Начальный этап обучения игре на фортепиано, постановка рук согласно предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства "Фортепиано"

Казанцева Наталья Семёновна

Начальный этап самый важный во всем образовательном процессе обучения игре на фортепиано. Необходимо не только привить у ребенка мубовь к музыке, к занятиям , необходимо начать формирование постановки рук. И, хотя этот процесс продолжается ни один год, очень важно именно в первом классе сделать основной этап постановки рук.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx27.89 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Министерство культуры Российской Федерации Администрация МО Приозерского района Ленинградской области

Муниципальное учреждение дополнительного образования

Шумиловская детская школа искусств

Открытый урок на тему:

« Начальный этап обучения игре на фортепиано, постановка рук согласно предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Фортепиано»

с ученицей фортепианного класса 1 года обучения

Подготовила и провела:

преподаватель по классу фортепиано Казанцева Наталья Семѐновна

п. Саперное 2021 г.

Цель: формирование у учащегося правильных первичных навыков игры на инструменте фортепиано.

Задачи:

  • При помощи гимнастики и упражнений

на фортепиано научить ребѐнка освобождению мышц рук;

  • Отработка приемов игры non legato;

  • Укрепление кончиков пальцев на основе упражнений;

  • Развитие слухового контроля при игре на инструменте.

Тип        урока:        урок        формирования        новых        знаний        и        закрепления        уже приобретенных.

План урока:

Этап урока

Приемы и методы

Время (мин.)

1.

Орг. момен т

Словесный

2

2.

Разминка

Словесно-наглядный

3

3.

Повторение пройденного материала

Словесный, наглядный

8

4.

Работа        над музыкальным материалом

Словесн ый,

н аглядн ый, попутных поправок,показа, “направляющих

указаний.

10

5.

Игровой момен т

Игровой,        словесн ый, н аглядн ый, показа

2

6.

Итог урока

Словесн ый, н аглядн ый

2

7.

Домашнее задание

Словесный

3

Прогнозируемый результат: обучающейся научится владеть и управлять мышцами рук, освоит прием игры non legato на инструменте, научится с помощью слухового контроля оценивать извлекаемые звуки и игру в целом. Приобретѐт начальные профессиональные навыки и знания.

Оборудование:        фортепиано, подставка для ног, диктофон для записи игры ученика и анализа исполнения, карандаш.

Ход урока:

Начальное обучение – процесс индивидуальный. Необходимо с каждым учеником проводить занятия по-разному. В зависимости от возраста, физического, общего миропознания и музыкального развития ребенка, его восприимчивости к знаниям, способности к концентрации внимания,врожденной музыкальности. Прекрасно выразил свою мысль по этому поводу Г.Г. Нейгауз: «Я считаю, что надо начинать с главного – музыки. Ребенок без души может сыграть несколько нот, но научить его играть с самого начала выразительно, взять какую-нибудь народную мелодию, и, если она веселая, научить его играть весело, а если печальная – печально».

Задание первое: Попросить ребенка сделать несколько упражнений для освобождения рук и ощущения независимости каждого пальца, (играем упражнение «Коршун» «Кукла – робот» и «Пятѐрочки»)

Для организации игрового аппарата начинаем играть упражнение 3-м пальцем, держа при этом свод руки, чувствуя купол и опору пальца в ладонь. При этом ученик должен контролировать качество каждого звука, следить за тем, чтобы он звучал полно, глубоко, но не «кричал» и не звучал грубо. Попросить ученика использовать слуховой контроль,услышать свою игру как-быиз далнка, затем проанализировать свою игру и дать себе рекомендации. К сожалению, когда ученик заостряет свое внимание на качестве звука, контроль над свободой рук ослабевает, рука может зажиматься. Мы знаем, что расслабленность руки – одно из условий естественной игры на инструменте, но надо помнить, что свобода рук понятие относительное. Ведь никакого самого маленького движения нельзя сделать без напряжения мышц. Всякое движение - есть напряжение. Основой для исполнения, как у начинающего ученика, так и зрелого музыканта, должно быть соответствие звукового образа с движением и ощущением рук.

Задание второе: Исполнить «Этюд» Гнесиной приемом non legato.

Попробуем охарактеризовать мелодию совместно с ребѐнком, исполнить ее в характере, используя динамические оттенки. Продолжить следить за свободным исполнением и правильным погружением в клавиатуру, при этом попробуем исполнить эту мелодию достаточно весело и легко. Поговорим о динамических оттенках. Для чего они нужны? Для того, чтобы музыка была разнообразной и интересной. Первую часть этюда предложить сыграть на f(форте) , вторую на p(пиано), при этом, не забывая, что в конце каждой фразы мы делаем диминуэндо, а в конце этюда крещендо. Затем предложить сыграть этюд на staccato. Проанализировать насколько поменялся смысл произведения, его звучание и восприятие.В каком исполнении ученику понравилось звучание этюда. Динамические оттенки обогащают звучание, более полно отображают характер музыки.Без динамических оттенков музыка превращается в определенный набор нот. Записать игру ученика на диктофон, дать прослушать. Далее следует анализ исполняемого произведения. Ребенок сам может оценить свою игру и сказать, где не хватило f, а где p. Тем самым мы развиваем у ребѐнка слуховой контроль, навыки самоанализа и образное мышление.

Задание третье: Предложить ученику упражнение на укрепление кончиков пальцев.

Для того, чтобы сформировать профессиональные навыки игры на инструменте мы всегда должны помнить о свободе рук и крепких, цепких

кончиках пальцев. На любом этапе работы над произведением и на любом этапе обучения в целом. Для этого используем карандаш с резинкой на конце. Предлагаем ребенку зацепиться за кончик карандаша и повиснуть на нем. При этом ученик почувствует вес собственной руки, свободную руку целиком и цепкий кончик пальца. Очень важно, чтобы ребенок хорошо запомнил это ощущение.

Задание четвёртое: Подбор по слуху песенки «Жили у бабуси» от любого звука.

Пропеть песенку вместе с учеником, разобрать движение мелодии и ее особенности. Ребенок поет и по слуху, определяет точность движения мелодии.Можно предложить «продирижировать» мелодию, то есть при нисходящем движении рука постепенно опускается, а при восходящем – поднимается. Затем предложить сыграть эту же песенку от другого звука. Игра по слуху развивает музыкальную память и слух. При выполнении любого задания следует помнить о правильном звукоизвлечении, контролировать «погружение» свободной, тяжелой руки в инструмент. Обязательно извлекать только качественные, красивые звуки, подключать слуховой контроль. Ребенок должен уметь оценивать не только игру в целом, но и качество каждого отдельного звука.

Задание пятое: Знакомство с новым произведением: определяем размер, называем ноты отдельно правой и левой руки, определяем характер и темп произведения, обращаем внимание на динамические оттенки.

Домашняя работа: разобрать новое произведение отдельными руками со счетом вслух, просмотреть динамические оттенки и постараться их выполнить при игре.Обязательно ежедневно играть упражнения «Коршун» и

«Пятѐрочки».

Список используемой литературы:

  1. Б. Милич «Маленькому пианисту». Кiев. «Музична Украiна» 1984.
  2. Л.        Баренбойм        «Путь        к        музицированию».        Ленинград        «Советский композитор». Ленинградское отделение. 1980 г.
  3. А. Шмидт-Шкловская «О воспитании пианистических навыков»; М.:

«Классика XXI», 2013г.

  1. А. Щапов «Фортепианный урок в музыкальной школе и училище»; М.:

«Классика XXI», 2009г.

  1. Николаев        А.В.        «Фортепианная игра».Учебн ое пособие для фортепиано. - Музыка, 2004г.