Распевание как важное средство развития вокально-слуховых навыков в вокальном коллективе.
Детское вокальное пение – один из самых распространенных, общедоступных видов музыкально-эстетического воспитания детей, это – коллективное музицирование, процесс творчества, процесс обучения; это – возможность обратиться к хоровой музыке как к источнику и способу развития ребенка.
Воспитательные и образовательные возможности хоровых занятий влияют не только на развитие эмоционально-эстетической сферы ребенка но и на его интеллектуальное развитие, на формирование речи, мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word_4.docx | 20.81 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Распевание как важное средство развития вокально-слуховых навыков в вокальном коллективе.
Введение:
Детское вокальное пение – один из самых распространенных, общедоступных видов музыкально-эстетического воспитания детей, это – коллективное музицирование, процесс творчества, процесс обучения; это – возможность обратиться к хоровой музыке как к источнику и способу развития ребенка.
Воспитательные и образовательные возможности хоровых занятий влияют не только на развитие эмоционально-эстетической сферы ребенка но и на его интеллектуальное развитие, на формирование речи, мышления.
В процессе хоровых занятий развивается и воспитывается певческий голос, музыкальный слух, вырабатываются певческие умения и навыки. А необходимым условием выработки певческих навыков являются вокальные упражнения, то есть целенаправленные повторяемые специально организованные вокальные действия используемые при распевании.
Распевание представляет собой одну из важнейших частей работы по воспитанию вокально- слуховых навыков. Распевание- это путь к овладению техническими основами вокального искусства. Распевание проводится в начале занятия , дает определенную настройку певческому аппарату , упражнения должны органично связываться с работой над репертуаром, должны носить универсальный характер, принципиальное значение имеет стабильность некоторых приемов используемых из года в год , так же необходимо периодически пополнять группу приемов.
Систематическое пение определенного количества стабильных упражнений облегчает наблюдение за певческим развитием детей из урока в урок, из года в год, способствует быстрейшему возникновению у поющих устойчивых певческих навыков.
Вокальные задачи в процессе распевания:
Одной из главных задач распевания является не только подготовка голосового аппарата к работе, но и формирование у обучающихся основных певческих навыков. К ним мы можем отнести:
- певческую установку;
- певческое дыхание и опору звука;
- высокую вокальную позицию;
- точное интонирование;
- ровность звучания на протяжении всего диапазона голоса;
- использование различных видов звуковедения;
- дикционные: артикуляционные и орфоэпические навыки.
Все вокальные навыки тесно взаимосвязаны , поэтому работа над ними проводится параллельно. Естественно, каждое вокальное упражнение имеет цель формирования каких-то определённых навыков, но при его исполнении невозможно выпустить из внимания остальные. Это и является основной сложностью для маленького певца – усвоить, что для достижения устойчивого результата, необходимо использовать абсолютно все знания, умения и навыки, полученные на занятиях.
1. Элементарные навыки певческого вдоха и выдоха. Правильное формирование гласных.
Дыхательный процесс содержит много индивидуальных особенностей. На первом этапе обучения вполне достаточно объяснить детям три общих правила, касающихся певческого дыхания:
1. Вдох надо делать быстро, легко и незаметно (не поднимая плеч);
2. После вдоха перед пением следует на короткое время задержать дыхание.
3. Выдох производить ровно и постепенно (как будто ты дуешь на зажженную свечу).
С этими приемами дыхания можно вначале познакомить детей без пения, по знаку учителя. Но дыхание — это часть единого певческого комплекса, и поэтому отдельно взятые дыхательные упражнения мало приносят пользы. Качество звука определяется лишь в процессе пения, с участием всех компонентов певческого аппарата, и нельзя надеяться, что если ученик научится делать долгий выдох без пения, то он обязательно будет хорошо петь. Умение петь связно, красивым, округленным и ровным звуком зависит, прежде всего, от правильного формирования гласных. Согласные же играют роль в искусстве дикции.
Для этого необходимо знать артикуляционные свойства гласных при пении:
Гласный А лучше всего раскрепощает голосовой аппарат, освобождая его от зажатости и напряжения, больше, чем другие гласные, требует округленности звучания, что достигается путем его приближения к О
.Гласный О обладает теми же свойствами, что и округленный звук А, но более затемнен по тембру. Глоточная полость на О принимает его округлую форму и несколько более расширена, чем при пении на А.
Гласный И обладает, с одной стороны, такими положительными качествами, как собранность и острота звучания, что способствует нахождению так называемой «высокой позиции», с другой — наименьшей природной громкостью из-за узости формы рта при пении этого звука.
Работа над И полезна для устранения таких недостатков, как тусклое и глухое звучание голоса. Но в случаях зажатости звука применение этого гласного должно быть весьма осторожным и педагогу следует сначала обратить внимание на устранение этого недостатка.
Наиболее «темным», «глубоким» и «малогромким» среди всех гласных является звук У, при исполнении которого ротовое отверстие сужается и расширяется глотка. Гласный Успособствует выравниванию звучания других гласных.
Имеются еще сложные, йотированные звуки Е, Ю, Я, Ё, представляющие собой сочетание гласных Э, У, А, О с полугласным Й. Так, например, е состоит из Й+Е. Особенность пения йотированных гласных состоит в том, что в них сразу же после Й звучит простая гласная, то есть Е-Э. Йотированные гласные приносят большую пользу, помогая устранению вялости, тусклости и интонационной расплывчатости звука.
В работе над гласными важно добиваться округленности звука, его высокой позиции, иначе говоря, звонкости, остроты звучания.
При работе над высокой позицией практикуется предварительное пение закрытым ртом, при котором поднимается мягкое нёбо и во рту создается ощущение купола . Достижению остроты и звонкости помогает также использование йотированных гласных и слогов с наличием полугласного Й , который ставится не впереди, а позади гласной: Ай, Ой, Эй. Эти слоги-междометия часто употребляются в русских народных песнях и составляют одну из характерных особенностей национальной народно-песенной кантилены.
При обучении детей правильному пению гласных звуков следует тщательно следить не только за формой, но и за активностью артикуляционного аппарата.
2. Развитие протяженности дыхания. Работа над кантиленой и дикцией.
Протяженность дыхания достигается работой над экономным и более или менее продолжительным выдохом. Для продолжительного выдоха необходимо научиться делать достаточно глубокий, но спокойный вдох. При небольшом вдохе дыхание расходуется быстро, а слишком глубокий вдох приводит к неровному и напряженному выдоху, что вредно отражается на красоте звука. Для развития навыка продолжительного дыхания можно петь длинные фразы на одном вдохе. Вторая задача научить детей связному и отчетливому исполнению гласных в сочетании с согласными, иначе говоря, певческой кантилене и дикции. Все согласные делятся на звонкие и глухие. При произнесении звонких согласных включаются голосовые связки (б, в, г, д, ж, з, л, м, н, р). Глухие согласные имеют шумовой характер и произносятся без помощи голосовых связок (к, п, с, т, ф, х. ц, ч, ш, щ).
Среди звонких согласных выделяются так называемые «сонорные», которые содержат элементы вокального звучания (л, м, н, р). Сонорные согласные играют в пении особенно важную роль. Четкость произношения согласных зависит от активной работы мышц языка, а также губ и мягкого нёба, оказывают большое влияние на характер атаки звука, то есть начального момента звукообразования, связанного с большей или меньшей активностью смыкания голосовых связок. Например, согласный д в сочетании с гласным а (да) способствует твердой атаке; согласный л в сочетании с гласными я, е, ё (ля, ле, лё) помогает мягкой атаке звука. Если дети поют чересчур «жестким» звуком, то для его «размягчения» можно применять слоги с согласным л (ля, лё, лю, ли), а при звуковой вялости полезно петь слоги с согласным д (да, дэ, ди, до, ду).
3. Выработка подвижности голоса.
Подвижность голоса — это качество, которое приобретается на основе ранее усвоенных навыков связного пения и четкой дикции. Подвижность, или гибкость, голоса - понятие многогранное. Это не только умение быстро произносить слова песни, но и искусство исполнения произведения с необходимыми отклонениями от основного темпа, например, небольшим ускорением или замедлением, усилением или ослаблением звучности. В работе над подвижностью голоса должна соблюдаться постепенность: прежде чем петь упражнения в быстром темпе, надо научить детей петь в умеренном темпе, с умеренной силой звучания. Но при обучении детей излишне медленные темпы не приемлемы, так как приводят к «расползанию» музыкальной линии.
4. Элементарные навыки многоголосного пения.
Основой красивого многоголосного пения является интонационно чистый унисон. Начальным этапом изучения многоголосия является пение на два голоса. При разучивании двухголосных упражнений наиболее целесообразно вначале использовать знакомые детям, простые по структуре напевы типа русских народных прибауток в двухголосном изложении, а затем, по мере их освоения, предлагать новые, более сложные задания. Перед разучиванием двухголосных упражнений следует разделить хор на две группы. В первую группу, которая будет петь основной напев, можно отнести большую часть хора, в том числе и детей с более узким диапазоном. Во вторую группу, исполняющую второй голос, можно отобрать детей с нормальным диапазоном. При исполнении трехголосных упражнений третья группа голосов может состоять из нескольких учеников с наиболее хорошим слухом и голосом. Приступая к разучиванию двухголосных упражнений необходимо просольфеджировать каждый голос всем хором. Выбирать упражнения для хора нужно в зависимости от уровня певческого развития участников хора, а также наличия тех или иных певческих недостатков.
Заключение.
К распеванию, как и ко всякому другому разделу урока, необходима тщательная и серьезная подготовка, продуманность общих задач и цели каждого занятия. Только в этом случае работа будет эффективной и поможет наиболее быстрому усвоению основ певческого искусства. Следует особо обратить внимание на то, что любое упражнение, помимо главной задачи, решает целый ряд дополнительных задач. В хоровой практике упражнения обычно делят на две группы. Одни из них применяются в связи с каким-либо конкретным произведением и имеют связь с конкретными задачами, обусловленными разучиваемым репертуаром. Обычно они целиком основываются на музыкальном материале какого-либо произведения или подчеркивают определенную трудность. Другие упражнения направлены на подготовку певческого аппарата к работе в целом.
Стоит отметить, что цель каждого упражнения должна быть понятна детям, только тогда они смогут активно работать над ее осуществлением. Во время пения упражнений педагог должен быть предельно внимателен к каждому ребенку, чаще вызывать петь по одному, анализировать качество исполнения. Доступность и сравнительная легкость музыкального материала даст возможность каждому певцу в полной мере проявить свои способности. А это приведет к росту исполнительского мастерства хорового коллектива в целом. Кроме того при распевании очень важна выразительность. Таким образом при пении распевок важна и техническая работа и работа над музыкальной выразительностью и только тогда вокально-хоровое развитие детей будет носить более широкий и гармонический характер.