Взаимосвязь уроков сольфеджио и музыкальной литературы

Лилия Сергеевна Гениятова

Данная методическая разработка плана - конспекта, предназначена для детских музыкальных школ и школ искусств, по предмету  сольфеджио 6 класс.  Цель урока: использование элементов музыкальной литературы на уроках сольфеджио в сольфеджирование, анализа произведения и слухового анализа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.odt22.03 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СИМФЕРОПОЛЬСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СИМФЕРОПОЛЬ

Методическая разработка открытого урока

на тему:

"Взаимосвязь уроков сольфеджио и музыкальной литературы"

                     Выполнила:

 преподаватель теоретических

                                                                       дисциплин

                                                                                    Гениятова Л.С.                                                

г. Симферополь

2020                                        


План-конспект урока

Дата «21»  апреля 2020 года              

Группа/ класс      6 класс

учебный  предмет Сольфеджио

Отдел/отделение  вокально-хоровой

Преподаватель: Гениятова Л.С.

Тема занятия:  

«Взаимосвязь уроков сольфеджио и музыкальной литературы»

Цель:

использование элементов музыкальной литературы на уроках сольфеджио в  сольфеджирование, анализа произведения и слухового анализа.

Задачи:

образовательная –

  • Научить детей писать диктанты, сольфеджировать, анализировать музыкальные произведения, определять на слух аккорды и интервалы в музыкальных произведениях, из изучаемых на музыкальной литературе;

воспитательная –

  • Воспитать у обучающихся навык анализа музыкальных произведений, записи их на слух, сольфеджирование изучаемых мелодий;

развивающая –

  • Развить у детей умение слышать в изучаемых произведениях на музыкальной литературе гармоническую основу, записать эти произведения нотами, уметь проанализировать фрагменты музыкального произведения.

Тип занятия:    

урок закрепления новых знаний, приемов и их практическое применение                                                                                  

Вид занятия:    

комбинированный, практический.

Форма организации:    

групповая

Оборудование/ дидактический материал:  

• аудиозапись и ноты песни М.И. Глинки «Жаворонок»;

• фрагменты из оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин» (клавир);

• П.И.Чайковского «Евгений Онегин»;

• карточки: последовательность аккордов, последовательность интервалов;

• диктант, упражнение «Ступеневые дорожки».

Планируемые образовательные результаты:

I. Ладо – интонационная работа.

II. Устный диктант.

III. Слуховой анализ.

IV. Вокально-интонационная работа:

 V. Подведение итогов урока.

Получит возможность научиться:   

Закрепить основные методы работы на уроках сольфеджио

  1.                                               План урока
  2. План урока:
  3. I. Ладо – интонационная работа.
  4. II. Устный диктант (фрагмент Полонеза из оперы М.Глинки «Иван Сусанин»).
  5. III. Слуховой анализ: анализ произведения (М.Глинка «Жаворонок»):
  6. o        лад, размер, форма, темп;
  7. o        ритмические и мелодические особенности;
  8. o        гармонический анализ, модуляции и отклонения.
  9.         
  10. IV. Вокально-интонационная работа:
  11. 1.        Пение наизусть темы «Краковяк»  из оперы М.Глинки «Иван Сусанин».
  12. 2.        Пение 2-х-голосия: «Хор девушек» из оперы П.Чайковского «Евгений Онегин».
  13. V. Подведение итогов урока.                                                                          
  14.                                                        
  15.                                  
  16. ХОД  УРОКА:
  17.  Организационный момент.
  18. Приготовление тетрадей, карандашей и т. п.; проверка посадки (2 минуты).
  19. I. Ладо – интонационная работа (10 минут).
  20. 1. В Н-dur (си мажор) пение.
  21. Какие знаки в тональности си мажор?
  22. Какие виды мажора мы с вами знаем?
  23. Что меняется в натуральном виде, а что в гармоническом?
  24. Педагог предлагает всем учащимся спеть гамму вверх и вниз четвертными длительностями, а затем вверх – в натуральном виде, вниз в гармоническом. Затем спеть в триольном ритме, в ритме вальса.
  25.  2.  Упражнения «Ступеневые дорожки» (см. Приложение 1): допевать до тоники все ступени.
  26. Все учащиеся допевают до тоники все ступени.
  27. 3. Последовательность аккордов и интервалов с проигрыванием на фортепиано и без.    
  28. Давайте вспомним что такое аккорд? Какие виды аккордов вы знаете?
  29. а) Т3/5 Т6 Д4/3 Т3/5 М7/7 Д6/5 Т3/5 S6/4 Т3/5 (см. Приложение 1).
  • Пение всеми учащимися последовательности аккордов (мелодически) с проигрыванием на фортепиано педагогом;
  • Пение последовательности в гармоническом виде всеми учащимися без проигрывания на фортепиано.
  1. Что такое интервал?
  2. Какие вы знаете интервалы?
  3. б) На 1-й ступени б3, на 7-й ум5, на7-й ум7, на 1-й ч5, на 4-й б3, на 4-й ув4, на 3-й м6 (см. Приложение 1).
  • Пение последовательности интервалов всеми учащимися с проигрыванием на фортепиано;
  • Пение на два голоса без проигрывания.
  1. II. Устный диктант. Тема Полонеза из оперы М.Глинки «Иван Сусанин».
  2. В устном диктанте форму, тональность, определите размер, количество тактов,  анализ мелодии
  3.  (см. Приложение 1).
  4. Форма период, состоящий из 2-х предложений повторного строения.  Тональность си мажор, размер ¾, 8 тактов. В мелодии есть скачки по звукам аккордов. Движение мелодии в основном поступенное. Ритмические  особенности - пунктирный ритм. Начинается из-за такта на третью долю.
  • Пение диктанта всеми учащимися на слог «та» после второго проигрывания;
  • Пение диктанта с названием нот всеми учащимися;
  • Пение цепочкой.
  1. III. Слуховой анализ (20 минут).
  • Анализ произведения (песня М.Глинки «Жаворонок» (см. Приложение 3).
  1. А сейчас мы с вами прослушаем произведение Михаила Ивановича Глинки
  2. романс «Жаворонок», на стихи Кукольника, из цикла «Прощание с Петербургом».
  3. После  прослушивания определите форму, размер, темп и основной лад.
  4. (Форма куплетная, два куплета, есть вступление, проигрыш и окончание. Размер 4/4, темп умеренный. Минорный лад, но есть отклонения)
  5. А какие здесь ритмические особенности?
  6. (Ритм пунктирный и четвертная с точкой и восьмая, в мелодии есть украшения – трели и форшлаги).
  7. Преподаватель: По нотному тексту определите тональность.
  8.  А теперь сделаем гармонический анализ 1 куплета.
  9.  Вступление: Т3\5, S6/4, Т3\5. Далее: Т3\5, S6\4, Т3\5, Ум3\5 на 2 ступени, Д6\5, Т3\5.
  10. Т3\5, S6\4, Т3\5, отклонение в соль мажор через Д7.
  11. Что такое отклонение?
  12. (Отклонение- переход из одной тональности в другую и возвращение в основную тональность. Анализ мелодии- в мелодии есть поступенное движение, движение мелодии по звукам трезвучий (мажорного и уменьшенного)).
  13.         
  14. IV. Вокально-интонационная работа (5-7 минут).
  • Пение наизусть темы Краковяк из оперы Глинки «Иван Сусанин» (см. Приложение 1);
  • Пение 2-х-голосия: «Хор девушек» из оперы П.Чайковского «Евгений Онегин» (см. Приложение 4).
  1. Преподаватель: Назовите автора оперы «Иван Сусанин».
  2. (Это М.И. Глинка. Иван Сусанин – это народный герой, который завёл врагов в непроходимый лес и сам погиб, но не предал свою Родину).
  3. Преподаватель: Назовите других героев оперы.
  4. (Антонида, его дочь. Ваня – приёмный сын, Собинин – жених Антониды).
  5. Преподаватель: А где в опере звучит Краковяк?
  6. (Это один из польских танцев из второго действия. Ещё там звучат полонез, мазурка и вальс).
  7. Все учащиеся поют по нотам Краковяк, а затем – наизусть.
  8. Спеть цепочкой.
  9. Преподаватель: Пение двухголосного фрагмента из оперы «Евгений Онегин» – «Хор девушек» из третьей картины.
  10. Давайте вместе с вами вспомним оперу «Евгений Онегин». Кто автор этой оперы и кто автор сюжета?
  11. (Это русский композитор 19 века П.И. Чайковский. Основой оперы стал роман в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин»).
  12. Назовите главных героев этой оперы.
  13. (Евгений Онегин, Татьяна и Ольга Ларины, Владимир Ленский).
  14. Тональность Ля мажор, размер ¾
  15. Поют верхний голос 1 группа. Нижний голос 2 группа. Первый раз каждый голос поет по отдельности, второй раз соединяем 2 голоса, третий раз поем со словами.
  16. V. Подведение итогов урока.
  17. Анализ преподавателем положительных и отрицательных моментов урока.
  18. Оценка ответов обучающихся преподавателем и самими учащимися.
  19. Домашнее задание учащимся: пение мелодии двухголосного номера с поочерёдным проигрыванием другого.
  20. Преподаватель: Домашнее задание: пение мелодии двухголосного номера с поочередным проигрыванием другого.  В завершении нашего урока мне хотелось бы сделать несколько слов, в целом все намеченные цели и задачи были выполнены, группа работала активно, хорошо подготовлено домашнее задание. А как вы оцените сами себя?
  21.  

Преподаватель                                                                  Л.С. Гениятова