«Использование ИК-технологии при реализации ДООП «Ансамбль в классе фортепиано»

Косаченко Татьяна Николаевна

Музыкальное образование дает возможность каждому ребенку удовлетворить свои индивидуальные познавательные, эстетические, творческие запросы. Обучение по программе «Ансамбль в классе фортепиано» осуществляется с учётом возрастных особенностей и музыкально - творческих способностей учащихся. Знание индивидуальных особенностей каждого ребенка позволяет организовать учебный процесс, определить индивидуальную программу развития, создать психологический комфорт, помогающий раскрыть и развить каждого учащегося. Педагоги дополнительного образования сами определяют и зачастую разрабатывают необходимые формы, методы обучения исходя из своих педагогических целей и задач. Поэтому так важен в учреждении дополнительного образования детей поиск новых форм проведения учебных занятий, которые соответствуют возрасту и уровню развития ребенка, а также мотивируют на дальнейшие занятия музыкой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_2021.docx34.13 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образование Дворец детского (юношеского) творчества Красногвардейского района Санкт-Петербурга «На Ленской»

ГБУ ДО ДДЮТ «На Ленской»

Методическая разработка по теме:

«Использование ИК-технологии при реализации

ДООП «Ансамбль в классе фортепиано»

Автор:

педагог дополнительного образования

ГОУ ДО ДДЮТ «На Ленской»

Косаченко Т.Н.

 

Санкт-Петербург

2021


Пояснительная записка

Музыкальное образование дает возможность каждому ребенку удовлетворить свои индивидуальные познавательные, эстетические, творческие запросы. Обучение по программе «Ансамбль в классе фортепиано» осуществляется с учётом возрастных особенностей и музыкально - творческих способностей учащихся. Знание индивидуальных особенностей каждого ребенка позволяет организовать учебный процесс, определить индивидуальную программу развития, создать психологический комфорт, помогающий раскрыть и развить каждого учащегося. Педагоги дополнительного образования сами определяют и зачастую разрабатывают необходимые формы, методы обучения исходя из своих педагогических целей и задач. Поэтому так важен в учреждении дополнительного образования детей поиск новых форм проведения учебных занятий, которые соответствуют возрасту и уровню развития ребенка, а также мотивируют на дальнейшие занятия музыкой.

Перечень используемых технологий при реализации программы

«Ансамбль в классе фортепиано»:

Технология личностно - ориентированного обучения.

Личностно-ориентированная технология обучения – это организации учебно-воспитательного процесса, нацеленная на развитие личности ребенка с учетом ее индивидуальных особенностей развития, при которой педагог подбирает стиль и методы обучения, которые отвечают познавательным способностям, возможностям и интересам ребенка. При личностно-ориентированном обучении, педагог не оказывает авторитарного влияния на процесс воспитания и обучения. Учащемуся не приходится подстраиваться под его индивидуальный стиль. Взаимоотношения между участниками образовательного процесса носят согласованный характер и базируются на равноправии сторон. Учащийся становится активным субъектом процесса обучения, проявляя активность и инициативность в его организации, используя творческие направления деятельности. Мышление учащихся, обучающихся по технологии личностно-ориентированного подхода, развивается в направлении рефлексии т.е. имеет ориентацию на достижение конкретного результата.

Игровые технологии – игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Игра – наиболее эффективная система воспитания умственной, физической и эмоциональной активности детей. Сами того не подозревая, дети знакомятся с основными элементами и навыками игры на фортепиано, получают много впечатлений о музыке. В данной таблице представлены функции игры, приведены примеры игровых элементов и задач способствующие формирование специальных компетентностей.

Функции игры

Специальные компетентности

Примеры игр

Обучающая -  развитие специальных компетентностей.

постановка руки, извлечения звука, подготовка аппарата к игре на фортепиано. Чтение с листа. 

Чудесные превращения», «Капельки», «Пчелки», «Грибок», «Бездонный колодец», «Мостики», «Радуга», «Бантики»- представление секунды, «Куколки»- терции,

«Снеговик» - аккорды – трезвучия;  

«Песенки - запоминалки» (для расположения нот на линейках) «Зашифруй нотами слова» (музыкальные ребусы)

Развлекательная - создание благоприятной атмосферы на занятиях

Развитие ритма и координации

«Яблоко» (на примере разрезания яблока на части изучаем  длительности нот). «Мячик» (на примере ударов мяча исполнять восьмые и шестнадцатые ноты). «Два лифта» «Волшебные клубочки» (отстукивание ритма правильным положением кисти по крышке фо-но, зажав шерстяные клубочки в кистях рук); «Королева Сильная доля»  (выделять ее шумовыми инструментами)

Коммуникативная - установление эмоциональных контактов

Развитие ритма и координации

«Чьё имя» (ритмическое похлопывание)

Релаксационная - снятие эмоционального и физического напряжения.

Для расслабления плечевого аппарата, а именно: плечо, кисть

«Подари мне руку», «Колобок», «Мельница», «Вертолетик», «Шалтай-Болтай» (по А.Д. Артоболевской).

Психотехническая - подготовка, возможно, даже для исполнения трудных пассажей, новых технических навыков, аппликатуры.

Для запоминания аппликатуры в гаммах техника арпеджио

«Даю приказы пальцам», «Маленький и большой паучок», «На волнах»

Самовыражение - стремление в игре реализовать свои творческие способности, полнее раскрыть свой потенциал

Выразительное исполнение музыкального произведения. Изучение длительностей, метро-ритма, размеров.

«Рисую музыку»,

«Придумай текст»- применимо для средних и старших учащихся, при запоминании сложного ритмического рисунка.

Компенсаторная - создание условий для выполнения каких-либо исполнительских задач

Преодоление сценического волнения

игра – концерт (с имитацией всех этапов публичного выступления), видеозапись исполняемых произведений

Здоровьесберегающие технологии – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. Многообразие видов деятельности на уроках фортепиано позволяет на каждом занятии прибегать к различным здоровьесберегающим приёмам, таким как:

  • физкультминутки
  • динамические, игровые паузы
  • гимнастика для глаз
  • проведение интегрированных занятий (камерные ансамбли с различными инструментами)
  • прохлопывание ритмических рисунков,
  • раскладывание знакомых песенок на карточках
  • различные пальчиковые упражнения.

Информационно-коммуникационные технологии – применения информационно-коммуникативных технологий позволяет оптимизировать процесс обучения. Это обусловлено тем, что техническая поддержка уроков создает более комфортные психологические условия, снимает психологические барьеры, усиливает роль учащихся в выборе средств, форм и темпов изучения различных тем школьной программы, повышает качество образования вследствие обеспечения индивидуального подхода в обучении. Средства ИКТ очень важны для полноценной организации современного урока. Важно подчеркнуть, мультимедийные средства обучения помогают чётко выстраивать структуру урока, эстетически его оформлять.

При обучении игре на музыкальных инструментах наибольшая роль отводится отработке практических навыков, а использование ИКТ позволяет модернизировать учебный процесс, это активизирует познавательные и психические процессы учащихся: восприятие, внимание, память, мышление, а также помогают сделать процесс обучения интересным, занимательным и многогранным. За годы преподавания предмета фортепиано у меня была накоплена библиотека нотных изданий, созданы игры, тренажеры, кроссворды, ребусы, загадки. А компьютер с его возможностями стал привлекателен, тем что, позволил создать и собрать мультимедийные презентации, аудио, видео файлы, которые дают возможность по-новому, обеспечить процесс обучения музыки. Практически исчезла недоступность каких-либо нотных материалов, книг, статей, аудио - и видеозаписей.

Что же такое ЭОР? Это, прежде всего, учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства. Они разделяются:

  • Самые простые ЭОР – текстографические или нотные. Материал представляется на экране компьютера, а не на бумаге. Хотя его очень легко распечатать, т.е. перенести на бумагу.
  • Наиболее сложные в подачи информации — это мультимедийные ресурсы, позволяющие задействовать в процессе обучения все каналы передачи информации, максимально включить все виды памяти. Это самые интересные для образования продукты, и они заслуживают отдельного рассмотрения.

Английское слово multimedia в переводе означает «много способов». В нашем случае это представление учебных объектов множеством различных способов, т.е. с помощью графики, фото, видео, анимации и звука. Иными словами, используется всё, что человек способен воспринимать с помощью зрения и слуха. Средства мультимедиа являются наиболее передовыми демонстрационными технологиями, которые способны расширить потенциал изучаемого материала, сделать его более простым для понимания. Последовательное, систематическое внедрение в педагогический процесс информационно - коммуникационных технологий способно не только расширить существующий арсенал методических средств, но и полностью изменить формы обучения. Использование современных ЭОР не дополняют сложившийся традиционный учебный процесс, а приводят к изменению в содержании образования, технологии обучения и отношениях между участниками образовательного процесса.

Систематизируя весь накопленный ранее дидактический материал, я составила банк данных, состоящих из мультимедийных презентаций, сборников музыкальных произведений, аудио, видео файлов, дидактических материалов:

  • лекций по теории музыки, включают в себя: методический материал по изучению нотной грамоты и средств музыкальной выразительности.
  • нотные учебные пособия – сборники педагогического репертуара для учащихся всех годов обучения в электронном виде.
  • видео-демонстраций занятий по фортепиано
  • авторские презентаций:
  • презентации о жизни и творчестве композиторов.
  • тематические презентации.
  • презентации к родительским собраниям, отчетным концертам.
  • презентации к досугово – развивающим мероприятиям.
  • презентации для проведения олимпиад, викторин.
  • аудио, видеозаписи музыкальных произведений и создание видеозаписей учебных занятий для дальнейшей корректировки игры на фортепиано.
  • электронные игры, тренажёры, викторины  
  • электронные энциклопедии

Применение ЭОРов на учебных занятиях помогают совершенствовать и оптимизировать учебный процесс, обогащая арсенал методических средств и приемов, позволяющих разнообразить формы работы, усилить междисциплинарные связи в обучении, развить индивидуальные способности учащихся и сделать занятие интересным. Учитывая это, были разработаны сценарии учебных занятий и развивающих мероприятий с использованием ИКТ.

Сценарий индивидуального занятия по фортепиано с применением ИК-технологии,

по теме: «Подготовка музыкальных произведений к концертному выступлению»

с учащимся 6 года обучения.

Тема занятия: «Подготовка музыкальных произведений к концертному выступлению»  

Цель: Формирование потребности и личной заинтересованности к подготовке качественного концертного номера

Задачи:

Образовательная:

  • Способствовать грамотному исполнению музыкальных произведений;

Развивающая:

  • Формировать общекультурную компетентность: развитие личностного интереса к классической музыке и музыкальному творчеству, через опережающее задание на дом (создание презентации).

Воспитательная:

  • Формировать основу культуру исполнителя.

Оборудование:

  1. Музыкальный инструмент фортепиано.
  2. Средства мультимедиа (экран, проектор, ноутбук).
  3. Презентация «Подготовка музыкальных произведений к концертному выступлению».

Ожидаемые результаты учащегося.

  • Знание значимости исполнения данного произведения. (Способность ставить цели и стоить жизненные планы)
  • Умеет выбрать и исполнять муз. произведений повышенной сложности (Проявление готовности к личностному саморазвитию, самоопределению)
  • Умеет анализировать музыкальные произведения (Готовность к познавательной деятельности)
  • Уметь анализировать своё выступление (Проявление готовности к личностному саморазвитию, самоопределению)
  • Знает правила поведения музыканта – исполнителя и умеет применить их на практике. (Социальные компетентности, адаптация к концерту)

Определение форм методов и приёмов для достижения ожидаемых результатов

Метод организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: беседа. 

Приём выяснения и определения хода занятия «Подготовка к концертному выступлению»

Приём «Незаконченное предложение»

Приём «Моя позиция»

Приём ТРКМ «Облако слов» https://wordart.com/edit/2nkrzinqbt76

Приём  ТРКМ «Толстые и тонкие» вопросы

Метод осуществления учебно-познавательной деятельности: практический, аналитический.

Приём «Плюсы и минусы», критерии выступления

Приём ТРКМ доска Padlet

Приём «Я -  исполнитель»

Приём ТРКМ интерактивный кроссворд «Что я знаю о Ф.Шопене»  

 https://learningapps.org/891062 

Метод контроля и самоконтроля

Приём рефлексии «Моё занятие»

Приём рефлексии «Моя оценка»

Приём «Что я буду делать дома?»

Приём ТРКМ доска Padlet https://padlet.com/phano/lkwda7nehi2nzd60

Этап занятия

Ход занятия с описанием активных методов обучения

Описание  действий

учащегося

Органи

зационная

часть

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: беседа. 

Приём погружения в тему «Вхождение в тему занятия»

Микроцель: активизировать внимание на восприятии учебного материала.

Здравствуйте, наши уважаемые гости! Я рада приветствовать Вас на открытом занятии с учащимся 6 класса. Мы покажем Вам индивидуальный урок по фортепиано.

Наше занятие я хотела бы начать с одного из самых любимых приёмов, приём «Облако слов» https://wordart.com/edit/2nkrzinqbt76 Посмотри, пожалуйста, на экран, и скажи к какому понятию, относятся все представленные слова. Правильно, это концерт! А чтобы успешно выступить на концерт надо к нему подготовиться. И сегодня мы рассмотрим все этапы подготовке к концертному выступлению.

Беседа, определяет тему занятия

Актуализация  опорных знаний

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: беседа

Приём «Моя позиция»

Микроцель: определить личностные цели при выступлении на концерте

Скажи, пожалуйста, что для тебя значит выступить на концерте. Это вообще, трудно или нет? А как надо исполнять произведения? Сейчас на экране будут появляться вопросы «Толстые и тонкие» вопросы, а ты попробуй на них ответить, отобрав то, что будет важным для тебя при выступлении на концерте.

Выбирает и определяет личностные цели при выступлении на концерте.

Формирование новых понятий и способов действий

Метод осуществления учебно-познавательной деятельности: практический, аналитический.

Приём «Плюсы и минусы»

Микроцель: Проанализировать музыкальное произведение: И.С.Бах «Прелюдия и фуга» (определить проблемные места) используя критерии выступления и доску Padlet

Хорошо, мы выяснили, что для тебя главное и одной из задач это грамотное исполнение музыкального произведения. И вот сейчас мы попробуем проанализировать произведения,  из твоей программы используя критерии выступления. Посмотри, пожалуйста,  на экран и распредели баллы по каждому критерию. И начнём мы с Прелюдии и фуги из ХТК И.С.Баха.

Произведение исполнено наизусть 3,4,5

Грамотное, чистое исполнение 3,4,5  

Свобода движений 3,4,5

Цельное, выразительное исполнение 3,4,5

Соответствие стилю 3,4,5

А теперь исходя из того что ты отметил в критериях используя доску Padlet  распределим наши баллы по колонкам, тем самым определив те слабые места, которые требуется доработать.  Хорошо, молодец!

Определяет наиболее проблемные места (фрагменты) и способы решения в музыкальном произведении.

Метод осуществления учебно-познавательной деятельности: практический, аналитический.

Приём «Плюсы и минусы»

Микроцель: Проанализировать музыкальное произведение: (определить проблемные места) используя критерии выступления и доску Padlet

Следующее произведение – это «Соната ре мажор» В.А,Моцарт. Критерии остаются прежние, а с помощью доски Padlet  определяем дальнейшие задачи.

Определяет наиболее проблемные места (фрагменты) и способы решения в музыкальном произведении.

Поисковый метод

Приём «Что я знаю о Ф.Шопене», кроссворд Learningapps

Микроцель: Проанализировать музыкальное произведение: Шопен – Лист «Желание» (определить проблемные места) используя критерии выступления и доску Padlet

Следующее произведение – «Желание». Какую трудность ты испытываешь при исполнении этого произведения. А что бы исполнить его выразительно надо познакомиться с творчеством композитора, его популярными произведениями, стилевыми особенностями. Для этого я приготовила для тебя небольшой кроссворд по творчеству Ф.Шопена https://learningapps.org/891062 

Хорошо!

 А теперь возвращаемся к нашему произведению. Скажи, пожалуйста, что в этой форме постоянно повторяется. Да, это проигрыш, или припев. Давай его исполним, и ты попробуешь определить, есть ли отличия в его исполнении. И последний к тебе вопрос: какое место для тебя в этом произведении самое трудное? Сейчас мы попробуем проанализировать произведение используя критерии выступления, а с помощью доски Padlet  определяем дальнейшие задачи.

 Хорошо, молодец!

Предполагаемый ответ: Это произведение надо исполнить эмоционально, выразительно. Разгадывает кроссворд.

Исполняет фрагменты произведения (показывает основную тему, наиболее трудные места)

Метод осуществления учебно-познавательной деятельности: беседа.

Приём « Я -  исполнитель»

Микроцель: определить личностно – значимое музыкальное произведение.

Вот мы проанализировали все произведения твоей программы, и с помощью  доски Padlet  определили, что уже сделано в произведениях, что требуется доработать, а теперь представь, что тебе предложили поучаствовать в концерте, какое ты выберешь произведение для исполнения и почему?

Определяет произведение для исполнения

Метод осуществления учебно-познавательной деятельности: беседа.

Приём «Незаконченное предложение»

Микроцель: Вспоминает правила исполнителя

Но, прежде чем исполнять произведение, давай вспомним правила исполнителя, сейчас на экране будут появляться начало предложений, а тебе надо их закончить.

Вспоминает правила исполнителя

Метод осуществления учебно-познавательной деятельности: практический.

Приём « Я -  исполнитель»

Микроцель: концертное исполнение произведения

И вот сейчас, выступает учащийся 6 класса, он исполнит произведение:

Что у тебя получилось лучше всего в этом произведение? Что не получилось?» Что надо сделать, что бы повысить качество произведения?

Исполняет музыкальное произведение

Подведение итогов

Метод контроля и самоконтроля

Приём рефлексии «Моё занятие»

Микроцель: оценить свою работу (самоанализ); отследить соответствие результатов с намеченными ожиданиями в начале занятия.

Необходимые материалы: 

Понравилось ли тебе сегодняшнее занятие?  Все ли задачи, которые ты ставил перед собой, выполнены? Расскажи, что тебе больше всего понравилось на занятии.  Какое самое интересное задание?  Закончи, пожалуйста, предложение:

  • Я познакомился….
  • Я достиг….
  • Было непросто….
  • У меня получилось…
  • Хотелось бы….
  • Мне запомнилось….
  • Я попробую….

Рефлексия. Учащийся оценивает свою работу (самоанализ)

Метод контроля и самоконтроля

Приём рефлексии «Моя оценка»

Микроцель: оценить свою работу на занятии.

Какую оценку ты сегодня себе поставишь?

Рефлексия. Обучающаяся оценивает свою работу (самоанализ)

Домашнее задание

Метод самоконтроля

Приём «Что я буду делать дома?»

Микроцель: мотивация учащегося к выполнению домашнего задания

Давай ты сам попробуешь сформулировать домашнее задание. Что тебе нужно будет сделать дома, в качестве подсказки посмотри на нашу доску Padlet. https://padlet.com/phano/lkwda7nehi2nzd60 

А ещё я советует провести небольшой концерт, для родителей исполнив выученные музыкальные произведения. На этом наш урок окончен. Спасибо всем за внимание. 

Записывает домашнее задание, задаёт интересующиеся вопросы.

Таким образом, эффективный образовательный процесс в настоящее время невозможен без использования информационных ресурсов, доступ к которым становится необходимым условием, обеспечивающим качество образования.  Очевидно, что использование информационных технологий повышает заинтересованность учащихся предметом обучения, способствует лучшему усвоению изучаемого материала, сокращает потерю времени при проведении занятий и самостоятельной работе учащихся.

Рекомендации к использованию

Педагоги, работающие по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам художественной, музыкальной направленности, могут взять за основу используемые технологии обучения и сценарий учебного занятия с использованием ИК-технологии, который позволяет сделать учебный процесс интересным и запоминающимся.