Жанр баллады
Лекция-беседа для детей старших классов школы искусств. Путешествие во времени и по видам искусства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lektsiya-beseda.docx | 20.52 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СИМФЕРОПОЛЬСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СИМФЕРОПОЛЬ
ЛЕКЦИЯ-БЕСЕДА
(для детей старших классов)
Тема: «Жанр баллады: путешествие во времени и по видам искусств»
Выполнила:
преподаватель
теоретических
дисциплин
Гениятова Л.С.
г. Симферополь
2021г
Наверное, каждый из вас слышал хотя бы раз слово «баллада». Все знают лирические песни-баллады группы «Битлз», все читали в школьных учебниках по литературе балладу «Светлана» Василия Андреевича Жуковского. Но задумывались ли вы о значении самого понятия «баллада»? Почему оно встречается в разных видах искусств и что оно в них обозначает? Сегодня я предлагаю вам небольшое путешествие в историю музыки и литературы, чтобы узнать немного больше о жанре баллады.
Слово «баллада» переводится с французского как «танцую» (франц. ballade, прованс. balada, от позднелат. ballo - танцую). Слово это появилось в эпоху средневековья и обозначало лирическую хороводную песню. Значит, уже с самого момента своего появления, баллада была связяна с музыкой и словом. Такое сочетание видов искусств будет характерно для баллады на протяжении последующих веков. Но вернёмся в Средневековье. В 12-13 вв. баллада наряду с рондо и виреле представляла собой один из важнейших музыкально-поэтических жанров искусства трубадуров и труверов. Она имела строфическое строение, при исполнении каждой строфы чередовались соло и хор.
Знаменитый французский поэт 15 в. Франсуа Вийон написал множество стихотворных баллад, например «О женщинах былых времён». В средневековой Англии баллада была народной песней с драматическим сюжетом. Главными темами баллад были подвиги героев или фантастических персонажей, народные легенды, странствия, приключения, исторические события (например, сохранился цикл баллад о Робин Гуде). Баллады декламировали под аккомпанемент струнных музыкальных инструментов.
В 16-18 веках баллада теряет прежнюю популярность.
Жанр баллады вновь возродился у поэтов начала 19 в., которые вернулись к нему как к символу романтического Средневековья. Баллады писали Жуковский, Пушкин, Лермонтов. В этот же период времени появляется вокальная баллада, написанная для сольного пения в сопровождении фортепиано. Множество баллад написано композиторами, которых принято называть «романтиками» за их интерес к героическим и лирическим темам. Вот, например, вокальная баллада немецкого композитора 19 века Роберта Шумана, которая называется «Два гренадера». Здесь мы услышим особенности, которые потом стали характерны для всех музыкальных баллад: объединение лирического и трагического настроений, последовательное изложение сюжета и его драматическое развитие.
(Шуман «Два гренадера» - исполняется фрагмент)
Баллады воплощались в музыке не только в виде вокальных сочинений, они создавались и для сольного исполнения на музыкальном инструменте. Особенно замениты баллады выдающегося композитора 19 века, «поэта фортепиано», Фредерика Шопена. В балладах композитор использовал одночастные свободные (смешанные) формы, насыщенные драматическим развитием. Шопен написал четыре баллады для фортепиано, и все они связаны с литературными произведениями. Баллада № 3 написана на сюжет поэмы «Свитезянка» польского поэта Адама Мицкевича. В её основе - легенда о русалках, живущих на берегу озера Свитези и заманивающих моряков в его воды. Поэт в своих стихах описывал эту легенду так:
Кто там мелькает в лунном сиянье,
Кто там идет, - отзовитесь!
Юноша с девой ходят в молчанье
Берегом озера Свитезь...
«Помни, охотник, клятву сдержи ты:
Ибо кто клятву нарушит -
Горе тому! Не сыщет защиты,
Тело погубит и душу!»...
Кудри венком украсила дева
И, не прибавив ни слова,
Прочь удалилась, тихо, без гнева,
В сумрак приюта лесного...
Следом охотник мчится за нею;
Все-таки, как ни старался, -
Скрылась, дыханья ветра нежнее,
Он одинокий остался...
К озеру вышел неторопливо,
Ходит и смотрит безмолвно.
Ветер качает темные ивы,
Бурно вздымаются волны...
Бурно вскипели, глубь зачернела, -
Силы небесные с нами! -
Свитезь разверзся; девичье тело
Вдруг поднялось над волнами...
«Верь мне, желаю только добра я.
Хватит стенаний печальных!
Мне лишь отдайся! Станем, играя,
В водах резвиться хрустальных»...
Юноша следом, стал у обрыва,
Хочет идти - отступает;
А голубые волны лениво
Юноши ноги ласкают...
Вмиг позабыл он деву лесную,
Клятву забыл, ослепленный;
Кинулся в волны, буйно ликуя,
Новой красой увлеченный...
Разом вскипели волны, бушуя,
Полные ярого гнева:
В черную бездну, в глубь водяную
Скрылись охотник и дева...» [4; с.367].
Композитор стремился передать в музыке развитие сюжета баллады и наделил её чертами изобразительности. Вы услышите плеск волн - сначала спокойный, а потом бурный и угрожающий.
(Шопен «Баллада» № 3 - исполняется фрагмент)
Но музыкальная баллада- это не только сказочные и легендарные персонажи или исторический сюжет. В Балладе для фортепиано норвежского композитора Эдварда Грига отражены переживания, связанные с ранней кончиной его родителей. Здесь нет фантастического сюжета, нет таинственных персонажей. Мы услышим скорбную мелодию, траурный плач о невозвратном.
(Григ «Баллада» ми минор - исполняется фрагмент)
А вот Баллада для фортепиано Анатолия Лядова- русского композитора конца 19- начала 20 века. В этой музыке появляется новое развитие жанра баллады. На смену лирике и драматическому сюжету пришли эпическая повествовательность, размеренность движения, богатырское величие и неторопливость. Это баллада в русском духе. Мы услышим звукоизобразительные приёмы, подражающие игре на гуслях, что ещё больше подчёркивает национальный характер пьесы.
(А. Лядов Баллада - исполняется фрагмент)
И наконец, ещё одна разновидность музыкальной баллады - рок-баллада. Она берёт своё начало в народной музыке американских негров, поэтому в ней много общего с блюзом и джазовыми традициями инструментальной игры и пения. Современная рок-баллада - это медленная, мелодичная лирическая песня. Она уже имеет мало общего с первоначальным понятием баллады в средневековой литературе и с инструментальной балладой романтической эпохи. Баллады часто записываются с использованием акустических гитар и/или фортепиано, иногда электрические гитары вступают в завершающей части песни. Партии ударных инструментов в балладах могут отсутствовать, либо играть незначительную роль. Баллады не считаются отдельным жанром в роке, так как их записывают группы почти любого жанра.
Рок-баллада-это короткая история, рассказанная в стихах, их тексты могут быть бессюжетными и выражать эмоции автора и исполнителя. Тексты рок-баллад иногда отличаются от стандартных рок-текстов, являясь более лирическими и меланхоличными, менее агрессивными. Часто тексты рок-баллад посвящены любви, печали или иным возвышенным чувствам. Все эти особенности мы услышим в композиции Дж. Леннона «Yesterday».
(исполняется на фортепиано композиция Дж. Леннона «Yesterday»)
Как мы смогли убедиться, жанр баллады прошёл очень долгий путь развития, объединяя разные виды искусств, отражая особенности своей эпохи. Думаю, что баллада будет существовать и развиваться и дальше, потому что в ней поэты и музыканты могут особенно ярко и свободно выразить те чувства и переживания, которые всегда волнуют человека- и в Средние века, и сегодня.
Библиографический список
- 1. Ананьев, Б.Г. О проблемах современного человекознания [Текст] / Б.Г. Ананьев.- СПб.: Питер, 2001.-263 с.
- 2. Андреев, В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития [Текст] / В.И. Андреев.- Казань: Центр инновационных технологий, 2000.-606 с.
- 3. Кременштейн, Б.Л. Воспитание самостоятельности учащихся в классе специального фортепиано [Текст] / Б.Л. Кременштейн. -М.: Классика XXI, 2008.- 128 с.
- 4. Мицкевич А. Стихотворения. Поэмы [Текст] / А. Мицкевич.- М.: Художественная литература, 1968, 740 с.
- 5. Нейгауз, Г.Г. Об искусстве фортепианной игры: записки педагога [Текст] / Г.Г. Нейгауз. - М.: Классика-XXI, 1999. - 232 с.
- 6. Протасова С.В. Влияние форм урока на качество исполнительской подготовки студентов педвуза // Человек. Общество. Образование: материалы Всероссийской научн.-практ. конф., 15 - 17 марта 2010 г. В 2-х ч. Ч.I. - Уфа: РИЦ БашГУ, 2010. - С. 123 - 129
- 7. Щапов А.П. Фортепианный урок в музыкальной школе и училище [Текст] / А.П. Щапов.- М.: Классика- XXI, 2002.- 176 с.