Доклад "Методы работы, используемые в вокальном классе"

Киреева Ирина Геннадьевна

Методы работы, используемые в вокальном классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_2018.docx24.9 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД

Преподавателя Киреевой Ирины Геннадьевны

ТЕМА «Методы работы, используемые в вокальном классе»

2018г.

Методы работы, используемые в вокальном классе

Сольное пение в ДМШ и ДШИ предусматривает развитие начальных музыкальных и вокальных способностей учащихся, освоение основных вокально-технических навыков в объёме, необходимом для развития их творческих и других способностей, а для наиболее перспективных в голосовом отношении учащихся, для их дальнейшего профессионального обучения.

        

Целью обучения в вокальном классе является овладение основами вокально-технических и слуховых навыков, повышение их музыкального кругозора, общего культурного и исполнительского уровня.

Задачи, стоящие перед преподавателями вокального класса - развивать у учащихся:

  • общий культурный и музыкальный уровень, познакомить их с произведениями русской и зарубежной вокальной музыки, различными по стилям и жанрам.
  • представление об основах певческого дыхания
  • координацию между слухом и голосом, чистое и точное интонирование
  • ровность голоса на протяжении доступного им диапазона
  • певучесть, напевность голоса (основы кантилены)
  • артикуляционные навыки, четкое формирование гласных и согласных звуков
  • основы орфоэпических навыков в разговорной и певческой речи
  • начальные исполнительские представления и навыки

Развитие вышеперечисленных вокальных навыков предполагает освоение координированной работы всех частей голосового аппарата, выработку основ певческого дыхания, чистого интонирования и высокой позиции звука, хорошей дикции и артикуляции.

Культурно-просветительские задачи преподавателя предполагают развитие интереса к музыке в целом, и к вокальному искусству в частности, путём получения начальных знаний в этой области;  культивирование у детей и подростков потребности слушать и понимать академическое  пение, дать им возможность самим исполнять классические вокальные сочинения. Художественно-исполнительские задачи: необходимо научить молодого вокалиста ощущению музыкальной фразы, выразительному и эмоциональному исполнению вокальных произведений.

Практическое овладение основами певческого звукообразования и выбор метода работы педагога зависят от индивидуальных особенностей – возрастных, вокальных, музыкальных, и в целом психофизических данных ученика. Исходя из этого, программа по сольному пению выполняется, в основном, в форме индивидуальных занятий и строго дифференцированного педагогического подхода к развитию голосов и вокальных навыков учащихся. Методы работы, используемые в вокальном классе, опираются на традиции русской вокальной школы  в целом, на собственный педагогический опыт (частные методики), на общепедагогические методы (обобщение, анализ, сравнение, эмоциональное воздействие, личный показ) и дидактические принципы.

        Индивидуальный подход к обучению в вокальном классе предполагает подбор репертуара по критериям его доступности и прогрессивности.        Репертуар начальных классов учитывает сложности начального этапа развития голоса (неполная сформированность голосового аппарата, узкий диапазон, быстрая утомляемость голоса, постмутационный период и т.д.), и состоит из произведений, имеющих преимущественно плавное мелодическое движение, небольшой диапазон, эмоционально не перегруженных, чтобы избежать форсированного звучания. С развитием голосовых возможностей учащихся репертуарный может список расшириться за счет увеличения доли усложненного материала (по вокально-техническим и исполнительским задачам), однако, в соответствии с особенностями детских и подростковых голосов.

        Следует отметить, что степень завершенности работы над произведением может быть различной:

- произведение подготовлено для экзаменационного или концертного показа;

- работа над произведением может быть полностью не завершена;

- произведение может быть пройдено эскизно.

За период обучения в музыкальной школе учащийся должен овладеть объемом умений, знаний и навыков, получить краткие сведения об анатомии голосового аппарата, режиме работы и гигиене певческих голосов

  • овладеть в диапазоне своих голосов основами правильного звукообразования и различных видов звуковедения (legato, non legato, staccato и т.д.)
  • освоить необходимый минимум навыков вокального исполнительства
  • развить вокальный слух
  • познакомиться с теоретическими основами постановки голоса
  • ознакомиться с необходимым минимумом вокально-педагогического и художественного репертуара, полезного для развития голосов и доступного для исполнения.

В начале занятий не нужно стремиться к увеличению силы звука, к расширению звуковысотного и динамического диапазона. Занятия проводятся в пределах естественного диапазона голоса, в среднем регистре, в основном на меццо-форте. Для практического усвоения основ звукообразования, выработки правильных ощущений предлагаются специально подобранные упражнения и вокализы. Пение произведений самостоятельно на первых порах не приветствуется, так как ученик, не владея навыками правильной организации звука, может использовать и запоминать неверные приемы. Упражнения подбираются педагогом индивидуально для каждого ученика, но на первых порах могут вызвать затруднения своей непривычностью, новизной. Для лучшего запоминания мышечных приспособлений, необходимы многократные повторы, поэтому часто менять упражнения на первых порах не рекомендуется.        На этом этапе обучения большое внимание уделяется формированию гласных звуков в пении, разъясняется и постепенно прививается правильное произношение согласных. На начальном этапе обучения необходимо отдавать предпочтение пению вокализов. Внимание педагога обращается на более точную организацию певческого дыхания, недопустимость «перебора» воздуха при вдохе, «толчкообразного» певческого выдоха, контролируется относительная неподвижность гортани при пении гласных на различных участках диапазона. При пении упражнений использовать преимущественно технику legato, так как она закладывает основы кантилены.

В дальнейшем, внимание педагога обращается на более точную организацию певческого дыхания, недопустимость «перебора» воздуха при вдохе, «толчкообразного» певческого выдоха, контролируется относительная неподвижность гортани при пении гласных на различных участках диапазона. При пении упражнений использовать преимущественно технику legato, так как она закладывает основы кантилены. Большое внимание уделяется формированию певческих гласных, их единообразию, “округлости”, правильной организации певческого слова.

Весь педагогический материал должен быть подобран в удобном для учащегося диапазоне и в подходящей тесситуре. На ранних этапах обучения необходимо работать над упражнениями в небыстром темпе, используя преимущественно поступенное мелодическое движение, избегая широких интервальных скачков. При выборе произведений с текстом следует отдать предпочтение тем, в содержании которых нет повышенных драматических эмоций, т.к. это ведет к форсированному звучанию.

В средних классах ставится задача расширения звуковысотного и динамического диапазонов голоса, продолжается работа над совершенствованием вокальной техники: освоение в удобном диапазоне нешироких интервальных скачков – в пределах терции, различных видов вокализации, таких как staccato, marcato.

Большое внимание уделяется музыкальности и выразительности исполнения: следует стремиться к созданию художественного образа,  используя эмоциональные возможности учащегося. Можно ставить исполнительские задачи: следует добиваться более разнообразной нюансировки, и  вырабатывать навык слияния звука с выразительной подачей слова. Начинается работа над певческой фразой, рассматривается вопрос о целесообразности того или иного вида атаки звука в зависимости от голосовых особенностей учащегося и характера исполняемого произведения.

Следует требовать от учеников самостоятельного разбора  музыкальных произведений с точки зрения фразировки, динамики и агогики, так как это не только сделает исполнение более выразительным, но и поможет грамотному распределению певческого выдоха.

Основная работа в старших классах состоит из укрепления певческого дыхания, выравнивания звучания тембра голоса на доступном диапазоне. Необходимо развивать у учащегося интерес к лучшим художественным образцам классических, народных и современных музыкальных произведений.  

Гигиена голоса

Гигиена голоса вокалиста предполагает соблюдение определенных правил, обеспечивающих сохранение здоровья голосового аппарата. Нагрузка на голос должна соответствовать степени его тренированности и подготовленности к вокальным нагрузкам. Недопустимо длительное пение без перерывов, особенно в младшей возрастной группе, злоупотребление высокими нотами, форсированное пение. Нельзя петь в больном состоянии, в холодных помещениях. Для голоса вредны резкие смены температуры, поэтому в холодное время года необходимо приходить на занятия за 10-15 минут до начала урока, и начинать распеваться только после того, как голос «согрелся». После пения также необходимо остыть, не выходить сразу на мороз, так как в этом случае голосовой аппарат легче подвергается простудным заболеваниям. Вокалистам рекомендуется избегать острой, соленой пищи, а также чрезмерно горячего или холодного питья. При малейших голосовых нарушениях необходимо сразу обратиться к врачу-фониатру.