Летний проект "Маленькие путешествия почемучек"
«Летние путешествия маленьких почемучек»
Участники проекта: воспитанники второй младшей группы «Солнышко», воспитатели.
Вид проекта: музыкально-игровой, познавательно-творческий, групповой, комплексный.
Время реализации: краткосрочный.
Сроки реализации: июль.
Продукт проекта: изобразительная деятельность при слушании музыки и знакомстве с музыкальными инструментами, изготовление музыкального инструмента – балалайки, создание дидактической игры «Нотки-капельки», наглядное пособие «Домик для нот», квест-игра «Как насекомые в детском саду заблудились».
Первый этап. Подготовительный.
Введение в тему
Самым ярким видом искусства, затрагивающим душу каждого человека, является Музыка. Она способна передавать разнообразные ощущения и чувства, будь то радость или горе. Может побуждать и заставлять задуматься. Поэтому многие века и столетия данный вид искусства изучают педагоги, философы, музыканты, ученые и специалисты в области дошкольного образования. Последние неутомимо объясняют и показывают роль и значение музыкальной деятельности в развитии дошкольников, поясняют как музыкальные занятия влияют на воспитание маленькой личности, формируют его музыкальные способности, эмоциональную отзывчивость, культуру и музыкальность ребенка в целом.
Проблема
Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями,
способствует полету воображения; музыка придает жизнь
и веселье всему существующему… Ее можно назвать
воплощением прекрасного и возвышенного.
Платон
В современном мире дети XXI века растут в мире гаджетов, электронных технологий и компьютеризации. В связи с этим выявляется проблема, связанная с низким уровнем эмоционального взаимопонимания, что отражается на духовной бедности, в отсутствии воображения, фантазирования, любопытства и желания познать новое, а также не способствует гармоничному и нравственному развитию.
Мы знаем, что основы музыкальной культуры закладываются в детстве. В дошкольном возрасте формируются эталоны красоты, у детей накапливаются знания и тот опыт деятельности, от которого зависит эстетическое восприятие искусства и окружающего мира.
Исходя из этого можно говорить о том, что дети дошкольного возраста не умеют дать эмоциональную реакцию на занятии, что является первой проблемой данного проекта.
Вторая проблемная ситуация заключается в том, что на занятии вызвать интерес у ребенка достаточно сложно.
Актуальность
В процессе музыкальных занятий в течение учебного года я замечала, что детям не всегда интересно присутствовать на наших встречах. Им скучно оттого, что занятия могут проходить однообразно, что педагог просит повторить, просит описать сыгранное или прослушанное произведение, передать их настроение и характер, поделиться своими эмоциями. Либо реакцией на заданные вопросы были смущение, короткий ответ «не знаю» или повторение за своим одногруппником.
Меня беспокоит то, что проблема развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста плохо развита. В силу своего возраста (3-4 года) дети не умеют самостоятельно выражать свои чувства и эмоциональные переживания без обучения и воспитания, т.к. нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, которые могут характеризовать взрослого человека, не даны ребенку от рождения. Эта способность формируется на протяжении всего дошкольного детства.
В настоящее время для детей дошкольного возраста основу эмоциональных переживаний дошкольника составляют отношения с родителями, сверстниками, а также телевидение, компьютерные игры, которые оказывают негативное влияние. Нынешние дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. В современном мире музыка и искусство целенаправленно изолируется от общества, занижена их роль в воспитательном процессе.
Отсюда можно сделать вывод, что такие эмоциональные переживания носят негативный характер, это может привести к тому, что у ребенка выработается пессимистический взгляд на жизнь, что очень мешает саморазвитию в будущем.
По этой причине и родилось название проекта: «Летние путешествия маленьких почемучек». Ведь лето – это прекрасная пора для путешествий, а дети очень любят разные приключения. И мы знаем, что младшие дошкольники задают много вопросов. Наиболее частый из них «Почему?».
Таким образом, занятия были построены так, что мы «путешествовали» в лес, по океану, в страну Музляндию, в сказку, в Пещеру горного короля. Итогом было путешествие по нашему детскому саду в поисках насекомых.
Данный проект направлен на то, чтобы:
■ показать детям, что музыка и музыкальные занятия – это не скучно, а увлекательно, интересно и плодотворно;
■ привить правильное формирование музыкального слуха;
■ развить эмоциональную сферу дошкольников.
Цель:
- Создать условия для развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста посредством слушания музыкальных произведений и изобразительной деятельности;
- Расширить и углубить знания дошкольников о музыкальных инструментах и музыкальной грамоте.
Задачи:
- Обогащать музыкальные впечатления детей;
- Воспитывать любовь и интерес к музыке;
- Развивать эмоциональную отзывчивость и восприимчивость;
- Развивать мыслительную деятельность, память, слух и фантазию;
- Знакомить детей с музыкальными инструментами и миром нот;
- Обогащать словарный запас детей.
Предполагаемые результаты
В ходе реализации проекта дети научились внимательно, от начала до конца, слушать музыкальные произведения, пытались дать художественное описание прозвучавшей композиции и изобразить ее на листе карандашами. Научились узнавать музыку, которую слушали ранее. Запомнили музыкальные инструменты, их звучание и названия нот.
Второй этап. Основной.
В реализации проекта были проведены запланированные мероприятия, связанные с путешествиями: в лес, по океану, в пещеру горного короля, в страну Музляндию, в сказку, по детскому саду.
Поэтому в ходе занятий с детьми:
- Проводились беседы об окружаюшей среде, о лесе, океане, музыкальных инструментах и их звучании, о веселых нотках и как их зовут, о балалайке, о прослушанных композициях;
- Слушали музыкальные произведения (В. Шверцингер «Марш гренадёров», М. Равель «Море», Н.А. Римский-Корсаков «Океан-море синее» из оперы «Садко», Э. Григ «Утро» из сюиты «Пер Гюнт», звуки инструментов, с которыми знакомились, звуки животных и природы, РНП «Ах, вы сени, мои сени»);
- Занимались творческой деятельностью (изображение моря, музыкального инструмента - треугольника, поделка из картона, пластилина и самоклеящейся цветной бумаги – балалайка);
- Рассматривали иллюстрации (с лесными животными, морскими обитателями, с кораблем и поездом, на которых путешествовали, с насекомыми, с таинственной страной Музляндией, с изображением музыкальных инструментов, нот и нотного стана);
- Смотрели детские мультфильмы «В пещере горного короля» (1993 г., на музыку Э. Грига из сюиты «Пер Гюнт») и «Песенка про пять океанов», видеозаписи игры на балалайке (исполняет Алексей Архиповский, «Колыбельная» и «Маленькая вещь»), мини-сказку «Как курочка Ряба снесла ноту соль»;
- Играли на музыкальных инструментах (барабан, ксилофон, маракас, треугольник, трещетка, ложки);
- Занимались пением (распевки, песня А. Островского «До, ре, ми, фа, соль…», песня про жука).
- Проводили разминку-зарядку перед путешествием, изображали поезд под музыку и музыкально-ритмические движения под марш;
- Играли в д/и «Сложи цветок», «Найди нотки-капельки», «В каком домике живет нотка», «Отгадай звук», «4 лишний», и подвижную игру под сопровождение инструмента «Ловишка».
Презентация проекта
Показ разных видов деятельности на занятиях в фото- и видеоформате в рамках проекта «Летние путешествия маленьких почемучек».
Понятийный словарь
Существительные | Глаголы |
нота нотный стан скрипичный ключ мелодия музыка балалайка марш барабан ксилофон маракас треугольник трещотка ложки музыкант композитор исполнитель виртуоз колыбельная произведение струна гриф корпус колок лопатка
| маршировать слушать звучать шуметь стучать звенеть шуршать хрипеть трещать жужжать писать сочинять исполнять играть перебирать
|
Третий этап. Заключительный.
Оформление паспорта проекта.
Проведение квест-игры «Как насекомые в детском саду заблудились».
Планы на дальнейшую деятельность
Проект показал, что детей нужно и можно заинтересовать в ходе занятия. Они были очень активны и увлечены. Импонирует то, что дети стали более открыты к общению и пытались пояснить свои эмоции, без стеснения, после прослушивания произведения.
Всех предполагаемых результатов не добились. Так как проектная деятельность выпала на период пандемии, то дети не всегда присутствовали на занятиях, и поэтому весь объем информации был получен не планомерно. От этого отсутствовало систематическое закрепление пройденного материала.
Проект положил начало для реализации других проектов и занятий по развитию эмоциональной сферы дошкольников. Данная тема очень интересна и многогранна. И поэтому, я решила продолжить изучать ее дальней, более углубленно в самообразовательном процессе («Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста в процессе музыкального восприятия»).
Литература
- Шанских Н.Г. Развитие эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста посредством музыки.
- Комиссарова Л.Н. Современные направления и задачи музыкального развития детей дошкольного возраста // Современный детский сад, №3. – Москва: ООО «АРКТИ», 2011. – С. 26 - 31
- Зацепина М.Б. Музыкальное воспитание дошкольника – основа его культурного развития // Современный детский сад, №3. – Москва: ООО «АРКТИ», 2011. – С. 23 – 25
- Цитата Платона
- Широкова Г.А. Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – 304 с.
- Радынова О.П., Катинене А.И., Палавандишвили М.Л. Музыкальное воспитание дошкольников. – Москва: «Академия», 1998. – 240 с.
- Данилина Т.А. Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. В мире детских эмоций. - Москва: АйрисПресс, 2004 - 160с.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Музыкальный летний краткосрочный проект | 1.34 МБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно