Как работает ваш голос: появление вокального звука

Митькова Ирина Юрьевна

Вокальный звук появляется благодаря действию двух факторов:

  1. Вибрация голосовых связок.
    Первичный звук появляется в результате взаимодействия голосовых связок и выдыхаемого из легких воздуха.
  2. Резонанс.
    Затем, по мере прохождения через лежащие над связками полости, этот звук видоизменяется.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_rabotaet_vash_golos.doc87 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Как работает ваш голос: появление вокального звука

Вокальный звук появляется благодаря действию двух факторов:

  1. Вибрация голосовых связок.
    Первичный звук появляется в результате взаимодействия голосовых связок и выдыхаемого из легких воздуха.
  2. Резонанс.
    Затем, по мере прохождения через лежащие над связками полости, этот звук видоизменяется.

Вибрация голосовых связок - исходная причина появления звука.

В верхней части дыхательного горла (трахеи) располагается группа хрящей, связок и мышц, работающих как один узел. Этот узел называется гортанью. Внутри гортани находятся ваши голосовые связки. Когда ваши голосовые связки не могут сдержать возросшего давления воздуха, они раздвигаются. Молекулы освободившегося воздуха врываются в расположенную над голосовыми связками полость, создавая при этом звуковую волну. Выпустив сжатый воздух, голосовые связки возвращаются в прежнее закрытое (или почти закрытое) состояние. Таким образом, голосовые связки, раз за разом сжимаясь и разжимаясь, создают серию звуковых волн, которые и воспринимаются ухом слушателя. Этот процесс называется вибрацией.


Управление дыханием

В обычной ситуации дыхательная система работает автоматически, без каких бы то ни было дополнительных усилий. Основная её функция заключается в снабжении организма кислородом и удалении из него углекислого газа. Давайте сравним, чем отличается дыхание во время пения от обычной ситуации.

Обычная ситуация Во время пения ВДОХ

  • Сигнал. Мозг даёт сигнал мышцам дыхательной системы о том, что организм нуждается в кислороде.
  • Действие. Диафрагма – основной дыхательный мускул – сокращается и становится плоской, увеличивая грудную плоскость в вертикальном направлении, в то время как межрёберная мускулатура и грудная клетка увеличивают объём грудной полости в стороны. В результате в грудной полости создаётся разряжение.

Результат. Воздух заполняет легкие по мере того, как его поток компенсирует создавшееся разряжение. ВДОХ

  • Сигнал. Мозг даёт сигнал мышцам дыхательной системы о том, что вам для извлечения звука необходим дополнительный воздух.
  • Действие. Всё происходит так, как и в обычной ситуации, только с той разницей, что вы регулируете количество и скорость поступления вдыхаемого воздуха. Следите за тем, чтобы грудь находилась в удобном для вас приподнятом положении и чтобы брюшные мышцы были расслаблены и давали диафрагме сокращаться без всяких усилий.

Результат. Воздух наполняет легкие.  Вы можете регулировать процесс вдоха. ВЫДОХ

  • Сигнал. Мозг даёт сигнал мышцам дыхательной системы о том, что организму необходимо освободить от углекислого газа.
  • Действие. Диафрагма и межрёберная мускулатура расслабляются. Диафрагма возвращается в исходное состояние, а грудная клетка опускается.

Результат. Воздух выдавливается из легких. ВЫДОХ

  • Сигнал. Мозг сигнализирует мышцам дыхательной системы о том, что они должны направить воздух на голосовые связки.
  • Действие. В этом случае всё происходит не так, как при обычном дыхании. Чтобы регулировать количество поступающего на голосовые связки воздуха, вы должны уметь контролировать скорость выдоха. Ваши межреберные мышцы, таким образом, продолжают участвовать в процессе расширения грудной клетки (а следовательно и лёгких), в то время как контроль осуществляется при помощи брюшных мышц. Эти мышцы медленно и постепенно подталкивают диафрагму (находящуюся в состоянии упругого натяжения) в сторону легких.

Результат. Высвободившийся воздух поступает на голосовые связки. Грудь находится в удобном для вас приподнятом положении. Дыхание во время пения - это очень расслабленный процесс. Когда говорится, что вы можете им управлять, имеется в виду только то, что вы позволяете этому процессу протекать максимально комфортно по отношении к вашим музыкальным задачам. Не нужно специально работать над правильным дыханием, если у вас правильная поза и нет тенденции поднимать грудь и плечи, чтобы сделать неглубокий вдох. Тем более не нужно специальных упражнений для укрепления мышц дыхательной системы. Диафрагма, межрёберные и брюшные мышцы достаточно сильны, чтобы удовлетворить вокальные потребности.

Если во время пения вы сохраняете правильную позу, и следите за тем, чтобы грудь не опускалась при выдохе, то ваша диафрагма вполне в состоянии свободно двигаться и автоматически управляться брюшными мышцами. Нет никакой необходимости сознательно напрягать эти мускулы. Если вы будете пытаться напрямую контролировать ваши мышцы во время пения, то дополнительное напряжение приведёт только к перенапряжению связок.

Для хорошего звука не нужно много воздуха. Даже при громком пении, количество используемого воздуха будет достаточно для поддержания вибрации голосовых связок – ни больше, ни меньше – так что звук будет получаться безо всякого напряжения. Использование лишнего воздуха приводит к тем же последствиям, что и прямой контроль за мышцами дыхательной системы. Это происходит потому, что во время пения ваши связки инстинктивно сдерживают (или пытаются сдержать) направляемый на них поток воздуха. Чем больше воздуха на них посылаете, тем сильнее им приходится сжиматься для его удержания.

Управление голосовыми связками

Когда выдыхаемый воздух достигает голосовых связок, они вместе с другими мышцами гортани управляют потоком воздуха, определяя, таким образом, высоту и интенсивность (сила) звука. Когда говорится о функционировании голосовых связок, на самом деле имеется в виду совместные усилия всех влияющих на их активность мышц гортани.

Как голос формирует высоту звука.

Высота звука(частота колебаний) – это частота его колебаний (вибраций). Она измеряется в “герцах” (колебания в секунду). Человеческое ухо слышит в диапазоне от 20 до 20000 Гц.

Высота звука определяется тем, как часто, или с какой частотой вибрируют голосовые связки (открываются и закрываются), что в свою очередь зависит от их натяжения. Чем больше натянуты связки, тем быстрее они возвращаются в исходное, закрытое состояние. Чем больше частота колебаний, тем выше звук.
Натяжение голосовых связок не означает, что они находятся в зажатом состоянии. Это две разные вещи.  Натяжение голосовых связок, которое не ощущается при правильном пении, создаётся в результате взаимодействия мышц гортани, которые пытаются компенсировать на связках давление идущего из лёгких воздуха. Напряжение же, которое приводит к зажатости связок, с другой стороны, создаётся в результате использования мышц, лежащих вне гортани, в попытке сжать их вокруг неё, чтобы контролировать высоту и интенсивность звука.

Как голос формирует силу звука (интенсивность)

Интенсивность (сила звука) - амплитуда звуковой волны, достигающая ухо слушателя. Она измеряется в единицах громкости, которые называются “децибел”. Соотношения между различными уровнями громкости называется динамикой


Интенсивность определяется силой проходящего через связки звукового потока, которая в свою очередь зависит от того, насколько долго могут связки сдерживать возрастающее давление воздуха, перед тем как закрыться. Чем громче звук, тем большее давление воздуха и большее сопротивление связок требуется для его получения.
При слабо звуке голосовые связки (меньше сопротивляясь) быстро открываются и достаточно долго остаются открытыми. При сильном звуке (сопротивляясь больше) связки открываются медленнее, но затем мгновенно закрываются.
При громком пении не требуется больше воздуха, просто нужно большее давление воздуха. В этом случае связки остаются закрытыми более длительное время, поэтому воздух из легких практически не выходит. Это позволяет воздуху создать такое давление, которое, в конце концов, раздвинет связки и высвободит воздух, чтобы он прошел через связки с большей силой. Высота также связана с интенсивностью, поскольку ухо более чувствительно к верхним частотам.

Резонанс – это фактор, определяющий уникальность голоса.

Возникнув на связках, звук проходит определенные трансформации. Связанные друг с другом полости, которые лежат кверху от гортани (включая и состояние их стенок), усиливают волны одних частот и подавляют волны других. Этот процесс называется резонансом.

Физические ощущения

Хотя ваши голосовые связки с каждой пропеваемой нотой приспосабливаются к высоте и динамике (уровню громкости),  мы упрощенно рассматриваем этот процесс точки зрения физических ощущений, которые испытывает при этом певец. Ваш грудной голос или грудной резонатор отвечает за нижнюю часть вашего диапазона, головной резонатор – за верхнюю. Часть диапазона, в котором смешиваются свойства как грудного так и головного резонаторов, называется средним резонатором или средним голосом. Ощущения, которые вы испытываете при пении не имеют отношения к колебаниям связок – они являются результатом резонанса.

Итак, побочным продуктом резонанса являются испытываемые певцом физические ощущения. Низкие звуки ощущаются так, как будто они звучат во рту и горле, а иногда и в груди – поэтому и возник термин “грудной голос”. Когда вы поёте выше, то ваш голос (конечно если вы поёте правильно) как бы уходит изо рта и движется все дальше и дальше а мягкое нёбо, пока, наконец, вы не почувствуете, что он исходит из задней части головы – отсюда термин “головной голос”. “Средний голос” – сочетание головных и грудных ощущений, это середина. Но испытываемые физические ощущения не имеют ничего общего с тем, что слышит слушатель. Однако эти ощущения могут помочь вам управлять собственным голосом.

Каждый человек имеет уникальный голос

Вибрация голосовых связок определяет начальное качество вашего звука, а резонанс формирует его конечные характеристики, благодаря которым ваш голос отличается от множества других голосов. Причина этого отличия кроется в уникальной форме и размере вашей резонансной системы.
Колебания голосовых связок и резонанс должны происходить независимо друг от друга. Тем не менее, проблемы с одним из этих явлений сказываются на действии другого. К счастью, эти проблемы решаются при помощи хорошей техники пения.

О чем нужно помнить!

Два фактора участвующие в создании голосового звука:

  1. Колебания голосовых связок. Выдыхаемый из легких воздух взаимодействует с голосовыми связками и создает звук определенной высоты и интенсивности. Дыхание во время пения – это расслабленный процесс, при котором для получения хорошего звука не требуется большое количество воздуха.
  2. Резонанс.При прохождении через лежащие над связками полости исходящий звук изменяется и усиливается. Резонансные системы разных людей отличаются друг от друга, поэтому каждый человек обладает уникальным голосом.  Сопровождающие резонанас физические ощущения помогают вам управлять своим голосом. Оптимальный для вашего голоса способ функционирования: естественная техника пения в речевой позиции.