Классный час для учащихся 5-7 классов отделения "Хоровое пение" на тему "А.Нетребко - я росла простой девочкой...", к 50-летию со Дня рождения
Анна Юрьевна Нетребко – одна из самых одаренных оперных певиц в современной истории России. Ее лирико-драматическое сопрано восхищает миллионы слушателей, а превосходные сценические партии заставляют пересмотреть представления о действительно качественной музыке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_a.netrebko_-_ya_rosla_prostoy_devochkoy.docx | 945.96 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Классный час для учащихся отделения «Хоровое пение» (5-8 классы)
«Я росла простой девочкой...»
50 лет со Дня рождения
Анна Юрьевна Нетребко – одна из самых одаренных оперных певиц в современной истории России. Ее лирико-драматическое сопрано восхищает миллионы слушателей, а превосходные сценические партии заставляют пересмотреть представления о действительно качественной музыке.
Слайд 1
Анна Нетребко: Могу сказать, что характер у меня есть. В принципе, неплохой. Я человек незлой и независтливый, никогда первая никого не задену, наоборот, стараюсь быть со всеми в дружбе.
Театральные интриги меня никогда особенно не касались, потому что стараюсь плохое не замечать, вытягивать из любой ситуации хорошее. У меня очень часто замечательное настроение, я могу довольствоваться малым. Мои предки — цыгане. Энергии иногда столько, что я не знаю, что с ней делать.
Из интервью
Подготовила и провела преподаватель Егорова И.В.
16.09.2021г.
Цели: ознакомить обучающихся с основными фактами жизни А.Нетребко; воспитывать эстетический вкус ; побуждать к слушанию классической музыки.
ДЕТСТВО
Будущая легенда оперной сцены родилась и выросла в Краснодар. По отцовской линии ее семья происходит из запорожских казаков, но в родословной певицы есть также цыганские корни.
Слайд 2 Слайд 3
Отец Анны, Юрий Николаевич Нетребко, работал геологом, а мама, Лариса Ивановна Нетребко (умерла в 2002 году), была инженером-связистом.
Слайд 4
Также у Анны есть старшая на три года сестра Наталья. Родители ждали, что вторым ребенком будет мальчик. Возможно, поэтому у маленькой Ани был совсем не девичий характер. Впрочем, особых хлопот родителям они с сестрой не доставляли.
На досуге они исследователи окрестности и устраивали домашние театральные представления. Воспитывали их в основном мама и бабушка, поскольку отец много работал и часто ездил в командировки. Сейчас она живет в Дании, в молодости она работала моделью.
Дом, в котором прошло детство Нетребко, расположено на улице Октябрьской, в самом сердце города. Это кирпичное здание дореволюционной постройки, окруженное цветущим садом.
Слайд 5
Там же Анна начала заниматься музыкой и пением. Петь Анна Нетребко любила всегда. Она унаследовала любовь к музыке от отца, который отлично поет и играет на фортепиано. С трех лет она перепевала колыбельные, в детстве устраивала мини-концерты для родственников, а в школьные годы стала солисткой
музыкального ансамбля «Кубанская пионерия», вместе с которым выступала в краснодарском Дворце пионеров. Детский хор был такой большой, что если они ехали на гастроли, приходилось добывать большой «чартерный» самолет. И Аня была его солисткой.
«Анна Нетребко – Беловежская пуща»
https://www.youtube.com/watch?v=-2HR9kPMh6g
Правда, о певческой карьере девочка не помышляла: она была всесторонне развитым ребенком, занималась акробатикой (заработала звание КМС), баскетболом, легкой атлетикой, верховой ездой и рисованием, и в разное время мечтала стать то хирургом, то художником, а то и каскадером. В 11 лет в ней проснулась страсть к писательству. Отец на всю жизнь сохранил ученические тетради, исписанные шариковой ручкой. Дядя Анны был фотографом, и какое-то время она вместе с подружкой ходила к нему в фотостудию и училась проявлять негативы.
Как итог, училась Анна средне, иногда хватала тройки в четверти, а вот по истории и литературе всегда преуспевала. От некоторых увлечений, например, от ипподрома, пришлось отказаться по требованию родителей, беспокоившихся, что девочка «распыляется» на множество хобби.
Слайд 6
Вдобавок прочим заслугам, Анна, настоящая красавица, покорила жюри конкурса красоты Мисс Кубань-1988 и заняла второе место. В качестве приза ей вручили цветной телевизор.
Широкую известность Анне Нетребко принесли роли Памины в «Волшебной флейте» и Розины в «Севильском цирюльнике», исполнение русских оперных партий, таких как Людмила в опере «Руслан и Людмила» Глинки, Наташа в «Войне и мире» и Луиза в «Обручении в монастыре» Прокофьева, Марфа в «Царской невесте» Римского-Корсакова. Нетребко также успешно выступала в итальянском репертуаре.
«Анна Нетребко – Руслан и Людмила»
https://www.youtube.com/watch?v=KScPMs8YlD
В марте 2006 года певица подала прошение о получении австрийского гражданства. По её словам, она собиралась жить в Вене и Зальцбурге, и к тому же австрийское гражданство избавит её от бюрократических процедур при получении виз. Австрия удовлетворила прошение 25 июля 2006 г., с сохранением гражданства России.
В личной коллекции артистки есть огромное множество самых разнообразных наград, включая Государственную премию РФ и звание Народной артистки, присвоенное ей в 2008 году. Ее выступлениям рукоплескали лучшие залы мира. Среди ее поклонников числятся видные бизнесмены, политики и деятели культуры. В чем же секрет успеха Анны Нетребко и каким был ее путь к лучшим оперным театрам мира?
ПЕРВЫЕ ШАГИ К СЛАВЕ
Слайд 7
На мечту об оперной сцене ее вдохновила поездка в Ленинград, а точнее, в Мариинский театр. На семейном совете было решено, что девушка будет учиться именно в Северной столице, а не в Москве, поскольку в Ленинграде у Юрия Николаевича было много университетских друзей, которые в случае чего могли помочь Ане. Окончив среднюю школу, Анна Нетребко отправилась в Ленинград, где успешно поступила в музыкальное училище, поскольку в те годы в консерваторию принимали только тех, кто окончил музучилище. Но вместо необходимых пяти лет талантливую ученицу перевели в Консерваторию им. Римского-Корсакова уже после второго курса.
В консерватории 4 года Анна занималась с педагогом академического вокала Тамарой Новиченко. Позже Новиченко отмечала, что достичь таких высот Анне помогли в первую очередь нечеловеческая целеустремленность и упорство, и только потом врожденный талант.
Первые годы учебы девушка почти не выделялась среди остальных студентов, а вот на третьем курсе сдала экзамен по специальности на отлично, а год спустя, в 1993 году, стала лауреатом премии им. Глинки и познакомилась с педагогом Ириной Архиповой, чье имя уже стало нарицательным для академических вокалистов. Похвала из уст Архиповой значила для Анны больше, чем что-либо еще.
На пятом курсе Нетребко готовилась к дипломному выступлению в «Травиате». Но в это время ей поступило предложение от Мариинского театра, где она подрабатывала уборщицей.
Слайд 8
Худрук Мариинского театра Валерий Гергиев, в то время как раз подыскивавший новые лица, пригласил ее репетировать партию Барбарины в «Женитьбе Фигаро». «Она пришла к Мариинку не как певица, но было видно, что ее интересует сцена, что у нее отличные вокальные и артистические данные», – вспоминал Гергиев позже. Впрочем, Барбарину ей так и не довелось сыграть – после нескольких репетиций ее «повысили» до роли Сюзанны.
ПЕРВЫЙ УСПЕХ
Дебютная работа оказалась не просто удачной: Сюзанна в исполнении Анны стала, по мнению любителей оперы, главным событием года. В короткий срок Анна стала настолько востребованной творческой единицей, что не могла посещать занятия в консерватории. Из-за занятности на профессиональной сцене у Анны не хватило времени сдать экзамены и получить диплом. Но его отсутствие волновало разве что маму, у самой же Нетребко времени на рефлексию по этому поводу не осталось: ее график отныне был расписан не по дням, а по минутам.
Слайд 9
После «Женитьбы Фигаро» ей поручили разучивать кавантину Людмилы из оперы «Руслан и Людмила», с которой в 1995 году девушка выступила перед жителями Сан-Франциско, после чего ее пригласили на трехмесячную стажировку в местный оперный театр. Немногим раньше она дебютировала на рижской сцене в рамках оперы «Царица ночи». В США она изучала программу, разработанную специально для оперных певцов: с утра до вечера ставила французский, итальянский и немецкий, усваивала тонкости сценического движения.
Америка на несколько лет стала домом певицы, хотя ей долго пришлось привыкать к чужому языку, кухне и культуре в целом. В Сан-Франциско же она дебютировала в «Любовном напитке» (Адина). Пласидо Доминго, художественный руководитель Вашингтонской оперы, пригласил Нетребко на роль Джильды в «Риголетто».
Слайд 10
В течение нескольких лет Анна, будучи задействованной в операх «Борис Годунов», «Царская невеста», «Обручение в монастыре», «Севильский цирюльник», «Сомнамбула», «Риголетто», «Лючия ди Ламмермур», «Богема», «Дон Жуан» и многих-многих других, стала одной из ведущих солисток театра. Вместе с труппой Мариинского театра она побывала в Финляндии, Германии, Израиле, Латвии, США.
Несмотря на большой риск заработать «звездную болезнь», Анна не поддалась искушению, а продолжала кропотливо работать над вокалом. Как вспоминал Валерий Гергиев, когда Нетребко стала мировой звездой, однажды, после концерта в Нью-Йорке, он зашел к ней за кулисы. Она увидела старого наставника и расплакалась: «Сфальшивила в самом начале!». Гергиев признавался, что даже не заметил фальши: «Раз у нее теперь такая планка, это уже действительно качество».
Слайд 11
Одним из самых значимых событий в карьере певицы стал спектакль «Война и мир», поставленный на сцене «Метрополитен Оперы» при участии Дмитрия Хворостовского в 2002 году, а также постановка «Дон Жуан», представленная дирижером Николаусом Арнонкуром на фестивале в австрийском Зальцбурге
также 2002-й). https://www.youtube.com/watch?v=SKSvPaT6V9k
Слайд 12 РАСЦВЕТ КАРЬЕРЫ
После «Дона Жуана» жизнь оперной дивы кардинально изменилась. В 2003 году она блистала на сцене Мюнхенской оперы в «Травиате» Верди (роль Виолетты) и на сцене лондонского Ковент-Гардена в роли Донны Анны. Тогда же был выпущен первый студийный альбом с партиями в исполнении Анны («Opera Arias»). Анна пела в сопровождении оркестра Венской филармонии. Она меняет менеджмент, и отныне за билетами на ее концерты выстраиваются очереди из сотен, а то и тысяч человек.
Слайд 13
В следующем году оперная дива появилась с камео (Камео фр. cameo) - эпизодическая роль в кино известной персоны) в голливудском фильме «Дневники принцессы».
В 2005 году Анна получила Государственную премию из рук Владимира Путина в Кремлевском дворце. Нетребко не афишировала этот факт, но ее отец как-то рассказал журналистам, что все деньги от Госпремии (а это порядка 5 миллионов рублей) певица перечислила детскому ортопедическому институту Турнера.
В 2006 году Анна Нетребко стала хлопотать о получении австрийского гражданства. Певица планировала переехать в Зальцбург. Правительство Австрии с радостью удовлетворило ее просьбу. Гражданство России также сохранилось за Нетребко. Жюри премии Classic Brit Awards называет ее вокалисткой года.
В 2007 году издание Time опубликовало ежегодный рейтинг из ста самых влиятельных людей мира. В том году в него впервые вошла оперная певица – Анна Нетребко. «Потрясающая внешность и чарующее обаяние <…> поразительная красота и сила голоса», – резюмировали составители рейтинга.
С 2008 года Анна Нетребко носит звание Народной артистки РФ. Кроме того, в личной коллекции наград певицы есть такие награды как «Золотой софит», German Media Award, «Золотой граммофон» (за песню «Голос»), премия «Casta diva», а также Classical BRIT Awards и многие другие.
Слайд 14
В 2009 году Анна спела дуэтом с Элиной Гаранчей, меццо-сопрано из Риги, баркароллу Оффенбаха из «Сказок Гофмана». Затем «женский оперный дуэт мечты», как их прозвали в прессе, выступили в «Капулетти и Монтекки» Беллини.
Год спустя, на конкурсе «Новая волна», Анна удивляет неожиданным дуэтом с Филиппом Киркоровым. Песню «Голос» они записали по инициативе российского «поп-короля». Композиция имела большой успех в России, получила «Золотой граммофон», а Анна – интересный и веселый опыт. Но, как призналась оперная дива, вряд ли этот опыт получит продолжение. Возможно, виной тому поведение Киркорова, который избил журналистку во время премии, а Нетребко пришлось отвечать на неудобные вопросы журналистов.
Слайд 15
В 2013 году певица начала работать над новым репертуаром, в котором вскоре появились Дездемона из «Отелло» и Жанна Д’Арк из одноименной оперы Верди. В июне на новой сцене Мариинского театра она исполнила сопрано-партию на латыни из «Военного реквиема» Бенджамина Бриттена.
Сложный интеллектуальный проект не сулил коммерческой выгоды, но имя Анны Нетребко на афишах исправило ситуацию.
Кто, как не Анна Нетребко, самый узнаваемый за рубежом голос России и одно из лучших сопрано планеты, мог открывать Олимпиаду в Сочи олимпийским гимном! В пышном платье небесно-голубого цвета она напоминала Снежную королеву.
Слайд 16
https://www.youtube.com/watch?v=ENdwokKuubQ
Людей по всему миру покоряла ее энергия, обусловленная цыганской кровью, и внутренняя свобода, явно доставшаяся в наследство от предков-казаков. Она была далека от всех закулисных интриг, могла вести себя на сцене неподобающим образом – расцеловать музыкантов, сбросить обувь и плясать по сцене босиком, как это произошло на концерте «Три звезды в Берлине» в 2014 году.
ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ АННЫ НЕТРЕБКО
В юности Анна не интересовалась мальчиками. Первые серьезные отношения настигли ее в 22 года. Имя юношеской любви Анна скрывает, известно только, что они вместе учились в консерватории и что избранник Анны был женат. Влюбившаяся до беспамятства певица была вынуждена с головой погрузиться в работу, чтобы забыть о «запретном плоде».
Как человек творческий, эмоциональный она очень была влюбчива, у нее было достаточно романов, к которым она относилась очень серьезно. Но никогда не могла простить обмана и измены.
Слайд 17
Примерно в 2003 году в ее жизнь как ураган ворвался уругвайский баритон Шротт Эрвин. В тот момент у нее был роман с известным оперным певцом, но в 2007 году, когда их отношения окончательно угасли, певица вспомнила об Эрвине. И вот уже новоиспеченная пара стала жить гражданским браком.
В 2008 году на свет появился их общий сынишка Тьего. Увы, малышу диагностировали аутизм. Анна Нетребко не стала отказываться от «особенного» сына, а мужественно сносила все тяготы, связанные с воспитанием сложного ребенка.
Когда мальчику исполнилось 5 лет, Анна и Шротт разошлись. Вот что вспоминала Нетребко о причине развода: Любовь была, но очень большую роль сыграло различие в культурах. Мы говорили на разных языках. Не могли объяснить друг другу, что чувствуем. Слайды 18-19
Новым Принцем Анны стал Юсиф Эйвазов, тенор из Азербайджана. Их отношениям не помешала ни разница в возрасте (мужчина младше Анны на 6 лет), ни наличие у Анны «особенного» малыша. Юсиф полюбил Тьяго как родного сына. 29 декабря 2015 года Анна и Юсиф поженились в Вене. Благодаря усилиям родителей мальчик научился комфортно чувствовать себя в обществе и даже пошел в обычную школу, где вместе с ним в классе училось более двадцати ребят. Он много путешествует вместе с мамой и растет умным, любознательным ребенком.
У Тьяго хороший голос, но родители не намерены делать из него артиста. Сам мальчик хочет рисовать мультфильмы и компьютерные игры.
«Юзиф Эйвазов и Анна Нетребко»
https://www.youtube.com/watch?v=ExaJaPfb62o
АННА НЕТРЕБКО СЕЙЧАС
Хотя большую часть времени Анна Нетребко проводит в Австрии вместе с семьей, она продолжает регулярно приезжать в Россию. К слову, в лице мужа Анна нашла не только настоящую любовь и надежную опору в быту, но и партнера по творчеству.
На Западе в каждом оперном театре, от больших нью-йоркской «Метрополитен» и лондонского «Ковент Гардена» до какого-нибудь маленького театрика в немецкой провинции, поет очень много наших с вами соотечественников. По-разному складываются их судьбы. Не всем удается прорваться в элиту. Не многим суждено удержаться на вершине надолго. В последнее время одной из самых популярных и узнаваемых (не меньше, чем, например, русские гимнастки или теннисистки) стала русская певица, солистка Мариинского театра Анна Нетребко. После ее триумфов во всех крупнейших театрах Европы и Америки и счастливого боевого крещения Моцартом на Зальцбургском фестивале, имеющем репутацию короля среди равных, западная медийная сфера поспешила провозгласить рождение оперной дивы нового поколения — звезды в джинсах. Привлекательность новоявленного оперного секс-символа только подливала масла в огонь. История Золушки, ставшей принцессой, до сих пор и в любых вариантах трогает «дикий Запад».
На разные голоса много пишут о том, что певица «кардинально меняет законы оперы, заставляя забыть толстых леди в доспехах викингов», и прочат ей судьбу великой Каллас, что, по нашему мнению, как минимум, рискованно, да и нет более разных женщин на свете, чем Мария Каллас и Анна Нетребко.
Оперный мир — это целая Вселенная, которая всегда жила по своим особым законам и всегда будет отличаться от обыденной жизни. Со стороны опера может показаться кому-то вечным праздником и воплощением красивой жизни, а кому-то — пыльной и непонятной условностью («зачем петь, когда легче говорить?»). Время идет, а спор так и не решен: оперные фанаты по-прежнему служат своей капризной музе, противники не устают развенчивать ее фальшь. Но есть в этом споре и третья сторона — реалисты. Эти утверждают, что опера измельчала, превратилась в бизнес, что у современного певца голос на шестом месте и все решают внешность, деньги, связи, и хорошо бы к этому хоть немного ума.
Как бы то ни было, наша героиня — не только «красавица, спортсменка, комсомолка», как выражается герой Владимира Этуша в кинокомедии «Кавказская пленница», но ко всем своим превосходным внешним данным и цветущей молодости она еще прекрасный, теплый и открытый человек, сама естественность и непосредственность. За ней стоят не только ее красота и всемогущество Валерия Гергиева, но и ее собственные талант и труд.
Судьба щедро одарила ее подарками фей. Но для того, чтобы стать принцессой, Золушке пришлось изрядно потрудиться...
Это сейчас она красуется на обложках таких модных и не связанных напрямую с музыкой журналов, это сейчас немецкий Opernwelt объявляет ее певицей года, а в 1971 году в самой обычной краснодарской семье Слайд 20-21
Анна Нетребко: Успех пришел оттого, что я пою в Мариинском. Но легче всего петь в Америке, им нравится практически все. А неимоверно трудно в Италии. Им, наоборот, все не нравится. Когда пел Бергонци, они кричали, что хотят Карузо, теперь всем тенорам они кричат: «Нам нужен Бергонци!» В Италии я петь особо и не жажду. Из интервью
Слайд 22
В житейском смысле в Америке поначалу пришлось трудно — плохо знала язык, боялась всего чужого, не нравилась еда, но потом не то, чтобы привыкла, а скорее перестроилась. Появились друзья, и теперь Анне вполне нравится даже американская еда, даже «Макдональдс», в который проголодавшиеся под утро ночные компании идут заказывать гамбургеры. В профессиональном отношении Америка дала Нетребко все, о чем можно было только мечтать — она получила возможность плавно перейти от русских партий к операм Моцарта и итальянскому репертуару.
«Мне много пришлось пройти, прежде чем меня приравняли к европейским певцам, — подтверждает Анна, — долго и настойчиво предлагали только русский репертуар. Если бы я была из Европы, такого наверняка не произошло бы. Это не только настороженность, это ревность, боязнь пустить нас на вокальный рынок». И все-таки в новое тысячелетие Анна Нетребко вошла уже как свободно конвертируемая звезда и стала неотъемлемой частью международного оперного рынка. Сегодня перед нами более зрелая певица, чем вчера. Она серьезнее относится к профессии и бережнее — к голосу, который в ответ открывает все новые и новые возможности. Характер делает судьбу.
В Зальцбурге не принято, чтобы русские пели Моцарта — считается, что не умеют. До Нетребко в моцартовских операх там удалось мелькнуть только Любови Казарновской и менее известной Виктории Лукьянец. Но Нетребко мелькнула так, что заметил весь мир — Зальцбург стал ее звездным часом и своеобразным пропуском в рай. Слайды 23,24, 25,26
На сегодняшний день певица (пожалуй, единственная из русских) может похвастаться солидной коллекцией моцартовских героинь на главных мировых сценах.
Анна Нетребко никогда не делала тайны из своей частной жизни — она просто жила, поэтому, наверное, вокруг ее имени никогда не было каких-то скандалов или сплетен.
Любит жизнь и умеет жить весело. Обожает шопинг. Ее маленький бзик — одежда и аксессуары, всякие прикольные босоножки и сумочки. В общем, стильная штучка. Странно, но при этом ненавидит драгоценности, надевает их только на сцене и только в виде бижутерии. Также с трудом переносит долгие авиаперелеты, гольф и разговоры о бизнесе. Еще любит поесть, одно из последних гастрономических увлечений — суши. Если позволяет режим, то заглядывает в дискотеки и ночные клубы. Мечтает поехать с друзьями на Бразильский карнавал в Нью-Йорке. среди ее фаворитов — Джастин Тимберлейк, Робби Вильямс и Кристина Агилера. Любимые актеры — Брэд Питт и Вивьен Ли, а любимый фильм — «Дракула» Брэма Стокера. А вы что думали, оперные звезды не люди?
«Пласидо Доминго и Анна Нетребко»