Методическая разработка. Современные стили и направления в музыке.

Барковская Наталия Геннадьевна

Цели: дать общее представление о стилях музыки через реализацию своих творческих способностей; накопление представлений о музыкальных стилях: поп, рок, рэп, хип – хоп, фолк… Задачи: 1. Образовательные: подготовить обучающихся к пониманию стилей музыки; усвоение современных музыкальных стилей. 2. Развивающие: обогащать музыкальный словарный запас обучающихся; развивать фантазию и творческое начало, музыкальный слух, чувство ритма, способность обучающихся к различным формам сочинительства; сотрудничество, умение работать в группах, формировать основы музыкальной культуры. 3. Воспитательные: прививать у обучающихся эстетический вкус, любовь к современной музыке; воспитывать положительные качества: доброту, чуткость, любовь к песне, чувство прекрасного. Тип урока: урок получения новых знаний и закрепления их. Вид урока: урок творчества. Принципы организации деятельности: деятельный подход, наглядности, учёт возрастных особенностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_didzheing.docx23.89 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методическая разработка

Современные стили и направления в музыке.

Цели: дать общее представление о стилях музыки через реализацию своих творческих способностей; накопление представлений о музыкальных стилях: поп, рок, рэп, хип – хоп, фолк…

Задачи:

1. Образовательные: подготовить обучающихся к пониманию стилей музыки;

усвоение современных музыкальных стилей.

2. Развивающие: обогащать музыкальный словарный запас обучающихся;

развивать фантазию и творческое начало, музыкальный слух, чувство ритма, способность обучающихся к различным формам сочинительства; сотрудничество, умение работать в группах, формировать основы музыкальной культуры.

3. Воспитательные: прививать у обучающихся эстетический вкус, любовь к современной музыке; воспитывать положительные качества: доброту, чуткость, любовь к песне, чувство прекрасного.

Тип урока: урок получения новых знаний и закрепления их.

Вид урока: урок творчества.

Принципы организации деятельности: деятельный подход, наглядности, учёт возрастных особенностей.

Формы организации деятельности: фронтальная, групповая.Двадцатый век называют веком музыки, предыдущее столетие – веком литературы, а эпоху Возрождения – золотым веком изобразительных искусств. Эти определения говорят не только о популярности того или иного вида творчества, сколько о его способности точно выразить мироощущение эпохи, ее духовные устремления, надежды и иллюзии.

Роль музыки в культуре XXв. наиболее ярко проявилась после Второй мировой войны (1939 – 1945).

Джаз.

Одним из ярких стилей музыки XXв. является джаз.

Джаз (англ. jazz) -форма музыкального искусства, возникшая в конце XIX - начале XX века в США в результате синтеза африканской и европейской культур и получившая впоследствии повсеместное распространение. Характерными чертами музыкального язы-ка джаза изначально стали импровизация, полиритмия, основанная на синкопированных ритмах, и уникальный комплекс приёмов исполнения ритмической фактуры — свинг. Дальнейшее развитие джаза происходило за счёт освоения джазовыми музыкантами и композиторами новых ритмических и гармонических моделей.

Джаз родовое понятие, определяющее несколько видов музыкального искусства, раз-личающихся между собой и по стилистике, и по художественным задачам, и по роли в общественной жизни.

Термин jazz (первоначально jass) не встречался до рубежа 19–20 вв., он может про-исходить и от французского jaser (со значением «болтать», которое сохранилось в амери-канском слэнге: jazz – «враки», «брехня»), и от какого-либо слова на одном из африкан-ских языков, имевшего определенный эротический смысл, тем более что в естественном словосочетании jazz dance («джазовый танец») этот же смысл с шекспировских времен несло в себе слово dance. В высших кругах Нового и Старого Света слово, которое впо-следствии стало чисто музыкальным термином, ассоциировалось с чем-то шумным, гру-бым, грязным. Английский писатель Ричард Олдингтон в предисловии к роману Смерть героя, в котором описывает «окопную правду» и нравственные потери личности после Первой мировой войны, называет свой роман «джазовым».

Джаз возник как соединение нескольких музыкальных культур разных народов и на-циональных традиций. Первоначально он прибыл из африканских земель.

Для любой африканской музыки характерен очень сложный ритм, музыка всегда сопро-вождается танцами, которые представляют собой быстрые притопывания и прихлопы-вания. На этой основе в конце XIX века сложился ещё один музыкальный жанр рэгтайм. Впоследствии ритмы рэгтайма в сочетании с элементами блюза дали начало новому музыкальному направлению — джазу.

Истоки джаза связаны с блюзом. Он возник в конце XIX века как слияние африкан-ских ритмов и европейской гармонии, но истоки его следует искать с момента завоза ра-бов из Африки на территорию Нового Света. Привезённые рабы не были выходцами из одного рода и обычно даже не понимали друг друга. Необходимость консолидации при-вела к объединению множества культур и, как следствие — к созданию единой культуры (в том числе и музыкальной) афроамериканцев. Процессы смешивания африканской му-зыкальной культуры и европейской (которая тоже претерпела серьёзные изменения в Но-вом Свете) происходили, начиная с XVIII века, и в XIX веке привели к возникновению «протоджаза», а затем и джаза в общепринятом понимании.

Джаз как форма музыкального искусства появился в США на стыке XIX – XX веков, вобрав в себя музыкальные традиции европейских переселенцев и африканские фольк-лорные мелодические рисунки.

Характерная импровизационность, мелодическая полиритмия и экспрессивность ис-полнения стали отличительной чертой первых нью-орлеанских джаз-ансамблей (jazz-band) в первые декады прошлого века.

С течением временем джаз прошел периоды своего развития и становления, меняя рит-мический рисунок и стилистическую направленность: от импровизационной манеры рэг-тайма (ragtime), к танцевальному оркестровому свингу (swing) и неторопливому мягкому блюзу (blues).

Период с начала 20-х и вплоть до 1940-х годов связан с расцветом джазовых оркестров (биг-бэндов), состоявших из нескольких оркестровых секций саксофонов, тромбонов, труб и ритм - секции. Пик популярности биг-бэндов пришелся на середину 30-х годов прошлого века. Музыка в исполнении джазовых оркестров Дюка Эллингтона (Duke Ellington), Каунта Бэйси (Count Basie), Бенни Гудмена (Benny Goodman) звучала на танцевальных площадках и на радио.

Насыщенное оркестровое звучание, яркие интонации и импровизация великих солис-тов Коулмэна Хокинса (Coleman Hawkins), Тэдди Уилсона (Teddy Wilson), Бенни Карте-ра (Benny Carter) и др., – создали узнаваемый и неповторимый the big band sound, являю-щийся классикой джазовой музыки.

В 40-50 гг. прошлого века пришло время модерн-джаза; такие стили джаза, как ярост-ный bebop, лирический cool jazz, мягкий west coast jazz, ритмичный hard bop, проникно-венный soul jazz завладели сердцами любителей джазовой музыки.

В середине 1960-х годов появилось новое джазовое направление – джаз-рок (jazz-rock), своеобразное сочетание энергетики, присущей рок-музыке и джазовой импрови-зации.

Основоположниками стиля джаз - рок считаются:

Майлз Дэвис (Miles Davis), Ларри Кориэлл (Larry Coryell),

Билли Кобхэм (Billy Cobham).

В 70-е годы jazz-rock стал чрезвычайно популярным. Использование ритмического рисунка и гармонии рок-музыки, оттенков традиционной восточной мелодики, и гармо-нии блюза, применение электроинструментов и синтезаторов, – со временем привело к появлению термина джаз-фьюжн (jazz fusion), подчеркивающего своим названием сое-динение нескольких музыкальных традиций и влияний.

В 70-80-е годы джазовая музыка, сохранив акцент на мелодичность и импровизацию, приобрела черты поп-музыки, фанка (funk), rhythm and blues (R&B) и crossover jazz, значительно расширив аудиторию слушателей и став коммерчески успешной.

Современную джазовую музыку, подчеркивающую четкость, мелодичность и красоту звучания обычно характеризуют как smooth jazz или contemporary jazz. Ритмические и мелодические линии гитары и бас-гитары, саксофона и трубы, клавишных инструментов, в звуковом обрамлении синтезаторов и сэмплеров создают роскошный, легко узнавае-мый колоритный саунд smooth jazz.

Несмотря на то, что smooth jazz и contemporary jazz как направления современного джаза обладают сходным музыкальным почерком, это все-таки разные стили джаза. Как правило, утверждается, что smooth jazz – «фоновая» музыка, тогда как contemporary jazz – более индивидуальный стиль джаза и требует пристального внимания слушателя. Дальнейшее развитие smooth jazz привело к появлению лирического направления совре-менного джаза – adult contemporary и более ритмичного urban jazz с оттенками R&B, funk, hip-hop.

Яркие представители джазового направления в музыке:

Бесси Смит, Джон Ли Хукер, Би Би Кинг,

Скотт Джоплин, Джелли Рой Мортон,

Гленн Миллер, Луи Армстронг,

Дюк Эллингтон, Элла Фицджеральд и др.

Рок-н-ролл.

Рок-н-ролл (от англ. rock and roll или rock'n'roll -«качайся и катись») - жанр популяр-ной музыки, получивший распространение в середине 1950-х годов. Оформился из ком-бинации элементов афроамериканских и «белых» жанров, как ритм-н-блюз и кантри. Стиль белых исполнителей получил также название рок-а-билли.

Одним из первых в начале 50- гг. растущий интерес белой молодежи к ритм-энд-блюзу заметил диск-жокей радиостанции в Кливленде Алан Фрид. Но наименование «ритм-энд-блюз» носило пренебрежительный характер (музыка черных) и могло вызвать недовольство у белых слушателей. Фрид нашел выход из положения, предложив назва-ние рок-н-ролл – «раскачиваться и вращаться», заимствованное из жаргона афроамери-канцев.

Отличительные черты — это чёткий ритм, танцевальный темп, раскованность испол-нения. Традиционными инструментами являются электрогитара, контрабас, ударные, фортепиано и саксофон. Состав рок-а-билли-коллективов обычно 3 человека (гитара, контрабас, ритм-гитара или ударные). Для рок-н-ролла характерен размер 4/4.

В начале 1960-х годов стилистические границы рок-н-ролла расширились, и появил-ся новый самостоятельный жанр — рок-музыка.

Рок-н-ролл явился результатом синтеза различных стилей американской музыки. В 1950-х годах белые и черные музыканты американского Юга стали смешивать ритм-энд-блюз, буги-вуги, кантри и госпел, добиваясь нового звучания. Билл Хейли использовал афроамериканский сленг и ритмы буги-вуги в своих ритмичных песнях, построенных на кантри с примесью джаза и буги-вуги.

Итак, считается, что музыкальный термин «рок-н-ролл» был введён в обиход Аланом Фридом, энергичным диск-жокеем из Кливленда, много сделавшем для популяризации новой музыки, которая в то время встречала достаточно широкий отпор со стороны кон-сервативного общества США. Рок-н-ролл явился первым стилем в современной популяр-ной музыке, развитым и играемым наравне как белыми, так и афроамериканскими испол-нителями, что в итоге привело к частичному снижению расовой накалённости тех лет (при том, что этот жанр был сугубо аполитичным).

Помимо песен, изначально написанных в новом стиле, ранние исполнители рок-н-ролла также исполняли народные песни, старые блюзы, кантри и джаз-композиции, при-давая им стилистику рок-н-ролльного звучания.

Признанным королем рок-н-ролла является Элвис Пресли. Наиболее популярные исполнители рок-н-ролла: Джерри Ли Льюис, Билл Хейли, Фитс Домино,

Чак Берри, Демс Дин, Литл Ричард,

Бадди Холли и группа «Крикетс» и др.

Рок-музыка.

Рок-му́зыка (англ. Rock music) — обобщающее название ряда направлений популяр-ной музыки. Слово «rock» — (в переводе с английского «качать, укачивать, качаться») — в данном случае указывает на характерные для этих направлений ритмические ощуще-ния, связанные с определённой формой движения, по аналогии с «roll», «twist», «swing», «shake» и т. п.

Рок-музыка имеет большое количество направлений: от достаточно «лёгких» жанров, таких как танцевальный рок-н-ролл, поп-рок, брит-поп, до брутальных и агрессивных жанров — дэт-метала и грайндкора. Содержание песен варьируется от лёгкого и непри-нуждённого до мрачного, глубокого и философского. Часто рок-музыка противо-постав-ляется поп-музыке и т. н. «попсе». Несколько более определенно можно сказать о, так называемой, «музыкальной экспрессии», которая, в силу повышенной, в сравнении с иными видами музыки, динамики (громкости) исполнения (по разным источникам от 110 до 155 дБ), является особой для многих рок-стилей (направлений), поскольку даже звуча-ние большого симфонического оркестра находится в пределах 85 дБ и редко доходит до 115 дБ. («конкуренцию» в плане громкости могут составить лишь направления музыки, использующие электроакустическое звучание).

Истоки рок-музыки лежат в блюзе, из которого и вышли первые рок-жанры - рок-н-ролл и рокабилли. Первые поджанры рок-музыки возникали в тесной связи с народной и эстрадной музыкой