Взаимосвязь уроков сольфеджио и музыкальной литературы
Данная методическая разработка плана - конспекта, предназначена для детских музыкальных школ и школ искусств, по предмету сольфеджио 6 класс. Цель урока: использование элементов музыкальной литературы на уроках сольфеджио в сольфеджирование, анализа произведения и слухового анализа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.odt | 22.03 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СИМФЕРОПОЛЬСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СИМФЕРОПОЛЬ
Методическая разработка открытого урока
на тему:
"Взаимосвязь уроков сольфеджио и музыкальной литературы"
Выполнила:
преподаватель теоретических
дисциплин
Гениятова Л.С.
г. Симферополь
2020
План-конспект урока
Дата «21» апреля 2020 года
Группа/ класс 6 класс учебный предмет Сольфеджио |
Отдел/отделение вокально-хоровой |
Преподаватель: Гениятова Л.С. |
Тема занятия: «Взаимосвязь уроков сольфеджио и музыкальной литературы» |
Цель: использование элементов музыкальной литературы на уроках сольфеджио в сольфеджирование, анализа произведения и слухового анализа. |
Задачи: образовательная –
воспитательная –
развивающая –
|
Тип занятия: урок закрепления новых знаний, приемов и их практическое применение |
Вид занятия: комбинированный, практический. |
Форма организации: групповая |
Оборудование/ дидактический материал: • аудиозапись и ноты песни М.И. Глинки «Жаворонок»; • фрагменты из оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин» (клавир); • П.И.Чайковского «Евгений Онегин»; • карточки: последовательность аккордов, последовательность интервалов; • диктант, упражнение «Ступеневые дорожки». |
Планируемые образовательные результаты: I. Ладо – интонационная работа. II. Устный диктант. III. Слуховой анализ. IV. Вокально-интонационная работа: V. Подведение итогов урока. |
Получит возможность научиться: Закрепить основные методы работы на уроках сольфеджио |
- План урока
- План урока:
- I. Ладо – интонационная работа.
- II. Устный диктант (фрагмент Полонеза из оперы М.Глинки «Иван Сусанин»).
- III. Слуховой анализ: анализ произведения (М.Глинка «Жаворонок»):
- o лад, размер, форма, темп;
- o ритмические и мелодические особенности;
- o гармонический анализ, модуляции и отклонения.
- IV. Вокально-интонационная работа:
- 1. Пение наизусть темы «Краковяк» из оперы М.Глинки «Иван Сусанин».
- 2. Пение 2-х-голосия: «Хор девушек» из оперы П.Чайковского «Евгений Онегин».
- V. Подведение итогов урока.
- ХОД УРОКА:
- Организационный момент.
- Приготовление тетрадей, карандашей и т. п.; проверка посадки (2 минуты).
- I. Ладо – интонационная работа (10 минут).
- 1. В Н-dur (си мажор) пение.
- Какие знаки в тональности си мажор?
- Какие виды мажора мы с вами знаем?
- Что меняется в натуральном виде, а что в гармоническом?
- Педагог предлагает всем учащимся спеть гамму вверх и вниз четвертными длительностями, а затем вверх – в натуральном виде, вниз в гармоническом. Затем спеть в триольном ритме, в ритме вальса.
- 2. Упражнения «Ступеневые дорожки» (см. Приложение 1): допевать до тоники все ступени.
- Все учащиеся допевают до тоники все ступени.
- 3. Последовательность аккордов и интервалов с проигрыванием на фортепиано и без.
- Давайте вспомним что такое аккорд? Какие виды аккордов вы знаете?
- а) Т3/5 Т6 Д4/3 Т3/5 М7/7 Д6/5 Т3/5 S6/4 Т3/5 (см. Приложение 1).
- Пение всеми учащимися последовательности аккордов (мелодически) с проигрыванием на фортепиано педагогом;
- Пение последовательности в гармоническом виде всеми учащимися без проигрывания на фортепиано.
- Что такое интервал?
- Какие вы знаете интервалы?
- б) На 1-й ступени б3, на 7-й ум5, на7-й ум7, на 1-й ч5, на 4-й б3, на 4-й ув4, на 3-й м6 (см. Приложение 1).
- Пение последовательности интервалов всеми учащимися с проигрыванием на фортепиано;
- Пение на два голоса без проигрывания.
- II. Устный диктант. Тема Полонеза из оперы М.Глинки «Иван Сусанин».
- В устном диктанте форму, тональность, определите размер, количество тактов, анализ мелодии
- (см. Приложение 1).
- Форма период, состоящий из 2-х предложений повторного строения. Тональность си мажор, размер ¾, 8 тактов. В мелодии есть скачки по звукам аккордов. Движение мелодии в основном поступенное. Ритмические особенности - пунктирный ритм. Начинается из-за такта на третью долю.
- Пение диктанта всеми учащимися на слог «та» после второго проигрывания;
- Пение диктанта с названием нот всеми учащимися;
- Пение цепочкой.
- III. Слуховой анализ (20 минут).
- Анализ произведения (песня М.Глинки «Жаворонок» (см. Приложение 3).
- А сейчас мы с вами прослушаем произведение Михаила Ивановича Глинки
- романс «Жаворонок», на стихи Кукольника, из цикла «Прощание с Петербургом».
- После прослушивания определите форму, размер, темп и основной лад.
- (Форма куплетная, два куплета, есть вступление, проигрыш и окончание. Размер 4/4, темп умеренный. Минорный лад, но есть отклонения)
- А какие здесь ритмические особенности?
- (Ритм пунктирный и четвертная с точкой и восьмая, в мелодии есть украшения – трели и форшлаги).
- Преподаватель: По нотному тексту определите тональность.
- А теперь сделаем гармонический анализ 1 куплета.
- Вступление: Т3\5, S6/4, Т3\5. Далее: Т3\5, S6\4, Т3\5, Ум3\5 на 2 ступени, Д6\5, Т3\5.
- Т3\5, S6\4, Т3\5, отклонение в соль мажор через Д7.
- Что такое отклонение?
- (Отклонение- переход из одной тональности в другую и возвращение в основную тональность. Анализ мелодии- в мелодии есть поступенное движение, движение мелодии по звукам трезвучий (мажорного и уменьшенного)).
- IV. Вокально-интонационная работа (5-7 минут).
- Пение наизусть темы Краковяк из оперы Глинки «Иван Сусанин» (см. Приложение 1);
- Пение 2-х-голосия: «Хор девушек» из оперы П.Чайковского «Евгений Онегин» (см. Приложение 4).
- Преподаватель: Назовите автора оперы «Иван Сусанин».
- (Это М.И. Глинка. Иван Сусанин – это народный герой, который завёл врагов в непроходимый лес и сам погиб, но не предал свою Родину).
- Преподаватель: Назовите других героев оперы.
- (Антонида, его дочь. Ваня – приёмный сын, Собинин – жених Антониды).
- Преподаватель: А где в опере звучит Краковяк?
- (Это один из польских танцев из второго действия. Ещё там звучат полонез, мазурка и вальс).
- Все учащиеся поют по нотам Краковяк, а затем – наизусть.
- Спеть цепочкой.
- Преподаватель: Пение двухголосного фрагмента из оперы «Евгений Онегин» – «Хор девушек» из третьей картины.
- Давайте вместе с вами вспомним оперу «Евгений Онегин». Кто автор этой оперы и кто автор сюжета?
- (Это русский композитор 19 века П.И. Чайковский. Основой оперы стал роман в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин»).
- Назовите главных героев этой оперы.
- (Евгений Онегин, Татьяна и Ольга Ларины, Владимир Ленский).
- Тональность Ля мажор, размер ¾
- Поют верхний голос 1 группа. Нижний голос 2 группа. Первый раз каждый голос поет по отдельности, второй раз соединяем 2 голоса, третий раз поем со словами.
- V. Подведение итогов урока.
- Анализ преподавателем положительных и отрицательных моментов урока.
- Оценка ответов обучающихся преподавателем и самими учащимися.
- Домашнее задание учащимся: пение мелодии двухголосного номера с поочерёдным проигрыванием другого.
- Преподаватель: Домашнее задание: пение мелодии двухголосного номера с поочередным проигрыванием другого. В завершении нашего урока мне хотелось бы сделать несколько слов, в целом все намеченные цели и задачи были выполнены, группа работала активно, хорошо подготовлено домашнее задание. А как вы оцените сами себя?
Преподаватель Л.С. Гениятова