Методическая разработка на тему: «Возможности дистанционного обучения эстрадному вокалу».

Методическая разработка «Возможности дистанционного обучения эстрадному вокалу» предназначена для педагогов дополнительного образования для помощи при организации дистанционного обучения эстрадному вокалу.  Данная методическая разработка соответствует дополнительной общеобразовательной  общеразвивающей программе «Студия эстрадного вокала «Акварель».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dist_obuchenie_metod_razrab.docx22.83 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА

Методическая разработка на тему:

«Возможности дистанционного обучения эстрадному вокалу».

Составитель:

педагог дополнительного образования

Парфенова Екатерина Александровна.

Нижний Новгород, 2020


Сведения об авторе.

Парфенова Екатерина Александровна – педагог дополнительного образования первой квалификационной категории, руководитель студии эстрадного вокала «Акварель».

  1. Краткая аннотация.

Методическая разработка «Возможности дистанционного обучения эстрадному вокалу» предназначена для педагогов дополнительного образования для помощи при организации дистанционного обучения эстрадному вокалу.  Данная методическая разработка соответствует дополнительной общеобразовательной  общеразвивающей программе «Студия эстрадного вокала «Акварель».

  1. Пояснительная записка

Цель:

Развитие взаимодействия педагога, детей и родителей в процессе обучения эстрадному вокалу с использованием форм дистанционного обучения.

Задачи.

Образовательные:

1.         Описать опыт использования современных технологий при обучении эстрадному вокалу с использованием дистанционных форм.

2.         Сравнить возможности обучения эстрадным вокалом с использованием дистанционных форм.


В 2020 году наше учреждение дополнительного образования, как и другие образовательные учреждения страны, было переведено на дистанционное обучение. Рухнули планы: участие коллектива в областном конкурсе, подготовка и участие в концертных программах, посвящённых празднованию 75-летия Великой Победы, был отменён наш ежегодный Отчётный концерт студии – любимое мероприятие детей, родителей и всех наших постоянных зрителей.

Массовый перевод на дистанционное обучение, которое сильное отличается от привычных занятий,  произошел впервые. При переходе на новый формат все участники процесса неизбежно сталкиваются с трудностями: школьники и их родители, загруженные учебными занятиями, проблемами отправки выполненных заданий из-за перебоев в работе интернета, перед педагогическим коллективом поставлен ряд новых задач. Понимая, что в данный момент обучающимся и их родителям приходится нелегко и им совершенно не до дополнительного образования, я начала искать такие варианты дистанционной работы, которые не обременили бы их ещё больше, а, может быть, даже порадовали или хотя бы разнообразили их досуг.

Нельзя забывать, что в соответствии с требованиями СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы» для учеников начальной школы время за компьютером на уроке не должно превышать 15-ти минут, для учеников 5-7 классов – 20 минут, для учеников 8-9 классов – 25 минут, для старшеклассников – 30 минут.

Самый главный вопрос - в каком формате проводить уроки? Ответить на него можно, изучив уровень навыков использования и наличия технических возможностей обучающихся. Большинство детей школьного возраста имеют устройство для личного использования на операционной системе Android (смартфон или планшет) с подключением к сети Internet или доступ к нему. Больше половины обучающихся не имеют доступа к компьютеру или имеют его на ограниченное время из-за работы родителей. Большая часть школьников умеет самостоятельно скачивать и устанавливать на своё устройство новые приложения, но имеет ограничения памяти. Учитывая количество одновременно перешедших на дистанционно обучение детей, некоторые бесплатные платформы имели сбои в работе. К тому же, самые популярные онлайн-платформы (Яндекс.УчебникУчи.руЯКласс, МЭШРЭШInternetUrok.ru) рассчитаны на основное образование и не имеют готового контента по эстрадному вокалу.

Сервисы для видеоконференций SkypeZoom тоже имеют ряд своих ограничения для обучения вокалу. При использовании возникают трудности с настройкой звука. Включенный микрофон устройства ловит все: и шум в комнате, посторонние звуки от бытовой техники, членов семьи, домашних животных и пр. А если участники говорят или поют одновременно, то посторонние звуки от каждого также будут слышать все. Для улучшения качества звука лучше использовать наушники с выносным микрофоном или хотя бы гарнитуру от телефона.

Так же, если скорость интернет-подключения на прием или передачу менее 5 Мбит в секунду, ожидайте проблем с синхронизацией видео картинки и звука (как у ведущих, так и у участников конференции). Могут выпадать отдельные кадры, и звук будет отставать от видео. В этом случае о руководящих жестах, призывающих к одновременному (синхронному) пению или речитативу можно также забыть… Таким образом, использование сервисов для видеоконференции может применяться для демонстрации экрана или звука и демонстрации теории. Обратную связь можно получить не всегда, а при ансамблевом исполнении не возможно.

В качестве альтернативы, понравилось использование сервиса YouTube. Во-первых, он обладает большим количеством видео-уроков и обучающих мультфильмов по теоретической части эстрадного вокала. К сожалению, некоторый материал имеет низкое качество и требует тщательного отбора. Во-вторых, можно записывать свои видео-уроки или мастер-классы и свободно их выкладывать как в общий доступ, так и для ограниченного числа пользователей. В-третьих, найденным видеоматериалом очень удобно поделиться: скопировать и отправить ссылку можно даже по СМС. В-четвертых, для просмотра видео не требуется регистрация на сервисе, он прост при использовании и большинство пользователей имеют опыт просмотра видеозаписей.

Использовать сервис YouTube оказалось удобно при распевании и отработки сложных мест в мелодии песни. Учитывая то, что диапазон голоса и проблемы вокальной техники каждого обучающегося уже известны, для каждого можно записать видео для распевания с комментариями к упражнениям. В качестве отработки сложных мест для детей, которые не владеют в совершенстве нотной грамотой, можно использовать короткое обучающее видео движения рук по клавиатуре пианино и нажатия определенных клавиш с заданием «играть и петь». Для отработки сложного места можно использовать детский синтезатор или приложение электронной клавиатуры фортепиано для смартфона или планшета. Например, понравилось бесплатное приложение Perfect Piano – реклама не мешает процессу игры, занимает мало памяти при загрузке на телефон, имеет полную 88-клавишную клавиатуру, клавиши имеют разные цветовые символы в зависимости от октавы, что помогает сориентироваться новичку. Использование детского игрушечного синтезатора уменьшает время нахождения ребенка за планшетом. Такая форма задания вызывает интерес у обучающихся любого возраста.

Для более продвинутых обучающихся, владеющих нотной грамотой, можно использовать бесплатное приложение типа Vocal Pitch Monitor. Задача для обучающегося – спеть изучаемое произведение акапельно.  Это приложение отображает высоту звука, введенному от микрофона на графике в реальном времени, т.е. насколько ученик «попал в ноту». В приложении латинской буквой отображается нота, которая звучит. Так же приложение может записать аудиофайл и отправить его. При использовании приложения могут возникать сложности, так как приложение имеет только англоязычную версию.

В рамках дистанционного обучения всем детям были разосланы их фонограммы-минус в различных вариантах. Так, при помощи программного обеспечения Cubase 5 в процессе разучивания произведения была прописана мелодия, дублирующая голос на фонограмме: от полной прописи, до отдельных сложных мест и минуса без дублирующей мелодии.

Второй сложный вопрос – в каком виде получать обратную связь от обучающихся. По теоретической части может быть составлен список вопросов для ответа или тестирование на Яндекс.Формах или аналогичном сервисе. Процесс работы над произведением может быть представлен по-разному. Предпочтительный вариант - в видео-формате, где видно, как ребенок соблюдает певческую позицию, открывает рот, работает с микрофоном (или предметом вместо него), использует мимику, жесты, танцует при исполнении. Для съемки требуется «оператор»,  который поможет снять обучающегося на видео; устройство, с которого будет включена фонограмма и устройство, на которое будет записано видео. Большая часть детей присылала ответ в аудиоформате – голос, записанный под фонограмму. Дети, имеющие ограниченные технические возможности (только один телефон) присылали запись акапельного исполнения. Видеокамера или диктофон сейчас есть на всех смартфонах и планшетах и удобны для использования. Задание «прослушать свою запись и найти ошибки и недочеты» развивает у обучающихся критическое мышление, слух и фантазию.

Отправка сообщений может происходить разными путями: через мессенджеры (Viber, Whats App), через электронную почту, через социальные сети (Например, сеть «Вконтакте» - свои аккаунты могут иметь обучающиеся от 14 лет, возраст младше – при участии родителей, есть функция отправки голосовых сообщений).

Дистанционное обучение требует от обучающихся большей сосредоточенности, самостоятельности, самоконтроля, поэтому необходима моральная поддержка и мотивация. Конечно, дистанционное обучение полностью не заменит очных занятий, но может быть временной необходимой мерой. Голос – это удивительный музыкальный инструмент, им надо научиться владеть и на этом инструменте может научиться играть каждый из нас, главное – желание. Трудолюбие, регулярные занятия, систематическое саморазвитие, просмотр мастер-классов, а главное побольше практики и успех не заставит себя ждать.

Список литературы:


1.          Бархатова И.Б. Гигиена голоса для певцов. Учебное пособие. 4-е изд., стер. Планета музыки, 2018 – 128 с

  1. Варламов А. Е. В 18 Полная школа пения: Учебное пособие. 4 е изд., стер. — СПб.: Издательство «Лань»; Издательство «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2012. — 120 с.
  2. Вербов А.М. Техника постановки голоса: учебное пособие / А. М. Вербов. — Издание 3-е, стереотипное. — Санкт-Петербург [и др.]: Лань: Планета музыки, 2017. — 61с.
  3. Ружьева Е.А. Шехов В.Г Самоучитель по вокалу. Москва: Издательство АСТ, 2015. — 128 с.