Выступление на РМО учителей музыки

Атаманова Наталья Юрьевна

Современное образование выходит на более высокий технологический уровень. Ведется поиск новых педагогических технологий, что связанно, прежде всего, с отказом от традиционного обучения и воспитания, с идеей целостности педагогического процесса как системы, опирающейся на теории общечеловеческих ценностей, гуманизации, личностно-ориентированного подхода приоритета субъектных отношений.

В условиях образования искусство – единственная область, в которой может закономерно развиваться эмоционально-нравственное развитие растущего человека и его приобщение к высшим духовным ценностям. Современное поколение, на мой взгляд, не имеет четкого представления о том, какую несомненную практическую пользу приносят занятия музыкой, поэтому к предмету «Музыка» относятся как к малозначимому, ненужному предмету. А еще Пифагор, создавая свою «школу мудрости», положил в ее основу два искусства – музыку и математику. Он считал, что гармония чисел сродни гармонии звуков и что оба этих занятия упорядочивают хаотичность мышления и дополняют друг друга.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perspektivnye_tehnologii_muzykalnogo_obucheniya.docx20 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Перспективные  технологии музыкального обучения

Современное образование выходит на более высокий технологический уровень. Ведется поиск новых педагогических технологий, что связанно, прежде всего, с отказом от традиционного обучения и воспитания, с идеей целостности педагогического процесса как системы, опирающейся на теории общечеловеческих ценностей, гуманизации, личностно-ориентированного подхода приоритета субъектных отношений.

В условиях образования искусство – единственная область, в которой может закономерно развиваться эмоционально-нравственное развитие растущего человека и его приобщение к высшим духовным ценностям. Современное поколение, на мой взгляд, не имеет четкого представления о том, какую несомненную практическую пользу приносят занятия музыкой, поэтому к предмету «Музыка» относятся как к малозначимому, ненужному предмету. А еще Пифагор, создавая свою «школу мудрости», положил в ее основу два искусства – музыку и математику. Он считал, что гармония чисел сродни гармонии звуков и что оба этих занятия упорядочивают хаотичность мышления и дополняют друг друга.

Музыка, как всякое искусство, помогает учащимся познать мир, воспитывает художественный вкус, творческое воображение, любовь к жизни, к человеку, к природе и своей Родине. Я считаю, что музыкальное развитие дает возможность наиболее полно раскрыть все внутренние психологические качества учащихся (мышление, воображение, память, волю и др.), воспитать эмоционально-чувственную сферу психики (тонкость, чуткость, умение через музыкальное искусство познавать глубину душевных переживаний) и, что самое главное, — это постоянная возможность самореализации. Работая учителем музыки, я стремлюсь вызвать в детях ясное понимание и ощущение того, что музыка, как все искусства, не просто развлечение, которым можно пользоваться по своему усмотрению, а важная часть самой жизни, жизни в целом и жизни каждого отдельного человека, в том числе каждого школьника.

Таким образом, чтобы сделать предмет «Музыка» интересным и привлекательным для обучающихся, при этом максимально учитывая межпредметные и внутрипредметные связи, логику учебного процесса и возрастные особенности школьников, через формирование слушательского интереса достичь повышения эффективности усвоения учебной программы, культурного уровня обучающихся, воспитание у них эстетического вкуса и высоких нравственных качеств. Чтобы решить эту задачу, урок надо сделать современным. Как этого можно достичь? Прежде всего, используя в своей работе современные педагогические технологии.

 Очень интересно об этом сказал  Владимир Павлович Беспалько -                                                                    

 доктор  педагогических наук, профессор.

«Любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством.    

Искусство основано на интуиции,  технология - на науке.

С искусства всё начинается, технологией заканчивается, чтобы затем всё  началось сначала.»

Все мы знаем:

Технология - это детально прописанный путь осуществления той или иной деятельности в рамках выбранного метода.

Педагогическая технология - это такое построение деятельности учителя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижение прогнозируемого результата.

В узком смысле слова  педагогическая технология - это последовательность определенных действий, операций, связанных с конкретной деятельностью учителя и направленных на достижение поставленных целей .

Критерии, составляющие сущность педагогической технологии:

однозначное и строгое определение целей обучения

(почему и для чего);

- отбор и структура содержания (что);

- оптимальная организация учебного процесса (как);

- методы, приемы и средства обучения (с помощью чего);

- учет необходимого реального уровня квалификации учителя (кто);

объективные методы оценки результатов обучения

(так ли это).

К современным образовательным  технологиям относят:

технологию дистанционного обучения;

развивающее обучение;

проблемное обучение;

систему инновационной оценки «портфолио»;

разноуровневое обучение;

здоровьесберегающие технологии;

коллективную систему обучения;

информационно-коммуникативные технологии;

технологию решения изобретательских задач;

обучение в сотрудничестве;

технологию использования в обучении игровых методов;

технологию модульного и блочно-модульного обучения;

технологию «Дебаты»;

технологию развития критического мышления

На уроке музыки чаще всего используются:

технология развития ассоциативно – образного мышления школьников , которая базируется  «на интеграции музыки с другими видами искусства: литературой, изобразительным искусством, кино, театром. Интеграция искусств дает возможность осваивать язык музыки на основе выявления его «сходства и различия» с языком других искусств. При этом категория «художественный образ» должна рассматриваться как общая платформа для взаимодействия искусства в процессе музыкальных занятий. Следует подчеркнуть, что в процессе интеграции искусств на музыкальных занятиях доминирующая роль должна принадлежать музыке» (Сергеева Г.П., зав. кафедрой методики преподавания дисциплин художественно-эстетического цикла АСОУ);

здоровьесберегающая технология -слушание музыки, исполнение песен участие в разнообразной творческой деятельности снимает нервные перегрузки, положительно влияет на эмоциональное состояние учащихся;

игровая технология -школьники во время игры мало устают, активно работает их мозг и интеллект;

технология развивающего обучения -одной  из ведущих технологий, используемой на уроках музыки,  является метод проектов, в основе которого лежит умение ориентироваться в информационном пространстве и самостоятельно конструировать свои знания; метод всегда ориентирован на

самостоятельную работу  учащихся.

Использование ИКТ на уроках музыкального искусства позволяет:

-по-новому использовать на уроках музыки текстовую, звуковую,

графическую и видеоинформацию и её источники;

-обогащать методические возможности урока музыки, придать ему современный уровень;

 - активизировать творческий потенциал ребенка;

 - воспитать интерес к музыкальной культуре;

 - формировать духовный мир ребенка.

Личностно – ориентированный подход в обучении на уроках музыки способствует раскрытию индивидуальности ребенка, которая находит свое выражение в характере мыслительных процессов, запоминании, внимании, в

проявлении инициативы, творчества. При усвоении нового материала каждый ребенок обнаруживает различные интересы и по-разному использует свои знания.

На современном этапе развития педагогической мысли  личностно- ориентированный способ обучения является инновационным и повышает эффективность учебно- воспитательного процесса.                                                                                                                          

Современная система образования предполагает отказ от образования как предоставления обучающимся готовых ответов на заданные ими вопросы, широкое использование проблемного обучения, исследовательского метода, метода проектов, обеспечение органического единства в обучении и

воспитании, школьной и внешкольной деятельности, вовлечение школьников в самые разнообразные социальные практики. Используя современные инновационные технологии в  преподавании, учитель открывает для себя

новые интересные возможности в профессиональной деятельности, благодаря чему для учителя - работа, а для его учеников - обучение станут радостнее и увлекательнее.