Проект "Путь к здоровью через музыку" для детей группы старшего дошкольного возраста
Проект "Путь к здоровью через музыку" для детей группы старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект "Путь к здоровью через музыку" | 34.58 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Солнышко» г. Надыма»
Проект
«Путь к здоровью через музыку»
(для детей группы старшего дошкольного возраста)
Автор : Дорошенко Галина Юрьевна,
музыкальный руководитель
МДОУ «Детский сад «Солнышко» г. Надым
г. Надым
2020 г.
Паспорт проекта
Вид: музыкально-оздоровительный
Участники: музыкальный руководитель, дети группы старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители.
Срок реализации: краткосрочный (1 год)
Обеспечение:
Наглядный материал: карточки с песенками-распевками, треки музыки для гимнастики, упражнений, игр, записи классической музыки.
Технические средства: музыкальный центр, ноутбук.
Раздаточный материал: обручи, мячи, пышные султанчики.
Актуальность:
Согласно результатам медицинского обследования количество дошкольников с хроническими заболеваниями увеличивается с каждым годом. Абсолютно здоровых первоклассников в школу поступает лишь несколько процентов.
Поэтому перед педагогами дошкольных учреждений, в том числе и музыкальными руководителями, стоят задачи внедрения в образовательный процесс наиболее эффективных технологий здоровьесбережения.
Таким образом, этот проект направлен на сохранение и укрепление здоровья наших воспитанников.
Цель: формирование системы внедрения в музыкальные занятия здоровьесберегающих технологий, обеспечивающих каждому ребенку укрепление психического и физического здоровья.
Задачи:
- Развивать музыкальные и творческие способности детей в различных видах музыкальной деятельности, используя здоровьесберегающие технологии, исходя из возрастных и индивидуальных возможностей каждого ребёнка.
- Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье.
- Создавать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребенка.
- Формировать правильную осанку, гигиенические навыки.
- Формировать положительное отношение ребёнка к окружающему миру, к своей семье, сверстникам, самому себе.
-Организовать сотрудничество с родителями в вопросах приобщения детей к здоровому образу жизни, профилактики заболеваемости.
Гипотеза: при систематичном использовании на музыкальных занятиях здоровьесберегающих технологий в игровой форме у воспитанников будут развиваться музыкальные способности и укрепится их здоровье.
Ожидаемые результаты:
У детей: повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей, снижение уровня заболеваемости, стабильность эмоционально-волевой сферы, повышение уровня речевого развития, физической и умственной работоспособности .
У педагогов: повышение уровня профессиональной компетенции в области здоровьесберегающих технологий и их применение в своей работе, повышение навыков по сотрудничеству с родителями, возможность диссеминации педагогического опыта на различных уровнях, накопление материала для аттестации на категорию.
У родителей: готовность родителя принять роль активного участника образовательного процесса, просвещение в области музыкально-оздоровительной работы в ДОУ и возможность применения ее совместно с ребенком.
Этапы реализации проекта:
1 этап Организационный | Изучение литературы по данной проблеме, накопление методического материала, изготовление пособий. |
2 этап Диагностический | Выявление начального уровня развития музыкальных способностей детей, степени заинтересованности дошкольников тем или иным видом музыкальной деятельности, роли муз. воспитания в семье. Диагностика уровня заболеваемости воспитанников |
3 этап Практический | Перспективное планирование музыкальной НОД с учетом результатов диагностики. Разработка цикла музыкальных и логоритмических занятий с использованием здоровьесберегающих технологий, сборника валеологических песен, пальчиковых и речевых игр с музыкой, комплексов игрового массажа, артикуляционной гимнастики, оздоровительных упражнений |
4 этап Обобщающий | Диагностика музыкального воспитания дошкольников и диагностика уровня заболеваемости в сравнении на начало и конец года Исследование результатов практической деятельности |
Система музыкально-оздоровительной работы
Здоровьесберегающая технология | Чему способствует |
Валеологические песенки-распевки | С них начинаются все музыкальные занятия. Несложные добрые тексты и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональные климат на занятии, подготавливают голос к пению. |
Дыхательная гимнастика | Положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани; способствуют восстановлению центральной нервной системы; улучшает дренажную функцию бронхов; восстанавливает нарушенное носовое дыхание; исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника. |
Артикуляционная гимнастика | Выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем. Упражнения способствуют тренировке мышц речевого аппарата, ориентированию в пространстве, учат имитации движений животных. В результате этой работы повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание. |
Оздоровительные и фонопедические упражнения | Проводятся для укрепления хрупких голосовых связок детей, подготовки их к пению, профилактики заболеваний верхних дыхательных путей. Разработки В.Емельянова, М.Картушиной способствуют развитию носового, диафрагмального, брюшного дыхания, стимулированию гортанно-глоточного аппарата и деятельности головного мозга. В работе используются оздоровительные упражнения для горла, интонационно-фонетические (корректируют произношение звуков и активизируют фонационный выдох) и голосовые сигналы доречевой коммуникации, игры со звуком. |
Игровой массаж | Выполнение массажных манипуляций расширяет капилляры кожи, улучшая циркуляцию крови и лимфы, активно влияет на обменные процессы организма, тонизирует центральную нервную систему. Использование игрового массажа повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма, нормализует вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желез. Частота заболеваний верхних дыхательных путей снижается |
Пальчиковые игры | Игры позволяют разминать, массировать пальчики и ладошки, благоприятно воздействуя на все внутренние органы. Они развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к рисованию, письму), соединяют пальцевую пластинку с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление на основе устного русского народного творчества. |
Речевые игры | Позволяют детям укрепить голосовой аппарат и овладеть всеми выразительными средствами музыки. Речевое музицирование необходимо, так как музыкальных слух развивается в тесной связи со слухом речевым. К звучанию добавляются музыкальные инструменты, звучащие жесты, движение, сонорные и колористические средства. Кроме того, формирование речи у человека идет при участии жестов, которые могут сопровождать, украшать и даже заменять слова. Пластика вносит в речевое музицирование пантомимические и театральные возможности. Использование речевых игр на музыкальных занятиях эффективно влияет на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности. |
Музыкотерапия | Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание. Музыкотерапия проводится педагогами ДОУ в течение всего дня - детей встречают, укладывают спать, поднимают после дневного сна под соответствующую музыку, используют ее в качестве фона для занятий, свободной деятельности. |
Мероприятия по внедрению здоровьесберегающих технологий в практику:
Дети | Родители | Педагоги |
|
|
|
Перспективное планирование музыкальной НОД в группе старшего дошкольного возраста
Период | Вид деятельности | Программное содержание | Репертуар |
Сентябрь | 1. Пальчиковая игра 2. Дыхательная гимнастика 3. Артикуляционна я гимнастика 4. Пение | Развивать мелкую моторику пальцев рук, сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речью Учить вдыхать носом, выдыхать ртом. Вырабатывать качественные, полноценные движения органов артикуляции Распевать детей с использованием чистоговорок | п-игра «Дружба», п-игра «В гости» Упр «Ладошки» Упр «Знакомство с язычком и его домиком» Чистоговорки: Массаж лица «Ёжик», «Пчелка», «Жа-жа-жа» |
Октябрь |
2. Игровой массаж 3. Пальчиковая игра 4. Дыхательная гимнастика | Развивать координацию речи с движением Научить правильно выполнять самомассаж биологически активных зон лица. Продолжать разучивать пальчиковые игры, следить за четкими движениями пальцев, активно проговаривая текст Продолжать работать над правильным вдохом-выдохом | Речевые игры: «Кто нам песенку поет» «Степка-растрепка» Комплекс массажа лица «Лепка» П-игра «Здравствуйте» «Капусту рубим» Упр. «Листочки» |
Ноябрь | 1. Игровой массаж 2. Пальчиковая игра 3. Дыхательная гимнастика | Показать детям приемы массажа Развивать внимание и быструю реакцию на смену движений и жестов, четкую дикцию Развивать глубину вдоха, работать над правильным движением рук при вдохе | Массаж «Веселый музыкант» П-игра «Вверх ладошки», «Вот помощники мои» Упр «Погончики», «Насос» |
Декабрь | 1. Речевые игры 2. Артикуляционная гимнастика 3. Игровой массаж | Развивать творческое воображение, добавить в игры сопровождение самодельных муз инструментов Продолжать развивать речевой аппарат дошкольников, сопровождать движениями рук Разучить комплекс упр самомассажа головы | Речевые игры: «Солнышко», «Листопад» Упр «Прогулочная сказка» Самомассаж «Надо голову помыть» «Расческа" |
Январь | 1. Пальчиковые игры 2. Дыхательная гимнастика 3. Речевые игры 4. Оздоровительные | Соединить пальчиковую гимнастику с массажем биологически активных точек рук Продолжать развивать правильное дыхание дошкольников Учить произносить фразы различной динамикой голоса Развивать у детей подвижность и гибкость позвоночника | П-игра «Морковка» «Снег» «Лесом по проселку» Упр «Кошка просыпается» |
Февраль | 1. Игровой массаж
3. Речевые игры | Побуждать детей активно участвовать в проведении самомассажа. Развивать координацию движения пальцев рук Развивать координацию речи с движением, творческое воображение, подражательность | Упр «Снеговик» П-игра «Можно ль козам не бодаться?», Реч. Игра «Матрешки и петрушки» |
Март | 1. Дыхательная гимнастика 2. Артикуляционная гимнастика 3. Игровой массаж 4. Пальчиковые игры | Разучить новое упражнение, напомнить о правилах дыхания во время упражнения Выработка качественных движений органов артикуляции, учить имитировать движения животных Разучить массаж для рук Учить правильно и ритмично выполнять движения пальцами, выразительно произнося текст | Упр «Обними себя» упр «Зоологическая сказка» Упр «Строим дом» П-игра «Божьи коровки» |
Апрель | 1. Речевая игра 2. Пальчиковые игры 3. Дыхательная гимнастика 4. Пение | Развивать координацию речи с движением, творческое воображение Развивать речевой и музыкальный слух, память, внимание, пространственную координацию Учить следить за осанкой и правильным положением рук при вдохе и выдохе. Работать над правильным и своевременным дыханием в пении | Речевая игра с муз инструментами «Кухонный оркестр» Пальчиковая игра «В лесу» Упр «Большой маятник» «Здравствуйте», «Курочка» |
Май | 1. Игровой массаж 2. Пальчиковая игра 3. Пение 4. Речевая игра | Учить выполнять массаж спины Развивать память, внимание, речевой и музыкальный слух. Распеваться вокальными упражнениями Развивать выразительность исполнения движений, мимики, жестов | Упр «Дождик» П-игра «Возвращаемся домой Упр «Змея», «Щука», «Печка» Упр «Обезьянки» |
Список используемой литературы:
- Арсеневская О.Н. Система музыкальнооздоровительной работы в детском саду – г. Волгоград: Учитель, 2011.
- Картушина М.Ю. "Оздоровительные занятия с детьми 5-6 лет" г. Москва, изд. ТЦ "Сфера", 2008.
- Подольская Е.И. "Формы оздоровления детей 4-7 лет" г. Волгоград, изд. "Учитель", 2009.