Авторский, ежегодный проект "Маленький пианист", преподавателя высшей квалификационной категории Романовой Н.Н.

Романова Наталья Николаевна

Концерт первоклассников в МБУДО ДШИ №2

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtorskiy_ezhegodnyy_proekt_malenkiy_pianist.docx41.98 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Детская школа искусств №2»

АВТОРСКИЙ ЕЖЕГОДНЫЙ ПРОЕКТ

на тему:

«Маленький пианист»,

для детей 1 класса

фортепианного отдела

Автор-составитель:

Романова Наталья Николаевна

педагог высшей

квалификационной категории

Сургут

2021-2022 учебный год

ОГЛАВЛЕНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

3

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

4

МЕТОДЫ

5

ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОЕКТА

5

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОЕКТА

5

ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА

6

ДАННЫЙ АЛГОРИТМ

6

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

7

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 

8

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

9

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В России огромное внимание уделяется вопросам культуры, исторического наследия, всё, что связано с развитием молодого поколения очень важно не только преподавателям общеобразовательных школ, но и преподавателям детских школ искусств. В. В. Путин в своём выступлении на открытии VI Международного культурного форума, в Санкт-Петербурге, который состоялся в ноябре 2017 года, уделил огромное внимание значению культуры и искусства в развитии современного общества. Он упомянул о культуре объединения людей вокруг высоких гуманистических целей, которые имеют колоссальный ресурс. Напомнил, что именно культура сберегает и передаёт будущим поколениям важнейшие традиционные ценности, связывая прошлое, настоящее и будущее, сохраняя самобытность, уникальность каждого народа, именно творчество помогает людям ориентироваться в бурно меняющемся глобальном мире. Культура, искусство, просвещение – это путь к преодолению препятствий и разделительных линий, которые мешают двигаться вперёд.

Образовательные организации с учреждениями культуры призваны решать сегодня сферу детского дополнительного образования, которая располагает не только ресурсами, но и опытом реализации подобных проектных форм развития. Это важнейшая задача развития творческого наследия, духовной наполненности, личностного развития и становления молодого поколения.

На отделении фортепиано мною были разработаны и внедрены в творческий процесс такие проекты, как «Времена года», «Грёзы любви», «Аллегро», «Vivat, Ансамбль!». Многие проекты стали традиционными в истории МБУДО ДШИ №2. Эти проекты знакомы в музыкальной среде города. Учащиеся детских школ искусств принимали участие в этих авторских концертно-конкурсных мероприятиях, получив исполнительский опыт, проявив сценическое мастерство. Педагоги имели возможность приобрести нужные пианистические знания, для повышения репертуарного и методического педагогического опыта.  

Реализуя свой воспитательный и культурный потенциал, образовательное учреждение выполняет поставленную задачу развития подрастающего поколения, в рамках традиций Российского государства. Общество нуждается в современном образовании нравственных, предприимчивых, успешных людей, которые способны в будущем отвечать за судьбу страны.

Профессиональная подготовка преподавателей и учащихся складывается из многих факторов и от этого зависит успешность выполнения и достижение поставленных целей. Я сочетаю в своей работе, в своих проектах современные методики, технологии, понимая особенности организации культурно-досуговой деятельности, которая может осуществляться в самых разных формах.

В процессе педагогического опыта и работе заведующего отделом фортепиано на протяжении 22 лет поняла, что современному педагогу необходимо обладать  конкретными профессиональными компетенциями, эффективно сочетать их в своей работе. На сегодняшний день, как показывает практика, одной из самых распространённых и востребованных форм организации досуговых мероприятий является концерт. Концерт – юбилейный, тематический, отчётный, посвященный праздничным датам и др.

Концерт имеет огромное значение в жизни каждого отдела школы. Демонстрация исполнительского уровня формирует не только личность ученика, но и дисциплинирует, формирует творческую позицию педагога, развивая интерес к специальности, понимая её значимость, определяя успех профессиональной реализации.

Умение сложить все необходимые пазлы в становлении заинтересованного и психологически уравновешенного ученика-исполнителя, не приходит в одну минуту. Проектирование и подготовка даётся лишь через необходимость улучшить ту или иную музыкальную цель, тот или иной пианистический запал, те или иные задачи, возникающие в процессе педагогической работы.

Соединив сложившиеся традиции и формы с современными художественными возможностями можно рассчитывать на актуальность концерта.  На сегодняшний день созрел вопрос проведения особенного концерта, концерта первоклассников, который получил название «Маленький пианист».

Цель творческого проекта – изучив аспекты пианистического развития учащихся первого года обучения, сложив теоретические и исторические аспекты организации концерта, хочу акцентировать внимание педагогов на подборе пианистического материала, на развитие пианистического навыка учащихся именно первого года обучения, дабы не потерять время, данное на изучение тех или иных пианистических форм исполнения. Научить маленьких пианистов гордо нести это звание. Сцена – одна из форм проявления индивидуальности. Когда, как не с первыми шагами мы можем двигаться в направлении огромного мира творчества, созидания, становления счастливой и всесторонне развитой личности, понимающей музыкальный мир, умеющей передать звуки, идущие из самого сердца маленького исполнителя?

Задачи авторского проекта:

- выявление одаренных детей в раннем возрасте;

- создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития учащихся;

 - приобретение учащимися знаний, умений и навыков игры на фортепиано;

- воспитание у учеников культуры сольного и ансамблевого музицирования;

- подготовку одаренных детей к изучению нового, пианистического материала для  реализации основных профессиональных программ в области музыкального искусства.

В процессе работы над данным творческим проектом были использованы методы:

- творческого проектирования;

- систематизации;

- практической деятельности;

- детального изучения литературы.

Теоретические знания, многолетний практический опыт и профессиональные возможности дают уверенность, что этот опыт будет востребован в дальнейшей деятельности и принесёт свои результативные плоды. В этом плане проект «Маленький пианист» имеет несомненную практическую значимость.

Исторический аспект темы

В развитии многовекового опыта складывались разнообразные формы художественно-исполнительской практики, но концерт был и есть одной из актуальных и жизнеспособных форм. Показать свои исполнительские возможности зрителю имеет право каждый человек. На протяжении тысячелетий содержание и настроение музыки непреклонно менялось. Каждый желал личностного проявления в особой праздничной атмосфере.  Но за период развития музыкальной мысли неуёмное желание самовыражения остаётся и по сей день.


Теоретический аспект темы

Сегодня концерт является одной из самых востребованных и популярных форм публичного представления учащихся по определённой, заранее составленной программе. В определённом смысле - это передача пианистического образа путём своего понимания характерных особенностей представленных героев. Обычно концерты проходят в специально оборудованных и акустически приспособленных для этого помещениях: концертных залах, филармониях, клубах, домах культуры. Все концерты обладают большой вариативностью. Тематические концерты были включены в мою работу заведующей отдела на протяжении 22 лет. Важные для страны даты отмечались на сцене под аплодисменты слушателей. Артистами, как всегда выступали как дети, так и педагоги отдела. Лучшие ученики отдела проявляли своё мастерство в сольных концертах.

Ежегодно в отчётных концертах демонстрировала достижения перспективная группа учеников. В международных и всероссийских конкурсных состязаниях, а также в масштабных гала-концертах также принимали участие наши ученики.

Нет сомнения, что концерт самая популярная форма проявления пианистического мастерства, личного понимания и воспроизведения понятных музыкальных образов, что особенно важно в процессе развития и воспитания, особенно подрастающего поколения.

Почему важна тема проявления ученика, как музыканта, пианиста, потому, как данные проекты несут культурно-просветительную и образовательно-воспитательную функцию.

Описание проекта

Тематический концерт «Маленький пианист» мною был запланирован на декабрь 2021 года. Данное мероприятие несёт познавательную, образовательную, воспитательную, информационно - коммуникативную, культурно – досуговую, методическую функцию.

На отделении  трудится 14 педагогических работников, около 30 первоклассников ждут своего проявления. От мастерства педагога зависит счастливое будущее этих детей. Когда как не с первых шагов отслеживать своевременный и поступенный рост, как учащихся, так и педагогов. Педагог несёт ответственность за будущий потенциал нашей страны. Каким будет наше будущее, скажут повзрослевшие первоклассники, руководители всех эшелонов образовательной власти нашей Родины. Педагог должен держать руку на пульсе ежечасно.

В концерте «Маленький пианист» планируется выступление первоклассников фортепианного отделения с двумя разнохарактерными пьесами, в которых должны прослеживаться различные приёмы игры: non legato, legato, staccato, соединение 2,3,4,5 звуков, правильный навык игры коротких, длинных лиг с динамикой и концертной выдержкой. Игра одного произведения не даёт полной оценки знаний ученика, и скорее несёт самодеятельный подход к проблеме развития маленького пианиста. С самых первых уроков педагог должен нацеленно уделять внимание всем пианистическим приёмам и возможностям, для полноценного развития ученика. Поэтому и определены требования для двух разнохарактерных произведений.

Главная смысловая идея рассчитана так же на зрительскую аудиторию. Это: родители, педагоги отдела, коллектив и руководство школы.

Не один год зрела идея необходимости проведения данного концерта и подготовка началась с составления алгоритма, чтобы процесс стал организованным и целенаправленным. Педагоги в 2020-2021 учебном году ознакомлены с требованиями данного концерта первоклассников.

Данный алгоритм:

  1. Разработка плана концерта «Маленький пианист».
  2. Определение состава участников концерта.
  3. Анонсирование идеи мероприятия, разъяснительная работа с педагогическим коллективом пианистов и участниками концертной программы.
  4. Работа с родителями; организация их помощи по приобретению значков «Пианист 2021 года» для участников концерта.
  5. Разработка сценарного плана концерта.
  6. Просмотр концертных номеров всех участвующих; методические советы и пожелания педагогам для улучшения результата выступления их воспитанников для концертной программы.
  7. Подбор музыкального сопровождения для встречи с гостями.
  8. Разработка полного текста сценария.
  9. Проведение репетиций концерта. Синхронизация всех элементов сценария.
  10. Подготовка материала для диалога со зрителем.
  11. Подбор фрагментов для музыкального оформления концерта.
  12. Осуществление контроля над художественным оформлением зала и концерта.
  13. Подготовка афиши и пригласительных билетов. Приглашение гостей.
  14. Создание видеоверсии концерта.

Заключение

Данный творческий проект вызвал у меня интерес и необходимость, не смотря на сложность создания.

Могу сделать вывод: данная работа потребовала наличие профессиональных знаний и понимание, для чего это мероприятие нужно и почему. Организатору концерта необходимы знания современных компьютерных технологий, так как этот концерт должен быть проведён на самом высоком профессиональном уровне и требует кропотливой и детальной работы. Все элементы подготовки концерта должны быть соблюдены в сложном многосоставном процессе, иначе художественный эффект мероприятия будет снижен. Хочу внести личную инициативу, наработки, творческий потенциал в создании и проведении данного концерта, для получения практического опыта в раскрытии способностей учащихся важного первого класса фортепианного отдела.

Подытоживая свою работу, хочу еще раз подчеркнуть важность реализации подобных проектов в музыкальных школах. Данные мероприятия имеют не только учебный, образовательный характер, но и одной из главных задач является воспитание личности с широким кругозором и правильной позицией гражданина РФ, имеющего эстетический вкус этических норм, с сопереживательной духовностью. Данные концертные мероприятия способствуют повышению самосознания, самодисциплины, учат умению выражать музыкальные образы звуками, пропустив музыкальную динамичную гамму звуков через себя, воспитывают чувство долга, для достижения цели, что необходимо подрастающему поколению.

Суть данной педагогической работы – это формирование думающего, активного человека с творческой жилкой, способного с энтузиазмом подойти к любому делу, готового отдать свои силы для передачи накопленных знаний окружающим. И этим необходимо заниматься с первых уроков маленького пианиста.

Список использованных источников

  1. «В музыку с радостью» сб., сост. О.Геталова, И.Визная. СПб, «Композитор»,          2005;
  2. И. Серебровский, «За роялем без педагога», «Композитор», С-Петербург, 2013; 
  3. Т. Юдовина-Гальперина «Большая музыка-маленькому музыканту», «Композитор», С-Петербург, 2012; 
  4. Н. Шелухина, «Музыкальные жемчужинки», учебное пособие. Вып.1, «Композитор», С-Петербург, 2013; 
  5. Т. Б. Юдовина-Галъперина «Большая музыка – маленькому музыканту», В пяти альбомах (Редакция О. Геталовой), 2008; 
  6. О. Геталова, И. Визная «В музыку с радостью», школа для фортепиано, 2012; 
  7. М. Глушенко «Волшебный мир фортепиано», «Композитор», С-Петербург, 2012;  
  8. Е.И. Григорьева  «Современные технологии социально- культурной деятельности»: учебное пособие / под ред. Е.И. Григорьева. – Тамбов, 2002. – 504 с.
  9. А. Д. Жарков «Культурно-досуговая деятельность»: теория, практика и методика научных исследований. - М.: Феникс, 2002г. – 50 с.
  10. Ю. И. Исаева, «Досуговая педагогика» : учеб. пособие / И.Ю. Исаева. — М.:Флинта: НОУ ВПО «МПСИ», 2010. — 200 с.
  11. Э. Тургенева «О некоторых вопросах развития творческих способностей учащихся в классе фортепиано». Центр. Метод. кабинет по детскому музыкальному и художественному образованию. – М.,1970.
  12. Альбом юного музыканта, сост. Костромитина, изд. «Композитор»
  13. Серия «Мое концертное выступление», изд. «Композитор», 2011;

 Список рекомендуемой методической литературы

  1. И. Гофман «Фортепианная игра», Ответы на вопросы о фортепианной   игре /М.,1961
  2. П. Зимин  «История фортепиано и его предшественников». М.,1968
  3. Г. Коган «Работа пианиста» 3 изд., М.,1979
  4. Г. Коган «Вопросы пианизма» М.,1969
  5. Н. Копчевский «Клавирная музыка, вопросы исполнения. Музыка,                                               М.,1986
  6. А. Корто «О фортепианном искусстве». М.,1965
  7. В. Ландовска  «О музыке».  Классика - XXI век, 2001
  8. Л. Маккинон «Игра наизусть». Л.,1967
  9. Б. Милич «        Воспитание ученика-пианиста». Изд. Кифара, 2002
  10. Я. Мильштейн «Вопросы теории и истории исполнительства». М.,1983
  11. А. Мндоянц «Очерки о фортепианном исполнительстве и педагогике». М., 2005
  12. Л. Наумов «Под знаком Нейгауза». РИФ Антиква, М., 2002                            
  13. Г. Нейгауз «Об искусстве фортепианной игры». Записки
  1. педагога. М., 1982
  1. В. Петрушин «Музыкальная психология». М.,1997
  2. С. Савшинский «Пианист и его работа». Классика - XXI, М., 2002
  3. Т.Смирнова «Беседы о музыкальной педагогике и многом                                               другом». М., 1997
  4. Е.Тимакин «Воспитание пианиста». Методическое пособие. М.,                                              Советский композитор,1989
  5. С. Фейнберг «Пианизм как искусство». М.,1969
  6. Ю.Цагарелли «Психология музыкально-исполнительской                                               деятельности». СПб, Композитор, 2008
  7. Г. Цыпин «Обучение игре на фортепиано». М.,1974
  8. Г. Цыпин «Музыкант и его работа. Проблемы психологии                                               творчества». М., 1988
  9. Г.Шатковский  «        Развитие музыкального слуха». М.,1996
  10. А. Шмидт- Шкловская «О воспитании пианистических навыков». Л.,1985
  11. А. Шнабель «Ты никогда не будешь пианистом». Классика - XXI, М.,1999
  12. Ф. Штейнгаузен «Техника игры на фортепиано». М.,1926
  13. Р.Шуман «О музыке и музыкантах». Сборник статей. М., Музыка,                                        1975