Подготовка ансамблевого коллектива к сценическому выступлению
Материал представляет собой конспект занятия учащихся оркестровой студии по программе "Ансамбль "Надежда"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podgotovka_k_konts_vyst.docx | 46.86 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ
КОЛПИНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
«ПОДГОТОВКА АНСАМБЛЕВОГО КОЛЛЕКТИВА К СЦЕНИЧЕСКОМУ ВЫСТУПЛЕНИЮ»
Конспект занятия по программе «Ансамбль «Надежда»
для обучающихся четвертого года обучения
Возраст обучающихся: 12-14 лет
Авторы-составители:
Щербакова Анна Викторовна,
педагог дополнительного образования,
Кустарева Марина Геннадьевна,
Методист отдела художественного воспитания
Санкт-Петербург
2018
Пояснительная записка
- Методическая цель занятия: комплексная подготовка к концертному выступлению.
- Краткое описание и характеристика способов реализации методической цели:
- работа над музыкальными произведениями;
- тест-шутка;
- алгоритм успешного выступления.
- Примерный перечень мотивирующих вопросов-заданий:
- предоставление возможности присутствующим гостям ответить на вопросы теста;
- мнения, впечатления, пожелания коллег.
Тема занятия: «Подготовка ансамблевого коллектива к сценическому выступлению».
Цель занятия: создание условий для достижения максимальной готовности обучающихся к сценическому выступлению.
Задачи:
Обучающие:
- формировать навык совместного выразительного исполнения музыкального произведения по дирижерскому жесту;
- закреплять навык исполнения пьесы без нотного текста;
- формировать осознание необходимости соблюдения основных правил сценического поведения.
Развивающие:
- совершенствовать способность к слуховому контролю в процессе ансамблевого исполнения;
- развивать способность к внутренней саморегуляции при подготовке к концертному выступлению.
Воспитательные:
- воспитывать чувства ответственности, дисциплины;
- воспитывать сценическую культуру.
Вид занятия: закрепление и совершенствование приобретенных навыков.
Форма организации деятельности учащихся на занятии: групповая.
Методы обучения: практическая работы с элементами беседы.
Характеристика группы: группа из 20 человек, обучающихся четвертого года обучения, возраст обучающихся: 12-14 лет.
Продолжительность занятия 45 минут.
Используемые дидактические и методические материалы:
- ансамблевые партии;
- аудиозапись концертного выступления коллектива;
- карточки с номерами для ответов на вопросы теста.
Оборудование, технические средства обучения:
- аккордеоны, баяны, бас-гитара, фортепиано;
- пульты для нот;
- ноутбук;
- телевизор;
- мольберт;
- фланелеграф.
План занятия:
- Организационный момент: приветствие, сообщение цели занятия.
- Подготовительный этап: создание мотивации к занятию (активизация памяти, мыслительных процессов).
- Основной этап:
- работа над музыкальными произведениями «Попурри на темы военных песен» и «Баянист играет джаз» Е. Дербенко;
- выполнение теста «Я - артист?»;
- просмотр видеозаписи выступления ансамбля «Надежда».
- Контрольно-диагностический этап: составление алгоритма успешного выступления.
V. Итоговый этап.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Этапы | Содержание | Время | Примечания | Сопроводительный текст |
Организационный | Организация начала занятия, приветствие, активизация внимания, создание психологического настроя на плодотворную работу. | 1 мин. | Учащиеся сидят на стульях с инструментами. | Добрый день, дорогие ребята, уважаемые коллеги. Нам очень приятно видеть вас сегодня на занятии, где мы покажем свою работу и по окончании будем рады выслушать ваши отзывы, впечатления, пожелания. |
Подготовительный | Сообщение темы, цели учебного занятия, мотивация учебной деятельности (актуализация имеющихся знаний) | 5 мин. | Примерные ответы обучающихся: знание нотного текста, точное исполнение штрихов, динамики, смены меха, сосредоточенность, внимательность… | Поскольку все коллективы нашего Дворца, и наш, в том числе, творческие, я думаю, вы согласитесь, что целью любого коллектива является не только самореализация учащихся и педагога, но и создание «продукта» их сотворчества. Так вот, в нашем коллективе главным результатом долгих репетиций является концертное выступление, и цель сегодняшнего занятия – показать комплексную подготовку к концертному выступлению. Она будет включать в себя работу над пьесами, тест и алгоритм успешного выступления, который мы постараемся вывести в конце занятия. Итак, тема сегодняшнего занятия – «Подготовка к концертному выступлению». Я попрошу вас ответить на вопрос: что же, по вашему мнению, необходимо для успешного выступления на сцене? Совершенно верно. Я бы добавила, точное исполнение по дирижерскому жесту, умение слушать и слышать друг друга, соблюдать звуковой баланс в партиях, выразительное и эмоциональное исполнение, ну и, конечно, концертный настрой. |
Основной | Практическая работа над музыкальными произведениями «Попурри на темы военных песен» и «Баянист играет джаз» Е. Дербенко. Выполнение теста-шутки «Я артист?» Просмотр и анализ видеозаписи. | 32 мин. | Ответы обучающихся. Ответы обучающихся. Работа над произведением. В паузах и во время игры педагог корректирует исполнение. Обучающиеся и гости получают карточки с номерами для ответов на вопросы теста. Проводится игровой тест. | Итак, начиная работу над первым произведением «Попурри на темы военных песен» мы должны определить, прежде всего, каков же его характер, образный строй? Молодцы, а какими средствами музыкальной выразительности можно передать характер данного произведения? Какие штрихи здесь преобладают, динамические оттенки, способ ведения меха? Хорошо. Теперь я предлагаю начать работу над пьесой и постараться выполнить все то, о чем мы сейчас сказали. Спасибо, вы хорошо поработали, а теперь я предлагаю вам небольшой тест, который поможет нам узнать, каким же, по вашему мнению, должен быть настоящий артист. Вы получите карточки с номерами 1, 2, 3. Я зачитываю вопрос и три варианта ответа. Вы выбираете правильный, на ваш взгляд, и поднимаете карточку с соответствующим номером. Нашим гостям я раздам такие же карточки и, у них будет возможность вместе с вами ответить на вопросы теста. Спасибо за участие, я надеюсь, вы догадались, что тест был шуточным, правильные ответы были очевидны и, теперь мы точно знаем, каким должен быть артист на сцене и как нужно готовиться к выступлению. |
Обучающиеся открывают ноты. Работа над пьесой: точное исполнение штрихов, динамических оттенков, техника ведения меха, выразительность. Включается видеозапись, обучающиеся внимательно слушают и анализируют, затем отвечают на поставленные вопросы. Дети сразу же обратят внимание на свою посадку и подкорректируют ее. Работа над произведением. Обучающиеся размышляют и высказывают свое мнение по поводу сценического волнения. | А сейчас мы переходим к работе над следующим произведением «Баянист играет джаз» композитора Евгения Дербенко. Спасибо, хорошо. Сейчас я предлагаю вам посмотреть видеозапись нашего выступления и сравнить, чем отличается наше исполнение несколько месяцев назад и сегодняшнее, и определить, над чем еще нужно поработать, чтобы ярко и эмоционально исполнить произведение на концерте. И несколько наводящих вопросов: свободно ли вы играете? Вместе ли вступаете и заканчиваете и в нужном ли темпе? Хорошо, спасибо за ответы. А какая у вас посадка, правильно ли вы держите инструменты? Продолжим работу над произведением с учетом исправления всех недочетов, которые вы увидели на видеозаписи. Спасибо, мы закончили работу над произведением. И у меня к вам есть еще один вопрос. Как вы думаете: что такое сценическое волнение и нужно ли вообще волноваться перед выступлением? Хорошо, спасибо за ответы. Я думаю, волнение, конечно, должно присутствовать перед любым выступлением, ведь если артист волнуется, значит он переживает и чувствует свою ответственность за то, как он выступит перед публикой, и ему не безразлично, донесет ли он до слушателя то, над чем трудился долгое время. Но волнение должно быть контролируемым и не переходить в панический страх перед публикой, иначе оно только помешает концертному настрою и всему выступлению в целом. | |||
Контрольно-диагностический | Контроль усвоения материала занятия- составление алгоритма успешного выступления. | 5 мин. | Обучающиеся перечисляют составляющие успешного выступления, которые педагог записывает на заранее заготовленные «лучики» и располагает их вокруг заранее заготовленного круга-«солнца» на фланелеграфе. | Ребята, наше сегодняшнее занятие подходит к концу. Мы сегодня говорили о подготовке к концертному выступлению, и мне бы хотелось услышать от вас – из каких же составляющих состоит успешное выступление на сцене? |
Итоговый | Подведение итогов и анализ занятия педагогом. | 2 мин. | Спасибо всем за работу. Я считаю, что сегодня мы хорошо поработали: проработали еще раз все детали в произведениях; посмотрели на себя со стороны и подкорректировали все увиденные недочеты; выяснили при помощи теста, каким должен быть настоящий артист и составили алгоритм успешного выступления. Мы будем стараться, чтобы каждое наше выступление было успешным и приносило только положительные эмоции как зрителям, так и нам самим! До свидания! |
Аннотация к материалам УМК занятия
«Подготовка к концертному выступлению»
по программе «Ансамбль «Надежда»
Название методического материала | Видеозапись выступления ансамбля «Надежда» |
Форма методического материала | Видеозапись |
Раздел и тема программы | Тема «Подготовка музыкальных произведений к концертному выступлению» |
Содержательная структура методического материала
| Видеозапись выступления ансамбля «Надежда» |
Содержательная нагрузка методического материала | Видеозапись используется для аналитической работы на занятии, помогает выявлению всех достоинств и недостатков исполнения музыкального произведения, так как обучающиеся имеют возможность увидеть себя со стороны. Кроме того, этот прием помогает повысить внимание обучающихся на занятии и создать атмосферу творческой сплоченности. |
Методика применения методического материала | Для просмотра видеозаписи необходим ноутбук и телевизор. Обучающимся предлагается просмотреть запись произведения. Затем по окончании просмотра они высказывают свое мнение. Желательно, чтобы были отмечены как позитивные моменты исполнения, так и отрицательные стороны: недостатки, которые следует проработать в дальнейшем. |
Результативность применения методического материала | Развитие аналитических способностей обучающихся, приобретение навыка грамотно оценивать исполнение музыкального произведения. Повышение внимания на занятиях, стимулирование желания добиться лучшего результата. Повышение качества исполнения пьес. |
Аннотация к материалам УМК занятия
«Подготовка к концертному выступлению»
по программе «Ансамбль «Надежда»
Название методического материала | «Условия успеха» |
Форма методического материала | «Солнышко»: круг и лучики |
Раздел и тема программы | Тема: «Подготовка музыкальных произведений к концертному выступлению» |
Содержательная структура методического материала
| «Лучики» для выявления мнений учащихся |
Содержательная нагрузка методического материала | «Солнышко» используется для аналитической работы на занятии, помогает в шуточной форме обсудить проблему внешнего вида и настроя участников коллектива перед выходом на сцену. Кроме того, этот прием помогает учащимся расслабиться на занятии, но, при этом, создать атмосферу творческой сплоченности. |
Методика применения методического материала | На мольберте размещается круг, в котором написано «Успешное выступление». Обучающиеся коллектива формулируют и высказывают одно из условий успешного выступления, которое педагог записывает на лучик и прикрепляет его на мольберт. Все лучики размещаются на мольберте вокруг круга и получается «Солнышко». Дети вместе с педагогом читают и анализируют написанное. |
Результативность применения методического материала | Развитие навыка участия в концертных выступлениях: умения подготовить себя и настроить перед выходом на сцену, развитие самоконтроля. Повышение внимания на занятиях, стимулирование желания добиться лучшего результата. |
Аннотация к материалам УМК занятия
«Подготовка к концертному выступлению»
по программе «Ансамбль «Надежда»
Название методического материала | «Я - артист?» |
Форма методического материала | Тест |
Раздел и тема программы | Тема: «Подготовка музыкальных произведений к концертному выступлению» |
Содержательная структура методического материала
| Перечень вопросов. Набор карточек с цифрами для выбора варианта правильного ответа (по количеству учащихся). |
Содержательная нагрузка методического материала | Тест является контролирующим средством, применяющимся для создания интереса к занятию и закреплению теоретического содержания. |
Методика применения методического материала | В середине основной части занятия педагог зачитывает вопросы теста и три варианта ответа. Обучающиеся поднимают карточку с номером правильного, по их мнению, ответа. Педагог вместе с обучающимися подводит итог результатов теста. |
Результативность применения методического материала | Использование теста повышает мотивацию детей к занятию, способствует созданию благоприятной эмоциональной атмосферы, что также повышает эффективность и качество обучения. |
ТЕСТ
«Я артист?»
- Во время концерта, выходя на сцену, вы идете:
- вразвалочку, шаркая ногами, завязывая по дороге шнурки на ботинках;
- красиво, подтянуто, спина прямая;
- разглядывая зрителей в зале и, увидев знакомых, весело машете им рукой.
- Каким должен быть внешний вид артиста ансамбля «Надежда» на концерте?
- черные брюки, белая рубашка (блузка), черные ботинки (туфли), аккуратная прическа;
- черные брюки, белая рубашка (блузка), ярко зеленые носки, всклокоченные волосы;
- спортивный костюм, кроссовки, бейсболка.
- Во время исполнения музыкального произведения на сцене артист должен:
- играть произведение, разглядывая зрителей в зале, и жевать жвачку;
- сидеть расслабленно на стуле и болтать с соседом;
- сидеть прямо, быть сосредоточенным и исполнять все точно по жесту дирижера.
- Если, исполняя произведение в оркестре, исполнитель забыл нотный текст, он должен:
- встать и уйти со сцены во время звучания произведения;
- подхватить и играть дальше;
- громко сжать мех и начать играть сначала.
- Идет концерт. Ожидая своего выхода на сцену, артист должен:
- съесть всю еду, которую он принес с собой, запить кока-колой, погонять мяч с другом, позвонить по телефону;
- спокойно настраиваться на предстоящее выступление, вести себя тихо, не мешать выступающим;
- взять в руки инструмент и начать громко разыгрываться.