«Молниеносными перстами ты отверзаешь новый мир…», к 210-летию со дня рождения Ф. Листа».
Классный час посвященный 210-летию со Дня рождения Ференца Листа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
molnienosnymi.docx | 52.45 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Сафоновская детская школа искусств»
___________________________________________________
215500, Смоленская область, г. Сафоново, ул. Строителей, д.3, тел.4-22-44, тел/факс 4-23-56
КЛАССНЫЙ ЧАС НА ТЕМУ:
«Молниеносными перстами ты отверзаешь новый мир…»,
к 210-летию со дня рождения Ф. Листа».
Подготовили преподаватели:
Егорова С.В.
Сергеенкова И.С.
2021 г.
Классный час профориентационной направленности
«Молниеносными перстами ты отверзаешь новый мир…», к 210-летию со дня рождения Ф. Листа».
16.11.2021г.
Организаторы: преподаватели Сергеенкова Инна Сергеевна, Егорова Светлана Васильевна
Аудитория: преподаватели и обучающиеся ДШИ.
Цель: – Популяризация творческого наследия Ф. Листа среди обучающихся.
Задачи:
- Знакомство с жизнью и творчеством композитора.
- Воспитание исполнительской и слушательской культуры, музыкального вкуса обучающихся.
- Формирование музыкально-культурного кругозора личности.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация, фото и видео материалы.
Классный час на тему: «Молниеносными перстами ты отверзаешь новый мир…», к 210-летию со дня рождения Ф. Листа».
П. Вяземский стихотворение Ф. Листу
Когда в груди твоей — созвучий
Забьет таинственный родник
И на чело твое из тучи
Снисходит огненный язык;
Когда, исполнясь вдохновенья,
Поэт и выспренний посол!
Теснишь души своей виденья
Ты в гармонический глагол —
Молниеносными перстами
Ты отверзаешь новый мир
И громозвучными волнами
Кипит, как море, твой клавир;
И в этих звуках скоротечных,
На землю брошенных тобой,
Души бессмертной, таинств вечных
Есть отголосок неземной.
СЛАЙД №1. Здравствуйте ребята. Сегодня мы познакомим вас с ярчайшей личностью, человеком, который является примером для подражания и восхищения, пианистом–виртуозом Ференцем Листом. Его исполнительское мастерство является эталоном для современных музыкантов.
Вся судьба Листа была теснейшим образом связана с музыкой, буквально каждый шаг его жизни неотделим от творчества. Он не просто воспроизводил великие музыкальные шедевры, но и выступил новатором в деле их адаптации для любимого им фортепиано.
Ференц Лист – Пианист–виртуоз, создатель традиции мастер–классов, благотворитель, пропагандист новой музыки: Лист не укладывается в обычные рамки творца, изобилуя разными характеристиками. Настоящий сын своего века, неоднозначного и мистического.
СЛАЙД №2. Лист родился 22 октября 1811 года в венгерском городке Доборьян; в наши дни это австрийский Райдинг.
СЛАЙД №3. Он был единственным сыном в семье Анны-Марии и Георга Адама Листа
Сейчас в России знают Листа под венгерским именем Ференц, но он представлялся и был известен как Франц.
СЛАЙД №4. Отец композитора, Адам Лист, был смотрителем за овечьим стадом, в поместье князя Эстерхази. Должность Адама была довольно респектабельной по тем временам, ведь именно поголовье овец было главным показателем богатства. Но круг его интересов отнюдь не ограничивался загонами и пастбищами. Благодаря тому, что князь благоволил любым видам искусства, Адам приобщился к музыке, играя на виолончели в его оркестре.
СЛАЙДЫ №5,6. Хотя музыкальные занятия Адама Листа носили эпизодический характер, он успел поиграть в капелле под управлением Гайдна, был знаком с известным композитором и педагогом Иоганном Гуммелем и играл с приезжими музыкантами – например, с Бетховеном, кумиром и Адама, и, впоследствии, его сына Ф. Листа.
СЛАЙД №7. Когда Ференцу исполняется пять лет, Адам начинает с сыном систематические музыкальные занятия: отдает в капеллу и водит заниматься к местному органисту. Быстро становится ясно, что мальчик очень талантлив.
СЛАЙД №8. В восемь лет Ференц дает свой первый концерт, после чего родители решают увезти его в Вену для продолжения обучения, несмотря на определенные денежные трудности.
СЛАЙД №9. В Вене с ним занимаются, в частности, Карл Черни и Антонио Сальери (бесплатно).
СЛАЙД №10. Первым сохранившимся произведением Ф. Листа стала вариация на тему вальса Диабелли, написанная по настоянию К. Черни и включенная в знаменитый сборник вариаций на этот вальс вместе с версиями Л. Бетховена, Ф. Шуберта и самого К. Черни. (ВИДЕО).
Ф. Лист оказывается единственным ребенком – участником сборника. Параллельно с обучением Лист дает концерты, укрепляющие его известность как музыкального вундеркинда.
СЛАЙД №11. После нескольких лет успешного концертирования семья решает, что Ференцу необходимо продолжать обучение во Франции. Только по приезде в Париж выясняется, что Парижская консерватория не принимает иностранных граждан – об этом Листам сообщает директор консерватории Луиджи Керубини. Но семья будущего композитора все равно остались в Париже, а Ференц стал зарабатывать своим творчеством и выступлениями и заниматься с педагогами из консерватории в частном порядке.
СЛАЙД №12. Успех сопутствовал начинающему музыканту, его поклонниками становились лучшие представители высшего света. Ференц был удостоен чести играть для членов французской королевской семьи, что еще больше укрепило славу удивительного ребёнка, одаренного невероятным талантом.
В это время начинает формироваться Лист–композитор. Одним из самых значительных произведений того периода является сборник этюдов и упражнений, переработанный позднее в так называемые Трансцендентные этюды.
Интенсивные гастроли в 1826–1827 годах приводят юношу к истощению и летом 1827 года они с отцом едут отдыхать в Булонь. Там и заканчивается детство Ференца: его отец заболевает и скоропостижно умирает.
После смерти отца Лист переживает трехлетний кризис. Он интенсивно «ищет себя», много читает и пишет.
СЛАЙД №13. В целом, 1827–1830 годы – это важный период в жизни Листа, который приводит его к идее программной музыки, идее, которую он будет отстаивать многие годы.
Программная музыка переводит на музыкальный язык конкретное немузыкальное содержание, обычно – некий текст.
Например, Генрих Гейне описывает один из концертов Листа так: «Если я не ошибаюсь, он сыграл один пассаж из "Палингенезий" Балланша (писатель), идеи которого он перевёл на язык музыки...».
СЛАЙД №14. В начале тридцатых годов дружеский круг Листа составляют Берлиоз, Дюма, Мюссе, Жорж Санд и Виктор Гюго.
Много единомышленников у Листа среди композиторов–современников. Середина века оказалась невероятно щедра на гениев: Шопен, Шуман, Вагнер … Почти ровесники, они создавали новое звучание эпохи.
СЛАЙД №15. Рано получив известность, Лист использовал ее для пропаганды музыки своих коллег по цеху. Так, он горячо поддержал первое исполнение «Фантастической симфонии» Гектора Берлиоза, и в дальнейшем много сделал для популяризации его идей – в частности, осуществив знаменитое переложение «Фантастической симфонии» для фортепиано. Именно Лист открывает в истории музыки эпоху авторской транскрипции (свободная виртуозная переработка), приравненной по значимости к самостоятельному произведению.
СЛАЙД №16. В это время Лист известен в первую очередь как пианист–виртуоз. Став в 1832 году свидетелем концертов Паганини, он, по легенде, дает себе слово овладеть роялем не хуже, чем Паганини – скрипкой. Это слово он сдержит. К 1840–м годам развитие его техники и, одновременно, постепенный рост известности приведут к настоящей «листомании»: Ференц будет ездить с триумфальными концертами по всей Европе, зарабатывая огромные деньги и с какого–то момента жертвуя практически все доходы на благотворительность.
СЛАЙД №17. Предлагается прослушать произведение – Н. Паганини–Ф. Лист «Кампанелла» в исполнении Евгения Кисина (российский, британский и израильский пианист–виртуоз, классический музыкант).
СЛАЙД №18. В 1833 году пятнадцатилетний «французский период» заканчивается для Листа отъездом в Швейцарию. В этот период посещает почти все европейские страны. По приезду в Швейцарию у Листа появляется время для глубокого погружения в работу (он на время перестал гастролировать и давать концерты с прежней частотой), и начинается его стремительное развитие как композитора, исполнителя и педагога. В 1835 году он занялся преподавательской деятельностью в консерватории в Женеве, параллельно писал статьи для публицистических изданий, работал над сборником музыкальных произведений «Годы странствий». Лист начинает работать над «Методом фортепианной игры» – заметками о развитии фортепианной техники. Лист несколько раз приезжал в Париж, но его выступления там уже не имели той популярности, как раньше: публика находила новых кумиров. Однако его имя уже стало довольно известным, чтобы обеспечить безбедное существование даже за границей.
Швейцарская жизнь вдохновляет его на зарисовки вроде «Долины Обермана», «Часовни Вильгельма Телля», «Женевских колоколов» – всего того, что впоследствии станет первой тетрадью знаменитого цикла «Годы странствий», уникального в истории искусства «музыкального путевого дневника». Тогда же Лист пишет фантазию «Гугеноты» и начинает работать над переложениями симфоний Бетховена.
СЛАЙД №19. В 1833 году у него рождается дочь, которую назвали Бландиной, в 1837 – вторая дочь Козима, а в 1839 году – сын Даниэль.
СЛАЙД №20. В 1837 году путешествие композитора приводит его в Италию. Здесь он изучает местные мотивы народной музыки в разных регионах, создает о них литературные очерки, которые затем публиковались в парижских изданиях. В Италии Лист впервые в истории фортепианного искусства дает сольный «клавирабенд», фортепианный концерт. Прежние концерты всегда состояли из исполнений разных пианистов, Лист же впервые вышел на сцену один. В 1838 году Лист едет в Венецию, и там из немецких газет композитор узнает о несчастье, постигшем его родину: «жестокое наводнение полностью смыло город Пешт».
СЛАЙД №21. У Листа появляется идея поехать в Вену с концертами, чтобы заработанные средства отдать тем, кто пострадал от наводнения. Эта поездка дает начало его карьере благотворителя. После этой поездки он снова начинает крайне активно гастролировать.
По–настоящему знаковым событием для появления «культа Листа» является его приезд в венгерский город Пожонь (ныне – Братислава).
В это время режим Габсбургов становится более жестким к венграм, и национально–освободительное движение Венгрии нуждается в поддержке знаменитого земляка. Отчасти поэтому ему оказывают исключительно радушный прием: городской совет отменяет заседание для того, чтобы все могли побывать на концерте великого земляка.
СЛАЙД №22. Его нарекают почетным гражданином и посвящают ему кантату, которая заканчивается словами «Франц Лист, твое отечество гордится тобой!», а местные магнаты дарят ему «саблю чести», инкрустированную драгоценными камнями.
СЛАЙДЫ №23,24. Все девять концертов вызывают бурю оваций, а заработанные деньги Лист отдает на благотворительность: на дом слепых, создание национального театра и Венгерской консерватории. Часть денег Лист отвозит своему бывшему учителю в Доборьян, а также дает средства на реконструкцию местного органа.
СЛАЙД №25. В 1842 году Лист впервые приезжает в Россию. Концерт в зале дворянского собрания (ныне Большой зал Петербургской филармонии), среди прочих, посетили композиторы Михаил Глинка и Александр Серов (отец знаменитого художника Валентина Серова), писатель Федор Достоевский и знаменитый в то время критик Владимир Стасов. Стасов и Серов были в таком восторге от произошедшего, что немедленно разошлись по домам писать друг другу восторженные письма: «Счастливы, истинно счастливы мы, что живем в 1842 году, когда на свете есть такой исполнитель, и этот исполнитель заехал в нашу столицу и нам довелось его слышать» – пишет Серов Стасову.
СЛАЙД №26. Стасов отмечает просветительский пыл Листа: тот не боится перемежать популярные произведения серьезной музыкой, исполняет не слишком модных в те времена Баха и Генделя, свои обработки народных мелодий, а также транскрипции современных композиторов, сложных для восприятия широкой публики. Таким образом, Лист пытается выбраться из ненавистного ему амплуа «виртуозного скомороха», стремится не столько развлечь публику, сколько воспитать просвещенного слушателя.
СЛАЙД №27. Предлагается прослушать произведение – Ф. Лист «Грезы любви». История любви Листа. ВИДЕО.
Тихая и грустная музыка Ференца Листа - Грезы Любви (Ноктюрн N3 S 541).
Посвящена она Каролине Петровне Витгенштейн, самой большой любви в жизни великого композитора. История любви, к сожалению, трагична и не имеет счастливого конца, но благодяря ей мировая музыкальная культура обогатилась множеством прекрасных мелодий. В феврале 1847 года Лист давал концерты в Киеве. Билеты стоили по рублю, что было в те времена совсем не малыми деньгами. И вот некая дама платит за билет на один из его благотворительных концертов не рубль, а сто. Кто же эта щедрая душа?
Вскоре стало известно, что даму зовут Каролиной Петровной, она умна и очень хороша собой. Каролине Петровне двадцать восемь лет, она замужем за князем Николаем Сайн-Витгенштейном, сыном российского фельдмаршала, и у нее есть маленькая дочь Мария.
Лист поблагодарил в письме таинственную Каролину за столь щедрое пожертвование, а она в ответ пригласила маэстро в свое роскошное имение Вороницы неподалеку от Киева. На следующее утро к отелю подкатила карета княгини Витгенштейн, и вскоре Лист оказался в Вороницах.
Каролина призналась, что не пропустила ни одного концерта Листа в России, что давно увлечена его музыкой, и что давно порывалась написать ему. И вдруг словно искра пробежала между ними. Не оглядываясь назад, Каролина всею силой страстной души решает порвать с прошлым, даже если в будущем ей будут грозить нищета и бесславие. И единственный человек, с которым она может представить себе новую жизнь, – Ференц Лист.
"Поверьте мне, Каролина, что я так же схожу с ума, как Ромео, если, конечно, это можно назвать сумасшествием... Петь для вас, любить вас и доставлять вам удовольствие; я хочу сделать вашу жизнь красивой и новой. Я верю в любовь – к вам, с вами, благодаря вам. Без любви мне не нужны ни небо, ни земля. Давайте же любить друг друга, моя единственная и славная Любовь. Богом клянусь, что люди никогда не смогут разлучить тех, кого навеки соединил Господь..."
Лист не хочет снова оказаться в двусмысленном положении: ему нужна не любовная интрига, а законный союз. Он уже устал быть странствующим музыкантом и мечтает об уютном доме и любящей жене. Однако разводы были недопустимы для русских аристократов. Ни князь Витгенштейн, ни император Николай I не дают Каролине разрешения на развод. Более того, когда семья узнала о намерениях Каролины связать свою судьбу с музыкантом, то решила... упрятать Каролину в сумасшедший дом или монастырь.
Тогда решительная женщина продала все ценное, что у нее было, взяла маленькую Манечку и в одну из вьюжных зимних ночей решилась на побег из России.
На границе офицер пограничной стражи, давний почитатель красоты и щедрости Каролины, сказал ей: "В связи с беспорядками в Европе получен приказ закрыть русскую границу. Но я задержу приказ до того момента, когда Ваше сиятельство не очутится за ее пределами". Каролина стала, как сейчас говорят, невозвращенкой. За это на родине ее лишили титула и всех имущественных прав.
Каролина и Ференц Лист поселяются в Веймаре. Сам Лист «веймарский» период называл самым счастливым в своей жизни. Благодаря Листу маленький Веймар стал центром музыкальной культуры Европы.
Каролине удается доказать, что родители выдали ее замуж против воли, когда она была еще несовершеннолетней. Новый российский император Александр II дает согласие на развод. Однако требуется еще подтверждение папы римского. Каролина получает и это подтверждение. Венчание Ференца и Каролины назначено на 22 октября 1861 года в Риме. Алтарь церкви Сан-Карло на улице Корес уже украшен живыми цветами, но неожиданно к Каролине и Ференцу является секретарь папы и сообщает, что венчание отменяется.
В такой ситуации Каролина впадает в психический транс, неожиданно для всех она принимает эту весть как Божье веление и категорически отказывается от венчания, посвящая себя служению церкви. Она занимается исключительно изучением религии, а так же пишет объемный труд из 24 томов. Лист часто наносит Каролине визиты пытаясь вернуть ее к жизни, но тщетно - они больше не понимают друг друга. Все чаще Листу приходит в голову мысль остаться в Ватикане, писать исключительно духовную музыку, посвятив остаток жизни служению церкви.
И когда приходит весть о том, что князь Витгенштейн скончался и Каролина отныне – свободная женщина, Лист совершает абсолютно неожиданный поступок. Объяснить его не могут ни биографы, ни давние друзья композитора. В зените своей славы он постригается в монахи, и становится аббатом.
В своем завещании Ференц Лист написал: "Всем, что я сделал за двенадцать последних лет, я обязан женщине, которую я страждал назвать своей супругой, чему, однако, мешали зло и мерзкие интриги отдельных людей. Имя этой любимой женщины – княгиня Каролина Витгенштейн. Она – источник всех моих радостей и исцелительница моих страданий".
СЛАЙД №28. В 1844 году к Листу начинают ездить на обучение пианисты из разных стран – таким образом, Листа можно считать создателем традиции музыкальных мастер–классов.
СЛАЙД №29. В 1848 году Ференц, наконец, определился, где хочет продолжать жить, и остановился в немецком городе Веймар. Но на протяжении 1850–х годов Лист часто ездит в Будапешт и работает с венгерскими мелодиями.
СЛАЙД №29. Но напряженный график не позволяет ему осуществлять полноценные этнографические музыкальные экспедиции, поэтому, как замечает композитор и исследователь творчества Листа Золтан Кодай, в его творчестве этого периода преобладает влияние городского цыганского фольклора.
СЛАЙД №30. Предлагается прослушать произведение – Ф. Лист «Рапсодия №2». ВИДЕО (МУЛЬТФИЛЬМ).
СЛАЙД №31. В 1870 году Лист возвращается к идее создания Венгерской национальной академии музыки и через пять лет реализует ее, становясь президентом академии и руководителем фортепианного класса.
СЛАЙД №32. Даже в последние годы Лист по меркам того времени необычайно много ездит для пожилого человека, ведя обширную гастрольную деятельность, способствуя формированию национального искусства и заложив основы фортепианной школы, которая до сих пор является одной из самых значительных в мире. В 1886 году он посещает последний в своей жизни Вагнеровский фестиваль.
СЛАЙДЫ №33, 34. После этого 31 июля 1886 года он умирает от простуды в Байройте.
Лист создал фортепианную культуру в том виде, как она существует до сих пор, а его произведения входят в золотой репертуар каждого пианиста. Виртуоз, меценат и пропагандист нового искусства, Ференц Лист оставил большой след в истории музыки не только как композитор, но и как общественный деятель–творец «мистического века».
Интересные факты о Ф. Листе.
- СЛАЙДЫ №35, 36. Помимо дирижирования на концертах, на которых исполнялись его произведения, Ференц Лист выступал и сам, в качестве пианиста. Во время игры на этом музыкальном инструменте его иногда охватывали такие сильные эмоции, что он забывался и играл с настоящим исступлением. Несколько раз он даже ломал пианино – его напора не выдерживали молоточки и струны.
- Главный девиз, которому Ференц Лист следовал на протяжении всей своей жизни, звучал так «Либо хорошо, либо никак».
- СЛАЙД №37. Руки Ференца были словно созданы для фортепиано — его кисть имела большую растяжку, он мог брать практически две октавы. Это и послужило виртуозной игре пианиста и стало эталоном в мире фортепианной музыки.
- Виртуозность исполнения Листа поражает до сих пор. К удивлению публики, он мог играть на рояле так, что создавалось впечатление выступления целого оркестра.
- СЛАЙД №38. Бетховен, поцеловавший Листа в детстве, являлся кумиром Ференца задолго до той встречи. Когда мальчика спрашивали, кем он хочет стать, когда вырастет, он указывал на портрет Бетховена и отвечал, что желает быть как он.
- 14 марта 1842 года Лист получил почётную докторскую степень в Кёнигсбергском университете, это беспрецедентное для того времени событие.
- СЛАЙД №39. Лист провёл почти десять лет своей жизни, путешествуя по Европе и выступая без остановки, обычно 3–4 раза в неделю. Это означает, что он дал более 1 тыс. концертов за это десятилетие.
- Вначале XVIII века для одного музыканта было неслыханно играть целый концерт самостоятельно. Но иногда Лист не мог найти музыкантов, с которыми можно было бы поделиться программой, и поэтому он давал несколько сольных концертов.
- СЛАЙД №40. Творчество Паганини настолько восхищало Листа, что он создал несколько этюдов, имитирующих соревнование между виртуозом-скрипачом и не менее гениальным пианистом. Адаптировав произведения Паганини для фортепиано, Лист назвал их трансцендентными – «выходящими за пределы», «переступающими», из-за невероятной сложности. Их исполнение требует от пианиста истинного таланта, и не каждый способен воспроизвести задуманное великим композитором. Шуман утверждал, только несколько пианистов во всём мире смогут сыграть их.
- Лист создал целый жанр музыки — симфоническую поэму. Это в основном оркестровая музыка (без вокала), основанная на искусстве, которая рассказывает историю через музыку.
- Лист был известен своей щедростью по отношению к друзьям и семье. Он часто позволял людям оставаться у него дома, в том числе студентам–пианистам, которым было некуда идти, и различным друзьям, таким как Гектор Берлиозе.
- СЛАЙД №41,42. К 1850 году Лист зарабатывал столько денег, что большую часть своего концертного дохода раздавал различным благотворительным организациям, таким как Венгерская национальная музыкальная школа. Лист помог построить Кёльнский собор, гимназию в Дортмонде и многочисленные больницы, школы и другие заведения.
- В 1842 году произошёл Великий пожар в Гамбурге, который уничтожил большую часть города и оставил многих без крыши над головой. Ференц провёл несколько концертов и пожертвовал всю выручку пострадавшим от стихийного бедствия.
- Ференц Лист, про него говорили, «Который миром звуков правил».
- «Наполеон пианистов», «Паганини фортепиано», «падишах клавиш» - какими только эпитетами ни награждали Ф.Листа! Покоритель женских сердец и «Мефистофель клавиатуры, потрясший Европу своим демоническим темпераментом, на склоне дней он пытался смирить свои страсти под сутанной аббата. Но успокоения так и не обрел….
Ференц Лист — известный венгерский пианист, который также был композитором, учителем фортепиано и дирижёром. Его выдающиеся музыкальные таланты дали ему возможность стать одним из самых знаменитых представителей «Новой немецкой школы». В отличие от многих талантливых пианистов, которые расцвели поздно, Ференц продемонстрировал свой дар в очень молодом возрасте и приобрёл популярность в нескольких частях Европы.