"Музыкантам о классической музыке"
Дети было дано понятие "классической музыки", разъяснены основные формы произведений, изучаемые на уроках в ДШИ, их характеристики и особенности. Видео - материал сделал усвоение материала более наглядным
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_muzykantam_o_klassicheskoy_muzyke.docx | 33.77 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ « САФОНОВСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»
КЛАССНЫЙ ЧАС:
«МУЗЫКАНТАМ О КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКЕ»
Подготовила и провела -
преподаватель БАТЮТА Е.А.
октябрь 2021г.
Г. Сафоново, Смоленская обл.
Цель классного часа:
расширение общего музыкального кругозора обучащихся
Задачи:
заинтересовать обучающихся, привить желание познавать мир классической музыки.
Оснащение урока:
Ноутбук с видеопрезентацией по теме, видеоматериалы, фортепиано, нотные сборники
Форма проведения: лекция - урок
Продолжительность: 45 мин.
Наш классный час называется «Музыкантам о классической музыке». И хотя вы – еще юные музыканты – вы обязательно должны знать о музыке как можно больше, расширять свои знания о ней ежедневно. Кто такой «музыкант», ребята? Это слово пришло к нам из древности и переводится с древнегреческого, как «музыкальное (искусство) или музыка». В русском языке оно появилось благодаря царю Петру 1 и заимствовано было из немецкого языка.
Википедия нам говорит, что «…музыкант – специалист в области музыки или тот, кто занимается игрой на музыкальном инструменте, занимающийся музыкой профессионально или как знаток и любитель».
В музыкальной школе мы много играем произведений классической музыки. Что такое «классическая музыка»? Это словосочетание каждый понимает по-своему. Для одних – это легкие, воздушные мелодии Моцарта, для других – кантаты и оратории Баха. Кто-то сразу же вспоминает веселые вальсы Штрауса и зажигательные польки Шопена, а кто-то неистовые симфонии Шостаковича. Кто же прав? А все правы одинаково. Все это – классическая музыка.
Слово «классика» происходит от латинского classicus, что значит образцовый. Если мы обратимся к компетентным источникам, например, в Музыкальную энциклопедию, то найдем там несколько определений классической музыки. Помимо общеизвестного и несколько примитивного определения «серьезная музыка» мы узнаем, что так называют:
- образцовые музыкальные произведения выдающихся композиторов прошлых лет, выдержавшие испытания временем;
- музыкальные произведения, написанные в определенный исторический период в искусстве (от Барокко до Модернизма);
- музыкальные произведения, написанные по определенным правилам и канонам с соблюдением необходимых пропорций и предназначенные для исполнения симфоническим оркестром, ансамблем или солистами.
Классическая музыка разнообразна по жанрам. Это симфонии, сюиты сонаты, этюды, ноктюрны, фантазии, фуги, оперы, балеты, духовная музыка. Основными инструментами для исполнения классической музыки – это струнные, клавишные, духовые и ударные инструменты: скрипка, виолончель, пианино, флейта, гобой, кларнет, труба, литавры, цимбалы, барабан и орган.
В нашей школе дети обучаются на множестве инструментов – скрипке, фортепиано, домре, балалайке, флейте, кларнете, трубе, гитаре, баяне, аккордеоне, а еще занимаются хоровым пением и хореографией, и тоже играют, поют и танцуют под классическую музыку. Ребята, а какие типы произведений из классической музыки изучают в ДШИ?
Конечно, это этюды, пьесы, полифонии, сонаты. А еще … - гаммы: (преподаватель играет одну из гамм в быстром темпе).
Википедия нам говорит, что гамма – это «звукоряд неопределенной протяженности, соседние ступени которого отстают друг от друга на целый тон или полутон».
Ребята, а что мы знаем про гамму?
Во-первых, что гаммы бывают мажорные и минорные. Старшие учащиеся наверное уже изучали на сольфеджио принцип строения гаммы (дети отвечают).
Мажорные гаммы строятся по принципу: 2 тона – полутон, 3 тона – полутон. Самая простая мажорная гамма – До мажор (C – dur). В ней нет ключевых знаков. Минорные гаммы строятся по принципу: тон, полутон,2 тона, полутон, 2 тона. Самая простая гамма минорная для фортепиано – ля минор (a – moll).
Гаммы бывают диезные или бемольные (при ключе бемоли или диезы). Диезные гаммы – это гаммы, тональность которых имеет при ключе диезы. Бемольные – бемоли при ключе.
(Знакомлю детей с записью гамм по латыни)
Хроматические гаммы – гаммы, строящиеся по полутонам (один из учащихся играет ее).
Расходящиеся гаммы – гаммы, которые играются вначале вверх, аналогично обычной гамме, затем расходящиеся в противоположные стороны и сходящиеся к центру (один из учащихся играет хроматическую гамму).
Как вы думаете, ребята, а для чего мы играем гаммы?
Гаммы нужно изучать для развития беглости пальцев у музыканта, для нарабатывания техники игры и улучшения координации рук. Регулярные занятия гаммами повышают выносливость мышц. Музыкант, постоянно играющий их, не будет испытывать проблем с составлением аппликатуры в произведениях.
Гаммы мы играем в разных тональностях и для этого используем знаки альтерации. Кто знает – что это такое?
Учащиеся: диезы и бемоли!
Ведущая: правильно!
Что еще мы используем для развития техники рук на уроке, какие произведения?
Прежде всего – это конечно этюды!
Этюд – инструментальная пьеса, как правило, небольшого объема, основанная на частом применении какого-либо трудного приема исполнения и предназначенная для усовершенствования техники исполнителя.
Сейчас в исполнении учащихся класса мы прослушаем несколько этюдов разных авторов (учащиеся класса исполняют несколько этюдов)
Ведущий:
Жанр этюда известен с 18 века. Среди композиторов, создававших этюды, наиболее известен Карл Черни: он автор более тысячи фортепианных этюдов разного уровня и на разные типы техники, объединенных в циклы («Школа беглости пальцев», «Школа фуги» и другие).
На новый уровень этот жанр вывел Фредерик Шопен: его этюды не только являются упражнениями на технику, но имеют большую художественную ценность и часто исполняются в концертах.
Среди выдающихся композиторов, писавших этюды для фортепиано – Роберт Шуман («Симфоничесие этюды», ор.13), Ференц Лист («Этюды высшего мастерства»; Этюды по каприсам Паганини; Большие концертные этюды), Камиль Сен-Санс, Клод Дебюсси и многие, многие другие.
(СЛАЙД № 1 – звучит «Революционный» этюд Фридерика Шопена в исполнении Святослава Рихтера)
А теперь давайте посмотрим на подготовленные мною музыкальные сборники. Какие названия мы видим в оглавлении?
(зрители просматривают нотные издания, отвечают ведущему на поставленный вопрос)
Да. Это сборники полифонических пьес.
А что такое «полифоническая пьеса», «полифония»? Для чего мы в музыкальной школе изучаем такие произведения?
Учащиеся:
Чтобы научиться играть старинную музыку.
Ведущий:
Давайте посмотрим на иллюстрации к сборникам полифонических пьес и увидим, как танцевали старинные танцы, как одевались тогда танцующие, а еще послушаем, какая музыка звучала в те далекие времена.
(СЛАЙД № 2 – звучит «Менуэт-Ригодон» Г.Ф.Генделя в инструментальном сопровождении, а пары в исторических костюмах танцуют этот старинный танец)
Ведущий:
Итак, поговорим о старинных танцах. Основа старинной музыки, сопровождающей их – в полифоническом проведении голосов. Что же такое «полифония»?
Википедия отвечает нам на этот вопрос так: «Полифония (от греч. Поли –много; фонос – звук, голос; буквально – многоголосие) – это вид многоголосия, основанный на одновременном звучании, сочетании и развитии нескольких самостоятельных мелодических линий, проходящих одновременно. Полифонию называют «ансамблем мелодий».
Существуют различные музыкальные формы и жанры, применяемые для создания произведений полифонического склада: прелюдия, фуга, фугетта, инвенция, канон, полифонические вариации, в 14-16 вв. – мотет, мадригал.
А скажите, пожалуйста, ребята, что наиболее важно при исполнении старинной музыки?
Дети: играть певуче.
Ведущий: Да.
Коренная особенность полифонической фактуры – певучесть, текучесть, которая достигается стиранием цезур, разделяющих построения, незаметностью переходов от одного к другому. И этому мы обучаем в музыкальной школе.
Из Википедии мы знаем, что «Полифония в теории музыки – это склад многоголосной музыки, определяющейся функциональным равноправием отдельных голосов (мелодических линий, мелодий в широком смысле) могоголосной фактуры. В музыкальной пьесе полифонического склада голоса равноправны в композиционно-техническом и логическом отношениях. Словом «полифония» также именуется музыкально-теоретическая дисциплина, которая преподается в курсах среднего и высшего музыкального образования для композиторов и музыковедов.
Сейчас мы послушаем очень известное полифоническое произведение
(СЛАЙД № 3 – И.С.Бах «Токката и фуга ре минор для органа»)
Все в полифонии подчинено общим правилам. Композиторы, писавшие такую музыку, эти правила хорошо знали и точно им подчинялись.
Первые сохранившиеся образцы европейской полифонической музыки – непараллельные и мелизматические органумы (IХ – ХI века). Почему мелизматические – потому, что «сплошь и рядом» они состояли из мелизмов, т.е. украшений, ставящих своей целью продлить звук на инструментах, которые не могли этого сделать из-за отсутствия педали (преподаватель рассказывает вкратце детям о мелизмах в музыке барокко).
В ХV – ХVI веках полифония становится нормой для всей европейской музыки, как церковной (многоголосной), так и светской. Наивысшего расцвета полифоническая музыка достигла в творчестве Генделя и Баха в 17 – 18 вв.
Различают 4 вида полифонии: гетерофония, подголосочная, имитационная, разнотемная полифонии.
Гетерофония – вид многоголосия, возникающий при совместном (вокальном, инструментальным или смешанном) исполнении мелодии, когда в одном или нескольких голосах происходят отступления от основного напева.
(преподаватель проигрывает пример гетерофонии – Танцевальную песню 18 века из собрания Х.И. Мозера (« Tunende Altertbmer»).
Подголосочная полифония – вид многоголосия, свойственный русской, украинской, белорусской народной музыке, а также ориентированным на фольклор произведениям профессионального музыкального искусства. При хоровом исполнении песен в медленном и умеренном движении (лирические протяжные и свадебные, медленные хороводные, казачьи) происходит ответвление от основного напева и образуются самостоятельные варианты мелодии – подголоски.
(преподаватель играет народную песню «Лучина»)
Ведущий:
Имитационная полифония (от латинского – «подражание») – проведение одной и той же темы поочередно в разных голосах.
( в исполнении ученицы класса звучит отрывок из «Двухголосной инвенции ля минор И.С. Баха)
Ведущий:
В разнотемной полифонии одновременно звучат разные, иногда контрастные мелодии.
( СЛАЙД № 4: прослушивают видео – отрывок 1-й части Симфонии №5 Д.Д.Шостаковича)
Ведущий:
Давайте посмотрим, какие еще есть произведения в нотных сборниках, рекомендуемых учащимся музыкальных школ.
Вы обратили внимание на присутствие в нотах и так называемых произведений крупной формы – сонат и вариаций. Что же это такое «Музыкальная форма»? Что говорит Википедия об этом?
«Музыкальная форма – многозначный музыкальный термин, описывающий строение музыкального произведения».
Ведущий:
Как строятся музыкальные произведения крупной формы?
Ребята:
Наверное, из нескольких частей.
Ведущий: правильно!
Произведение состоит из отдельных музыкальных фраз – маленьких целостных музыкальных фрагментов. Музыкальные фразы объединяются в периоды. Периоды объединяются в части. Все эти фрагменты (фразы, периоды, части) музыкального произведения обозначаются латинскими буквами А,В,С и т.д. Различные сочетания фрагментов образуют различные музыкальные формы.
Одночастная форма (А). Ее называют также балладной формой. Наиболее примитивная форма. Мелодия может повторяться с незначительными изменениями (форма АА1А2…) Примеры балладной формы – частушки.
(педагог пропевает несколько куплетов частушек, обращая внимание на изменение мотива в окончании)
Двухчастная форма (АВ). Состоит из двух контрастных фрагментов – аргумента и контраргумента (например, пьеса «Шарманщик поет» из «Детского альбома» П.И.Чайковского).
(исполнение пьесы педагогом)
Ведущий:
Есть и трехчастная форма (АВА). Ее называют также песенной или тернарной.
Есть еще концентрическая форма. Такая форма состоит из трех и более частей, повторяющихся после центральной в обратном порядке, к примеру: А В С В А.
В музыкальных учреждениях, где обучаются дети юного возраста, изучают Сонаты, которые относятся к классической форме.
Сонатная форма – это форма, в экспозиции (1 часть) которой проводятся две контрастные темы в разных тональностях (главная партия и побочная), которые повторяются в репризе (3 часть) в ином тональном соотношении – тонально сближаясь (чаще всего, обе в тональности главной темы). Срединный раздел (2 часть) представляет собой в типичном случае «Разработку», т.е. тонально неустойчивую часть, где происходит развитие предыдущих интонаций.
Сонатная форма выделяется среди всех остальных форм. Это единственная форма, которая не получила развития в танцевальных и вокальных жанрах.
(СЛАЙД № 5: звучит Соната № 5 соль мажор В. А. Моцарта)
Ведущий:
А какие еще формы музыкальных произведений вам известны?
(учащиеся затрудняются ответить на заданный вопрос)
Ведущий:
Сейчас я коротко ознакомлю вас с ними.
Форма Рондо. Свобода, свойственная сонатной форме, расширяется в рондо. Ее форма представляет собой конструкцию АВАСАДАЕАФ. То есть совершенно разные фрагменты, тональности и размеры связываются начальной темой А.
Есть сонаты в форме рондо – Рондо-сонаты. Здесь смешанная форма, имеющая черты рондо и сонатной формы. Форма состоит из трех основных разделов, в которой по принципу рондо строятся крайние разделы (оба или один из них), а средний представляет собой разработку, заимствованную от сонатной формы.
Еще одна из форм – Вариации. Это одна из старейших музыкальных форм (известна с 13 века). Состоит из темы и не менее двух измененных воспроизведений.
Фуга – форма полифонической музыки 17-18вв. В классической однотемной фуге несколько голосов повторяют заданную тему. Состоит из трех частей: экспозиции, развития и заключения.
Симфония – это произведение, объединяющее несколько разных музыкальных форм, обычно в оркестровом исполнении. Как правило состоит из четырех частей:
- Соната аллегро (быстрая соната).
- Медленная часть.
- Менуэт (короткое величественное танцевальное произведение в размере ¾.
- Сочетание сонаты и рондо, которое является тематическим повторением первой части.
Циклические формы – это крупные произведения, состоящие из отдельных частей, объединенных общим замыслом (Сюита и Сонатно-симфонический цикл).
Другие музыкальные формы:
1.Концерт – произведение для солирующего инструмента с оркестром.
2.Дуэт – музыкальное сочинение для двух инструментов или двух голосов с инструментальным сопровождением.
3. Этюд – краткое произведение, построенное на определенном техническом аспекте, таком как, например, гаммы, и предназначенное для упражнений в исполнительской мастерстве.
4. Фантазия – свободная форма.
5. Песенная форма – обозначение двух-и трехчастных форм небольшого и среднего масштаба.
6. Текстомузыкальная форма – тип музыкальной формы, специфика которой определяется строением вербального (молитвословного, поэтического, прозаического) текста.
7. Строфическая форма – разновидность текстов музыкальной песенной формы, в основе которой лежит поэтическая строфа (например, в старинной французской шансон)
Ведущий:
Вот такое многообразие форм в музыке!
Еще мы в фортепианных классах очень любим играть пьесы. Они бывают разными по характеру:
(в исполнении учениц разных классов звучат отрывки из пьес, различные по характеру и различных композиторов)
Ведущий:
В Википедии записано: «Характеристическая пьеса, характерная пьеса – небольшое музыкальное произведение, отражающее настроение или имеющее программное название».
Первые упоминания «характер» - в названии пьес встречаются уже в 18 веке, например у Бетховена, который назвал так симфоническую увертюру «Леонора». До 1830-х годов термин остается малоупотребимым, но затем, с развитием фортепианной музыки, находит все больше приверженцев этой формы. Во второй половине 19 века появляется множество характеристических пьес и наблюдается тенденция к расширению значения термина: кроме музыки, характеризующей настроение, он начинает относиться и к музыкальному описанию мест, событий и персонажей. В отличие от четких по строению сонат или полифоний, написание пьесы ставит перед композитором прежде всего задачу - передать задуманный характер или настроение.
Практически в каждом нотном сборнике есть произведения – ансамбли.
Ансамбль – это совместное исполнение музыкального произведения несколькими участниками и само музыкальное произведение для небольшого состава исполнителей.
В зависимости от количества исполнителей (от двух и более) ансамбль называется дуэтом, трио (терцетом), квартетом, квинтетом, секстетом, септетом, октетом, нонетом, дециметом, ундециметом или дуодециметом (по латинским названиям чисел). Это я вам говорю для ознакомления. На самом деле, ансамбль свыше шести – восьми человек называют, как правило, просто ансамблем.
Как самостоятельные произведения, ансамбли принадлежат к области камерной музыки, однако ансамблями называют также и номера с участием нескольких солистов в вокально-симфонической или хоровой музыке, в том числе в опере.
Из области академической музыки название «ансамбль» распространилось в некоторые другие: в частности, в советской эстрадной музыке 1970г.г. был широко распространен термин ВИА (вокально-инструментальный ансамбль)
(А сейчас я с учащимся младшего класса исполню вам фортепианный ансамбль в 4 руки)
Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод, что классическая музыка вечна. Она прекрасна и гармонична, ее главной особенностью является сочетание глубины передаваемых переживаний с разнообразием музыкальных приемов. Давайте относиться к ее исполнению с уважением, точно соблюдая авторские указания в отношении нюансов, характера и всех авторских указаний.
Классическая музыка сопровождает нас на протяжении столетий. Ее загадочная сила заключается в том, что, слушая ее сегодня, мы испытываем те же чувства, что и первые ее слушатели. Всегда, при наличии возможности, обязательно ходите на концерты классической музыки, посещайте филармонию и концертные залы, или, просто, послушайте диск классической музыки, и пусть каждый для себя решит сам, что для него значит это словосочетание!