает - Г.п. звучит как в экспозиции, в до мажоре, но не полностью. П.п. здесь изложена в основной тональности. Затем чередования нисходящих мотивов л.р. и пр.р. изображают «догонялки» мамы и дочки.
К произведениям крупной формы относятся также вариации. Вариационная форма – это тема и ряд её видоизменений. Темы многих вариаций – народные песни. Они излагаются в простой завершённой форме (чаще это период). Для темы характерна простота, запоминаемость (выразительный интонационный материал), несложность гармонического языка и фактуры.
При разборе вариаций И. Берковича (a-moll) мы говорили о том, что ученица понимает под словом «песня», об образном содержании данной песни, т.е. о теме. Какая она по характеру, какими средствами выразил ее композитор? В основе темы лежит известная песня «Во саду ли, в огороде». Народная песня близка ребёнку, помогает почувствовать музыкальный образ, проникнуть в содержание. Далее речь шла о том, что вариации – это изменение основной темы, песни. Каждая вариация имеет свой жанровый оттенок, свои характерные приёмы исполнения. Мы обращали внимание на то, как меняется тема в вариациях: в 1 вариации мелодия основана на распевной интонации с той же гармонической поддержкой, что и в теме; заключительная вариация – полька, воссоздающая образ танцующих героев. Штрихи имитируют звучание балалайки, острые плясовые интонации.
Вариации - благодатный материал для развития фантазии ребёнка и осмысления музыкальных образов. Варьирование может быть фактурным, тембровым, полифоническим, гармоническим и жанровым. Композиторы часто используют ладовые, темповые и штриховые контрасты. Надо только объяснить их ребенку, тогда исполнение произведения будет для него увлекательным приключением в мир музыки с разными героями.
Цель для ученицы: «Сыграй, пожалуйста, выученное произведение, внимательно слушая свое исполнение, а затем мы вместе поговорим о нем». Цель для педагога: проверка степени усвоения предыдущего материала, контроль качества выполнения домашней работы, подготовка к усвоению новой информации. Ученицы исполняют выученное произведение, педагог внимательно слушает и отмечает «про себя» достоинства и недостатки, не прерывая игры, что особенно важно при изучении произведения крупной формы (для развития музыкального мышления и воспитания чувства формы). По окончании игры педагог, прежде всего, озвучивает достоинства исполнения, поддерживая положительный тонус урока и формируя ситуацию успеха – это грамотно выученный текст, эмоциональный отклик на музыку – и оценивает домашнюю работу на «5». Переходя к обсуждению недостатков, педагог, используя метод проблемного диалога, формирует проблемную ситуацию: «Ты внимательно слушала свою игру? Все ли прозвучало убедительно? Удалось ли выдержать единый темп в разных частях? Что хотелось бы улучшить в твоем исполнении? Давай попробуем вместе ответить на эти вопросы».
Вывод: При знакомстве с произведениями крупной формы уже на начальном этапе важно учить ребенка сравнивать, анализировать нотный текст, используя знакомые понятия лада, фактуры, штрихов, оттенков, и использовать весь свой арсенал умений и навыков, чтобы наиболее полно и выразительно передать в своем исполнении художественный образ и его развитие. И чем увлекательней и интересней будет для ребенка мир образов в крупной форме, тем больше у него возникнет желание «прочитать» и понять смысл других сонатин и вариаций. Таким образом, на уроках ОКФ у ребенка формируется более высокий культурный музыкальный уровень, умение слушать и воспринимать музыкальные произведения более сложной структуры и применять эти навыки в своей основной специальности.