"Ансамблевое музицирование в ДШИ и ДМШ. Семейное музицирование и его значение в музыкальном воспитиании обучающихся".

Батюта Елена Алексеевна

В докладе речь идет об ансамблевом музицировании а ДШИ и ДМШ, его значении для музыкального развития учащихся. Кроме того, сделан исторический экскурс в происхождение семейного музицирования, разобрано его значение  в музыкальном воспитании детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ansamblevoe_muzitsirovanie.docx38.82 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САФОНОВСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

Методический доклад на  тему:

«АНСАМБЛЕВОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ В ДШИ И ДМШ. СЕМЕЙНОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ В МУЗЫКАЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ»

Подготовила преподаватель

Батюта Елена Алексеевна

г. Сафоново

ноябрь 2021г.

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение

1. Семейное музицирование, его исторические корни и значение в музыкальном воспитании обучающихся

2. Значение ансамблевого музицирования в ДШИ и ДМШ для музыкального развития детей

 Заключение

 Список литературы

ВВЕДЕНИЕ:

     Понятие «музицирование» очень многогранно и имеет свою историю, о которой мы обязательно поговорим. Оно открывает каждому человеку возможность найти свой путь к музыке и продолжить его дальше соразмерно собственным желаниям и возможностям.

     Ансамблевое музицирование в ДШИ и ДМШ одна из самых доступных форм ознакомления учащихся с миром музыки. Творческая атмосфера этих занятий предполагает активное участие детей в учебном процессе. Радость и  удовольствие от совместного музицирования с первых дней обучения – залог интереса к этому виду искусства. При этом каждый ребенок становится активным участником творческого процесса, независимо от уровня способностей в данный момент, что способствует психологической раскованности, свободе, дружелюбной атмосфере в классе. Совместное музицирование способствует развитию таких качеств, как внимательность, ответственность, дисциплинированность, целеустремленность и коллективизм. Полученные на уроках знания и умения должны помочь ученикам в их занятиях по специальности. Ученики знакомятся с выдающимися образцами музыкальной литературы, что, наряду с уроками по музыкальной литературе, способствует формированию их музыкального кругозора.

     Уроки по фортепианному ансамблю по ФГТ входят в число обязательных занятий с младших классов, что еще раз подтверждает их важность и нужность для музыкального воспитания учащихся.

  1. СЕМЕЙНОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ, ЕГО ИСТОРИЧЕСКИЕ КОРНИ И ЗНАЧЕНИЕ В МУЗЫКАЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

     Семья является первой и наиболее важной ступенькой для вхождения маленького человека в мир музыки. Семья – это первичный источник его музыкального опыта, та среда, в которой он проводит большую часть своей жизни. Привычки, полученные в семье, остаются у него на всю жизнь. Ценностные ориентиры семьи в области искусства формируют музыкальные вкусы ребенка.

     История семейного музицирования возникла с давних времен в Европе. Само слово «музицирование» произошло от немецкого - «musizieren» и  переводится как «заниматься музыкой».

     Еще великий композитор И.С. Бах писал для своих детей небольшие музыкальные пьесы, которые они потом исполняли в семейном кругу. А для своей жены Анны Магдалены написал известный сборник пьес, по которым она, певица, училась играть. Может, эти домашние музыкальные вечера и создали благоприятную атмосферу для развития музыкальности и таланта у сыновей Баха. Пять поколений семьи Баха с любовью служили музыке.

     Семейным музицированием славилась и семья Р. Шумана. Первые пьесы из «Альбома для юношества» он написал ко дню рождения своей старшей дочери, а потом и все остальные.

     Музыкальными традициями славилась и семья И. Гайдна. Отец его, простой каретник, прекрасно пел и аккомпанировал себе на арфе. К родителям приходили соседи и до позднего вечера пели песни, танцевали, музицировали. Сам Гайдн, ставший в городе известным музыкантом, часто музицировал в кругу любителей музыки, писал для них несложные произведения.

     Таким образом, музицирование, как традиция, появилось в Европе в кругу музыкантов, а затем получило распространение и среди любителей музыки.

   В России процесс зарождения домашнего музицирования начался с введенных Петром I ассамблей («собраний» – с французского), организованных в подражание европейским балам, где музыка звучала во время танцев, застолий. Но эти формы музицирования коснулись лишь небольшой дворянской верхушки.

     В 18 веке основным источником домашнего музицирования было усадебное музицирование дворян. В дворянских домах владельцев крепостных крестьян создавались театры, хоровые капеллы, оркестры. Самые знаменитые – театры Н.П. Шереметьева и А. Р. Воронцова.

     В 19 веке домашнее музицирование входит в быт и приобретает более массовый, демократический характер. Наряду с великосветскими салонами возникают музыкальные кружки и собрания в слоях среднего мелкопоместного дворянства, в интеллигентской среде и обществе «служивых». Наряду с созданием собственных театров и оркестров, дворяне стремятся много заниматься музыкой сами, а также обучать своих детей, для чего из-за границы выписывают самых лучших учителей. Результатом такого явления станет появление в русской культуре блестящей плеяды ярчайших композиторов, составивших славу русской музыкальной культуры: Ц. Кюи, Н.А. Римский-Корсаков, А.П. Бородин, М.П. Мусоргский, П.И. Чайковский. Получив качественное музыкальное образование в своих семьях, они вошли в историю, как великие русские композиторы, несмотря на то, что изначально посвятили свою жизнь другой профессии.

     Музыкальное образование, получаемое детьми в семьях, традиции домашнего музицирования, были поставлены на такой высокий уровень, что помимо непосредственно инструментального исполнительства, многие сами писали музыку.

     Так, известно, что музыкальные интересы писателя Л.Н.Толстого сформировались под влиянием домашнего музицирования. Вот такие строки об игре отца мы находим в воспоминаниях дочери Л.Н. Толстого Марии: «Впечатление от его игры – одно из моих ярких детских впечатлений. Бывало, когда мы, дети, ложились спать, отец садился за фортепиано и играл до двенадцати или часа ночи, иногда в 4 руки с матерью».

Огромное значение инструментальному музицированию придавалось в императорском Доме Романовых. Императорская семья всегда славилась своей музыкальной образованностью и щедрой благотворительностью. Маленьких великих князей и княгинь обучали музыке педагоги, специально приглашенные в царскую семью. Последняя Императрица -  Александра Федоровна, например, прекрасно владела фортепиано и приобщила к домашнему музицированию своих дочерей, а позже научилась играть на простой русской трех–струнной балалайке. Игре на этом инструменте научился и цесаревич Алексей с 3-х лет.

     К сожалению, октябрьская революция разрушила традиции музыкальных семейных вечеров. В советскую эпоху явлению домашнего музицирования перестали уделять такое пристальное внимание. Большой вклад в дело музыкального просветительства в Советской России внес А.В. Луначарский – первый нарком просвещения, по инициативе которого были нацаонализированы консерватории, созданы музыкальные школы и техникумы. Несмотря на то, что они позволили получать массовое музыкальное образование, они не способствовали возрождению традиций домашнего музицирования, так как обучение всех детей велось по единой программе, направленной на профессиональную ориентацию.

     Первым популярным практическим пособием по овладению навыками семейного музицирования стал сборник Л.А.Баренбойма «Путь к музицированию». Затем появились книги, нотные сборники, методики и школы аналогичной направленности. Среди наиболее интересных – книга А.С. Кленова «Там, где музыка живет», цель которой – помочь родителям в музыкальном воспитании ребенка, в организации семейных музыкальных вечеров.

     

  1. ЗНАЧЕНИЕ АНСАМБЛЕВОГО МУЗИЦИРОВАНИЯ В ДШИ И ДМШ ДЛЯ МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ.

     Всем известно, что цель музыкальных школ и школ искусств – сделать музыку достоянием не только одаренных детей, но и всех, кто обучается в них и стремится к музыкальному развитию.

     Многие учащиеся за все годы обучения в школе по причине недостатка игровых навыков, необходимых данных или работоспособности не имеют возможности выступать как солисты в школьных концертах. Нередки и другие случаи, когда общее развитие учащихся опережает их исполнительские возможности. Это не удовлетворяет учащихся и, в свою очередь, приводит к потере интереса в занятиях. Игра же в ансамблях делает учащихся разной подвинутости равноправными исполнителями и независимо от степени трудности партий дает возможность выступления на самых ответственных концертах, стимулируя, тем самым учебный процесс, способствуя успехам в занятиях. Поэтому вопросы совместного музицирования занимают все большее место в жизни музыкальных школ. Ведь именно в ансамбле инструменталист начинает чувствовать себя музыкантом, коллективно творящим музыку.

    В основе педагогической работы с ансамблями лежит воспитание чуткости слышания друг друга, способности улавливать, вовспринимать, «предчувствовать» не только музыкальные намерения, но и чисто психологические импульсы-взгляд, «дыхание» партнера.

     Коллективное музицирование развивает слуховую фантазию, воображение, тонкость эмоционального восприятия, воспитывает ритмическое, дирижерское начало, чувство времени, помогает решать технические задачи.

      Эмоционально-образное слышание позволяет найти естественную манеру звукоизвлечения, присущую дуэту, а также преодолеть проблемы, связанные с координацией движений, особенно у детей, зажатых в эмоциональном и двигательном плане.

       Каждый ученик слышит образ по-своему. Педагогу важно поддержать инициативу со стороны ученика, использовать его настроение, индивидуальность в целях решения исполнительских задач в работе над ансамблем.

       Помимо направленного внимания относительно того, что слушать, перед педагогом встает проблема научить дуэт вслушиваться и предслышать. В процессе работы над ансамблем идет осмысление произведения, анализируются различные детали использования выразительных нюансов, гармонических, педальных эффектов, что способствует как поиску разнообразных средств исполнительской интерпретации, так и выработки единого стиля.

     В сущности, на первом этапе, работа над каждой партией в отдельности мало отличается от работы над сольным    произведением. В дальнейшем акцент следует перенести на ансамблевое звучание:

-мысленно «проигрывать» звучание партий партнера;

-умение слышать себя как часть дуэта, сопостовлять собственное исполнение с исполнением партнера;

-воспитывать «чувство художественной меры», т.е. умение взять посильный темп и уровень звучности;

      Заключительным этапом работы является подготовка дуэта к концертному выступлению (со своими задачами в условиях зала).

     Часто причиной ансамблевых и индивидуальных погрешностей в игре оказываются не исполнительские, а психологические факторы – недостаточно чуткое восприятие художественных намерений партнера, отсутствие необходимой творческой интуиции, остроты реакции, опыта концертных выступлений.

     Воспитанию сценической уверенности, исполнительской выдержке дуэта в концертных условиях способствует:

    - «проработка» ансамблевых произведений на память в медленном темпе с учетом слуховых, образных задач;

  - игра с совместно выбранных «опорных точек»;

  - регулярные выступления дуэта на публике;

     Особенно следует обратить внимание на темпово-ритмические, временные отклонения, которые должны быть согласованы заранее между участниками ансамбля.

     Необходимо учитывать, что сцена привносит повышенную эмоциональную реакцию на собственную игру и игру партнера. Участники дуэта воспринимают друг друга в несколько непривычном творческом ракурсе – исполнение отдельных фраз получает иную эмоциональную окраску, что-то новое появляется в характере звучания.

     При выборе репертуара для ансамбля прежде всего необходимо руководствоваться доступностью его как в техническом отношении, так и по содержанию.  А также стремиться к тематическому разнообразию произведений, учитывать уровень участников, соблюдать принцип работы от простого к сложному и, конечно, помнить о предстоящих выступлениях. На заключительном этапе рекомендуется учитывать акустические особенности зала, где состоится выступление.

    Таким образом, необходимо так планировать работу над ансамблем, чтобы дуэт совершенствовался в поиске образно-слуховых и художественных задач. Такая творческая работа впоследствии доставит немало радостных минут и ученикам, и преподавателю, и родителям.  

         

  1. СЕМЕЙНОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ, ЕГО ИСТОРИЧЕСКИЕ КОРНИ И ЗНАЧЕНИЕ В МУЗЫКАЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

     Семья является первой и наиболее важной ступенькой для вхождения маленького человека в мир музыки. Семья – это первичный источник его музыкального опыта, та среда, в которой он проводит большую часть своей жизни. Привычки, полученные в семье, остаются у него на всю жизнь. Ценностные ориентиры семьи в области искусства формируют музыкальные вкусы ребенка.

     История семейного музицирования возникла с давних времен в Европе. Само слово «музицирование» произошло от немецкого - «musizieren» и  переводится как «заниматься музыкой».

     Еще великий композитор И.С. Бах писал для своих детей небольшие музыкальные пьесы, которые они потом исполняли в семейном кругу. А для своей жены Анны Магдалены написал известный сборник пьес, по которым она, певица, училась играть. Может, эти домашние музыкальные вечера и создали благоприятную атмосферу для развития музыкальности и таланта у сыновей Баха. Пять поколений семьи Баха с любовью служили музыке.

     Семейным музицированием славилась и семья Р. Шумана. Первые пьесы из «Альбома для юношества» он написал ко дню рождения своей старшей дочери, а потом и все остальные.

     Музыкальными традициями славилась и семья И. Гайдна. Отец его, простой каретник, прекрасно пел и аккомпанировал себе на арфе. К родителям приходили соседи и до позднего вечера пели песни, танцевали, музицировали. Сам Гайдн, ставший в городе известным музыкантом, часто музицировал в кругу любителей музыки, писал для них несложные произведения.

     Таким образом, музицирование, как традиция, появилось в Европе в кругу музыкантов, а затем получило распространение и среди любителей музыки.

   В России процесс зарождения домашнего музицирования начался с введенных Петром I ассамблей («собраний» – с французского), организованных в подражание европейским балам, где музыка звучала во время танцев, застолий. Но эти формы музицирования коснулись лишь небольшой дворянской верхушки.

     В 18 веке основным источником домашнего музицирования было усадебное музицирование дворян. В дворянских домах владельцев крепостных крестьян создавались театры, хоровые капеллы, оркестры. Самые знаменитые – театры Н.П. Шереметьева и А. Р. Воронцова.

     В 19 веке домашнее музицирование входит в быт и приобретает более массовый, демократический характер. Наряду с великосветскими салонами возникают музыкальные кружки и собрания в слоях среднего мелкопоместного дворянства, в интеллигентской среде и обществе «служивых». Наряду с созданием собственных театров и оркестров, дворяне стремятся много заниматься музыкой сами, а также обучать своих детей, для чего из-за границы выписывают самых лучших учителей. Результатом такого явления станет появление в русской культуре блестящей плеяды ярчайших композиторов, составивших славу русской музыкальной культуры: Ц. Кюи, Н.А. Римский-Корсаков, А.П. Бородин, М.П. Мусоргский, П.И. Чайковский. Получив качественное музыкальное образование в своих семьях, они вошли в историю, как великие русские композиторы, несмотря на то, что изначально посвятили свою жизнь другой профессии.

     Музыкальное образование, получаемое детьми в семьях, традиции домашнего музицирования, были поставлены на такой высокий уровень, что помимо непосредственно инструментального исполнительства, многие сами писали музыку.

     Так, известно, что музыкальные интересы писателя Л.Н.Толстого сформировались под влиянием домашнего музицирования. Вот такие строки об игре отца мы находим в воспоминаниях дочери Л.Н. Толстого Марии: «Впечатление от его игры – одно из моих ярких детских впечатлений. Бывало, когда мы, дети, ложились спать, отец садился за фортепиано и играл до двенадцати или часа ночи, иногда в 4 руки с матерью».

Огромное значение инструментальному музицированию придавалось в императорском Доме Романовых. Императорская семья всегда славилась своей музыкальной образованностью и щедрой благотворительностью. Маленьких великих князей и княгинь обучали музыке педагоги, специально приглашенные в царскую семью. Последняя Императрица -  Александра Федоровна, например, прекрасно владела фортепиано и приобщила к домашнему музицированию своих дочерей, а позже научилась играть на простой русской трех–струнной балалайке. Игре на этом инструменте научился и цесаревич Алексей с 3-х лет.

     К сожалению, октябрьская революция разрушила традиции музыкальных семейных вечеров. В советскую эпоху явлению домашнего музицирования перестали уделять такое пристальное внимание. Большой вклад в дело музыкального просветительства в Советской России внес А.В. Луначарский – первый нарком просвещения, по инициативе которого были нацаонализированы консерватории, созданы музыкальные школы и техникумы. Несмотря на то, что они позволили получать массовое музыкальное образование, они не способствовали возрождению традиций домашнего музицирования, так как обучение всех детей велось по единой программе, направленной на профессиональную ориентацию.

     Первым популярным практическим пособием по овладению навыками семейного музицирования стал сборник Л.А.Баренбойма «Путь к музицированию». Затем появились книги, нотные сборники, методики и школы аналогичной направленности. Среди наиболее интересных – книга А.С. Кленова «Там, где музыка живет», цель которой – помочь родителям в музыкальном воспитании ребенка, в организации семейных музыкальных вечеров.

     

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

Наш ускоренный темп жизни, чрезвычайная занятость современного человека, его повышенный интерес к технике, науке, спорту превратили современного человека из музыканта – любителя в слушателя музыки. Рушится привычная образовательная система, дети принимаются в музыкальную школу практически без экзаменов, упрощаются и снижаются требования к обучению. Попутно возрастает нагрузка в образовательной школе. Ни для кого не секрет, что школьники сейчас читают мало, коротая вечера за компьютерными играми, которые их привлекают больше, чем игра на инструменте. Кроме того, меняются ценностные ориентиры, появляются новые представления о престижности образования в современном социуме. Современному педагогу  приходится со всем этим считаться. В своей работе педагог зависит от обязательных программ, строго установленных сроков сдачи экзаменов и технических зачетов, и в основном направляет свое внимание на это. У него просто не остается времени на то, чтобы поиграть с ребенком его любимые пьесы, почитать с листа из сборников для домашнего музицирования. В итоге учащиеся задерживаются в своем музыкальном развитии. По мере усложнения репертуара знакомство с каждым новым произведением становится все большей проблемой, т.к. ученик не учится бегло читать ноты, а может лишь воспроизводить выученные пьесы, которые благополучно забывает сразу же после сдачи экзамена.

     В результате, выпускник ДШИ бывает беспомощным перед нотным текстом в то время, как игра с листа, ансамблевое исполнительство еще совсем недавно было нормой домашнего музицирования. Сейчас можно констатировать, что подобная форма человеческого общения – домашнее и семейное музицирование – почти полностью исчезла из нашей жизни.

     Чтобы вернуть традиции домашнего семейного музицирования -  нужно время и усилия каждого из нас и заинтересованность общества в целом. Давайте начнем с себя -  и музыка войдет в наш дом, украсив его и укрепив семейные узы общим благородным делом.

Музицируйте семейно!

Планомерно, день за днем!

Подрастает ваша смена –

Что посеем -  то пожнем!

Ходит слух, что наши дети

Станут взрослыми людьми.

Люди мира на планете,

Музицируйте с детьми!

     

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Антонова М. Фортепианный ансамбль в практике современного музыкально – педагогического образования//Искусство в школе №5, 2008
  2. Баренбойм Л.А. Путь к музицированию- Л.: «Советский композитор», 1979
  3. Готлиб А. Основы ансамблевой техники - М.: «Музыка», 1971
  4. Готлиб А. Первые уроки фортепианного ансамбля//Вопросы фортепианной педагогики, вып. 3//-М.: «Музыка», 1971
  5. Латышев О. Л. Педагогические проблемы семейного музыкального воспитания детей: диссертация кандидата педагогических наук/О.Л. Латышев.-Калуга
  6. Сорокина Е. Фортепианный дуэт. История жанра. - М.: «Музыка»,1988
  7. Финдейзен Н.Ф. Музицирование как форма духовного роста семьи// Статья//- М.: «Музыка», 1989