Открытый урок «Работа над разнохарактерными пьесами в классе фортепиано»
Цель урока: формирование представлений о музыкальном образе и средствах музыкальной выразительности
Открытый урок проводится с учащимися: Личман Томирис 5 класс, Ланиным Дмитрием 6 класс
Репертуарный план:
1. И. Парфенов «Февраль»
2. А. Шаверзашвили «Ноктюрн»
Ссылка на видео https://youtu.be/jhqshPqoSMg
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_prep_zaytsevoy.docx | 42.97 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования
«Детская музыкально-хоровая школа им. Г. Струве»
Открытый урок на тему:
«Работа над разнохарактерными пьесами
в классе фортепиано»
Зайцева Лариса Николаевна
преподаватель по классу фортепиано
г. Железногорск 2021
Тема урока:
«Работа над разнохарактерными пьесами в классе фортепиано».
Тип урока: комбинированный (закрепление и комплексное применение знаний)
Цель урока: формирование представлений о музыкальном образе и средствах музыкальной выразительности
Задачи урока:
образовательные: работать над координацией движений, над интонированием мелодической линии, отработать способы прикосновения к клавиатуре для решения звуковых задач;
развивающие: развить эмоциональное отношение к исполнению изучаемых музыкальных произведений при помощи слухового контроля, продолжать развивать произвольную память, внимание, образное музыкальное мышление;
воспитательные: воспитывать трудолюбие и усидчивость; формировать умение самостоятельно работать с музыкальным материалом; прививать любовь к музыке.
Вид урока: практическое занятие.
Форма урока: индивидуальный урок
Технологии обучения:
- технология личностно-ориентированного обучения
- технология индивидуального обучения
- здоровьесберегающие технологии
- ИКТ
Методические приемы:
- Словесные (вопросы, беседа)
- Наглядные (показ преподавателя, показ видео)
- Практические (метод упражнения, рефлексии)
Оборудование: фортепиано, ноты, ноутбук
Структура урока:
- организационный момент;
- работа над музыкальным материалом;
- основная часть (усвоение новых знаний и способов действий);
- заключительный этап работы над произведением.
- подведение итогов и запись в дневник домашнего задания.
Репертуарный план:
1. И. Парфенов «Февраль»
2. А. Шаверзашвили «Ноктюрн»
Ход урока:
Открытый урок проводится с учащимися: Личман Томирис 5 класс, Ланиным Дмитрием 6 класс
I. И. Парфенов «Февраль»
1.Работа над независимостью элементов фактуры, соотношением звучности
2. Работа над выразительностью и яркостью исполнения
3. Электронная зарядка для глаз (просмотр видео) https://ok.ru/video/1364227789190
4. Рефлексия
II. А. Шаверзашвили «Ноктюрн»
1. Детализированная работа над фразировкой
2. Работа над сопровождением
3. Работа над педализацией
4. Рефлексия
5. Заключение
ВВЕДЕНИЕ
Преподавание игры на фортепиано шагнуло сегодня далеко вперед со времен старой школы. Выросли многочисленные, хорошо подготовленные кадры учителей; изменилась методика обучения игре на инструменте; написан ряд ценных трудов и пособий в помощь педагогам-пианистам. Словом, значительно возрос качественный уровень массового музыкально-инструментального преподавания.
Возможность научиться исполнять на фортепиано музыкальные произведения таит в себе много художественных открытий. Богатая палитра репертуара разных эпох, разных стилей и жанров, краски музыкальных образов и их интерпретация развивают музыкальную душу ребенка и расширяют его кругозор.
Исключительное богатство и разнообразие литературы для фортепиано открывает перед педагогами широкие возможности для полноценного обучения и воспитания учащегося. Умело подбирая репертуар, педагог руководит развитием ученика, добивается требуемых результатов работы. Учащиеся должны понимать изучаемые произведения, воспринимать, чувствовать их выразительность, красоту. В этом заключается одна из наиболее существенных задач педагога, без чего также не может быть достигнута содержательность исполнения..
Следует, наконец, подчеркнуть еще одно требование, предъявляемое к педагогам,— это доступность для учащегося разучиваемого произведения. Оно не должно превышать возможности ученика в отношении собственно пианистических трудностей, масштаба и т. п. Но не менее важно, чтобы произведение по своему содержанию, по кругу образов было посильно для понимания учащегося. Ведь иногда ученику поручают работу над произведением, столь глубоким по замыслу, что оно может быть доступно лишь взрослому.
Итак, Вся работа музыканта над произведением направлена на то, чтобы оно звучало в концертном исполнении. Удачное, яркое, эмоционально наполненное и в то же время глубоко продуманное исполнение, завершающее работу над произведением, всегда будет иметь важное значение для учащегося, а иногда может оказаться и крупным достижением, своего рода творческой вехой на определённой ступени его обучения.
I. Пьеса И. Парфенова «Февраль. Проводы русской зимы» написана под впечатлением произведений П. И. Чайковского цикла «Времена года». Входит в цикл «Дом в Клину», состоящего также из 12 пьес.
Томирис исполняет «Февраль. Проводы русской зимы»
Преподаватель: Какой характер в этом произведении?
Томирис: В пьесе ярко выражена картинная программность: праздничные гуляния, «Масленица». «Февраль. Проводы русской зимы» - произведение очень яркое, разнохарактерное.
Преподаватель: Многие художники, поэты, композиторы обращались к теме праздника Масленицы. Вот и мы попробуем сегодня раскрыть и выразить в исполнении музыкальную картину «Проводов зимы».
Преподаватель: Сколько частей в данном произведении и какая фактура?
Учащаяся: Три части. Мелодия изложена аккордами, и трудность ее заключается в одновременном слиянии мелодии с гармонией в общей вертикали, при этом мелодия, которая звучит в верхнем голосе, должна господствовать.
Преподаватель: Давай я буду играть два нижних звука аккордов, а ты верхний звук, т.е. мелодию, стараясь осмысленно и выразительно проинтонировать ее, при этом соблюдать фразировку, акценты, динамические краски и характер.
Затем полностью играем правую руку: первое, что здесь требуется – это умение взять звуки интервала одновременно, но при этом важно, чтобы пальцы ощущали два элемента, две задачи, два плана и выполняли их.
Стараемся приспособить руки к рисунку исполняемого эпизода, выискивая такие движения, такое положение руки, при которых каждому пальцу было бы удобно. Это должно способствовать извлечению более насыщенного звука.
Выразительность мелодии достигается тяжестью пальцев, наклоном всей руки в их сторону: рука как бы лежит на верхнем голосе - пальцы играют глубоко и мягко, а другой голос играется легкими свободными пальцами. При этом не должна нарушаться мелодическая фразировка, а перенесенный центр тяжести на мелодические звуки, перемещает его от пальца к пальцу (сила звука должна меняться соответственно нюансам и фразировке).
Преподаватель: Какие еще средства музыкальной выразительности помогут нам изобразить характер нашего произведения?
Томирис: мелодия, она переносится в разные регистры.
Преподаватель: В этом произведении ярко проявляются основные черты свойственные мелодиям И. Парфенова – это плавность и гибкость мелодической линии, выразительность интонаций и гармонических красок, извилистость мелодии, широкий охват клавиатуры. Этому произведению, присуще сочетание песенности и речитативной выразительности.
С самого начала нужно обратить внимание на развитие мелодической линии. Уже в первых тактах должна ощущаться внутренняя устремленность музыки, иначе первые построения могут рассыпаться на отдельные мотивы.
Томирис старается проиграть первую часть
Работая над второй частью, при исполнении кантилены пальцы следует держать как можно ближе к клавишам, стремиться к более полному контакту, естественному слиянию пальцев с клавиатурой. Что бы достичь глубокого звука, нужно нажимать клавиши до самого «дна»
Томирис старается проиграть мелодию пьесы второй части, правильной фразировкой и добиваясь певучего выразительного звука.
Преподаватель: Партию правой руки можно разделить на два слоя: верхний голос и аккорды. А теперь, пожалуйста, постарайся провести линию верхнего голоса, играя глубоким и певучим звуком.
Преподаватель: Давай добавим к линии верхнего голоса аккорды, которые должны звучать мягче и тише, чем верхний голос. Для этого сыграй эти два слоя разными руками. Можно представить эти два слоя в исполнении различных инструментов разной тембровой окраски (например, скрипка и фортепиано)
Томирис играет партию правой руки двумя руками, это очень полезно, так как проще разделить два голоса по громкости.
Преподаватель: Спасибо! Теперь, попробуем соединить эти два слоя в одной руке. Постарайся разделить их по силе и глубине звучания, чтобы чувствовалось расстояние между голосами.
Учащаяся исполняет партию правой руки, старается чтобы мелодия верхнего голоса звучала более глубоким звуком).
Преподаватель: В этой пьесе есть некоторые трудности, такие как быстрые переносы коротких мотивов в разные регистры. Справиться с этой проблемой помогает правильное распределение внимания между партиями правой и левой руки. Для решения этой задачи нужно обращать внимание на позиционность построений и точную аппликатуру.
2. Преподаватель: Томирис, как ты понимаешь, что такое кульминация произведения?
Учащаяся: Кульминация – момент наивысшего напряжения в музыкальном произведении.
Преподаватель: Показываю на инструменте, как должна звучать кульминация и прошу повторить этот момент учащуюся.
Добиваемся полнозвучного проведения кульминации пьесы.
Преподаватель: Третья часть репризная. Скажи, пожалуйста, видишь ли ты какие- то изменения по сравнению с первой частью?
Учащаяся: Да, в третьей части добавляется нотный материал.
Преподаватель: Правильно! Звучит заключение всего произведения. Мелодия переходит из одной руки в другую. Так же имеются скачки из одного регистра в другой, которые нужно сыграть ловко и интонационно выразительно. Давай проработаем скачки.
Преподаватель: Молодец! А теперь играем заключение, исполняя, мелодию без толчков и стараемся добиться логического завершения произведения.
(Учащаяся работает над окончанием произведения).
Добавляем прямую педаль. Ученица должна знать, что педаль управляется только слухом. Теперь собираем все голоса вместе. После раздельной проработки элементов ткани уже при выигрывании в целостное изложение необходим тщательный слуховой контроль. Голова (слух) – хозяин, пальцы – слуги, исполнители. Слух должен улавливать протяженность каждого звука, вплоть до его последнего затухания, дослушать и ощутить движение вперед.
Пытаемся учиться «слушать вперед», т.е. играя и прослушивая звуковую линию, целенаправленно вести ее слухом, несколько предвосхищая появление реального звучания каждой последующей ноты, интонации, мотива. Не держим звук, а ведем его.
Последний этап заключается в совершенствовании исполнения в целом. В этой работе пытаемся сглаживать шероховатости, смягчаем «углы», которые неизбежны на первых порах. Внимание пытаемся переключать на более крупный план, в который должны органично войти все детали. При этом значительную роль играет эмоциональная сторона исполнения.
3. Электронная зарядка для глаз (просмотр видео) https://ok.ru/video/1364227789190
4. Обобщаем все этапы работы, еще раз говорим об характере, и прошу Томирис исполнить произведение целиком, учитывая все, над чем мы работали на уроке.
Преподаватель: «Как ты думаешь, все ли получилось у тебя при итоговом исполнении пьесы?»
Учащаяся: «Думаю, что нет, не все. Было несколько моментов, над которыми еще нужно поработать».
Домашнее задание: Выучить отдельные такты. Работать над произведением целиком, добиваясь общей динамики произведения, характера каждой части, певучести звука в средней части, точных штрихов, педализации.
II. А. Шаверзашвили «Ноктюрн». Слуховое воспитание ученика должно осуществляться на художественном, доступном и интересном материале. Художественная сфера кантиленных произведений как нельзя лучше отвечает этим требованиям. В мелодике этих произведений ярче выразительность кульминационных узлов, объемнее линия мелодического развития. Именно в пьесах спокойных, требующих неторопливого движения легче применять педаль, уделив особое внимание качеству звучания и самому процессу.
Дима исполняет «Ноктюрн».
- Преподаватель: Что такое ноктюрн?
Дима: Ноктюрн (от фр. nocturne — «ночной») распространившееся с начала XIX века название пьес лирического мечтательного характера. В основе ноктюрна лежит широко развитая певучая мелодия, благодаря чему ноктюрн представляет собой своеобразную инструментальную песню.
Преподаватель: Хорошо. А какая фактура?
Дима: Ноктюрновая фактура - пленительная мелодия, парящая над аккомпанементом, состоящим из баса и ритмической фигурации изысканной гармонии.
Преподаватель: В каком характере написано произведение?
Дима: В характере романса.
Преподаватель: Да, так что важную роль здесь играет работа над кантиленой.
Преподаватель: Какова форма данного ноктюрна?
Дима: трехчастная, с контрастной серединой.
Преподаватель: С чего начинается Ноктюрн?
Дима: С небольшого инструментального предисловия. Оно создает характер Аndante Cantabile, которое как бы подготавливает вступление мелодии.
Преподаватель: Важное значение имеет работа над фразировкой. Фразу можно сравнить с волной, которая накатывает на берег и затем откатывает от него. Она в данном произведении длинная и не должна прерываться, ее нужно исполнять на одном движении руки. В мелодии очень большую роль играет певучесть звука. При работе над звуком в кантиленных произведениях должны быть мобилизованы не только слух и эмоции, а также двигательные ощущения. Мелодия в данном ноктюрне является многоплановой, поэтому полезно поиграть ее вначале без аккомпанемента. При этом необходимо следить за тем, чтобы руки были направлены в клавиатуру, но в тоже время оставались мягкими и пластичными. Необходимо уметь правильно распределять внимание, вес руки и пальцев. Пальцы должны вести руку, рука как бы должна очерчивать контуры мелодии.
Дима старается проиграть мелодию пьесы правильной фразировкой и добиваясь певучего выразительного звука.
- Преподаватель: Как мы будем играть аккомпанемент?
Дима: В свою очередь он должен не только не заглушать мелодию. Сопровождение должно звучать мягко, и поддерживать мелодическую линию. При работе над аккомпанементом всегда необходимо слышать логику развития мелодии.
Преподаватель: Середина данного произведения - более взволнованная и характеризуется усилением динамики. Трудность может вызвать исполнение мелодии октавами в кульминации. Для выработки точного попадания необходимо поучить октавы отдельно первым и пятыми пальцами. Также необходимо помнить о положении пальцев на клавиатуре. Белые клавиши берутся рядом с черными, а черные у их окончания. Это позволит избавиться ученику от лишнего движения по клавиатуре.
В среднем разделе усложняется аккомпанемент, к нему добавляется бас. Бас является основой гармонии и источником обертоновых красок. Он берется сверху, и рука должна двигаться по прямой линии к аккорду. Рука при этом должна быть активной и вместе с этим свободной, иначе при зажатой руке звук оказывается лишенным полноты и интенсивности.
Дима работает над кульминацией.
Преподаватель: Куда переходит мелодия в заключительном разделе?
Дима: В партию левой руки. Сложность может возникнуть с исполнением арпеджиато. Для правильного исполнения мелодию левой руки следует сначала поиграть отдельно сочным полным звуком.
- Преподаватель: Какая педаль в данном произведении?
Дима: Запаздывающая. Педаль направлена на сохранение целостности звучания, при этом она обогащает звуковой колорит данного произведения.
Преподаватель: Работа над педализацией - работа для слуха, важный эмоциональный творческий процесс, который требует постоянного слухового контроля. В третьей части данного ноктюрна педаль в арпеджиато необходимо брать от баса. Динамический план ноктюрна разнообразен - от мягкого p и mf в крайних разделах до насыщенного f в кульминации.
- Обобщаем все этапы работы.
Преподаватель: «Ты, молодец. Очень хорошо сегодня потрудился. Но дома надо закрепить то, над чем мы работали сегодня на уроке».
Домашнее задание: работать над произведением как на уроке. Не проигрывая произведение целиком, а разделяя его на отдельные части, добиваясь певучести звука, точных штрихов, динамики, педализации.
В заключении можно сказать, что изучение пьес кантиленного характера способствуют всестороннему развитию ученика. Это развитие слуха, мышления, восприятия, а умение петь на инструменте является одной из важнейших сторон техники пианиста.
- Заключение: В ходе урока поставленные мною задачи были выполнены. Урок прошел в спокойной, доброжелательной атмосфере. Учащиеся были внимательны, реагировала на происходящее и чувствовала себя уверенно. Продемонстрировали владение музыкальным и теоретическим материалом, что положительно сказывается на их развитии.
Список использованной литературы
- Иванова Т. И. Парфенов. «Домик под кленами» // Музыкальный меридиан. Информационная публицистическая газета. Зауральский регион. Курган. Музыкальный колледж им. Д.Д. Шостаковича. № 7. – Ноябрь. –2004г.
- Парфенов И.А. Под сенью двух муз. – Курган: Зауралье, 2013г.
- Пылаева Л.Д., Болотова И.А. «Воткинский альбом» И.А. Парфенова (из впечатлений о родных местах П.И. Чаковского) // Детство музыкантов: история, современность. Материалы Всероссийского симпозиума шестой сессии Научного совета по проблемам истории музыкального образования. – Пермь: Книжный формат, 2017г.
- Погорелов А.Е. «Аспекты стиля и работа над кантиленой»
- Театральная энциклопедия. Том 5 / Глав. ред. П. А. Марков — М.: Советская энциклопедия, 1967г.
- Штейнпресс Б. С. Энциклопедический музыкальный словарь. — Москва, Советская энциклопедия, 1966г.