Формирование игрового аппарата маленького пианиста. Режим труда и отдыха игрового аппарата в процессе игры на фортепиано
Ожидаемый результат
- Закрепление навыка контролирования процесса работы мышц рук.
- Формирование осознанных исполнительских приёмов.
- Творческое отношение к играемой музыке.
- Развитие способности участвовать в беседе, формировать собственное отношение к музыке.
- Развитие взаимосвязи слуха и тактильных ощущений в игре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie_tarasevich_e.a.doc | 296.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования детей
Дом детского творчества Красносельского района
Методическая разработка
открытого занятия
Тема:
«Формирование игрового аппарата маленького пианиста. Режим труда и отдыха игрового аппарата в процессе игры на фортепиано»
Автор : Тарасевич Е. А. ,педагог
дополнительного образования
Методическое сопровождение:
Лебедева Л. А., методист
Санкт – Петербург
2016 год
Информационная карта открытого занятия.
- Педагог: Тарасевич Елена Анатольевна
- Стаж работы: ?
- Категория, на которую аттестуется педагог: I
- Место проведения: ГБУ ДОД ДДТ Красносельского района, кабинет № 33.
- Дата и время проведения: 12.11. 2016
- Образовательная программа: « Инструментальное музицирование
( фортепиано)»
- Форма занятия: индивидуальная
- Фамилия и имя ребёнка: Ермолаева Алиссия
- Возраст: 10 лет
- Год обучения: 2 год обучения
Пояснительная записка.
Тема: « Формирование игрового аппарата маленького пианиста. Режим труда и отдыха игрового аппарата в процессе игры на фортепиано».
Цель: Закрепление навыка контроля процесса напряжения - расслабления мышц при игре на инструменте.
Задачи:
Образовательные
- формирование контроля движений всех частей рук при игре на инструменте
- формирование основ правильного звукоизвлечения
- формирование практических навыков игры:
- «вдох – выдох» рук между музыкальными фразами.
- мышечное поведение рук во время игры различных технических трудностей, динамических задач.
Развивающие
- развитие осознанные исполнительские приёмы
- развитие эмоционально – чувственную сферу ребёнка
- развитие способность рассуждать и думать об исполняемой музыке
Воспитательные
- воспитание органической связи моторно-двигательной сферы с эмоционально-слуховой сферой
- воспитание любви к музыке, потребности в общении с искусством
- воспитание эмоциональной отзывчивости к исполняемой музыке
Методы обучения:
Практический - помощь в освоении неудобных, сложных исполнительских движений.
Словесный – беседа об исполняемой музыке, словесная оценка исполнения.
Наглядный - показ верных движений педагогом ученице.
Методические приёмы:
- применение индивидуального подхода, наблюдение за ощущениями учащегося.
- побуждение к самоконтролю, самооценки учащегося в процессе игры на инструменте.
- творческие задания и вопросы, стимулирующие мыслительную деятельность учащегося.
- показ трудно исполняемых отрывков изучаемого репертуара.
Психологические условия на занятии:
- создание психологический комфорт, проявление доброжелательности педагога.
- рациональная организация занятия : Познавательная минутка, включение игровых моментов, гимнастика на расслабление мышц (упражнение « Кукла», упражнение «Висячий мост»);
Музыкальный материал: 1) Пьеса « Музей кукол на Васильевском острове» ,
С. Баневич. 2) Этюд, А. Гедике. 3) Сицилиана, Сперонтес( И.С. Шольце).
Оборудование: Фортепиано, ноты.
План занятия.
Этапы работы.
1.Организационный.
2. Основной:
- 1 часть.
- Познавательная минутка.
- Гимнастика.
- 2 часть.
3. Завершение занятия.
Ход урока
Этапы занятия | Время | Деятельность педагога | Деятельность учащегося | Результат для учащегося | ||
Организационный | 10 мин. | - Приветствие аудитории и представление педагога. - Вступительное слово к теме занятия. - Приветствие ученицы | Адаптация к непривычной атмосфере открытого занятия | Психологический комфорт. | ||
Основной , состоящий из двух частей. | 25 мин. | |||||
1 часть | 15мин. | 2 | Подготовка игрового аппарата к игре. Выполнение ряда упражнений. - «Разминаем плечи» - « Катаемся с горки» -« Играем с лентой» - « Порхающая бабочка» - « Веер» - « Пальцы здороваются» Подготовка ученицы к работе за инструментом(посадка, приготовление нот к работе) | Выполняет упражнения. | Игровой аппарат готов к игре. . | |
7 | 1) Работа над пьесой « Музей кукол на Васильевском острове». - Проверка домашнего задания.( Проигрывание пьесы, предпочтительно без участия педагога.) - Работа над трудными тактами. - Работа над штрихами - Беседа о характере всей пьесы и отдельных фрагментов в ней. | -Играет пьесу так, как может. -Вместе с педагогом открывает для себя удобные движения, слушает себя во время игры | Комфортная, умная, вдумчивая игра музыки. | |||
6 | 2) Работа над этюдом. - Проигрывание домашнего задания. - Распределение звукового баланса. - Поиск удобного прикосновения. - Распределения дыхания между фразами. | Слушает себя, учится распределять опору в прикосновении к клавишам, развивает координацию в игре. | Развивает связь между слуховым представлением и тактильным ощущением | |||
Познавательная минутка | 1 мин. | Интересные факты о фортепиано. | Слушание. | Отдых. | ||
Гимнастика | 2 мин. | Упражнение « Кукла». Упражнение «Висячий мост». | Выполнение упражнений. | Разминка для тела, отдых. | ||
2 часть | 7 мин. | Работа над Сицилианой. - Проигрывание домашнего задания. - Работа над фразировкой ( распределением грамотных движений кисти и пальцев). - Расстановка дыхания между фразами. - Работа над аппликатурой. | Вместе с педагогом анализирует музыку, учится слушать себя, учится слышать перекличку голосов в музыке. | Развивает полифонический слух, учится распределять баланс звучания. | ||
Завершение занятия | 5 мин. | Выводы: запись домашнего задания в тетрадь совместно с ученицей. | Вместе с педагогом формулирует домашнее задание. | Совместная запись домашнего задания помогает ребёнку запомнить задание точно. |
Ожидаемый результат
- Закрепление навыка контролирования процесса работы мышц рук.
- Формирование осознанных исполнительских приёмов.
- Творческое отношение к играемой музыке.
- Развитие способности участвовать в беседе, формировать собственное отношение к музыке.
- Развитие взаимосвязи слуха и тактильных ощущений в игре.
Список литературы
- Берстайн С. 20 уроков клавиатурной хореографии. СПб., Композитор, 2001. - 152 с.
- Грохотов С.В. Как научить играть на рояле. Первые шаги. Серия « Мастер –класс». М., Классика - XXI, 2013. – 203с.
- Егорова Н.Л . Дополнительная общеобразовательная ( общеразвивающая ) программа « Инструментальное музицирование (фортепиано)» , Санкт –Петербург , 2015. - 52 с.
- Шмидт – Шкловская А. О воспитании пианистических навыков. М., Классика XXI, 2015. - 82 с.