Стилистические особенности фортепианной музыки Р.К. Щедрина
Родион Щедрин - знаковая фигура в музыкальном искусстве нашего времени. Его творчество - яркий срез художественной культуры современной эпохи, демонстрирующий глубокую и многогранную картину мира. Плюрализм культур, стилей, идей запечатлен в опусах композитора. Исследование констант и метаморфоз стиля Щедрина позволяет представить эволюцию его творчества как часть историко-культурных процессов отечественной музыки второй половины XX — начала XXI веков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stilisticheskie_osobennosti_fortepiannoy_muzyki_r._shchedrina.docx | 21.31 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Манина А.В.
Научный руководитель – Т.Н. Серегина, г. Барнаул
Стилистические особенности фортепианной музыки Р. Щедрина
Стиль Щедрина представляет собой сложное, многообразное, эволюционирующее целое, резонирующее с основными тенденциями музыкального искусства второй половины XX - начала XXI вв. Наряду с этим, его творчество можно представить как непрерывный диалог с культурой и искусством ушедших эпох и современности. Спектр диалогических контактов музыки Щедрина с историческими эпохами включает в себя обращение к различным стилям, техникам письма, жанрам, музыкальному материалу. Поле этих взаимодействий весьма широкое, обнимающее как музыкальные, так и внемузыкальные явления. Поэтому требуется глубокое изучение поэтики художественного стиля композитора в его эволюции, комплекса выразительных средств и приемов, привлекаемых для воплощения разнообразных замыслов.
Одна из проблем аналитического подхода к музыке Щедрина связана с процессом индивидуализации музыкальных форм, охватившим творчество многих современных композиторов. Почти каждое появляющееся сочинение становится композиционным феноменом, подобные которому не встречались ранее в музыкальной практике, что в определенной степени является результатом влияния внемузыкапьных факторов. Щедрину свойственно
активное восприятие нового, не только в музыке, но и в других областях художественного творчества. Многие его инструментальные и хоровые сочинения навеяны образами живописи, фольклора, литературы, отечественной истории. Особая любовь к русской классической литературе реализуется в его операх и балетах.
Широкий спектр смысловых ориентиров композитора и стремительный темп жизни в современную эпоху обуславливает его тяготение к особому типу музыкального мышления, а соответственно и музыкальным композициям, структура которых организована по законам монтажа и по многим признакам отличается от известных форм классико-романтического типа. Это - одна из констант стиля Щедрина, специфическое качество его мышления, которое распространяет свое влияние, как на технику композиции, так и на более глубинный смысловой уровень произведения. Проблема монтажного мышления непосредственно соотносится с вопросами драматургии, формообразования, тематизма современной музыки, а также с жанровой и стилевой панорамой композиторского творчества, психологией восприятия музыкальных произведений. Монтажность в той или иной степени свойственна произведениям композитора разных жанров. Этот феномен изучается в представленной работе на примерах музыкально-театральных и вокально-хоровых сочинений, симфонический и камерно-инструментальных опусов Щедрина.
Стиль Щедрина сложился органичным и четко очерченным: его произведения всегда узнаваемы. При всей новизне, современности и контекстуальности, его творчество сопричастно традициям культурно-исторического и музыкального прошлого. Ясно поставленные задачи во многом определили своеобразие его индивидуальной линии в искусстве и устойчивую позицию в эпицентре музыкальной культуры.
Творчество Щедрина не содержит резких стилистических поворотов в зависимости от меняющейся моды. Хотя ни одно направление в отечественной музыке второй половины XX века не прошло мимо него. Ранние сочинения Щедрина считают хрестоматийными образцами новой фольклорной волны в отечественной музыке 50-60-х годов. Он использовал все достижения авангардной техники композиции. Отдельные произведения Щедрина 70-х гг. стали «визитной карточкой» неоромантизма наряду с сочинениями А. Шнитке, Э. Денисова, В. Сильвестрова и др. Творческий процесс Щедрина 80-х гг. рождает неоклассические опусы и образцы медленной медитативной музыки. Тяготение к монологическим концепциям такого рода отмечалось и в творчестве других отечественных композиторов.
На рубеже веков неоромантическая линия в творчестве Щедрина становится более полнокровной в сочетании с неоканоническими тенденциями.
При этом Щедрин всегда остается верен собственной индивидуальности. Сочетая элементы авангардной изощренности с простым фольклорным тематизмом и джазовыми ритмами, сложные тембровые эффекты с лирическими мелодиями, он формирует свой неповторимый композиторский почерк, стиль резких контрастов и неожиданных сопоставлений. Главное - Щедрин никогда не забывает о слушателе, стараясь говорить с ним современным, но доступным и понятным языком. Вопрос о принадлежности музыки Щедрина какому-либо стилю носит отчасти формальный характер - его музыкальное мышление гораздо шире. Щедрин ничего не отвергает в необъятном пространстве отечественной музыкальной культуры, но относится ко всему избирательно, допуская в свою творческую мастерскую только то, что необходимо ему для воплощения замысла, что не будет диссонировать с его композиторской индивидуальностью. Объединяющими принципами часто служат монтаж и полистилистика.
Стиль Щедрина можно уподобить форме многотемных вариаций, где в качестве тем выступают сквозные линии творчества композитора -неофольклорная, неоромантическая, полистилистическая, неоканоническая, — обогащённые разумным применением технических достижений авангарда и объединённые под знаком индивидуальности автора. Попеременно варьируясь, изменяясь, обновляясь, «темы» имеют общие интонационные истоки и мотивные связи, способствующие их слиянию на определённых этапах. Другая «визуализация» стиля Щедрина вызывает ассоциацию с композицией фильма, организованного по принципу параллельного монтажа разных сюжетных линий. Но всё это — линии жизни одного человека.
В творчестве Щедрина концертный жанр представлен во всем богатстве его разновидностей и инструментальных составов. Родовые качества концерта и отсутствие канонов в трактовке этого жанра как нельзя лучше отвечают творческой индивидуальности Щедрина, склонного к эксперименту. За два последних десятилетия композитор обнаруживает особое тяготение к концерту и создает один опус за другим. Концертные произведения Щедрина всегда имеют глубокий замысел и сложное внутреннее содержание, но при этом значительные идеи получают у него яркое оформление - музыка виртуозна, богато орнаментирована, насыщена целым рядом технических трудностей, что вызывает повышенный интерес исполнителей.
Щедрин всегда ориентирован на исполнителя и на слушателя. Он много работает по заказу, а в процессе создания произведения всегда думает о том,
как оно будет исполнено и воспринято. В этом вопросе важен взгляд композитора на свои сочинения и с позиции исполнителя. Стиль Щедрина-пианиста близок стилю Щедрина-композитора: уравновешенность эмоционального и рационального, яркое представление национального начала, подчеркнутая концертность и виртуозность. В 90-е гг. появляются приметы неоромантического пианизма: импровизационность изложения, декламационный характер интонирования, стремление к сквозной полифонизации звучания.
Пятый фортепианный концерт представляет концертный стиль современного Щедрина. Его характеризует виртуозное начало, с предпочтением мелкой фигурационной техники, стремление к детализации фактуры и тонкой нюансировке, повышенное внимание к артикуляции, тщательная выверенность качества звука солиста и партий оркестра. Щедрин выделяет солиста и предлагает ему максимально продемонстрировать пианистическое мастерство и артистизм. Суть новаторства Щедрина в жанре фортепианного концерта -обновление тембрового и артикуляционного параметров звучания рояля и существенное оживление оркестрового фонизма.
Родион Щедрин - знаковая фигура в музыкальном искусстве нашего времени. Его творчество - яркий срез художественной культуры современной эпохи, демонстрирующий глубокую и многогранную картину мира. Плюрализм культур, стилей, идей запечатлен в опусах композитора. Историческое прошлое России, осмысливаемое Щедриным, - важнейший элемент трансляции культурных ценностей русского народа, так необходимых в период исканий, ошибок и разочарований. Исследование констант и метаморфоз стиля Щедрина позволяет представить эволюцию его творчества как часть историко-культурных процессов отечественной музыки второй половины XX — начала XXI веков.
Разностороннее рассмотрение изучаемых явлений позволяет обнаружить и сформулировать парадигмы творчества Щедрина в художественном контексте эпохи и сделать некоторые выводы. Среди константных признаков стиля композитора приоритетны следующие:
1) стабильное тяготение к русским сюжетам и образам, национальная почвенность в многообразных своих проявлениях;
2) приоритетность инструментального концерта, оперы, балета в жанровой панораме творчества, склонность к жанровым синтезам;
3) программность широкого спектра в оркестровой и камерно-инструментальной музыке, задающая диалогическую концепцию произведения;
4) преобладание оптимистической концепции музыкального произведения;
5) многоэлементность драматургии и монтажный принцип в различных своих разновидностях;
6) тяготение к сквозным формам, свободным от структурных канонов и индивидуализированным композициям, основанным на монтажном принципе;
7) многотемность композиций, предельная плотность, концентрированность краткого попевочного тематизма на структурную единицу формы;
8) неинтенсивное развитие музыкального материала (или отсутствие такового), использование таких методов, при которых развиваемая тема не смешивается с другими (вариантно-вариационный, полифонический);
9) рассредоточенность композиции и множественность кульминаций;
10) большая роль пространственного параметра композиции и повышение фонических свойств музыкальной ткани, неповторимое разнообразие фактурно-тембровой палитры;
И) способы звукоизвлечения, артикуляция - один из важнейших параметров музыкальной выразительности произведений и область эксперимента.
Данная группа композиционных элементов, оставаясь стабильной в своей основе, постоянно пополняется в процессе эволюции творчества композитора. Большему обновлению подвержены жанрово-стилевые и музыкально-языковые параметры композиций, в то время как смысловые, содержательные и формообразующие компоненты в базовой своей части остаются стабильными. Стойкая преданность русской теме и национальным традициям, как одна из главных констант стиля, свидетельствует о творческом самовыражении композитора на разных этапах. Монтажный принцип музыкального мышления Щедрина скрепляет многообразие контрастного материала его произведений, репрезентируя эксперименты и творческие открытия. Это не менее важная категория и другая константа стиля композитора, придающая ему своеобразие, единство и целостность.
Творческий облик Щедрина складывается не только из констант, но и из метаморфоз. В процессе эволюции его творчества отмечается следующее:
1. Расширение жанровой панорамы и изобретение новых жанровых разновидностей.
2. Повышение внимания к опере и приостановление работы в балетном жанре.
3. Частичное возвращение к классико-романтическим жанрам и формам.
4. Возрастание диалогичности творчества на различных уровнях: диалог культур, разных видов искусств, исторических и индивидуальных композиторских стилей, композитора и исполнителя, композитора и слушателя, музыкального материала.
5. Полистилистичность произведений (в широком смысле слова), интерес к разным стилям с приоритетной ролью барокко и русского средневековья в 80-е годы, романтизма и неофольклоризма в 1990-е и 2000-е годы.
6. Активная семантическая функция цитаты, влияющая на образный строй сочинения.
7. Появление медитативной образности в 80-е гг., повышение интереса к лирике в 1990-е и 2000-е гг., как признаки неоромантических тенденций и комплекса соответствующих им жанров-форм и музыкально-языковых средств.
8. Автобиографичность, дневниковость творчества.
9. Появление и развитие образов эха и «from afar» с многозначной семантикой.
10. Признаки феномена позднего творчества композитора — прогрессирующее тяготение к драматическим и трагедийным концепциям на рубеже веков.
11. Неоканонические тенденции в творчестве.
12. Эксперименты в области инструментального театра и пространственной музыки.
13. Множественность интонационной и ладово-гармонической системы, формирующей особую звуковую среду.
Находясь в постоянном и неутомимом творческом поиске, Родион Щедрин ежегодно дарит миру новые музыкальные события. Изобретательность композитора не знает границ. Но при всем многообразии творческой палитры, музыка Щедрина всегда узнаваема, национально окрашена и стилистически определенна.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеев, А.Д. История фортепианного искусства / А.Д. Алексеев – М. : Музыка, 1982. – Ч. 3. – 286 с.
2. Алексеев, А.Д. Методика обучения игре на фортепиано / А.Д. Алексеев. – М. : Музыка, 1978. -288 с.
3. Асафьев, Б.В. Русская музыка о детях и для детей / Б.В. Асафьев // Избранные труды. Т. 4. – М. : Изд-во Академии Наук СССР, 1955. – С. 97-109.
4. Григорьев Л.М. К изучению творчества Р.К. Щедрина / Л.М. Григорьев, Я.М. Платек // Советская музыка. – 1983. - №1.- С. 8-28.
5. Дымова, И.Г. Щедрин Родион Константинович / И.Г. Дымова // Русские композиторы: история отечественной музыки в биографиях творцов / сост. Л.А. Серебрякова. – Челябинск: Урал LTD, 2001. – C. 418-425.
6. Комиссинский, В.Г. О драматургических принципах творчества Р. Щедрина / В.Г. Комиссинский. – М. : Советский композитор, 1978. – 192 с.
7. Куликова, И.В. «Тетрадь для юношества» Р. Щедрина и особенности интерпретации ее автором / И.В. Куликова // Современные проблемы музыкально-исполнительского искусства. Сборник научных трудов. – М., 1988, С. 104-113.
8. Лихачёва, И.В. 24 прелюдии и фуги Р. Щедрина / И.В. Лихачёва. – М. : Музыка, 1975. – 112 с.
9. Любомудрова, Н.А. Методика обучения игре на фортепиано / Н.А. Любомудрова. – М. : Музыка, 1982. – 143 с.
10. Мальцер, И.В. Р.Щедрин. Тетрадь для юношества: метод. рекоменд. / И.В. Мальцер. – Свердловск : Свердловское управление культуры. 1985. – 24 с.