Лекция – концерт, посвященный творчеству А.Н.Пахмутовой « Главное, ребята, сердцем не стареть..»
- Цель.
Знакомство с творчеством композитора, воспитание любви к музыке через произведения А.Н. Пахмутовой.
- Задачи.
- Всестороннее развитие учащихся, расширение их кругозора. Развитие умения слушать и воспринимать музыку;
- Воспитание нравственно – эстетической культуры и эмоциональной отзывчивости;
- Формирование музыкальных знаний, умений и навыков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneklassnoe_meropriyatie.docx | 32.23 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Лекция – концерт, посвященный творчеству А.Н.Пахмутовой
« Главное, ребята, сердцем не стареть..»
Мартемьянова Ирина Александровна, преподаватель.
Муниципальное Бюджетное Учреждение Дополнительного Образования «Детская школа искусств»
Ханты – Мансийский автономный округ, Октябрьский р-н, п.Унъюган
Пояснительная записка
- Целевая аудитория.
Для широкого круга любителей музыки, педагогов и учащихся музыкальных и общеобразовательных учебных заведений.
- Место проведения.
МБУДО «Детская школа искусств» п.Унъюган
- Цель.
Знакомство с творчеством композитора, воспитание любви к музыке через произведения А.Н. Пахмутовой.
- Задачи.
- Всестороннее развитие учащихся, расширение их кругозора. Развитие умения слушать и воспринимать музыку;
- Воспитание нравственно – эстетической культуры и эмоциональной отзывчивости;
- Формирование музыкальных знаний, умений и навыков.
(кадр 2, заставка)
(кадр3, звук)
Человек, как звезда рождается
Средь неясной туманной млечности,
В бесконечности начинается
И кончается в бесконечности…
Поколеньями созидается
Век за веком земля нетленная…
Человек как звезда рождается,
Чтоб светлее стала вселенная.
Здравствуйте, дорогие друзья!. Сегодня наш разговор о замечательном композиторе, чьи песни стали
частичкой истории нашей Родины и нашей жизни – Александре Николаевне Пахмутовой !
Пахмутова Александра Николаевна– легенда советской музыки, композитор, пианистка. Написала более 400 песен, большая часть из которых стала символом эпохи СССР, их исполняли звезды эстрады первой величины и крутили на всех радиостанциях страны. В советский период она была самым востребованным композитором, удостоилась дважды Государственной премии СССР, премии имени Ленинского комсомола, звания Героя Социалистического Труда и Народной артистки СССР.
(кадр 4,5)Родилась Александра 9 ноября 1929 года под Сталинградом в маленьком поселке Бекетовка (сейчас это поселение вошло в городскую черту Волгограда).
Ее папа, Николай Андрианович, 1902 года рождения, трудился на местном лесозаводе. Он обожал музыку, хотя никакого специального образования не имел. Самостоятельно обучился игре на балалайке, арфе, скрипке, очень хорошо играл на имеющемся в доме фортепиано.
Мама, Мария Амплеевна, 1897 года рождения, работала на электростанции. В семье кроме Али (так родители ласково называли Александру) было еще две дочери и сын.
С ранних лет папа обучал игре на фортепиано и детей. Однажды родители пошли в кинотеатр на музыкальный фильм и взяли с собой трехлетнюю Сашеньку. Вернувшись домой, они пришли в полное изумление, когда малышка уселась за инструмент и точь-в-точь воспроизвела только что услышанную в кино мелодию.
Отец стал регулярно заниматься с Александрой, и к пяти годам девочка уже сочинила свою первую пьесу на фортепиано, которую назвали «Петухи поют». Видя в дочери такие способности, родители отдали ее с семи лет в музыкальную школу в Сталинграде. Приходилось ездить, так как родной поселок располагался в 18 км от города.
Александра отучилась четыре года. Потом грянула война, и Пахмутовы уехали в эвакуацию в Казахстан в город Караганду. Мама и сестра устроились работать на завод, а двенадцатилетняя Аля оставалась на хозяйстве. В доме, где они обустроились, имелся аккордеон. Управившись со всеми делами, девочка самостоятельно училась играть на инструменте.
Когда немецкие войска были отброшены от Сталинграда, семья вернулась в Бекетовку. Аля стала ездить с выступлениями в город, где оставались еще расположения военных частей и в госпиталях находились раненые бойцы. Для них она играла на аккордеоне.
Осенью 1943 года отца по работе направили в Москву в командировку. Александра стала упрашивать взять ее с собой . Александра успешно прошла собеседование в Центральной музыкальной школе при консерватории (тогда она носила название Московской Школы одаренных детей). У семьи Пахмутовых были дальние родственники в столице, и они любезно согласились принять Алю к себе на период учебы.
(кадр 6)В 1948 году она окончила музыкальную школу и стала студенткой Московской государственной консерватории. Факультет выбрала композиторский, обучалась на курсе у выдающегося педагога, советского композитора В. Я. Шебалина. Окончила учебное заведение в 1953 году на «отлично», ее выпускное сочинение – оратория «Василий Теркин». В 1956 году защитила диссертацию на тему “Партитура оперы Глинки «Руслан и Людмила»” и окончила консерваторскую аспирантуру.
(кадр 7)Музыка помогла Александре найти не только творческого партнера, но и спутника жизни. С молодым поэтом Николаем Добронравовым она познакомилась в 1956 году на Всесоюзном радио. Он декламировал в студии детского вещания свои стихи, а она сочиняла музыку к передачам «Внимание, на старт!» и «Пионерская зорька». Им предложили совместно написать детскую песню. Первой работой этого успешного творческого и семейного союза стала песенка «Лодочка моторная».
А спустя три месяца после премьеры песни Пахмутова и Добронравов стали мужем и женой. Пышной свадьбы у них не было по простой причине отсутствия денег. Мама с сестрой пошили Але розовый костюм, в котором она и пошла в ЗАГС
(кадр 8)С той поры прошло больше шестидесяти лет, супруги по-прежнему вместе, счастливы и называют друг друга Алечка и Колечка. Их считают самой крепкой парой в советском искусстве и самой гостеприимной. В их доме часто собирались музыканты и артисты, и все отмечали удивительно теплую атмосферу.
(кадр 9)Своих детей у супругов нет, но всю нерастраченную родительскую любовь они дарили детским и молодежным творческим коллективам, с которыми работали и писали для них песни. И также Пахмутова с Добронравовым помогали пробиваться в жизни многим талантливым ребятишкам из неблагополучных семей.
(кадр 10)Большинство песен Пахмутовой знают практически все на постсоветском пространстве. Ведь свои произведения она посвящала знаковым событиям в жизни государства, при этом находила проникновенные, тонкие и берущие за душу интонации. Знаменитый советский дирижер Евгений Светланов говорил, что композиции Александры Николаевны обладают той «мелодической изюминкой, которая на сердце ложится сразу, и в сознании остается надолго».
С ее мелодиями начинали свое первое вращение турбины Братской ГЭС, осваивалась целина, из морских глубин возвращались подводные лодки, спортсмены выигрывали олимпийские медали. По праву можно сказать, что песни Пахмутовой стали музыкальным сопровождением жизни Советского Союза. Ее мелодии звучали повсюду – будь то комсомольская стройка или правительственное собрание, летняя Олимпиада-80 или полет первого человека в космос.
Кроме эстрадных песен, Пахмутова написала много произведений в жанре академической, камерной и симфонической музыки, концерты для фортепиано, балеты, сюиты.
Но главными в своем творчестве Александра Николаевна всегда считала песни. Ведь именно они звучали на каждой танцевальной площадке Советского Союза и в каждом доме. Для композитора самое важное – суметь достучаться до сердец своих слушателей. И Пахмутовой это удалось, ее мелодии дарят душевную искренность и человеческое тепло, фальшивых нот в них нет.
Даже сейчас ее лирические композиции не оставляют равнодушными уже внуков и правнуков тех людей, которые когда-то затаив дыхание слушали их на премьерном показе кино или по радио.
И, конечно же, невозможно представить без музыкального сопровождения Александры Николаевны советские и российские киноленты.
В 1961 году на экраны СССР вышел безумно популярный фильм «Девчата», для которого композитор сочинила две песни — очень разные, как по стилю, так и по настроению. Так озорная «Хорошие девчата» была написана в ритме фокстрота и исполнена в духе модных тогда женских вокальных групп.
Недаром в первом выпуске новогоднего музыкального фильма «Старые песни о главном» (1995-96) песню исполнили две мощнейшие джазовые вокалистки — Лариса Долина и Ирина Отиева.
(кадр 11, видео из к/ф «Девчата» без звука, + фонограмма)
1.Исполнение ансамблем педагогов
( кадр 12)Если на нотах к «Хорошим девчатам» стояла авторская ремарка «Весело, легко», то на нотах второй песни — «Старый клён» — было написано «Спокойно, просто». Лирическая композиция, сопровождавшая зарождающуюся любовь Тони и Ильи, в фильме прозвучала в исполнении Николая Погодина и Люсьены Овчинниковой.
Однако «Старый клён» так быстро стали петь на разнообразных застольях, что многие всерьёз принимали его за «русскую народную песню».
( кадр 13, видео из к/ф «Девчата» со звуком)
2.Исполнение песни под видеоряд
(кадр 14) История песни «Нежность» В истории самого популярного лирического хита Пахмутовой и Добронравова есть два невероятных факта. Во-первых, премьеру песни ждал полный провал. Во-вторых, Александра Николаевна категорически отказывалась отдавать «Нежность» в к-ф «Три тополя на Плющихе». Да-да, эта песня была написана вовсе не для знаменитого фильма Татьяны Лиозновой. Скорее, наоборот… Изначально «Нежность» входила в песенный цикл Пахмутовой «Обнимая небо», посвящённый советским лётчикам и космонавтам. Сначала родилась музыка и первая строчка «Опустела без тебя Земля», задавшая направление остальным строчкам. Несмотря на тревожный тон, песня всё-таки закончилась нотой надежды — «Если можешь, прилетай скорей…». Выбор темы был не случаен — авторы «Нежности» были лично знакомы с семьями людей этой опасной профессии. Были среди них и такие, где мужчины не вернулись из полёта. Сначала Пахмутова показала песню Эдите Пьехе, но та отказалась («сильно испугалась, что не потяну»). В итоге первой исполнительницей «Нежности» стала Майя Кристалинская. При этом Лиознова признавалась, что её картина была напрямую вдохновлена «Нежностью» (возможно, именно строчка «И куда-то всё спешат такси…» определила профессию главного героя). Т. Лиознова: «Я услышала песню Пахмутовой «Нежность», когда она ещё не была, как вы говорите, музыкальным хитом. Песня меня тогда захватила. Я стала придумывать разные истории, в контексте которых эта песня могла прозвучать. Делала какие-то наброски. Но это всё не попадало в тональность. Наконец, однажды я прочитала рассказ Александра Борщаговского „Три тополя на Шаболовке“. Сразу поняла — история найдена! Хотя потом я ещё долго допридумывала, что представляет собой главная героиня, какая у неё жизнь, дом…». Однако когда Пахмутова ознакомилась со сценарием, она отказалась: « .. эту песню знают лётчики, космонавты, там — небо, а тут приезжает какая-то тётка, на базаре мясо продает, ну что это такое?» Лиознова не сдалась и стала объяснять, что у неё весь фильм строится на этой композиции. Решающую роль сыграл просмотр знаменитой сцены, где героиня Дорониной, подперев щёку, бесхитростно исполняет «Нежность» в жалостливой деревенской манере — со всеми этими «Ой!» и ремаркой «И когда летал Экз… ну, лётчик один французский». Пахмутову тронуло пение актрисы, но ещё больше тронули глаза героя Ефремова — глаза человека, к которому пришла большая любовь..
(кадр 15,видео из к/ф « Три тополя на плющихе» без звука, +фонограмма)
- 3.Исполненяет преподаватель.
( кадр 16) Песня «Надежда», написанная 48 лет назад, безусловно, является хитом на все времена. Ее до сих пор поют на своих концертах разные артисты. И теперь трудно поверить, что поначалу эту песню считали неудачной. Пока ее не исполнила Анна Герман, сумевшая своим невероятным голосом донести слова и мелодию до людей.
Говорят, что «Надежда» посвящена бортпроводнице Надежде Курченко. Во время рейса Батуми — Сухуми она получила записку с требованием направить самолет в Турцию. Девушка вбежала в кабину экипажа, крикнула: «Нападение!» и была застрелена литовским террористом. Эта трагедия произошла 15 октября 1970 года. А в 1971-м композитор Александра Пахмутова и поэт Николай Добронравов написали песню про Надежду.
Анна Герман в те годы не выступала, восстанавливалась после страшной автокатастрофы, случившейся в 1967 году. В той аварии она получила 49 переломов, травмы внутренних органов… Так вот, услышав «Надежду», она сказала: «Я буду петь ее! Во что бы то ни стало!» И она сделала это — в 1974 году певица приехала в Москву, и на «Мелодии» была записана «Надежда» в ее исполнении. Пахмутова и Добронравов были в восторге: им очень понравилась ее манера подачи их песни.
Благодаря «Надежде» польская певица завоевала любовь советских зрителей. Она часто потом приезжала в СССР на гастроли, люди стояли в очередях, чтобы попасть на ее концерт. И в конце своей программы Герман неизменно исполняла «Надежду».
Эта песня звучала из радиоприемников по всей стране. Со временем она стала гимном советских космонавтов — перед полетом в космос они слушали «Надежду».
(кадр 17, видео исполнения А.Герман, звук.)
- 4.Исполнение под видеоряд.
( кадр 18) А вот славу песни « Я не могу иначе» пришлось разделить ансамблю « Песняры» с другой певицей. Как только Пахмутова сочинила « Я не могу иначе», то сразу решила, что исполнять песню будет Валентина Толкунова – она подходила к ее женской сути. Певица как раз воплощала на сцене образ простой женщины с русскими корнями. Однако у Толкуновой в то время накопилось так много материала, что песня пролежала без дела целый год. За это время « Я не могу иначе» успели взять в свой репертуар ПЕСНЯРЫ и стали исполнять ее в мужском варианте. Но на широкие экраны песня всё-таки вышла в исполнении Толкуновой. Пахмутовой удалось уговорить певицу записать её буквально накануне эфира «Голубого огонька», приуроченного к 8 марта 1982 года.
-Фонограмма-
5.Исполняет преподаватель
( кадр19) «До свиданья, Москва» (1980)
Спорт в СССР был не только культовым явлением, но и своеобразным продолжением «холодной войны» Особенно ярко это проявилось именно во время Московской Олимпиады 1980 года. Мотивируя тем, что Советский Союз ввёл свои войска в Афганистан, США и их ближайшие соратники бойкотировали Олимпиаду. Как ни странно, именно благодаря этому бойкоту, на свет родилась трогательная песня об улетающем Олимпийском медвежонке.
Дело в том, что изначально Пахмутовой и Добронравову заказали совсем другую песню под названием «До свиданья, Москва. Здравствуй, Лос-Анджелес» — т.е. некое «алаверды» городу, в котором пройдут следующие Олимпийские игры. Когда же в спорт вмешалась политика, планы пришлось срочно менять. Теперь организаторы хотели, чтобы песня была чисто прощальной — доброй и лиричной.
Александра Николаевна вспоминала, что отнеслась к заказу «спокойно, если не равнодушно», но, как обычно, профессионально. Всем задействованным в процессе ставилось лишь два жёстких условия: никому не показывать песню и не говорить о том, что Мишка улетит.
Сегодня эта грустная песня звучит не просто, как ностальгическое воспоминание, но и как своеобразный реквием по Советскому Союзу, по всему лучшему, что было в нём. Недаром старая мелодия Пахмутовой звучит и в финале Олимпийских игр в Сочи — 2014.
(кадр 20, видео с Олимпиады -80, звук)
- 6.Исполнение под видеоряд.
(кадр 21) «Трус не играет в хоккей» (1969) Сегодня трудно представить, какой ажиотаж вызвал исторический хоккейный матч между СССР и Канадой, прошедший 3 сентября 1972 года. Наша сборная впервые убедительно разгромила т.н. канадских «профессионалов» со счётом 7:3. Для советского народа эта победа стала настоящим национальным праздником. На что, разумеется, не преминул откликнуться Владимир Высоцкий со своей песней «Профессионалы»: Профессионалам по разным каналам — То много, то мало — на банковский счет, А наши ребята за ту же зарплату Уже пятикратно уходят вперед! Однако тогда из радиоприёмников непрестанно лилась другая песня — «Трус не играет в хоккей», которая быстро стала своеобразным хоккейным гимном. На самом деле Александра Пахмутова, Николай Добронравов и Сергей Гребенников написали её ещё задолго до советского хоккейного триумфа — в 1969 году. Поэты не преминули провести ассоциацию между хоккейным зубодробительным матчем и Ледовым побоищем Александра Невского с ливонскими рыцарями. Суровый бой ведёт ледовая дружина: Мы верим мужеству отчаянных парней. В хоккей играют настоящие мужчины, Трус не играет в хоккей!
(кадр 22, видео хоккейного матча без звука, +фонограмма)
7.Исполняет ученик
( кадр 23) «Главное, ребята, сердцем не стареть!» (1963)
В начале 1960-х эта семейная пара вместе с поэтом Сергеем Гребенниковым и певцами Иосифом Кобзоном и Виктором Кохно была направлена от ЦК Комсомола в обширное турне по Сибири.
Это было время активного освоения таёжных просторов. Дух первопроходцев, романтиков и созидателей заставлял молодёжь срываться с насиженных мест и ехать на суровые сибирские просторы — возводить новые города, строить электростанции и линии электропередач, разведывать те самые месторождения нефти, которые поныне успешно пополняют российский бюджет. Вот и творческая братия была послана туда не на экскурсию, а с важным заданием — воочию увидеть и воспеть труд героев. Недаром по возвращении Добронравов и Гребенников напишут книгу с говорящим названием «В Сибирь — за песнями».
Обещание было перевыполнено с лихвой. Пахмутова, Добронравов и Гребенников сочинили целый цикл песен «Таёжные звёзды».
Непросто написать песню. Которая стала бы нужна людям, которую бы услышали, запомнили, запели. Дарите людям радость – называется грампластинка, на которой записаны песни А. Пахмутовой. И это не случайно. Дарите радость людям – главное призвание Александры Николаевны Пахмутовой и в жизни, и в музыке.
И она вдохновенно служит своему призванию – так как и герои ее песен. Это знают строители, геологи, рыбаки, летчики. Космонавты… О ком бы не писала Пахмутова – это песни не о профессиях, это песни о людях.
Александра Николаевна Пахмутова хранит верность всему, чем дорожит человек в жизни, - родине, доброму имени своей семьи, своих педагогов. Она хранит верность ребятам, выходящим на свою дорогу в жизни.
И в завершение нашей встречи в гостях у Александры Пахмутовой давайте все вместе споем ее знаменитую песню
(кадр 24, видео - зарисовка Сибири и рабочих отрядов, +звук)
- 8.« Главное, ребята, сердцем не стареть» -исполнение под видеоряд.
(кадр 25,заставка).
Всем спасибо за внимание!! До новых встреч!!!