Цель - развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства, формирование у детей интереса к театрализованной деятельности. Задачи: - Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театрализованной деятельности, а также поэтапного освоения детьми различных видов творчества по возрастным группам.
- Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных спектаклей с участием детей, родителей, сотрудников ДОУ, организация выступлений
детей старших групп перед младшими и пр.). - Обучить детей приемам манипуляции в кукольных театрах различных видов.
- Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.
- Ознакомить детей всех возрастных групп с различными видами театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский театр и др.).
- Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт: знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии.
- Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности.
Актуальность: Современное понимание проблемы воспитания детей предполагает вовлечение их в процесс общения с музыкой и театром на основе принципа деятельности и творческой игры.
Детское исполнительство требует определенных тренировочных действий: повторений, упражнений, закреплений. Но самое главное – чтобы дети не теряли интереса к музыкально-театральной деятельности! В дошкольном возрасте необходимо развить самостоятельность, общительность, творческий потенциал, помочь преодолеть стеснительность, скованность. А самой благодатной почвой для этого является театр. В театре ребенок раскрывает все свои возможности, он чувствует себя не самим собой, а тем героем, которого играет. Поэтому у него пропадает стеснительность, скованность движений, исчезают все комплексы, которые у него есть. Игровой метод – это основной механизм обучения, который позволит: помочь детям войти в мир музыки и театра без ущерба здоровью, создать предпосылки к формированию творческого мышления; благополучной психологической среде, способствовать практическому усвоению музыкальных знаний с использованием здоровьесберегающих технологий.
Пояснительная записка Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения и является его приоритетным направлением. Для эстетического развития личности ребенка огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность - изобразительная, музыкальная, художественно-речевая и др. Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса, а также творческих способностей. Богатейшее поле для эстетического развития детей, а также развития их творческих способностей представляет театрализованная деятельность. В связи с этим, в ДОУ введены дополнительные занятия по театрализованной деятельности. Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки. Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию. Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир. Занятия позволяют стимулировать способность детей к образному и свободному восприятию окружающего мира (людей, культурных ценностей, природы), которое, развиваясь параллельно с традиционным рациональным восприятием, расширяет и обогащает его. Ребенок начинает чувствовать, что логика - это не единственный способ познания мира, что прекрасным может быть и то, что не всегда понятно и обычно. Осознав, что не существует истины одной для всех, ребенок учится уважать чужое мнение, быть терпимым к различным точкам зрения, учится преобразовывать мир, задействуя фантазию, воображение, общение с окружающими людьми. В течение 1 месяца предусмотрено 2 занятия. Раздел плана | Сроки | Формы работы | Формы отчёта | Самореализация и изучение методической литературы |
2018-2019 | Знакомство и анализ новинок учебно-методической литературы; Постоянное пополнение музыкальной медиатеки для творческой деятельности; Изучение и применение опыта других музыкальных педагогов; Проведение открытых занятий; Выступление на педагогических советах; Использование интернет - ресурсов для работы с дошкольниками; | 2018-2019- Выступления на педагогических советах по темам: «Здоровьесберегающие технологии», «Итоги работы за учебный год». Проведение открытого занятия на тему: «Салют победы» | Работа с детьми | 2018-2019 | Провести первичную диагностику детей с целью выявления уровня развития певческих способностей. Проводить работу по подгруппам и индивидуально с учетом индивидуальных способностей детей; Постоянно включать в НОД комплексы упражнений, включающих здоровьесберегающие технологии; Использовать для творчества детей музыкальные новинки; Использовать результаты работы с детьми на праздниках в МДОУ и выездных мероприятиях. | Проведение праздников и развлечений с применением ИКТ. Использование на занятиях индивидуально-разработанных комплексов упражнений для развития вокально-певческих и ритмических навыков в игровой форме. Выступления на праздниках. Участие в фестивале «Мир ярких и удивительных образов» районного уровня 2019. | Работа с родителями: | 2018-2019 г. | Консультативная работа по следующим вопросам: -Приобщение детей к музыке в домашних условиях; -Индивидуальные особенности каждого ребенка; -Перспективы дальнейшего развития музыкальных способностей каждого ребенка. Работа с родителями по вопросам организации праздников, выступлений, поездок на конкурсы и другие мероприятия. Помощь родителей в приобретении и изготовлении пособий, реквизита и др. |
| Перспективы работы: | 2019 г. | Продолжать работу по развитию музыкально-творческих способностей дошкольников. Планировать дальнейшие выступления творческого коллектива на различных мероприятиях местног, районного, городского уровня. Развивать сольное исполнительство у дошкольников на сцене перед аудиторией. Перспективы дальнейшего творческого роста воспитанников после окончания МДОУ. |
|
Работа по проекту составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам: 1. Художественно – эстетическое: «Музыкальное воспитание», где дети учатся слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой; слушают музыку к очередному спектаклю, отмечая разнохарактерное ее содержание, дающее возможность более полно оценить и понять характер героя, его образ. «Изобразительная деятельность», где дети знакомятся с иллюстрациями, близкими по содержанию сюжету спектакля, учатся рисовать разными материалами по сюжету спектакля или отдельных его персонажей. «Ритмика», где дети учатся через танцевальные движения передавать образ какого-либо героя, его характер, настроение. 2. «Речевое развитие», на котором у детей развивается четкая, ясная дикция, ведется работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием скороговорок, чистоговорок, потешек. 3. «Познавательное», где дети знакомятся с литературными произведениями, которые лягут в основу предстоящей постановки спектакля и других форм организации театрализованной деятельности (занятий по театрализованной деятельности, театрализованных игр на других занятиях, праздниках и развлечениях, в повседневной жизни, самостоятельной театральной деятельности детей). 4. «Социально - коммуникативная», где дети знакомятся с явлениями общественной жизни, предметами ближайшего окружения, природными явлениями, что послужит материалом, входящим в содержание театрализованных игр и упражнений. Взаимодействие с родителями и специалистами: Работа проходит более эффективно и результативно при участии специалистов ДОУ: консультации педагога-психолога необходимы для решения социально-нравственных проблем у детей. Советы логопеда помогают совершенствовать речевые навыки дошкольников. Другие педагоги принимают участие в праздниках, развлечениях в роли персонажей. Родители оказывают помощь в изготовлении атрибутов, костюмов к праздникам; участвуют в качестве персонажей. Беседы с родителями, их участие в работе помогают и дома закреплять знания и навыки, полученные детьми на занятиях и, тем самым, достичь желаемых нами результатов. Ожидаемые результаты: Дети должны овладеть навыками выразительной речи, правилами поведения, этикета общения со сверстниками и взрослыми. Проявлять интерес, желание к театральному искусству. Уметь передавать различные чувства, используя мимику, жест, интонацию. Самостоятельно исполнять и передавать образы сказочных персонажей. Дети должны стараться уверенно чувствовать себя во время выступлений. Предметно-пространственная развивающая среда ДОУ пополнится разными видами театров, пособиями, рисунками, картотеками творческих игр. Установится тесный контакт с родителями. Содержание работы. Содержание работы включает восемь основных блоков, представленных в таблице. Блок 1 – основы кукловождения. Блок 2 – основы кукольного театра. Блок 3 – основы актерского мастерства. Блок 4 – основные принципы драматизации. Блок 5 – самостоятельная театральная деятельность. Блок 6 – театральная азбука. Блок 7 – проведение праздников. Блок 8 – проведение досугов и развлечений. Следует отметить, что блоки 1, 5, 8 реализуются на одном – двух занятиях в месяц; блок 2 реализуется на двух занятиях в месяц; блоки 3, 4 – на каждом занятии; блок 6 – на тематических занятиях 2 раза в год (по три занятия в октябре и в марте); блок 1 реализуется 1 раз в квартал. План занятий (сентябрь – май). Блоки | Основной компонент | Компонент ДОУ | Национальный региональный компонент | 1 | 2 | 3 | 4 | 1. Основы кукловожения |
| Сентябрь – ноябрь. Задачи: обучать детей приемам вождения кукол. Игра: «Театр двух актеров». Этюды: «Радостная встреча деда с Жучкой», «Неприятный разговор», «Игра в жмурки». |
| Декабрь – январь. Задачи: закрепление навыка кукловождения пальчикового театра. Игра: «Театр двух актеров». Этюды: «К нам пришел зайчик», «Цыпленок и петушок», «Кот и петушок». | Музыкальная фонограмма к этюду «К нам пришел зайчик»: «Зайчик» - муз. С.Головина. | Февраль. Задачи: обучение детей приемам кукловождения театра Бибабо. Игра: «Театр двух актеров». | Март – апрель. Задачи: продолжать формировать у детей навык вождения кукол театра Бибабо, побуждать их создавать танцевальные композиции и игровые импровизации с куклами этого театра. «Русский хоровод» - танцевальная композиция. | Танцевальная композиция с использованием музыкальной фонограммы ненецкой мелодии Куклы Бибабо с элементами ненецких костюмов. | Май. Задачи: познакомить детей с приемами кукловождения марионеток, кукол с «живой рукой» . Этюды: «К нам в гости страус пришел», «Танец Аленушки» . | 2. Основы кукольного театра. | Продолжать развивать умение использовать куклы разных театров в разыгрывании сценок по знакомым сказкам , стихотворениям . | Сентябрь – ноябрь . Задачи : прививать устойчивый интерес к кукольному театру; поощрять активное участие детей в кукольном спектакле . Сказки: «Кукушка», ненецкая сказка. | Ненецкие загадки: о кукушке. Народная игра «Кукушка» (П.Образцов). | Декабрь – февраль. Задачи: обучать детей правильному речевому дыханию, умению менять темп, силу звука, добиваться четкой дикции ; формировать интонационную выразительность речи; вызывать интерес к пальчиковому театру, театру Бибабо, желание участвовать в спектакле с куклами этих театров; развивать интерес к театру марионеток, к кукле с «живой рукой». Сказки: «Кот, петух и лиса» р.н.с. (пальчиковый театр ). «Жихарка» р.н.с. (театр Бибабо) ,«Гуси лебеди» р.н.с. «Хозяйка» - П.Синявский (Бибабо) | Загадки о лодке, ветре, реке и береге.
Муз. фонограмма «Трудолюбивая девочка» - муз. С.Головина. | 3. Основы актерского мастерства. |
| Сентябрь – ноябрь. Задачи: развивать способность понимать эмоциональное состояние человека и уметь адекватно выразить свое настроение. Этюды: «Удивление», «Цветок», «Северный полюс», «Сердитый дедушка» , «Провинившийся» (М.Чистяковой ) . Игры с пиктограммами: «Подбери фразу», «придумай и скажи фразу с интонацией карточки – пиктограммы» |
| Декабрь – февраль. Задачи: развивать память и фантазию детей. Этюды: М.Чехова: на внимание, веру, наивность, фантазии. |
| Март – май. Задачи: развивать выразительность жеста . Этюды: М.Чехова: «Вот он какой», «Игра с камушками», «Спать хочется», «Карлсон», «Золушка». | Музыкальные фонограммы для этюдов – колыбельные – музыка народная. | 4. Основные принципы драматизации | Продолжать развивать умения детей разыгрывать сценки по знакомым сказкам, стихотворениям с использованием атрибутов , элементов костюмов , декораций . Совершенствовать исполнительские умения | Сентябрь – ноябрь. Задачи: продолжать обучать детей самостоятельно выбирать средства для передачи образов, передачи диалогов, действий героев; совершенствовать импровизационные способности, стимулировать желание изменять действия, вводить свои реплики; обучать чувствовать своего партнера, стремиться подыграть ему; продолжать воспитывать заинтересованное отношение к играм – драматизациям. Сказки: «Три поросенка», сказка в переводе С.Маршака. Инсценировка: «Кто сказал «мяу»?» (по В. Сутееву ). Сценки: «Еж», «Спор туч» (по стихотворению Л.Корчагина) | Сказки: «Лиса и заяц», народная сказка. Сценки: «Заболела наша Оля», «Воробей» (по стихотворениям С.Попова). Народные игры: «Воробей», «Маленький воробышек». | Декабрь – февраль. Задачи: продолжать развивать умение детей разыгрывать спектакль по знакомой сказке. Сказки: «Лисичка – сестричка и серый волк», р.н.с. «Путаница», К.И.Чуковский. | Инсценировки: «Одна варежка» (по стихотворению С.Попова), «Зимний лес» (по стихотворению П.Образцова). Муз. Фонограммы к инсценировкам: «Пришла зима»- муз. Ф.Вокуева; «Снег» - муз. В.Гущина; «Падает снег» - муз. Г.Качанова; «Снегирь» - муз. Г.Латкина . | Март – май. Задачи: развивать инициативу и самостоятельность детей в разыгрывании спектакля по знакомой сказке. Сказки: «Красная шапочка», Ш.Перро. Инсценировка: «Кто колечко найдет?» по стихотворению С.Я.Маршака. | Инсценировки: «Новоселье» (по стихотворению П.Образцова); «Один цветок», «Для чего длинные волосы» (по стихотворениям С.Попова ). | 5.Самостоятельная театральная деятельность. |
| Сентябрь – ноябрь. Задачи: привлекать детей к самостоятельным играм с верховыми куклами на ширме. |
| Декабрь – февраль. Задачи: побуждать детей придумывать сказки, используя кукол пальчикового театра, театра Бибабо. |
| Март – май. Задачи: развивать желание импровизировать с куклами бибабо, марионетками, куклами с «живой рукой». |
| 6 . Театральная азбука. |
| Сентябрь – май. Задачи: продолжать формировать представления детей о театре, приобщать к театральной культуре; познакомить с театром , его историей , устройством ; рассказать о театральных профессиях и видах театров , научить правилам поведения в театре . | Познакомить детей с театрами. | 7 . Проведение праздников. | Приучать детей к активному участию в подготовке и проведении праздников , в изготовлении атрибутов . Воспитывать эмоционально – положительное отношение к праздникам . | Сентябрь – май. Задачи: развивать способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении перед взрослыми, сверстниками и малышами; воспитывать любовь и интерес к театральному искусству. Мероприятия: «Лесная ярмарка» (праздник осени); «Новогодняя елка» ; «Красная шапочка» - утренник, посвященный 8 марта. |
| 8 . Проведение досугов и развлечений. | Организовывать просмотр спектаклей, концертов, постановок кукольного театра. Обучать внимательно смотреть и слушать выступления взрослых, детей, малышей, эмоционально откликаться на них. Воспитывать доброжелательность, умение правильно оценивать действия персонажей . Приучать активно участвовать в различных развлечениях , используя умения и навыки, полученные на занятиях . | Сентябрь – ноябрь. 1. «1 сентября – День Знаний» с кукольным спектаклем «Три поросенка» в исполнении педагогов детского сада. 2 . «Кот и лиса», кукольный спектакль в исполнении педагогов. 3 . «Веселая ярмарка» - театрализованное представление (педагоги). 4 . «Кеша и Иришка приглашают в гости» - театрализованное представление. 5 . «Дом, который построил Джек» - кукольный спектакль в исполнении детей подготовительной группы. |
| Декабрь – февраль. Задачи : обучать детей правильно оценивать поступки действующих лиц , воспитывать добрые чувства . 1.«Морозко» - р.н.с. в исполнении детей подг. группы. 2.«Твой носовой платок» - кукольный спектакль в исполнении сотрудников. 3. «Мороз Иванович» - кукольный спектакль в исполнении детей подготовительной группы. |
| Март – май. Задачи: вызывать устойчивый интерес к происходящему на сцене, желание активно участвовать в различных развлечениях . 1. «Шалунишки – котятки потеряли перчатки», инсценировка по английской народной песенке (исполняют дети подготовительной группы) 2 . «День театра» - театрализованное представление ко Дню театра (последняя неделя марта). 3. «День смеха» - театрализованное представление к 1 апреля. 4.«Чистота – для здоровья нам нужна» - театрализованное представление ко дню здоровья (7 апреля). 5. «Как на Пасху куличи» - ярмарка. 6 . « Как на пасху куличи» - кукольный спектакль в исполнении педагогов. 7. «1 июня – праздник лета» - театрализованное представление. | 1.«Медвежьи няньки» - народная сказка в исполнении детей подготовительной группы. |
|
Мониторинг развитие музыкальных способностей у дошкольников средством музыкального творчества с элементами театрализации
№ |
Ф. И. ребенка | Двигательные навыки | Пластичность | Импровизация | Музыкальность | Раскрепощённость | Средний балл | Н.г | К.г. | Н.г | К.г. | Н.г | К.г. | Н.г | К.г. | Н.г | К.г. | Н.г | К.г. | 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 11 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 12 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 13 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 14 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 15 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 16 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 17 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 18 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 19 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 20 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 21 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
Высокий - 3 балла Средний - 2 балла Низкий - 1 балл
Оборудование: 1.Настольный театр игрушек. 2.Настольный театр картинок. 3.Стенд-книжка. 4 Интерактивная доска. 5.Теневой театр. 6.Пальчиковый театр. 7.Театр Би-ба-бо. 8.Театр Петрушки. 9.Детские костюмы для спектаклей. 10.Взрослые костюмы для спектаклей. 11.Элементы костюмов для детей и взрослых. 12.Атрибуты для занятий и для спектаклей. 13.Ширма для кукольного театра. 14.Музыкальный центр, видеоаппаратура 15.Медиотека (CD диски). 16.Декорации к спектаклям 17. Методическая литература
Список литературы: 1 . Куревина О.А. «Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста» . М.,2003 . 2 . Куцакова Л.В. , Мерзляков С.И. «Воспитание ребенка – дошкольника : развитого , образованного , самостоятельного , инициативного , неповторимого, культурного , активно – творческого» . М.,2003 . 3 . Ледяйкина Е.Г. , Топникова Л.А. «Праздники для современных малышей». Ярославль , 2002 . 4 . Медведева И.Я. «Улыбка судьбы . Роли и характеры.» М. , 2002. 5 . Мирясова В.И. «Играем в театр. Сценарии детских спектаклей о животных». М., 2000 . 6 . Михайлова М.А. «Праздники в детском саду. Сценарии, игры, аттракционы». Ярославль , 2002 . 7 . Науменко Г.М. «Фольклорный праздник в детском саду и школе». М.,2000. 8 . Петрова Т.И. , Сергеева Е.А. , Петрова Е.С. «Театрализованные игры в детском саду» М.,2000 . 9 . Поляк Л. «Театр сказок» СПб . , 2001 . 10 . Праздник каждый день . (Сценарии , пьесы , инсценировки , развлечения для детских садов ) . Ростов н\Д. , 2002 . 11 . Сорокина Н.Ф., Миланович Л.Г. «Театр – творчество – дети» . М., 1995 . 12 . Царенко Л.И. «От потешек к пушкинскому балу». М. , 1999 .
|