Роль занятий музыкой в развитие духовно-нравственного воспитания обучающихся
Роль занятий музыкой в развитие духовно-нравственного воспитания
обучающихся
«…общение с искусством развивает и воспитывает чувство красоты, составляющее условие человеческого достоинства: только при нём возможен ум, понимание природы и явлений в их общности; только с ним гражданин может нести в жертву отечеству и свои личные надежды, и свои частные выгоды».
В.Г. Белинский
Современный национальный идеал личности, воспитанной в новой российской общеобразовательной школе, – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.
Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для нашего общества ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек) общая цель воспитания любой образовательной организации – личностное развитие ребенка [1].
Правда, современные подходы к воспитанию не новы. Еще в XIX в. Н.И. Пирогов, Д.И. Писарев, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов и др. выдвинули идею о необходимости ориентации всей системы образования на воспитание гармонично - развитой личности, и заявили о важности формирования познавательных, эстетических, трудовых и иных потребностей.
В сегодняшней жизни данная цель ориентирует педагогов на обеспечение позитивной динамики развития личности ребенка. В связи с этим важно сочетание усилий педагога по развитию личности ребенка и усилий самого ребенка по своему саморазвитию. Их сотрудничество, партнерские отношения являются важным фактором успеха в достижении цели. В воспитании детей приоритетом является создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений обучающихся, в том числе к культуре, как духовному богатству общества, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение, а также опыт изучения, защиты и восстановления культурного наследия человечества, опыт создания собственных произведений культуры, опыт творческого самовыражения. [1].
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из главных проблем современного общества. На рубеже XX –XXI веков в нашей стране наблюдался спад культурно-досуговой деятельности. В это время представления о главных человеческих духовных ценностях вытиснились материальными, как среди взрослого населения, так соответственно и среди детей. У большинства населения преобладали продовольственные и вещевые ценности (как накормить и во что одеть), как самые насущные, а духовные ценности уходят на задний план. Проблемы в социально-экономическом состоянии общества переросли в проблемы в воспитании духовной культуры учащихся, чему способствовало в немалой мере некоторое равнодушие со стороны родителей. Воспитательная сфера семьи, её социальный статус долгое время находились в зоне влияния государственной системы школьного воспитания. Это привело к возникновению подчиненной позиции родителей в воспитании ребенка, развитию их потребительской психологии. Многие родители до сих пор считают, что воспитанием должно заниматься школа, а не семья. В этом состоит их ошибка, ведь то, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Поэтому главная роль в воспитании детей отводится все-таки семье, с ее ценностями.
Семейное воспитание предполагает создание родителями условий для свободного развития и сохранения духовного мира ребенка как основы его личностного формирования, культуры приобщения к духовным ценностям общества.
В XIXв. В.Г. Белинский акцентировал внимание на общественной роли искусства, в том числе и музыкального в воспитании личности. В истории развития музыкального образования к середине XIX в. отмечалось отсутствие целенаправленной работы по музыкально - эстетическому воспитанию учащейся молодёжи России. Это отмечалось в работах В.Я. Стоюнина и Л.Н. Толстого. Начиная с 60-х годов, благодаря деятельности А.Г Рубинштейна возрастает тенденция к демократизму музыкального образования и введения музыки в качестве учебного предмета в народные школы. Вторая половина XIX века характеризовалась активизацией процесса домашнего музыкального воспитания, что создавало благоприятные условия для формирования эстетического сознания детей. Многие выдающиеся музыкальные деятели России начальное музыкальное воспитание и образование получили именно в семье, где первой учительницей и наставницей была мать. Лишь к концу XIX столетия, постепенно в народные школы стали вводить уроки пения [2]. И вот столетие спустя музыка постепенно уходит из семьи как фактор воспитания. Причины кроются в пассивной позиции определенной части родителей и низким уровнем их педагогической культуры, недооценкой музыки как действенного вида искусства в духовном становлении личности ребенка. Этому также способствовало интенсивное развитие в средствах массовой коммуникации развлекательной индустрии, в которой музыка преподносится чаще в форме фонового, рекламного, развлекательного направления.
Главным спасением, на мой взгляд, является обучение в музыкальной школе и задача педагогов музыкальных школ - помочь неравнодушным родителям в воспитании детей, создать благоприятные условия для формирования и развития духовно-нравственной культуры школьников. Одной из педагогических задач в ДМШ является организация эффективного взаимодействия школы и семьи в целях духовно-нравственного развития и воспитания учащихся.
Далеко не каждый выпускник музыкальной школы продолжит свое образование в музыкальных училищах или высших музыкальных заведениях, но привитые им знания и умения научит ребенка работать, распределять свое время, ставить себе цели. Благодаря музыкальной школе, ребенок разовьет свой вкус не только в музыкальной области, но и в кино, литературе, искусстве. Хорошая классическая музыка развивает доброту и ласку в ребенке. Даже женщинам в положении рекомендуется слушать классику на протяжении всей беременности, чтобы расслабиться и успокоиться. Музыкальные занятия помогают развивать слух.
В заключении хочется еще раз сказать, что с помощью музыки осуществляется нравственное, эстетическое и духовное воспитание личности.
Список используемой литературы:
1. Проект Программы воспитания 2021-2025гг.
2. https://studbooks.net/1791637/pedagogika/muzykalnoe_vospitanie_rossii_vtoroy_poloviny_nachala
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_duhovno.doc | 35.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Роль занятий музыкой в развитие духовно-нравственного воспитания
обучающихся
«…общение с искусством развивает и воспитывает чувство красоты, составляющее условие человеческого достоинства: только при нём возможен ум, понимание природы и явлений в их общности; только с ним гражданин может нести в жертву отечеству и свои личные надежды, и свои частные выгоды».
В.Г. Белинский
Современный национальный идеал личности, воспитанной в новой российской общеобразовательной школе, – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.
Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для нашего общества ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек) общая цель воспитания любой образовательной организации – личностное развитие ребенка [1].
Правда, современные подходы к воспитанию не новы. Еще в XIX в. Н.И. Пирогов, Д.И. Писарев, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов и др. выдвинули идею о необходимости ориентации всей системы образования на воспитание гармонично - развитой личности, и заявили о важности формирования познавательных, эстетических, трудовых и иных потребностей.
В сегодняшней жизни данная цель ориентирует педагогов на обеспечение позитивной динамики развития личности ребенка. В связи с этим важно сочетание усилий педагога по развитию личности ребенка и усилий самого ребенка по своему саморазвитию. Их сотрудничество, партнерские отношения являются важным фактором успеха в достижении цели. В воспитании детей приоритетом является создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений обучающихся, в том числе к культуре, как духовному богатству общества, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение, а также опыт изучения, защиты и восстановления культурного наследия человечества, опыт создания собственных произведений культуры, опыт творческого самовыражения. [1].
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из главных проблем современного общества. На рубеже XX –XXI веков в нашей стране наблюдался спад культурно-досуговой деятельности. В это время представления о главных человеческих духовных ценностях вытиснились материальными, как среди взрослого населения, так соответственно и среди детей. У большинства населения преобладали продовольственные и вещевые ценности (как накормить и во что одеть), как самые насущные, а духовные ценности уходят на задний план. Проблемы в социально-экономическом состоянии общества переросли в проблемы в воспитании духовной культуры учащихся, чему способствовало в немалой мере некоторое равнодушие со стороны родителей. Воспитательная сфера семьи, её социальный статус долгое время находились в зоне влияния государственной системы школьного воспитания. Это привело к возникновению подчиненной позиции родителей в воспитании ребенка, развитию их потребительской психологии. Многие родители до сих пор считают, что воспитанием должно заниматься школа, а не семья. В этом состоит их ошибка, ведь то, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Поэтому главная роль в воспитании детей отводится все-таки семье, с ее ценностями.
Семейное воспитание предполагает создание родителями условий для свободного развития и сохранения духовного мира ребенка как основы его личностного формирования, культуры приобщения к духовным ценностям общества.
В XIXв. В.Г. Белинский акцентировал внимание на общественной роли искусства, в том числе и музыкального в воспитании личности. В истории развития музыкального образования к середине XIX в. отмечалось отсутствие целенаправленной работы по музыкально - эстетическому воспитанию учащейся молодёжи России. Это отмечалось в работах В.Я. Стоюнина и Л.Н. Толстого. Начиная с 60-х годов, благодаря деятельности А.Г Рубинштейна возрастает тенденция к демократизму музыкального образования и введения музыки в качестве учебного предмета в народные школы. Вторая половина XIX века характеризовалась активизацией процесса домашнего музыкального воспитания, что создавало благоприятные условия для формирования эстетического сознания детей. Многие выдающиеся музыкальные деятели России начальное музыкальное воспитание и образование получили именно в семье, где первой учительницей и наставницей была мать. Лишь к концу XIX столетия, постепенно в народные школы стали вводить уроки пения [2]. И вот столетие спустя музыка постепенно уходит из семьи как фактор воспитания. Причины кроются в пассивной позиции определенной части родителей и низким уровнем их педагогической культуры, недооценкой музыки как действенного вида искусства в духовном становлении личности ребенка. Этому также способствовало интенсивное развитие в средствах массовой коммуникации развлекательной индустрии, в которой музыка преподносится чаще в форме фонового, рекламного, развлекательного направления.
Главным спасением, на мой взгляд, является обучение в музыкальной школе и задача педагогов музыкальных школ - помочь неравнодушным родителям в воспитании детей, создать благоприятные условия для формирования и развития духовно-нравственной культуры школьников. Одной из педагогических задач в ДМШ является организация эффективного взаимодействия школы и семьи в целях духовно-нравственного развития и воспитания учащихся.
Далеко не каждый выпускник музыкальной школы продолжит свое образование в музыкальных училищах или высших музыкальных заведениях, но привитые им знания и умения научит ребенка работать, распределять свое время, ставить себе цели. Благодаря музыкальной школе, ребенок разовьет свой вкус не только в музыкальной области, но и в кино, литературе, искусстве. Хорошая классическая музыка развивает доброту и ласку в ребенке. Даже женщинам в положении рекомендуется слушать классику на протяжении всей беременности, чтобы расслабиться и успокоиться. Музыкальные занятия помогают развивать слух.
В заключении хочется еще раз сказать, что с помощью музыки осуществляется нравственное, эстетическое и духовное воспитание личности.
Список используемой литературы:
1. Проект Программы воспитания 2021-2025гг.
2. https://studbooks.net/1791637/pedagogika/muzykalnoe_vospitanie_rossii_vtoroy_poloviny_nachala