Статья "Учебное сотрудничество со сверстниками на уроках фортепианного ансамбля как мощный ресурс обучения и развития младших школьников"

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx20.72 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Копка И.А.

преподаватель МБУ ДО «Детская школа искусств им. А.М. Кузьмина» Россия, г. Мегион

УЧЕБНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО СО СВЕРСТНИКАМИ НА УРОКАХ ФОРТЕПИАННОГО АНСАМБЛЯ КАК МОЩНЫЙ РЕСУРС ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В настоящее время в системе ДМШ и ДШИ прослеживается тенденция постепенного отказа от всеобщей профессионализации музыкального обучения. Общее музыкальное развитие учащихся выдвигается в качестве первостепенной задачи и влечёт за собой изменения и в формах работы преподавателей, в частности, переосмысление роли и места фортепианного ансамбля в подготовке учащихся начального звена.

Современные социальные запросы побуждают педагогов вносить коррективы в традиционные методы обучения. Появляется необходимость осваивать новые развивающие технологии с целью построения такого процесса обучения, в условиях которого младшие школьники будут переходить из пассивных обучающихся в действенных субъектов учения.

В педагогической практике в последнее время получил распространение термин - «интерактивное обучение», основанное на прямом взаимодействии учащихся с учебным окружением. Активность учителя уступает здесь место активности учащихся. Задачей же педагога становится создание условий для их инициативы. В интерактивной технологии учащиеся выступают полноправными участниками, их опыт важен не менее, чем опыт учителя, который не даёт готовые знания, а побуждает учащихся к самостоятельному поиску. Изучив ряд современных интерактивных технологий: технологию развития критического мышления, технологию учебного проблемного исследования, метод проектов и другие, можно сделать вывод, что многие современные педагогические технологии включают в себя принципы учебного сотрудничества.

Роль кооперации со сверстниками в психическом развитии младших школьников исследовала доктор психологических наук Цукерман Г.А. Ею были получены экспериментальные данные о том, что дети, работающие в форме совместной работы, лучше оценивают свои возможности и уровень знаний по сравнению с учениками, занимающимися традиционным способом. Вывод о том, что учебный материал дети лучше осваивают в совместной работе со сверстниками, чем с учителем, согласуется с мнением Ж. Пиаже, который утверждал, что такие качества, как критичность, терпимость, умение встать на точку зрения другого, развиваются только при общении детей между собой.

Одной из наиболее перспективных форм работы, позволяющей реализовать принципы развивающего обучения в музыкальном образовании, следует признать ансамблевое музицирование. Однако проблема совместной деятельности учащихся на уроках фортепиано в практике начального обучения пока сильно недооценивается. Полноценная совместная деятельность учащихся в музыкальных школах имеет место крайне редко. Чаще всего учащиеся работают рядом, но не вместе.

Не получил достаточного практического освещения этот вид музыкальной деятельности и в методической литературе. Работ, посвященных искусству ансамблевого музицирования и методике обучающих ему занятий, очень немного: пособия А.Готлиба, труд А.Бахчиева и Е.Сорокиной, небольшие методические разработки. Психолого-педагогические и методические аспекты проблемы можно считать практически нераскрытыми. Нет и методики ансамблевой игры как формы учебной работы на начальном этапе музыкальной подготовки школьников.

Курс фортепианного ансамбля, составляя единый педагогический комплекс с дисциплиной «Специальное фортепиано», является «плацдармом» для развития базовых музыкальных способностей учащихся. Однако в современных учебных планах ДШИ и ДМШ очевидна некая «второстепенность» его по отношению к предмету «Специальное фортепиано». Между тем, в искусстве совместного музицирования заключен богатый педагогический потенциал. «Слаженность совместной игры в малом и большом, в отдельном приёме и общем замысле–особая сфера работы, присущая ансамблевым классам», - писал А.Готлиб [2, с. 95].

Игра в ансамбле, как правило, пользуется повышенной любовью учащихся всех возрастов. И это не удивительно: исполнение в четыре руки удваивает возможности реализации огромного потенциала инструмента, даёт ни с чем несравнимую радость совместного творчества, единого порыва, взаимной поддержки. Совместное сопереживание двух юных исполнителей объединяет их, это подтверждают слова Роберта Шумана, о том, что дуэты Шуберта «сближают души быстрее, чем любые слова» [5, с. 214].

Для начинающих пианистов ансамблевое исполнительство открывает увлекательные грани мира музыки через возможность приобщения к совместному созданию звуковых образов, воспитывает культуру звукоизвлечения, развивает тембровое слышание, умение выявлять различные фактурные пласты. Владение всем богатством нюансировки, наличие развитого метроритмического чувства, быстрота реакции - вот те задачи, освоение которых расширяет профессиональный и выразительно-технический потенциал участников ансамбля и является незаменимой школой фортепианной игры.

Фортепианный ансамбль является предпочтительной формой музицирования для учащихся с хрупкой, неустойчивой психикой. Совместная игра, «чувство локтя», которое даёт сам факт близкого соседства партнера, существенно снижает уровень эстрадного волнения начинающего пианиста и зачастую является единственной возможностью выступления на публике для таких учеников.

Фортепианный ансамбль - необходимая школа самовоспитания и самообучения. Начиная в классе фортепианного ансамбля изучать игру с партнёром, юный музыкант встречается с основными этическими проблемами не в общежитейском, а сугубо профессиональном плане, в наиболее увлекательной для него сфере. По сравнению с сольным, ансамблевое исполнительство оказывает благотворное влияние не только на музыкальном становлении, но и формирует человеческие качества: чувство такта, взаимного уважения, партнёрства. Овладевая ансамблевыми навыками, учащийся развивает ценные нравственные качества, а совершенствуя характер, создает необходимые предпосылки исполнительского мастерства. «Дружеское общение с партнёром, обмен мнениями, коллективный труд мобилизует творческую волю, готовность к восприятию и действию, обогащают фантазию пианистов, подсказывая решения, которые могли быть не найдены наедине с самим собой» [1, с. 45].

Таким образом, сотрудничество со сверстниками на уроках фортепианного ансамбля играет незаменимую роль в развитии, обучении и воспитании начинающих музыкантов. Учитывая все перечисленные достоинства ансамблевого музицирования и современные требования к музыкальному образованию, представляется, что ансамбль может стать наиболее эффективной развивающей формой обучения.

Литература:

  1. Готлиб А. Основы ансамблевой техники. М. -1971.
  2. Готлиб А. Первые уроки фортепианного ансамбля // Вопросы фортепианной педагогики. 1973. Вып. 3.
  3. Цукерман Г.А., Романеева М.П. Кооперация со сверстниками как существенное условие обучения младших школьников // Вопросы психологии. 1982. - №1.
  4. Шадт К.В. Фортепианный ансамбль в системе современного воспитания и образования // Известия РГПУ им. А.И.Герцена. 2011. -№ 132.
  5. Шуман Р. О музыке и музыкантах: Собр. статей в 2 т., т.2. М: Музыка, 1979.