Интерактивный классный час "Сказочные герои в искусстве"
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Интерактивный классный час
«Сказочные персонажи в искусстве»
Слайд 1
Педагог: Здравствуйте, ребята! Тема нашей встречи «Сказочные персонажи в искусстве». Вы все знаете и любите русские народные сказки. Давайте вспомним самых известных их персонажей.
Слайд 2
Педагог: На экране вы видите иллюстрацию к сказке «Царевна-Лягушка» знаменитого русского художника Ивана Билибина, который прославился своими волшебными и изысканными иллюстрациями к сказкам. Кто изображен на этой иллюстрации?
Дети: Иван-дурак.
Педагог: Верно, это один из популярнейших героев русских волшебных сказок, третий младший сын у царя, на которого никто не обращает внимания. Он прислушивается к советам и учится, в отличие от надменных старших братьев, и в результате получает богатство и царевну в жёны. Так что в итоге Иван оказывается не таким уж и дураком и поставленные задачи решает благодаря собственной смекалке и нестандартному подходу.
Ребята, обратите внимание на неповторимый «билибинский» стиль. Орнамент, обрамление рисунков, особые стилизованные шрифты - Билибин не скупится на такие «мелочи», из которых как раз и создается его авторский стиль. Сама техника выполнения рисунка, за которую коллеги прозвали его «Иван-железная рука» тоже достаточно сложна и требует высокой точности. Книги, иллюстрированные Билибиным, похожи то ли на расписные шкатулки, то ли на старинные рукописи.
Слайд 3
Педагог: Догадались, кто изображен на этом полотне? Действительно, это Снегурочка - русский сказочный и новогодний персонаж, внучка Деда Мороза, его постоянная спутница и помощница. Эта картина принадлежит кисти другого русского художника Виктора Васнецова. Ребята, как вам кажется, отличаются по стилю работы Билибина и Васнецова?
Дети: Да, у Васнецова это уже не столько иллюстрация, сколько полноценное живописное полотно, написанное на сюжет известной сказки.
Педагог: Согласна с вами.
Слайд 4
Педагог: Знаете ли вы как называется эта картина?
Дети: «Богатыри»
Педагог: Верно, «Богатыри», с легкой руки самого автора – Виктора Васнецова её называют ещё «Три богатыря». Здесь, как вы успели догадаться, изображены три основных героя былинного эпоса и три главных русских богатыря - Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич. Они отличались большой силой и совершали подвиги. Эту картину художник создавал около тридцати лет. Именно столько понадобилось живописцу для поиска образов, которые отразили бы русскую душу.
Слайд 5
Педагог: Посмотрите следующую картину. Постарайтесь самостоятельно определить её автора. Каких сказочных персонажей вы видите на ней?
Дети: Скорее всего эта картина принадлежит кисти Васнецова., мы видим на ней богатыря, сражающегося со Змеем Горынычем.
Педагог: Действительно, это полотно Виктора Васнецова и называется оно «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем». Спиной к зрителю изображен второй богатырь из богатырской троицы - Добрыня Никитич, который не побоялся вступить в бой со Змеем, многократно превосходящим его не только по размерам, но и по невероятной мощи.
До этого мы рассматривали с вами положительных героев и вот появился первый отрицательный персонаж - Змей Горыныч – многоголовый змей, способный извергать огонь. На этом полотне змей настолько огромен, что занимает почти половину картины. Кажется, что это не змей, а некая мрачная туча, которая закрывает почти все небо.
Слайд 6
Педагог: Ребята, угадайте как зовут следующего сказочного персонажа и попробуйте определить автора работы.
Дети: Кощей Бессмертный, автор Иван Билибин.
Педагог: Какие молодцы! Вы верно угадали сказочного героя и даже смогли определить автора иллюстрации! Кощей Бессмертный - злой чародей, смерть которого спрятана в нескольких вложенных друг в друга волшебных животных и предметах: «На море на океане есть остров, на том острове дуб стоит, под дубом сундук зарыт, в сундуке - заяц, в зайце - утка, в утке - яйцо, в яйце - игла, на конце которой - смерть Кощея»
Слайд 7
Педагог: На следующем слайде мы видим, пожалуй, самого известного персонаж русского фольклора - Бабу-Ягу. Все вы наверняка знаете сказки про Бабу-Ягу. Давайте вспомним, кто она, что вы о ней знаете?
Дети: Баба-Яга живет в лесу в избушке на курьих ножках. У нее есть ступа, в которой она может летать, и помело.
Педагог: Верно. А как выглядит Баба-Яга?
Дети: Она страшная, у нее костяная нога и нос крючком.
Педагог: Правильно. Посмотрите картину «Баба Яга в ступе», вы конечно догадались уже, что она принадлежит кисти художника Ивана Билибина. Сказочная героиня сидит, поджав ноги, в своем деревянном транспортном средстве, покосившемся то ли от скорости полета, то ли от того, что столкнулся со стволом упавшей березы. В правой руке Яга держит пест, которым толкут зерно, а левая занята помелом. Сарафан у нее весь в заплатах, а рукава рубашки закатаны по самые локти. Её внешность скорее не устрашает, а отталкивает: руки-крюки, горбатый нос, бескровные губы-ниточки, ее волосы – нечесаные, словно пакля висящие по сторонам, маленькие глаза и кожа нездорового желтого цвета. Иллюстрация Билибина способна скорее не испугать, а вызвать жалость, поскольку эта некрасивая женщина одинока в лесной глуши. Ядовитые грибы как нельзя лучше отражают основную сферу деятельности этой героини русских сказок – мелкие пакости.
Рисунок обрамляет геометрический орнамент. Здесь же художник изображает явные славянские символы как на деревенских наличниках или вышивках.
Слайд 8
Педагог: Если мы сравним ее с одноименным полотном Васнецова, то последнее навевает ужас. Одной костлявой рукою Баба Яга машет помелом, другою - крепко удерживает испуганного похищенного Ивашку. Чего стоит один страшный оскал ее беззубого рта!
Не удивительно, что такой яркий и запоминающийся персонаж привлекал многих композиторов. П. Чайковский, М. Мусоргский, А. Лядов и другие русские композиторы создали целую галерею музыкальных «портретов» Бабы Яги. А сегодня мы с вами послушаем произведение Модеста Петровича Мусоргского, которое называется «Избушка на курьих ножках» и входит в цикл под названием «Картинки с выставки».
Слайд 9
Педагог: Это произведение было написано под впечатлением от рисунка друга композитора Виктора Гартмана. На рисунке изображались бронзовые часы в форме избушки на курьих ножках. Однако фантазия автора оживила эту картинку, создав яркий образ обитательницы этого волшебного жилища, который он воплотил в звуках.
А сейчас, прежде чем послушать пьесу, давайте представим, что мы с вами тоже композиторы, и нам нужно отобрать средства музыкальной выразительности, которые помогли бы нам создать музыкальный портрет Бабы-Яги.
Слайд 10
(На экране список прилагательных, характеризующих средства музыкальной выразительности: темп, лад, динамика, регистр и др.)
Педагог: Давайте сначала подумаем, какой характер будет у нашей Бабы-Яги – спокойный, ласковый, добрый, смешной или грозный, хмурый, мрачный?
Дети (выбирают из списка прилагательных): Характер будет грозным, хмурым, устрашающим, решительным, напористым, мрачным.
Педагог: Согласна. Теперь посмотрим на столбик с указанием динамических оттенков. Какие динамические оттенки лучше подойдут к этому образу – тихая, приглушенная динамика (пиано, меццо пиано) или громкая, местами нарастающая.
Дети: Громкая, нарастающая. Скорее всего, форте.
Педагог: Хорошо. Какой регистр вы бы использовали: высокий и светлый или низкий – темный и мрачный?
Дети: Больше подойдет низкий. Хотя, если она будет летать в ступе, может подойти и высокий.
Педагог: Мне нравится, как вы рассуждаете, молодцы. Теперь темп. Какой темп нам лучше подойдет – неторопливый, размеренный или быстрый, стремительный?
Дети: Скорее всего, быстрый, особенно если она будет летать.
Педагог: Хорошо. Осталось определить лад и мелодический облик главной темы пьесы. Какой лад, на ваш взгляд, больше соответствует характеру нашей героини?
Дети: Лад – больше подойдет минорный, потому что она злая и вредная.
Педагог: Хорошо. А какой будет мелодия? Плавной и нежной или резкой и угловатой?
Дети: Резкой и угловатой.
Педагог: Замечательно. Чтобы проверить совпали ли наши догадки с замыслом композитора, мы с вами посмотрим фрагмент Фантазии на музыку пьес из цикла «Картинки с выставки» М. Мусоргского. Исполняет выдающийся пианист Святослав Рихтер.
Слайд 11
Прослушивание пьесы «Избушка на курьих ножках».
Педагог: Ну что, совпали наши ожидания с тем, что мы услышали?
Дети: Да! Все совпало. Только… темп не всегда был быстрый. Сначала он был быстрым, потом стал спокойнее, а потом снова ускорился.
Педагог: Молодцы, что заметили это. В этой пьесе три части: крайние из них почти одинаковы по музыке и по темпу, в них слышна сама хозяйка избушки-ее колченогие прыжки, удары клюкой, залихватская песня (совершенно в русском духе), подплясывание и подскакивание ступы. Эти части рисуют сам образ Бабы Яги, а в средней (более сдержанной) части ступа с ней вдруг взвивается в небо, и музыка меняет свой характер, рисует картину зачарованного леса, над которым пролетает ступа. В последней части музыка вновь рисует портрет Бабы Яги, которая, ворча и хромая, забирается в свою ступу и улетает. Ребята, как вы считаете: созвучны ли живописные и музыкальные полотна?
Дети: да, и композитору М.Мусоргскому и художникам В.Васнецову и И.Билибину удалось воссоздать образ повелительницы леса – грубый, жесткий, резкий.
Педагог: Согласна с вами. Такой колоритный образ не может оставить равнодушным никого. К образу Бабы Яги в своём творчестве неоднократно обращались русские писатели и поэты.
Слайд 12
Вы наверняка уже учили в школе вступление к поэме «Руслан и Людмила», в нём тоже есть упоминание Бабы Яги:
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём, и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей…
Там ступа с Бабою Ягой
Идёт, бредёт сама собой,
Там царь Кощей над златом чахнет;
Там русский дух... там Русью пахнет!
Кто автор этих строк? И какие персонажи, кроме Бабы Яги со ступою здесь упоминаются.
Дети: Александр Сергеевич Пушкин. Леший, русалка, Кощей.
Педагог: Верно! В кино и на телевидении образ Бабы Яги также не обойдён вниманием. Главной Бабой Ягой XX века был… мужчина - Георгий Милляр. Режиссер Александр Роу в 1939 г. снял художественный фильм-сказку «Василиса Прекрасная», в которой на роль Бабы Яги пробовались многие известные актрисы. Режиссёр не сразу утвердил Георгия Милляра в этой роли. Но актёр убедил его, сказав: «Не женская это роль. Вот скажите мне, какая актриса позволит сделать себя такой страшной на экране? Гримёр только отвернётся, а она тут же реснички себе подрисует. Да и физически это тяжело. А я всё стерплю». Посмотрите фрагмент сказки «Василиса Прекрасная».
Слайд 13 (Просмотр фрагмент сказки «Василиса Прекрасная»)
Педагог: Героиня Милляра всегда страшная, оборванная и грязная, но что удивительно, она не совершает злых поступков. Так что Баба Яга не всегда злая и наводит страх. Есть такие русские народные сказки, где Баба Яга выступает, как добрый советчик и помощник. Например, принимает добра Молодца, испытывает его сначала загадками, а затем вручает богатые дары. А как вы думаете, может ли Баба Яга быть смешной? Оказывается, и такое может быть. Про неё в народных играх даже сложена забавная прибаутка- дразнилка:
Баба Яга, Костяная нога,
С печки упала, ногу поломала.
Побежала в огород, напугала весь народ,
Побежала в баньку, испугала зайку.
Может быть, кто-то из вас встречал в сказках или мультфильмах смешную Бабу Ягу? А вот в мультфильме «Летучий корабль» живёт не одна, а целая многоэтажная избушка таких весёлых лесных старушек. Они даже называются смешно – Бабки Ёжки. А ещё они поют забавные частушки под гармошку, в которых вспоминают своих знакомых – а вот кого именно, вы сможете ответить, послушав эти частушки.
Слайд 14 (Просмотр: «Частушки Бабок Ёжек», М. Дунаевский, м/ф «Летучий корабль»)
Педагог: Понравились вам частушки? Музыку написал композитор Максим Дунаевский. Скажите, отличается ли музыкальный портрет этих старушек от портрета Бабы Яги М. Мусоргского? Чем? Какие сказочные персонажи упоминаются еще в этих частушках?
Дети: Леший, черт, сказочник.
Педагог: А чья Баба-Яга произвела на Вас более сильное впечатление? И почему?
Обмен мнениями.
Педагог: Для закрепления вышесказанного предлагаю Вам разгадать кроссворд “Избушка”. (см. Приложение 1).
Слайд 15
Педагог: Сегодня мы ещё раз убедились, как взаимопроникновенны между собой выразительные средства литературы, музыки, живописи, киноискусства. Спасибо вам, ребята, за работу!