Сущность целостного концептуального подхода к музыкальному образованию
Согласно общепринятой в музыковедении точке зрения, при рассмотрении музыки в ней выделяются три основных пласта: музыка народная, религиозно-духовная музыка и светская профессиональная музыка. В каждой из этих сфер воплощено свое особое въдение музыкальной картины мира, что не может не найти отражения и в соответствующей направленности музыкального образования, его содержании, методах, формах. Следовательно, и в историко-педагогических исследованиях в области музыкального образования необходимо учитывать специфику каждого из этих пластов музыкальной культуры, а также то, каким было соотношение между ними в тот или иной конкретно-исторический период, как оно менялось в процессе исторического развития, какое влияние они оказывали друг на друга.
При таком подходе к исследованию истории музыкального образования она предстаёт в виде исторически развивающейся совокупности трех основных направлений: музыкального образования народной ориентации, музыкального образования религиозной ориентации и музыкального образования светской ориентации. Каждое из этих направлений проходит свой путь исторического развития и, вместе с тем, подчиняется общей логике становления и развития историко-педагогического процесса в области музыкального образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sushchnost_k_issledovaniyu_istoriya_muz_obr.docx | 16.93 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ №3 «Младость»
Методическая работа
Сущность целостного концептуального подхода
к исследованию истории отечественного музыкального образования
Выполнила:
Митькова Ирина Юрьевна
г.Самара
2021
Сущность целостного концептуального подхода
к исследованию истории отечественного музыкального образования
Согласно общепринятой в музыковедении точке зрения, при рассмотрении музыки в ней выделяются три основных пласта: музыка народная, религиозно-духовная музыка и светская профессиональная музыка. В каждой из этих сфер воплощено свое особое въдение музыкальной картины мира, что не может не найти отражения и в соответствующей направленности музыкального образования, его содержании, методах, формах. Следовательно, и в историко-педагогических исследованиях в области музыкального образования необходимо учитывать специфику каждого из этих пластов музыкальной культуры, а также то, каким было соотношение между ними в тот или иной конкретно-исторический период, как оно менялось в процессе исторического развития, какое влияние они оказывали друг на друга.
При таком подходе к исследованию истории музыкального образования она предстаёт в виде исторически развивающейся совокупности трех основных направлений: музыкального образования народной ориентации, музыкального образования религиозной ориентации и музыкального образования светской ориентации. Каждое из этих направлений проходит свой путь исторического развития и, вместе с тем, подчиняется общей логике становления и развития историко-педагогического процесса в области музыкального образования.
Отсутствие такого целостного взгляда на историю музыкального образования — как совокупности его трех основных направлений — нередко приводит к тому, что в исследовательских оценках появляются не только отдельные неточности, но и серьезные изъяны. Это наблюдается в тех случаях, когда система взглядов, выработанная в одной из сфер музыкального образования и ориентированная на определенную музыкальную культуру, переносится исследователями на принципиально отличную от нее в мировоззренческом отношении музыкальную культуру.
К примеру, длительное время изучение православной музыкальной культуры, в силу определенных причин, осуществлялось исключительно в музыкальном аспекте, без раскрытия её религиозно-духовной сущности. Тем самым игнорировалась специфика данной культуры, а, следовательно, искажались её педагогические установки. Другими словами, критерии оценивания оказывались не адекватными природе изучаемого феномена. Так, например, духовное толкование знамен, представленное в целом ряде древнерусских певческих азбук, оставалось вне поля зрения ученых, либо считалось, что для “понимания и усвоения музыкального смысла певческих знаков такой метод ничего не мог дать” (295, 330). В последние годы в трудах по теории и истории богослужебного пения подобная позиция уже подверглась критике (В.И.Мартынов, протоиерей Б.Николаев и др.), но в педагогических исследованиях данный аспект еще только начинает осмысливаться.
Вот почему столь важно и необходимо в историко-педагогических исследованиях рассматривать музыкальное образование как явление многогранное, представляющее собой органическое единство его трех основных составляющих: музыкального образования народной, религиозной и светской ориентации. А это значит, что при изучении каждого из этих направлений исследователь, во-первых, будет исходить из тех педагогических установок, которые были выработаны именно в данном пласте музыкальной культуры. И, во-вторых, в сфере его внимания будет находиться взаимосвязь основных направлений музыкального образования в тот или иной конкретно-исторический период.
Не менее значимым с точки зрения целостного подхода к исследованию истории музыкального образования представляется выделение при характеристике каждого из этих направлений двух основных уровней его реализации: музыкального образования общего и специального. Выявление сходства и различия между ними дает возможность не только приблизиться к осознанию особенностей становления и развития каждого отдельного направления в тот или иной конкретно-исторический период, но и подойти к его целостному рассмотрению во взаимосвязи двух уровней.
Исследование процесса становления и развития отечественного музыкального образования с древнейших времен и до настоящего времени, проведенное нами с учетом особенностей взаимодействия его трех основных направлений, дает основания полагать, что в развитии отечественного музыкального образования могут быть выделены две стадии, принципиально отличающиеся по характеру прослеживаемых в нем изменений.
На первой из них (с древнейших времен и примерно до середины XVII столетия) говорить о музыкальном образовании можно лишь с большой долей условности. Такая терминология допустима только с современной точки зрения, когда и архаический фольклор, и более поздний классический фольклор, и древнерусское православное богослужебное пение стали рассматриваться как особые пласты музыкального искусства. В то же время, нельзя не учитывать то, что как в фольклоре, так и в православном богослужении музыка является весьма важной, но всего лишь одной из составных частей синкретичного по своей природе действа. К тому же православное богослужебное пение, по убеждению Святых отцов Русской Православной Церкви со времени принятия христианства и до середины XVII
столетия, музыкой не являлось.
Принимая во внимание сделанные уточнения, отметим, что процесс развития музыкального образования на этой стадии идет по линии кардинальных преобразований в его структуре. При этом происходит последовательное становление его двух основных направлений: музыкального образования народной, а позднее — и религиозной ориентации. Причем с момента признания христианства государственной религией, на первый план выдвигается музыкальное образование православной ориентации, в то время как музыкальное образование народной ориентации отходит на второй план. Но, что весьма важно для понимания хода дальнейшего развития отечественного музыкального образования, как в том, так и в другом его направлении постепенно начинают складываться предпосылки для обособления в качестве самостоятельного направления и музыкального образования светской ориентации.
Таким образом, итогом развития отечественного музыкального образования на этой стадии является становление двух принципиально разных педагогических систем. Одна из них была сориентирована на освоение древнерусской православной певческой культуры, другая — на освоение традиционной народной музыкальной культуры. Они и явились той базой, на основе которой происходило дальнейшее развитие отечественного музыкального образования