Семинар-практикум на тему: «Здоровьесберегающие технологии в современном образовательном процессе ДШИ» «Музыкотерапия»

Зайцева Лариса Николаевна

Музыкотерапия - метод психотерапии, основанный на эмоциональном восприятии музыки. Ее можно использовать для влияния на самочувствие человека. Современные сведения показывают, что звуки различных музыкальных инструментов по-разному влияют на организм ребенка: звучание ударных инструментов способно дать ощущение устойчивости, уверенности, физически взбодрить. Духовые инструменты влияют на формирование эмоциональной сферы. Интеллектуальной сфере соответствует музыка, исполняемая клавишными инструментами, особенно фортепианная. Струнные инструменты прямо воздействуют на сердце, а вокальная музыка влияет на весь организм.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzykoterapiya_1.docx23.4 КБ
Файл novaya_prezentatsiya.pptx1.65 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования

«Детская музыкально-хоровая школа им. Г. Струве»

Семинар-практикум на тему:

 «Здоровьесберегающие технологии в современном

образовательном процессе ДШИ»

«Музыкотерапия»

 Зайцева Лариса  Николаевна

преподаватель по классу фортепиано

г. Железногорск 2021г.


Музыкотерапия - один из видов здоровьесберегающих технологий. (Слайд1) 

Музыкотерапия - метод психотерапии, основанный на эмоциональном восприятии музыки. Ее можно использовать для влияния на самочувствие человека. Современные сведения показывают, что звуки различных музыкальных инструментов по-разному влияют на организм ребенка: звучание ударных инструментов способно дать ощущение устойчивости, уверенности, физически взбодрить. Духовые инструменты влияют на формирование эмоциональной сферы. Интеллектуальной сфере соответствует музыка, исполняемая клавишными инструментами, особенно фортепианная. Струнные инструменты прямо воздействуют на сердце, а вокальная музыка влияет на весь организм.

 (Слайд 2)

Охарактеризованные методики музыкотерапии служат средством релаксации при оказании индивидуально-психологической помощи, обеспечивают их личностное развитие и творческое самовыражение в художественной деятельности:

1.Танцы, ритмичные движения усиливают приток крови к легким – они полнее насыщаются кислородом. Сердце работает ритмичнее, активно подавая кровь ко всем органам, доставляя кислород и питательные вещества. Нагрузка на мышцы живота нормализует работу кишечника и желудка. Движения укрепляют сон лучше, чем любое снотворное. (Слайд 3)

2. Игра на музыкальных инструментах. Для исполнения несложных пьес можно использовать такие простые инструменты, как барабан, треугольник, ксилофон. Развивается способность к взаимному слушанию. Поскольку это групповая музыкотерапия, игра строится таким образом, чтобы участники активно общались друг с другом, между ними - возникали коммуникативно - эмоциональные взаимоотношения, чтобы данный процесс был достаточно динамичным. Самое главное, что ребенок посредством игры на музыкальном инструменте самовыражается. (Слайд 4)

3. Музыкорисование является средством самовыражения и средством осознания внутренних конфликтов. Музыкорисование или графическую запись осуществляют непосредственно под музыку. Допускается «пальцерисование». Детям нравится месить и «давить» краски. В результате появляется собственная «картина», вызывающая ощущение радости. Музыкорисование приводит ребенка к спокойной деятельности, уравновешенному состоянию, обеспечивает возможность творческого самовыражения. (Слайд 5)

4. Вокалотерапия, путем активного тренинга, массируя гортань, щитовидную железу, бронхи, легкие, сердце, печень, оказывает лечебное воздействие на весь организм человека. Приобщение учащихся с раннего детства к доступной и любимой ими вокальной деятельности способствует полноценному психическому, физическому и личностному развитию детей. Реагируя на музыкальные звуки, ребёнок приобретает начальный опыт эмоциональных переживаний, которые развивают сферу чувств и формируют мышление. (Слайд 6)

5. Хоровое пение является эффективнейшим средством воспитания не только эстетического вкуса, но и инициативы, фантазии, творческих способностей детей. Оно наилучшим образом содействует развитию музыкальных способностей. (Слайд 7) В хоре прекрасно себя чувствуют стеснительные и не уверенные в себе дети, потому что в группе поющих детей они себя чувствуют уверенней и спокойней. Пение эффективно при хронических заболеваниях лёгких и при бронхиальной астме, так как работа над протяжной песней, над удлинением выдоха способствует качественной вентиляции этих органов. Хоровое пение отлично лечит детей от заикания.

6. Слушание музыки. Музыка оказывает лечебное и терапевтическое свойство на здоровье человека. (Слайд 8) Следующие музыкальные произведения можно рекомендовать:

Для уменьшения раздражительности:

И. Бах «Кантата №2»

Л. Бетховен «Лунная соната»

И. Штраус «Вальсы»

Й.Брамс «Колыбельная»

Ф. Шуберт «Аве Мария»

Для лечения гипертонии:

И. Бах «Концерт ре-минор» для скрипки

Ф. Шопен «Ноктюрн ре-минор»

И. Бах «Кантата № 21»

Б. Барток «Квартет №5»

От мигрени и головной боли:

А. Моцарт «Дон Жуан» и «Симфония № 40»

Ф. Лист «Венгерская рапсодия»

Дж. Гершвин «Американец в Париже»

Л. Бетховен «Фиделио»

А. Хачатурян «Сюита Маскарад»

Ф. Мендельсон «Весенняя песня»

А. Дворжак «Юморески»

От бессоницы:

Я. Сибелиус «Грустный вальс»

Р. Шуман «Грезы»

Ф. Мендельсон «Песни без слов»

пьесы  П. Чайковского.

Как известно, любое явление можно направить и в положительную и в отрицательную стороны. Музыка - не исключение.

Влияние быстрой и громкой музыки:

Деятельность нашего организма напрямую зависит от гормонов. Они активизируют деятельность различных органов, благодаря чему изменяется наше физическое и эмоциональное состояние. При прослушивании различной музыки мозг подаёт сигналы организму производить те или иные гормоны. Быстрая и громкая музыка поднимает уровень кортизола, отчего человек становится более возбуждённым, раздражённым.

Влияние медленной и спокойной музыки:

Прослушивание медленной и спокойной музыки действует совершенно иначе. Уровень кортизола и адреналин снижается, работа всех органов нормализуется, организм начинает мобилизовать свои внутренние ресурсы. С помощью такой музыки можно бороться со стрессами и депрессиями, а отсутствие стресса гораздо быстрее приведёт к выздоровлению! (прослушивание спокойной музыки)

Мелодии, доставляющие человеку радость замедляют пульс, увеличивают силу сердечных сокращений, способствуют расширению сосудов и нормализации артериального давления, стимулируют выделение пищеварительных соков и повышают аппетит. Звуки колокола, содержащие резонансное ультразвуковое излучение, за считанные секунды убивают тифозные палочки, возбудителей желтухи и вирусы гриппа. Музыкальные вибрации благотворно влияют на костную структуру, щитовидную железу, стимулируют кровообращение. Доказано, что музыка Моцарта оказывает положительное влияние на процессы высшей мозговой деятельности, помогает справляться с болью и стрессом.

Социологический опрос показал, что подростки предпочитают рок, рэп, попсу, и диско-ритмы. Это безграмотно, и снижает работоспособность, отражается на умственной деятельности организма, что приводит к снижению результатов учёбы и к различным заболеваниям.

(слайд 9) Выводы:

  1. Положительное влияние на состояние человека оказывает классическая музыка:
  • улучшение памяти;
  • музыка оказывает сильное успокаивающее воздействие на гиперактивных детей;
  • улучшается речевая функция;
  • музыка обладает огромным оздоровительным потенциалом и возможностью воздействия на духовное развития ребенка;
  • облегчение учебного труда
  • улучшение работы организма
  1. Отрицательное влияние на человека – рок, рэп, диско-ритмы, попса:
  • разрушается работа нервной системы
  • плохое настроение
  • раздражительность
  • снижение памяти
  • ухудшение результатов учебы, работы.

Заключение

Комплексное, гармонизирующее и активизирующее влияние музыкотерапии позволяет сделать вывод о перспективности использования данного направления в системе дополнительного образования.


Литература:

1. Арт-терапия: Хрестоматия / Под. ред. А. И. Копытина. - СПб.: Питер, 2001. - 320 с.

2. Бехтерев В.М. Избранные произведения. М., 1980 г.

3. Дубровский В.И. Валеология. Здоровый образ жизни \ Предисл. В.Н. Мошков. – М.: RETORIKA-A: Флинта, 1999. – 560 с.: ил.

4. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. – Москва, «ВАКО», – 2004 г .

8. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе.- М.: АРКТИ, 2005.-320 с.

Интернет ресурсы:

http://festival.1september.ru/articles/410036/

http://www.verim.org/project/musicter/muzykalnye_recepty

http://bookz.ru/authors/andrei-kurpatov/psihosom_182/1-psihosom_182.html


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Семинар-практикум на тему: “Здоровьесберегающие технологии в современном образовательном процессе ДШИ “ “Музыкотерапия “ Зайцева Лариса Николаевна Преподаватель по классу фортепиано

Слайд 2

Музыкотерапия - один из видов здоровьесберегающих технологий. Это метод психотерапии, основанный на эмоциональном восприятии музыки.

Слайд 4

Танцы, ритмические движения усиливают приток крови к лёгким-они полнее насыщаются кислородом. Сердце работает ритмичнее, мышцы живота нормализует работу кишечника и желудка.

Слайд 6

Музыкорисование приводит ребёнка к спокойной деятельности, уравновешенному состоянию, обеспечивает возможность творческого самовыражения.

Слайд 7

Вокалотерапия, путем активного тренинга, массируя гортань, щитовидную железу, бронхи, лёгкие, сердце, печень, оказывает лечебное воздействие на весь организм человека.

Слайд 8

Пение эффективно при хронических заболеваниях лёгких и при бронхиальной астме, так ка работа над протяжной песней, над удлинением выдоха способствует качественной вентиляции этих органов.

Слайд 9

Музыка оказывает лечебное и терапевтическое свойство на здоровье человека. Следующие музыкальные произведения можно рекомендовать:

Слайд 10

Для уменьшения раздражительности: И. Бах “Кантата №2” Л. Бетховен “Лунная соната” И. Штраус “Вальсы” Й. Брамс “Колыбельная” Ф. Шуберт “Ave Maria” Для лечения гипертонии: И Бах “Концерт ре минор” для скрипки Ф. Шопен “Ноктюрн ре минор” И. Бах “Кантата №21” Б. Барток “Квартет номер пять”

Слайд 11

От мигрени и головной боли: А. Моцарт “Дон Жуан” и симфония №40 Ф. Лист “Венгерская Рапсодия” Дж. Гершвин “Американец в Париже” Л. Бетховен “Фиделио” А. Хачатурян “Сюита Маскарад” Ф. Мендельсон “Весенняя песня” Д. Дворжак “Юморески” От бессонницы: Я. Сибелиус “Густный вальс” Р. Шуман “Грезы” Ф. Мендельсон “Песни без слов” пьесы П. Чайковского

Слайд 12

Заключение: Комплексное, гармонизирующее и активизирующее влияние музыкотерапии позволяет сделать вывод о перспективности использования данного направления в системе дополнительного образования.