Начальный этап обучения игре на фортепиано, постановка рук согласно предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства "Фортепиано"
Начальный этап самый важный во всем образовательном процессе обучения игре на фортепиано. Необходимо не только привить у ребенка мубовь к музыке, к занятиям , необходимо начать формирование постановки рук. И, хотя этот процесс продолжается ни один год, очень важно именно в первом классе сделать основной этап постановки рук.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.docx | 27.89 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Министерство культуры Российской Федерации Администрация МО Приозерского района Ленинградской области
Муниципальное учреждение дополнительного образования
Шумиловская детская школа искусств
Открытый урок на тему:
« Начальный этап обучения игре на фортепиано, постановка рук согласно предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Фортепиано»
с ученицей фортепианного класса 1 года обучения
Подготовила и провела:
преподаватель по классу фортепиано Казанцева Наталья Семѐновна
п. Саперное 2021 г.
Цель: формирование у учащегося правильных первичных навыков игры на инструменте фортепиано.
Задачи:
- При помощи гимнастики и упражнений
на фортепиано научить ребѐнка освобождению мышц рук;
- Отработка приемов игры non legato;
- Укрепление кончиков пальцев на основе упражнений;
- Развитие слухового контроля при игре на инструменте.
Тип урока: урок формирования новых знаний и закрепления уже приобретенных.
План урока:
№ | Этап урока | Приемы и методы | Время (мин.) |
1. | Орг. момен т | Словесный | 2 |
2. | Разминка | Словесно-наглядный | 3 |
3. | Повторение пройденного материала | Словесный, наглядный | 8 |
4. | Работа над музыкальным материалом | Словесн ый, н аглядн ый, попутных поправок,показа, “направляющих указаний. | 10 |
5. | Игровой момен т | Игровой, словесн ый, н аглядн ый, показа | 2 |
6. | Итог урока | Словесн ый, н аглядн ый | 2 |
7. | Домашнее задание | Словесный | 3 |
Прогнозируемый результат: обучающейся научится владеть и управлять мышцами рук, освоит прием игры non legato на инструменте, научится с помощью слухового контроля оценивать извлекаемые звуки и игру в целом. Приобретѐт начальные профессиональные навыки и знания.
Оборудование: фортепиано, подставка для ног, диктофон для записи игры ученика и анализа исполнения, карандаш.
Ход урока:
Начальное обучение – процесс индивидуальный. Необходимо с каждым учеником проводить занятия по-разному. В зависимости от возраста, физического, общего миропознания и музыкального развития ребенка, его восприимчивости к знаниям, способности к концентрации внимания,врожденной музыкальности. Прекрасно выразил свою мысль по этому поводу Г.Г. Нейгауз: «Я считаю, что надо начинать с главного – музыки. Ребенок без души может сыграть несколько нот, но научить его играть с самого начала выразительно, взять какую-нибудь народную мелодию, и, если она веселая, научить его играть весело, а если печальная – печально».
Задание первое: Попросить ребенка сделать несколько упражнений для освобождения рук и ощущения независимости каждого пальца, (играем упражнение «Коршун» «Кукла – робот» и «Пятѐрочки»)
Для организации игрового аппарата начинаем играть упражнение 3-м пальцем, держа при этом свод руки, чувствуя купол и опору пальца в ладонь. При этом ученик должен контролировать качество каждого звука, следить за тем, чтобы он звучал полно, глубоко, но не «кричал» и не звучал грубо. Попросить ученика использовать слуховой контроль,услышать свою игру как-быиз далнка, затем проанализировать свою игру и дать себе рекомендации. К сожалению, когда ученик заостряет свое внимание на качестве звука, контроль над свободой рук ослабевает, рука может зажиматься. Мы знаем, что расслабленность руки – одно из условий естественной игры на инструменте, но надо помнить, что свобода рук понятие относительное. Ведь никакого самого маленького движения нельзя сделать без напряжения мышц. Всякое движение - есть напряжение. Основой для исполнения, как у начинающего ученика, так и зрелого музыканта, должно быть соответствие звукового образа с движением и ощущением рук.
Задание второе: Исполнить «Этюд» Гнесиной приемом non legato.
Попробуем охарактеризовать мелодию совместно с ребѐнком, исполнить ее в характере, используя динамические оттенки. Продолжить следить за свободным исполнением и правильным погружением в клавиатуру, при этом попробуем исполнить эту мелодию достаточно весело и легко. Поговорим о динамических оттенках. Для чего они нужны? Для того, чтобы музыка была разнообразной и интересной. Первую часть этюда предложить сыграть на f(форте) , вторую на p(пиано), при этом, не забывая, что в конце каждой фразы мы делаем диминуэндо, а в конце этюда крещендо. Затем предложить сыграть этюд на staccato. Проанализировать насколько поменялся смысл произведения, его звучание и восприятие.В каком исполнении ученику понравилось звучание этюда. Динамические оттенки обогащают звучание, более полно отображают характер музыки.Без динамических оттенков музыка превращается в определенный набор нот. Записать игру ученика на диктофон, дать прослушать. Далее следует анализ исполняемого произведения. Ребенок сам может оценить свою игру и сказать, где не хватило f, а где p. Тем самым мы развиваем у ребѐнка слуховой контроль, навыки самоанализа и образное мышление.
Задание третье: Предложить ученику упражнение на укрепление кончиков пальцев.
Для того, чтобы сформировать профессиональные навыки игры на инструменте мы всегда должны помнить о свободе рук и крепких, цепких
кончиках пальцев. На любом этапе работы над произведением и на любом этапе обучения в целом. Для этого используем карандаш с резинкой на конце. Предлагаем ребенку зацепиться за кончик карандаша и повиснуть на нем. При этом ученик почувствует вес собственной руки, свободную руку целиком и цепкий кончик пальца. Очень важно, чтобы ребенок хорошо запомнил это ощущение.
Задание четвёртое: Подбор по слуху песенки «Жили у бабуси» от любого звука.
Пропеть песенку вместе с учеником, разобрать движение мелодии и ее особенности. Ребенок поет и по слуху, определяет точность движения мелодии.Можно предложить «продирижировать» мелодию, то есть при нисходящем движении рука постепенно опускается, а при восходящем – поднимается. Затем предложить сыграть эту же песенку от другого звука. Игра по слуху развивает музыкальную память и слух. При выполнении любого задания следует помнить о правильном звукоизвлечении, контролировать «погружение» свободной, тяжелой руки в инструмент. Обязательно извлекать только качественные, красивые звуки, подключать слуховой контроль. Ребенок должен уметь оценивать не только игру в целом, но и качество каждого отдельного звука.
Задание пятое: Знакомство с новым произведением: определяем размер, называем ноты отдельно правой и левой руки, определяем характер и темп произведения, обращаем внимание на динамические оттенки.
Домашняя работа: разобрать новое произведение отдельными руками со счетом вслух, просмотреть динамические оттенки и постараться их выполнить при игре.Обязательно ежедневно играть упражнения «Коршун» и
«Пятѐрочки».
Список используемой литературы:
- Б. Милич «Маленькому пианисту». Кiев. «Музична Украiна» 1984.
- Л. Баренбойм «Путь к музицированию». Ленинград «Советский композитор». Ленинградское отделение. 1980 г.
- А. Шмидт-Шкловская «О воспитании пианистических навыков»; М.:
«Классика XXI», 2013г.
- А. Щапов «Фортепианный урок в музыкальной школе и училище»; М.:
«Классика XXI», 2009г.
- Николаев А.В. «Фортепианная игра».Учебн ое пособие для фортепиано. - Музыка, 2004г.