Основные этапы развития рок-поэзии в России.
Анализ основных этапов развития рок-поэзии в России, анализ стихотворения Александра Башлачева "Ванюша".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovnye_etapy_razvitiya_rok_poezii_v_rossii.odt | 18.87 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Основные этапы развития рок-поэзии в России.
На рубеже 1950-х – 1960-х годов на волне «оттепели» поэтическое искусство пошло в народные массы: поэтический бум породил невиданное до этих пор явление – выступление поэтов на стадионах, на площадях и в больших залах, а возникшая в это же время авторская песня начала стирать грани между музыкальным и поэтическим искусством. Всё это предвосхитило появление рок-поэзии, для которой тоже характерными чертами стали массовость аудитории и воздействие на слушателя посредством музыки и художественного текста одновременно.
И авторская песня, и рок-поэзия стали возможны во многом благодаря изобретению магнитофона: технический прогресс позволил преодолеть цензурные запреты, теперь записи песен можно было бесконтрольно тиражировать. (До появления магнитофонов в 50-е гг. научились делать записи музыки на рентгеновских снимках – т.н. «песни на костях»). Именно в колыбели авторской песни зародилась рок-поэзия. Произошло это в конце 1960-х гг., когда и поэтический бум, и авторская песня постепенно утрачивали свои изначальные позиции.
Между авторской песней и рок-поэзией есть немало сходств.
Как и авторская песня, рок –явление синкретическое, соединяющее музыку и поэтический текст. Один из основоположников рок-поэзии Андрей Макаревич подчёркивал: «Текст песни – это не то же самое, что и стихотворение. Он делается по иным законам. Тут для полноты гармонии необходима еще музыка… Текст песни – это не поэзия второго сорта, это вещь, которая должна пропеваться, причём с определенной ритмикой, в определённом состоянии, на определённую мелодию. А просто на бумаге текст песни лишь часть целого – вот и всё».
Как и в авторской песне, в рок-поэзии автор почти всегда является исполнителем. Таковыми являются, например, Борис Гребенщиков, Андрей Макаревич, Виктор Цой, Юрий Шевчук – они авторы музыки, текстов и одновременно исполнители (солисты) соответственно групп «Аквариум», «Машина времени», «Кино», «ДДТ».
Как и в авторской песне, в рок-поэзии затрагивались социальные и философские темы, о которых невозможно было открыто говорить в художественной литературе. Подчёркнутая социальность и лиричность – отличительная особенность русского рока по сравнению с роком западным. Искренность автора-исполнителя вызывала большее доверие, чем позиция «официального» писателя. В то же время рок-музыка с её особенным звучанием и жёсткостью подчёркивала бунтарский характер рока как социально-культурного явления.
Традиционно в отечественной рок-поэзии выделяются субкультурный (до середины 1980х), контркультурный (с начала «перестройки», примерно, с 1985-1986г.г.) и современный (с 1990-х гг)этапы бытования. Этот подход был предложен авторами сборника «Русская поэзия — текст и контекст» И. Кормильцевым и О. Суровой. Несколько иного подхода придерживатся белорусский исследователь рок -культуры Г. Шостак, беря за основу разделения на этапы существования рока андеграундность/официальность являения.
Процесс зарождения русской рок-поэзии схож с процессом возникновения индивидуальной поэзии. Образом для копирования стали произведения западных исполнителей.
Первые образцы осмысленной рок-поэзии принадлежат Андрею Макаревичу (1970-е г.), который начал создавать тексты осмысленные, серьезные, но, в тоже время — простые и доступные массовому слушателю.
Ключевая тема его поэзии — утрата иллюзий и разочарование.(«Меня вчера верблюдом обозвали», «Песенка про корову») и пр.
Следующий период(начало 1980-х) связан с именами Майка Науменко и Бориса Гребенщикова. Оба они, прекрасно знающие английский язык, сначала просто переводили песни, добавляя «новое звучание» и «местный колорит» произведениям английских и американских исполнителей, таких как Боб Дилан, композиции которого легли в основу совместного альбома БГ и Майка«Все братья — сестры». Этот альбом стало и первым «альбомом» - как новым понятием в исполнительской культуре, суть которого — в подборке песен, объединенных каким-то общим замыслом, наподобие лирического цикла.
В дальнейших песнях БГ и Майк Науменко создают уже свои песни, для языка которых свойственно обилие англицизмов, молодежного жаргона, и которые являлись, по сути, песнями для замкнутого круга представителей молодежного субкультурного сообщества. Это были песни для них и о них.
Основной мотив — это абсурдность мира: «мы несем свою вахту в прокуренных кухнях, в шляпах из перьях и трусах из свинца» (БГ); одиночество лирического героя: «я заглянул ему в глаза, но ничего не увидел в них» (Майк) ,
поиск спасения, которое — в любви «Любовь — это метод вернуться домой, любовь — дело мастера Бо» (БГ)
С середины 1980-х происходит дальнейшая русификация рок-поэзии на основе освоения региональных и фольклорных традиций. Такова поэзия Александра Башлачева (Сашбаша), который обращается к «памяти слова», его корню, отсюда возникают такие параллели как Отче Наш — Отечество; Царь-Пушкин; «не отлили колокол — время колокольчиков» и т.п. Из русской народной песни черпает он мотивы «вольницы», несущей утешение поэту, погибающему в душном мире реальности.
Начинает складываться социальный рок — в песнях Юрия Шевчука, лидера группы, получившей «говорящее название» - ДДТ звучит протест против множества «язв» настоящего: «На папиных «Волгах» - мальчики-мажоры».
Конец 1980-х — появлвение ярко выраженных протестных песен — обилие лозунгов, деление на «мы» и «они», создание образа врага — это, прежде всего, песни Виктора Цоя «Перемен», но и песни М. Борзыкина, К. Кинчева, Ю. Шевчука.
Последний период 1990-2000-е гг характеризуется тем, что рок-поэзия становится одним из актуальных поэтических направлений современной литературы, представленной целой плеядой ярких и самобытных авторов, таких как А .Васильев, Э. Шклярский, продолжает развиваться, сохраняя свое художественное единство и отыскивая новые формы художественного воплощения.
Проанализируем «Песню о Ванюше», написанную Александром Башлачевым.
Песня опирается на фольклорные мотивы, написана, как волшебная сказка о Ванюше.
Ванюша — это «Добрый молодец», который вышел «во чисто поле»поэтому в лексике множество оборотов, заимствованных из фольклорной, сказочной традиции. Имя «Ванюша» отсылает нас к Ивану-Царевичу или Иванушке — дурачку — типичным героям русской волшебной сказки.
Кроме этого, имя характеризует изменение характера героя на протяжении песни, автор иллюстрирует с помощью изменений его имени — Ванюша — детство, незамутненность души, нежность, кротость; Ванюха — юность — лихость, Ванька — падение героя, пренебрежительное отношение к нему, отвращение.
Автор использует множество уменьшительно-ласкательных суффиксов, которые характеризуют разговорную народную речь: «Скользи, дорожка! Рассыпь, гармошка!» «Оно в охотку.»
Другой характерной чертой, указывающей на то, что Башлачевым выбран жанр сказа, является обилие просторечий, просторечных оборотов - фразеологизмов: «Однова живем» «Одним махом», «Хошь в ад, хошь — в рай», «Оторви ее да брось».
Образ солнца у автора является показателем «светлого пути» своего героя. Начинается стихотворение со светлого образа Души героя - «солнышка на золотой уздечке». Юность героя, сулящая надежды на укоренение героя в правде, в продолжении «светлого пути» - « несло Ванюху солнце на серебряных подковах». А когда герой сбивается с пути, солнце - его Душа, ждет его, надеется, что герой одумается и вернется на правильный путь: «Как весь вечер дожидалося Ивана у трактира красно солнце Колотило снег копытом, и летели во все стороны червонцы». «Солнце — конь» - это древний фольклорный символ верховного божества у славян. Однако, герой продолжает «катиться по наклонной», забыв о Душе, о предназначении, и его охватывает Тьма. Наступает тьма, солнце уходит, автор говорит: «Какая темень.»
В финале душа героя, погибшего позорной смертью, уже гуляет во тьме: «Не видя, звезды горят, костры ли. И отряхнется, не понимая, Не понимая, зачем зарыли. Пройдет вдоль речки. Да темным лесом».
Таким образом, в этом тексте можно проследить интертекстуальную связь с музыкальной культурой и с живописью. Детство героя — напевная детская песня, напоминающая колыбельную, с характерными для детских колыбельных повторами - «Ходил Ванюша, водил Ванюша» , « Да с песней звонкой».
В юности героя колыбельная сменяется плясовой: «Да к плясу ноги! А кровь играет! Танцуй от печки! Ходи в присядку!»
В финале герой пытается вырваться из трясины, в которую его завел «путь, лишенный солнечного света, путь, предательства Души», спеть ...песню своего детства: «Да вы не спели. А я спою вам!… А как ходил Ванюша бережком вдоль синей речки! … А как водил Ванюша солнышко на золотой уздечке! Да захлебнулся ...». Таким образом, все стихотворную ткань как бы пронизывают с самого начала свет солнца и звучание песни, которые, видоизменяясь, постепенно сходят на нет к финалу — солнце гаснет, сменяясь мраком, а песня смолкает.