Конспект урока музыки на тему «Жизнь и творчество И.И. Шутова» 5 класс

Быкова Анастасия Викторовна

Цель урока: познакомиться с биографией и творчеством уральского композитора И.И. Шутова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nreo_bykova_mousosh_no_131.docx32.66 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_1.ppt2.38 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Быкова Анастасия Викторовна,

учитель музыки                                                                                            

Конспект урока музыки

на тему «Жизнь и творчество И.И. Шутова»

5 класс

Цель урока: познакомиться с биографией и творчеством уральского композитора И.И. Шутова.

Планируемые результаты:

Предметные:

-развитие интонационного слуха и творческих способностей учащихся;

- размышлять о музыке, анализировать

-узнать о жизни и творчестве композитора И. И. Шутова, познакомиться с его песнями.

Метапредметные:

Коммуникативные УУД:

- развивать умение слышать и слушать собеседника;

- умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения

- развивать понимание сходства и различия разговорной и музыкальной речи

Регулятивные УУД:

- умение понимать и осмысливать учебные задачи

- умение контролировать и оценивать собственные учебные действия

Познавательные УУД:

- осуществление поиска оснований целостности музыкального  произведения

- выполнение творческих задач, не имеющих однозначного решения

Личностные:

- осознавать свою этническую и национальную принадлежности в процессе слушания музыки

- развивать доброжелательность и эмоциональную отзывчивость

-прививать любовь к музыке родного края, развивать чувство гордости за своих земляков.

Тип урока: первичное усвоение новых знаний.

Образовательные технологии: мультимедийная презентация

Методы обучения:словесный, обобщение, наглядно-слуховой анализ, стимулирование музыкально-творческой деятельности.

Виды музыкальной деятельности учащихся: пение, активное слушание, анализ.

Оборудование урока: ноутбук, экран и проектор

Музыкальный материал: И. И. Шутов  «Люблю Урал»

Продолжительность урока: 45 минут

Ход урока

  1. Орг.  момент (музыкальное приветствие)2-3 мин
  2. Проблемно-мотивационный этап 2-3 мин 

Учитель: Здравствуйте, ребята! Обратите внимание на эпиграф нашего урока : Урал, Урал, твои просторы 
Волнуют сердце мне всегда, 
Твои леса, озёра, горы 
Я не забуду никогда. 

(Слайд 1)

Филипп Голубничий

А так же посмотрите, на слайд и назовите известных вам композиторов Южного Урала (учащиеся называют : Е. Поплянова, В. Ярушин, Л. Семёнова, Т. Шкербина) (Слайд 2, 3)

Попробуйте предположить о чём мы будем говорить сегодня на уроке? (предположения детей:  о композиторах Южного Урала, о природе родного края и др.)

Совершенно верно, своих земляков мы должны знать, а особенно тех, чьи имена известны во всей стране.

  1. Информационный этап (10 мин)

Учитель: Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством замечательного композитора, нашего земляка, который оставил после себя огромное творческое наследие, Иваном Иссидоровичем Шутовым. (Слайд 4)

Скажите, что нового на уроке вы хотели бы сегодня узнать? (Предположения учащихся: познакомиться с биографией композитора, с его творчеством, послушать песни)

Учитель: Ивана Шутова не  случайно называют «Поющим сердцем Урала», композитор очень любил наш суровый край. Каждая песня мастера — это маленький, но очень яркий и выразительный, эмоционально насыщенный рассказ о батюшке-Урале.  Карталинский период в своей жизни Иван Шутов считал одним из самых продуктивных. Свою трудовую деятельность будущий композитор начинал в школе № 34 (ныне МОУ «СОШ» № 45), а свой первый народный хор организовал при Доме культуры железнодорожников.

А с биографией композитора нас познакомит …..

(предварительно одному из обучающихся задано найти информацию об И. Шутове)  

Учащийся: Иван Шутов родился в Ставропольском крае в 1926 году, а когда ему было только 6 лет, судьба забросила их семью в Туркмению. Путь в мир музыки и песен для Ивана Шутова не был простой случайностью. Известно, какую огромную роль в творчестве художника или композитора играет  среда, которая окружает его с детских лет. Для композитора Ивана Шутова она была самой благоприятной.  Хоть семья и считалась крестьянской, но здесь любили музыку и песни. Мать играла на гармонике, а отец пел в церковном хоре. Увлекалась музыкой и его сестра. Часто в семье Шутовых можно было услышать русские народные песни. Еще в раннем детстве Иван освоил несколько музыкальных инструментов. А когда ему исполнилось 12 лет, родители, видя тягу сына к песенному творчеству, отдали его в Ашхабадское музыкальное училище, где он обучался по классу скрипки. В шестнадцать лет Иван написал первую песню, чем привел в неописуемый восторг своих педагогов. Со стороны подростка это была серьезная заявка на настоящее творчество. В 1944 году И. Шутов уходит на фронт. И  этот период в творческом плане  не прошел для него бесследно. Тема лихолетья тоже нашла своё отражение в его песнях.

В 1946 году семья Шутовых выбирает для постоянного места жительства Южный Урал и на долгие 11 лет оседает в Карталах.

Учитель: Иван Иссидорович был очень одаренным человеком. Он виртуозно играл на восьми музыкальных инструментах и является одним  из первых композиторов-любителей Южного Урала. Как говорил один из ценителей творчества  Шутова: «В его музыке, как в чистой реке, отразилось всё, что составляет душу русского народа. Это его  любовь, боль, история его жизни, дорогие сердцу места». Композитором написано много произведений (песен) об Урале, воспевающих красоту, раздолье родной земли, трудолюбие, мужество её сыновей и дочерей.

В Карталах композитор с головой уходит в работу. Организует для детей железнодорожников различные музыкальные олимпиады и конкурсы. Постоянно занимается сбором и обработкой старинных уральских песен. Большинство из них подкупают слушателей сердечностью, теплотой и непосредственностью. В нашем городе Иван Иссидорович руководил народными хорами, сочинял музыку для солистов, академических и народных хоров. Его хоровые коллективы становились лауреатами областных, зональных и всесоюзных конкурсов и фестивалей.  В 1954 году  Иван Шутов едет в Москву на семинар самодеятельных композиторов, где впервые прозвучат его произведения. В 1975 он получил премию за песню, которая была написана к Всемирному фестивалю молодёжи в Москве. Без песен Ивана Шутова невозможно представить репертуары многих известных хоров.

21 октября 2017 года  состоялось торжественное открытие мемориальной доски в честь памяти уральского композитора, заслуженного работника культуры Российской Федерации Ивана Иссидоровича Шутова. Местом для установки памятного знака стал Дом культуры «Урал», бывший Дом культуры железнодорожников, где работал наш прославленный земляк. Это был истинный патриот России, а каждая его песня – это маленький, но насыщенный рассказ об Урале и его людях. (Слайд 5)

  1. Аналитический этап (20 мин)

Учитель: И в этом мы сегодня с вами убедимся, прослушав песню «Люблю Урал». Для этого разделитесь, пожалуйста, на 4 группы. Каждой группе будет дано индивидуальное задание. На подготовку 5 минут. (Слайд 6)

Дети делятся на группы, получают задание, слушают песню и анализируют. Затем каждая группа отвечает

1 группа (задание)

Составить коллаж, выразить в нем свои впечатления от музыки. На парте: клей, ватман, фломастеры, иллюстрации картин природы Южного Урала, карта Челябинской области (Южного Урала).

2 группа (задание)

Постижение главной идеи произведения.

• Как ты думаешь, что вдохновило автора на создание этого произведения?

• Что он хотел сказать людям своей музыкой?

• Почему композитор назвал произведение именно так?

• Как можно было бы передать главную мысль произведения каким-нибудь афоризмом, строчкой стихотворения, образным сравнением?

3 группа (задание)

Развитие художественного образа (умение следить за развитием образа предполагает умение слушателя передать словами то, что он слышит). Помогает поиск своего названия к произведению, использование произведений других видов искусства с похожим эмоциональным состоянием.

• Какой образ возникает в твоём сознании?

• Какой характер имеет мелодия?

• Как происходит развитие образа?

• Как заканчивается это произведение?

4 группа (задание)

Личностный подход к произведению.

• Какие события из твоей жизни напоминает тебе эта музыка?

• Какие воспоминания она пробуждает?

  • Как бы ты назвал(а) это произведение?

• Что бы тебе захотелось сделать, прослушав эту музыку?

Учитель: Песня «Люблю Урал» является своеобразной музыкальной эмблемой творческого наследия Шутова, в течение 35 лет была позывными областного радио и ТВ, звучала в радиопередачах Курганской, Свердловской и Пермской областей. Его произведения живы и сегодня и с равным удовольствием исполняются и профессионалами, и самодеятельными коллективами. (Слайд 7) А вам понравилась эта песня? (Ответы детей)

Учитель: Тогда я предлагаю вам выучить первый куплет этой песни. (слайд 8)

      Распевание

Вокально-хоровая работа СЛОВА НА СЛАЙДЕ

Пение по группам

  1. Итог урока. Рефлексия (5 мин) (Слайд 9)

Учитель: Итак, ребята, что нового вы сегодня узнали?

С творчеством какого композитора вы сегодня познакомились?

Какое музыкальное произведение мы послушали?

Что на уроке вам понравилось больше всего?

Оценивание учебных достижений учащихся за урок.

Учитель: Молодцы, ребята! Вы сегодня очень хорошо поработали, послушали музыку и узнали много нового. Урок окончен. До новых встреч!

 

   Список использованных источников и литературы

  1. Газета «Карталинская новь» № 43 от 4 ноября 2017 г., статья об открытии мемориальной доски
  2. Газета «Форум – 74» № 41 (45) от 27 октября 2017 г.
  3. http://chgik.ru/anons_koncуке_shutov90.
  4. https://mayak-74.ru.
  5. https://up74.ru/articles/kultura/.
  6. http://chelreglib.ru/ru/.
  7. http://www.kartalyraion.ru/city/projects/novosti/13030/
  8. «Энциклопедия Челябинской области», гл. ред. К. Н. Бочкарёв, Челябинск ,«Каменный пояс», 2008. Т. 7 – стр.470
  9. Ю. Алентьев «Карталы. Энциклопедия», стр. 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урал, Урал, твои просторы Волнуют сердце мне всегда, Твои леса, озёра, горы Я не забуду никогда. Филипп Голубничий

Слайд 2

Елена Поплянова Валерий Ярушин

Слайд 3

Людмила Семёнова Татьяна Шкербина

Слайд 4

ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО И. И. ШУТОВА

Слайд 5

ОТКРЫТИЕ МЕМОРИАЛЬНОЙ ДОСКИ 21 октября 2017 года

Слайд 6

ПЕСНЯ «ЛЮБЛЮ УРАЛ»

Слайд 7

ПЕСНИ И. И. ШУТОВА ЛЮБЯТ , ИСПОЛНЯЮТ И СЕГОДНЯ ПРОФЕССИОНАЛЫ И САМОДЕЯТЕЛЬНЫЕ КОЛЛЕКТИВЫ

Слайд 8

«ЛЮБЛЮ УРАЛ» Урал, Урал, твои просторы Волнуют сердце мне всегда, Твои леса, озёра, горы Я не забуду никогда. Урал, Урал, я с детства знаю Твоих умельцев-мастеров, Люблю вершины Таганая, Огни уральских городов

Слайд 9

ИТОГ УРОКА: Что нового вы сегодня узнали? С творчеством какого композитора вы сегодня познакомились? Какое музыкальное произведение мы послушали? Что на уроке вам понравилось больше всего?

Слайд 10

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!