"Программа организации индивидуального обучения для обучающихся с особыми образовательными потребностями"
Данная программа направлена
- Социо культурную реабилитацию учащихся с ограниченными возможностями в современном обществе.
Цель программы : Создание условий для раскрытия творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья через обучение основам музицирования на баяне.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_ovz_.docx | 34.79 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
« Программа организации индивидуального обучения для
обучающихся с особыми образовательными потребностями»
Выполнил:
Бакиров Марцурт Фаикович
преподаватель по классу баяна
МАУДО г.Нижневартовска
«ДШИ №2»
Пояснительная записка
Современное общество переживает сегодня непростой период. Увеличение заболеваемости населения, снижение рождаемости, постоянный рост детской инвалидности на фоне неблагоприятной экологии, падения уровня общей культуры побуждают специалистов, работающих в учреждениях для детей с ограниченными возможностями здоровья, находить все новые, более эффективные формы педагогической деятельности. В этой связи особую важность приобретает изучение природы отдельных видов психомоторных качеств: чувства ритма, координации движений, крупной и мелкой моторики и их влияния на общее психическое и физическое развитие детей, начиная с раннего возраста.
Специализированные центры, учебные заведения, занимающиеся комплексной реабилитацией детей изначально с врожденной или приобретенной патологией, все чаще обращаются к резервам эстетического воспитания, художественного и музыкального творчества. Коллективные занятия музыкой, как и инструментальное музицирование, способствуют безболезненному вхождению таких детей в «открытое» общество.
Разработаны методы, обеспечивающие творческое развитие учащихся с 6-7 лет в процессе инструментального музицирования; выбор сферы активности, освоение инструментально-творческой деятельности, поэтапное усложнение творческих заданий, инструментально-ритмическое интонирование. Так, совместная игра на музыкальном инструменте - это лучший способ для установления непринужденного контакта учителя с учениками для развития всех сенсорных систем, памяти и психоэмоциональной сферы ребенка.
Актуальность данной программы обусловлена попыткой разрешить противоречие между:
- потребностью современного общества в механизмах более активной социализации подрастающего поколения и их недостаточной разработанностью в педагогической науке;
- необходимостью активной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в обществе и отсутствием научно обоснованных разработок в педагогике;
- значительным потенциалом детей и не разработанностью форм музыкально-творческой деятельности, способствующей их развитию, в условиях которого этот потенциал был бы реализован.
Направленность программы:
- социо - культурная реабилитация учащихся с ограниченными возможностями в современном обществе;
- коррекция и развитие речемыслительных способностей детей и нравственных позиций поведения.
Нормативно-правовым обеспечением организации индивидуального обучения являются:
Приказ Министерства образования и науки Российской федерации (Минобрнауки России) от 29.08.2013г., № 1008г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеразвивающим программам». Настоящее Положение разработано в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Конвенцией о правах ребенка, Федеральным законом от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Целевое назначение программы: создание условий для раскрытия творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья через обучение основам музицирования на баяне.
Задачи программы:
- социальная интеграция детей в обществе;
- коррекция отклонений в развитии ребенка средствами общения с
музыкой;
- формирование навыков различных видов музыкальной деятельности инструментального, вокального музицирования, слушания музыки являющихся базой для дальнейшего самостоятельного общения с музыкой;
- развитие, обучение и воспитание ребенка с особенностями развития через инструментальное музицирование на баяне;
- воспитание у детей трудолюбия, терпения, стремления к практическому использованию знаний, приобретенных на занятиях, в быту.
Организация индивидуального обучения позволяет преподавателю лучше узнать ученика, определить границы его трудоспособности, эмоционально-психологические особенности. На каждом этапе обучения учитываются индивидуальные потребности ребенка, его интересы и склонности к тому или иному виду творческой деятельности, уровень готовности к освоению программы, а также состояния здоровья. Поддержание положительного психо-эмоционального контакта на занятиях, лояльная система контроля обеспечивает непринужденное и заинтересованное вхождение детей в музыкальное творчество.
Эти принципы способствуют:
- обеспечению индивидуально-дифференцированного подхода в обучении, основывающегося на индивидуальных психологических особенностях школьника;
- планированию коррекционных мероприятий, моделированию индивидуальных программ развития обучающихся;
- осуществлению снятия психологических трудностей, с которыми сталкиваются обучающиеся в процессе обучения;
- планированию мероприятий по предупреждению трудностей в интеллектуальном, личностном развитии, управлению психическим состоянием обучающихся;
- выбору и проведению форм деятельности, направленных на формирование определенных личностных качеств, организацию адекватных межличностных отношений между обучающимися и педагогами.
Формы взаимодействия с детьми
Основной формой взаимодействия с детьми является урок. Обучение соединяет в себе два главных взаимосвязанных направления. Одно из них-формирование игровых навыков и приемов, развитие практических форм музицирования на баяне, в том числе в ансамбле с педагогом, подбор по слуху. Второе-воспитание умения слушать музыку, выполнять музыкальноритмические движения, в том числе с использованием детских музыкальных инструментов.
Индивидуальный подход на уроках музицироавния предполагает 4 вида музыкальной деятельности в рамках одного занятия, в зависимости от возраста и психологической подготовленности ребенка к общению с педагогом, к восприятию музыки в целом:
- элементарное музицирование на баяне, детских ударных и шумовых инструментах;
-музыкально- ритмические движения, пальчиковая гимнастика;
-пение;
-слушание музыки.
Совместная игра на музыкальных инструментах, как способ развития крупной и мелкой моторики, чувства ритма и звуко-высотного слуха – это лучший способ для установления непринужденного контакта учителя с учениками. Это положительно влияет на развитие всех сенсорных систем, памяти и психоэмоциональной сферы ребенка.
Особенности работы на уроках музыки при опорно-двигательных нарушениях индивидуализируются в зависимости от степени поражения двигательных функций ребенка и направлены на следующее: - максимальную разработку двигательных способностей пальцев рук;
- выработку точных и координированных движений рук и пальцев;
- ускорение моторных реакций;
- пластичность суставов рук и пальцев;
- развитие двуручной координации.
В связи с этими особенностями патологии я выбираю основные методы и приемы работы: пение, исполнение с аккомпанементом, слушание музыки, прохлопывание и простукивание ритма шумовыми инструментами, показ движений учителем, пальчиковая гимнастика, музыкально- ритмические движения, символы-жесты, напоминания, слово-сигнал.
Для максимального облегчения процесса обучения используются: рисунки, клавиши- символы, крупный нотный шрифт, цветовое оформление, преимущественно одноручное изложение, различные способы упрощения двуручного изложения.
Особенности работы при нарушениях нервно-психического развития Одна из основополагающих задач преподавателя музыки в работе с детьми с задержкой психического развития – коррекция индивидуальных психомоторных и интеллектуальных способностей ребенка средствами разнообразных форм музыкальной деятельности. Основные из них остаются неизменны; пение, исполнение с аккомпанементом, слушание и движение под музыку, прохлопывание и простукивание ритма шумовыми инструментами, пальчиковая гимнастика, музыкально-ритмические движения.
Диагностика сформированности творческих навыков
Программа по своей специфике предусматривает текущий контроль, который осуществляется в словесной форме, по окончании учебного периода выставляется зачет. При оценивании обучающегося педагог учитывает стабильную положительную динамику по различным показателям, а также формирование устойчивого интереса к занятиям музыкой.
Мной разработана и реализуется система оценивания по результатам диагностики на уроках инструментального музицирования (баян, аккордеон)
на основе дополнительной общеразвивающей программы. Информационно-компьютерные технологии лежат в основе организации самостоятельной работы по поиску информации и как средство диагностики сформированности творческих навыков. Методами проведения диагностических процедур являются наблюдение, анкетирование, эксперимент.
- Диагностика развития чувства ритма
Диагностические задания построены на основе приемов активизации чувства ритма с использованием музыкального инструмента. Учащимся я предлагаю исполнить заданный ритмический аккомпанемент к знакомой песне; прохлопать за педагогом ритмический рисунок: на баяне исполнить разученную мелодию под аккомпанемент педагога, использовать элементы ритмодекламации, ритмизации поговорок.
- Диагностика уровня познавательной активности
Диагностические задания выявляют уровень развития связной речи произвольность внимания. Для обеспечения учебно-воспитательного процесса в соответствии с учебными индивидуальными планами устанавливаются следующие виды внеаудиторной работы:
- выполнение домашнего задания;
- внеклассная деятельность: участие обучающихся в концертах, творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения;
- работа с родителями.
Формы взаимодействия с родителями
Индивидуальная социо-культурная реабилитационная деятельность с детьми с ОВЗ состоит из нескольких этапов:
1.Диагностический этап. Включает в себя предварительную беседу с родителями, что позволяет решить сразу несколько задач. Во-первых, собирается вся необходимая информация об особенностях здоровья ребенка, эмоционального развития, сферы общения со взрослыми, основные проблемы в воспитании, обучении, а также интересы и увлечения ребенка. Во-вторых, беседа с родителями выявляет основные жалобы со стороны родителей, помогает учесть его пожелания при формулировании цели обучения.
2.Коррекционно-развивающий этап. При разработке адаптированной программы идет опора на запрос со стороны родителей и ребенка, а также на данные, полученные в ходе диагностированной функции, а комплексная работа с ребенком как с целостной личностью.
Вовлечение родителей в образовательный процесс через ознакомление родителей с видами музыкальной деятельности детей, присутствие их на занятиях обеспечивает непосредственное участие родителей в выборе правильной совместной тактики ведения образовательного процесса. Как известно, желания и намерения детей отдавать предпочтение разнообразным видам творческой деятельности весьма изменчивы и непредсказуемы. Вот родители отмечают, что ребенок на уроках музыки в общеобразовательной школе внезапно запел, - в результате мы планируем на итоговом концертном выступлении показ вокального номера. Это еще больше придает сил и уверенности в собственных способностях некогда закомплексованного человека.
По результатам каждого полугодия проводятся итоговые родительские собрания на актуальные темы: «Влияние инструментального музицирования, логоритмических упражнений на речемыслительные процессы детей», «10 причин отдать ребенка в музыкальную школу». Для родителей проводятся беседы консультации на тему динамики творческого развития учащихся, профилактики поведенческих отклонений. Очень большое значение имеют консультации по выполнению домашних заданий, тактике подготовки к выступлению. Эффективным приемом является видеозапись исполнителя самого обучающегося и педагога для самостоятельной внеаудиторной работы. И что очень удобно материалы по практической работе отправляю через социальную сеть. Благодаря слаженному тандему педагог-обучающийся- родители успешно осуществляется обучение детей с ОВЗ. Как итог всей работы-ежегодное сольные и ансамблевые концертные выступления обучающихся с вручением грамот и подарков.
Описание материально-технических условий
- Баян « Юпитер»
- Комплект шумовых инструментов.
- Нотные, аудио-пособия, учебные пособия для баяна, несложные аранжировки пьес, песен из мультфильмов.
Общая характеристика обучающихся по данной программе
Группа школьников с особенностями развития чрезвычайно неоднородна: это дети с нарушением слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития интеллекта. Таким образом, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка. Охарактеризуем наиболее часто встречающиеся характерные особенности у детей с нарушением опорно-двигательной системы и с задержкой психического развития.
1.Часто наблюдается повышение мышечного тонуса: мышцы напряжены, ноги согнуты в коленных суставах, руки приведены к туловищу, согнуты в локтевых суставах, пальцы согнуты в кулаки.
2. Ограничение объема произвольных движений обычно сочетается со снижением мышечной силы. Нередко наблюдается сутулость. Ребенок затрудняется или не может поднять руки вверх, вытянуть их вперед, в стороны, согнуть или разогнуть ноги. Это обедняет двигательный опыт ребенка, задерживает формирование тонких координированных движений.
3. При недоразвитии рефлексов ребенку трудно удерживать в нужном положении голову и туловище. В результате он испытывает трудности в занятиях музыкой.
4. Спастика мышц ног приводит к возникновению их перекреста и практически блокирует возможность их движения.
5. Наблюдается нарушения в строении артикуляционного аппарата и в процессах голосообразования.
6. Нарушена зрительно-моторная координация, что ограничивает способность самостоятельного передвижения, препятствуют освоению предметно-практической деятельности и отрицательно сказывается на общем ходе психического развития.
7. Характерны расстройства эмоционально-волевой сферы.
8.Наблюдаются недостаточная дифференцированность эмоций, обеднение мотивационной сферы, замедленность, истощаемость психических процессов, трудности переключения на другие виды деятельности, недостаточность концентрации внимания, снижение объема механической памяти. Большое число детей отличается низкой познавательной активностью, отсутствием интереса к заданиям, плохой сосредоточенностью. При выполнении творческих заданий быстро наступает усталость, что снижает умственную работоспособность.
Заключение
В результате освоения данной программы достигнуты поставленные в программе цели и задачи. Положительная динамика разностороннего развития учащихся отражена в диагностических материалах.
В процессе совместного творчества я стараюсь увлечь ребенка побудить его к самовыражению, познанию элементов окружающей действительности, расширить эмоциональный опыт. Музыка в данном случае явилась главным стимулом непосредственности, сила которой проявляется в том, что она пробуждает детское подсознание, способствует обогащению детских представлений о музыкальном искусстве. И тот, на ком педагоги и медики ставили крест, порой может удивить мир незаурядным талантом или как минимум стать социально адаптированным членом общества.
Вовлечение детей с особенностями развития в творческой процесс- это верный путь к социо-культурной реабилитации, это целенаправленная система, способствующая восстановлению и скорой адаптации детей к жизни в бытовой, общественной и профессиональной деятельности.
Примерная программа
Баян 1 класс
1 полугодие
1. Упражнения развивающие свободу рук
2. Гамма до мажор правой рукой
3. Упражнения « Лесенка» с 1, 2 рядов
4. Детская песенка «Звонок»
5. Русская народная песня «Как под горкой, под горой»
6. Детская песенка «Василек»
7.р.н.п. «Соловей»
8. Беренс Г. Этюд До мажор
2 полугодие
1.Упражнение. гамма до мажор, арпеджио
2.Кабалевский Д. «Маленькая полька»
3. Кабалевский Д. «Маленькая пьеска»
4. р.н.п. «Летал голубь»
5. Филипенко А. «Воробей»
6. Слонов Ю. « Разговор»
7. р.н.п. «Как со горки», обр. Обликина И.
8.Черни К. Этюд До мажор
2 класс
1полугодие
1.Упражнения
2.Гамма соль мажор правой рукой
3. р.н.п. « Во сыром бору»
4.укр.н.п. «Дождик»
5.р.н.п. «Во поле береза стояла»
6. р.н.п. «По бору»
7. Самойлов В. Этюд№7
8. Беренс Г. Этюд До мажор
- полугодие
1.Упражнения
2.Гамма соль мажор отдельными руками
3.Забутов Ю. «Вальс»
4. Иванов В. «Пьеса»
5. Доренский А. «Марш»
6. Беляев Г. « Вальс»
7. Левитин Ю. «Марш»
8. Шитте Этюд
- класс
1полугодие
1.Упражнения
2.Гаммы до, соль, фа мажор, арпеджио
3.Моцарт В. «Менуэт»
4.Циполи Д. «Пьеса»
5. Леденев Р. «Песня»
6. р.н.п. «Я на горку шла»
7. Эстонская народная песня «Хор нашего Яна», обр. Коробейникова А
8.Черни К. Этюд
2 полугодие
1.Упражнения
2. Бах И.С «Ария»
3.Баранов Ю. «Вальс» (отрывок)
4.Нефе Х. «Аллегретто»
5. Литовко Ю. «Веселые лягушки» канон (отрывок)
6. б.н.п. «Савка и Гришка», обр. Коробейникова А.
7. р.н.п. «Уж как по лугу», обр. Ефимова В.
8. р.н.п. «Не летай, соловей», обр. Коробейникова А.
Список литературы
- Апраксина О.А. Музыка в воспитании творческой личности, Москва, 1963г.
- Волкова Г.А. Логопедическая ритмика для детей с нарушением речи, М., 2003г.
- Горюнова Л.В.Развитие ребенка как его жизнетворчество. Искусство в школе, Москва, 1993г.
- Далькроз Ж.Э. Ритм, воспитательное значение для жизни. СПб, 1913г.
- Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательных школы. Музыка М., 1994г.
- Липс Ф. «Искусство игры на баяне»
- Красильников И.М. Учусь аранжировать, М., 2005г.
- Мак-Дауголл У. Различение эмоции и чувства, М., 1970г.
- ПетрушинВ.И. Музыкальная психотерапия. Москва, 1999г.
- Семенов В. «Современная школа игры на баяне»
- Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей, Москва, Ленинград, 1947г.
Список нотной литература
- «Альбом для детей и юношества». Сост. Коробейников А. СПб, «Композитор», 2009
- Баян в музыкальной школе. Пьесы для 1-2 классов. Вып. 13. Сост. Алехин В. М., 1978
- Баян в музыкальной школе. Пьесы для 1-2 классов. Вып. 19. Сост. Бушуев Ф. М., Советский композитор, 1975
- Баян в музыкальной школе. Пьесы для 3-4 классов. Вып. 2. Сост. Алехин В. М., 1969
26. Полифонические пьесы для баяна, вып.1, 2. Сост. Агафонов В., Алехин В. М., «Советский композитор», 1971
27. Популярные обработки народных мелодий для баяна. М., Музыка, 1989 28. 15 уроков игры на баяне. Самойлов Д. М., Кифара, 2004
- 29. Хрестоматия для баяна (1-3 годы обучения). Сост. Скуматов Л. СПб, Композитор, 2005 Баян в музыкальной школе. Пьесы для 3-4 классов. Вып. 29. Сост. Алехин В. М., 1978
- Баян. Подготовительная группа. Сост. А.Денисов, Угринович В. Киев, «Музична Украина», 1980
10. Баян 1,2,3 классы ДМШ. Сост. Алексеев И, Корецкий Н. Киев, «Музична Украина», 1981
11. Баян 4 класс ДМШ. Сост. Денисов А. Киев, «Музична Украина», 1980 12. Баян 5 класс ДМШ. Сост. Денисов А. Киев, «Музична Украина», 1982
13. Звучала музыка с экрана. Вып. 1-5. Сост. Скуматов Л. СПб, Композитор 2001
14. За праздничным столом. Вып. 1, 2. Агафонов Ю. М., Музыка, 2004 15. Бах И.С. «Маленькие прелюдии и фуги», редакция Рукавишникова Н. М., «Музыка», 1989
16. Музыка советской эстрады. Вып.1, 2. Сост. Двилянский М., Музыка, 1983, 1984
17. Музыкальный зоопарк. Лёвина Е, Лёвин А. Ростов-на-Дону, Феникс, 2011
18. Музыка для детей. Педагогический репертуар баяниста. Вып. 2. Сост. Доренский А. Ростов-на-Дону, Феникс, 1998
19. Начальный курс игры на готово-выборном баяне. Говорушко П. Л., 1980 20. Нотная папка баяниста и аккордеониста №1. Младшие и средние классы ДМШ. М., Дека-ВС, 2006
21. Педагогический репертуар баяниста. 1-2 классы ДМШ. Вып. 5. Сост. Крылусов А. М., Музыка, 1975
22. Педагогический репертуар баяниста. 1-2 классы ДМШ. Вып. 6. Сост. Грачев В, Крылусов А. М., Музыка, 1975
23. Педагогический репертуар баяниста. 3-5 классы ДМШ. Вып. 7. Сост. Алехин В, Чиняков А. М., 1976
24. Педагогический репертуар баяниста. Сост. Бойко И., 1-2 классы. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2000
25. Прогрессивная школа игры на баяне. Акимов Ю., Гвоздев П. Часть 1, 2. М., 1971
26. Хрестоматия баяниста. 3-4 классы ДМШ. Сост. Грачев В., М., Музыка, 1979
27. Хрестоматия баяниста. 5 класс. Сост. Грачев В. М., Музыка, 1997
28. Хрестоматия баяниста. 1-2 классы. Сост. Крылусов А. М., Музыка, 1984, 1997
29. Хрестоматия для баяна. Вып.1. Сост. Гречухина Р., М. Лихачев. СПб, «Композитор», 2002
30. Хрестоматия для баяна. Вып.2. 1-2 классы. Сост. Гречухина Р., М.Лихачев. СПб, «Композитор», 2004
31. Хрестоматия для баяна. Вып.3. 2-3 классы. Сост. Гречухина Р, М.Лихачев. СПб, «Композитор», 2006
32. Хрестоматия для баяна, вып.4. 3-4 классы. Сост. Гречухина Р., М.Лихачев. СПб, «Композитор», 2007
33. Чайкин Н. Детский альбом для баяна (аккордеона). М., Композитор, 2005