«Активизация самостоятельной работы учащихся на занятиях в классе фортепиано»

Киселёва Галина Ярославовна

Данная методическая разработка рекомендована преподавателям по фортепиано в школе искусств.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Активизация самостоятельной работы учащихся на занятиях в классе фортепиано»

          В настоящее время важным средством улучшения учебного процесса становится разработка методов и приемов обучения, способствующих развитию познавательной самостоятельности учащихся.

Приближение музыкального образования к требованиям жизни вызывает необходимость выявить и развить творческие задатки детей, привить им комплекс важнейших творческих навыков; игры по слуху, транспонирования, чтения с листа, игры в ансамбле, аккомпанемента.

        Воспитание творческой самостоятельности учащихся всегда было в центре внимания музыкальной педагогики. Выдающиеся музыканты, такие как А.Г.Рубинштейн, В.И.Сафонов, К.Н.Игумнов, Г.Г.Нейгауз говорили о необходимости ученикам трудиться самостоятельно, а учителю руководить их самостоятельным трудом.

Овладение игрой на музыкальном инструменте требует постоянной тренировки. С первых же месяцев занятий необходимо выработать у ребенка привычку к систематическим, правильно организованным, домашним занятиям, ведь наши учащиеся большую часть работы над произведением должны проводить дома.

Самостоятельная работа учащегося – это часть учебного процесса, состоящая из двух разделов:

- самостоятельная работа ученика-пианиста непосредственно на самом уроке;

- домашняя работа над выполнением заданий, полученных на уроке.

Оба эти раздела тесно взаимосвязаны. Чем интенсивней самостоятельная работа учащегося на уроке, тем эффективней она в домашних условиях и наоборот. Решающим условием продуктивной и качественной самостоятельной работы учащегося является ясная постановка задач, стоящих перед ним. От того, насколько четко педагог сформулирует их, определит последовательность выполнения и конкретизирует, зависит успех домашних занятий ученика.

       С чего должна начинаться работа над произведением?

 С самого начала работы над произведением важно увлечь ею ребенка. Для этого нужно сыграть предложенную ему пьесу, вкратце рассказать об особенностях, о том, как надо учить. Педагог последовательно направляет внимание ученика на важнейшие стороны нотного текста: ладотональность (при этом надо взять тоническое трезвучие и проиграть гамму); размер и ритм (продирижировать и прохлопать); моменты существенных изменений тональности, ритма, ключевых знаков и т. д.. Однако частое обилие исполнительских указаний в тексте затрудняет учащимся разбор: в этом случае педагог привлекает внимание к важнейшим указаниям, которые должны быть выполнены уже при первом проигрывании.

   Очень важно, когда познание произведения учащимися происходит через правильное изучение нотного текста. Необходимо воспитывать осмысленное, аккуратное отношение к тексту, приучать не только видеть все графические изображения нотной записи, и неукоснительно их при этом выполнять, но и слышать в них музыкальное содержание. Педагог должен объяснить ученику, что в штрихах, в каждом мелодическом обороте, в особенностях формы, в изменении темпа или фактуры, в каждой смене гармонии заложен определенный выразительный смысл.

        При работе с учеником над произведением педагогу целесообразно последовательно концентрировать свое внимание на разных задачах:

  1. Необходимо воспитывать у учащегося навык внимательного отношения к аппликатуре. Задача педагога объяснить ученику ее закономерности, например, ноты подряд – пальцы подряд, ноты через одну – пальцы через один.  Аппликатуру нужно выбирать сознательно – это простое требование учащиеся нередко забывают.

Поэтому аппликатуру необходимо выбирать в какой-то начальной стадии работы над произведением.

       Чтобы приучить систематически фиксировать внимание на аппликатуре, полезно, например, давать учащемуся самостоятельные задания по расстановке пальцев в новых сочинениях, где аппликатура не проставлена.

  1. Самая кропотливая стадия работы над произведением - это вычленение наиболее сложных построений и работа над ними отдельно. Весьма часто и эти построения, в свою очередь, целесообразно расчленить на отдельные элементы с тем, чтобы дойти до «зерна трудности», каждое из которых нуждаются в особом техническом освоении и художественной отделке.      Например, если учащийся не может хорошо сыграть мелодический голос, так как этому мешают другие голоса, надо упростить задачу, проиграв одну мелодию и наиболее трудные в ней места, а затем постепенно, иногда поочередно, добавлять и другие голоса. Или, например, если не выходит какой-либо длинный пассаж в целом, его в начале надо поучить по отрезкам, а потом объединить эти отрезки в целый пассаж.
  2. Одним из очень важных моментов самостоятельной работы ученика является заучивание наизусть. Здесь необходимо помочь ученику систематизировать работу над запоминанием. Учить произведение надо по частям, и столько, сколько охватывает память без труда, постепенно наращивать части, соединяя их в целое. При заучивании важно не механическое запоминание пальцами, а внимательное изучение фактуры: движение басов, теоретический разбор трудных пассажей, гармонический анализ. Полезно все это проделать в классе на конкретном примере. Это поможет ученику уже самостоятельно правильно преодолеть ту или иную трудность.

   Для развития логической памяти и мышления можно рекомендовать следующие формы работы с учеником:

1. Устный отчет о подготовке домашних заданий: ученик рассказывает о том, что было трудно, как устранялись встретившиеся трудности и т.д.

2. Самостоятельный анализ исполнения: ученик оценивает свою игру, отмечает допущенные ошибки или делает разбор игры своего товарища, особенно тех произведений, которые сам играл прежде и хорошо изучил. 3. Самостоятельный разбор заданного произведения в классе под наблюдением педагога.

   Процесс самостоятельной работы учащегося должен быть максимально осознан. Необходимым условием его должно быть наличие слухового самоконтроля, «самокритики» и незамедлительного устранения замеченных недостатков.

   Для успешной самостоятельной работы учащихся за инструментом надо научить их с неослабным вниманием вслушиваться в свою игру.

  Педагоги исполнительского класса должны умело использовать методы преподавания, стимулирующие инициативу и самостоятельность учащихся (поищи, подумай, попробуй…) и методы «авторитарной» педагогики (запомни то-то, сделай так-то…). Соотношение этих методов может меняться в зависимости от ситуаций, возникающих в обучении.

Хорошей формой воспитания самостоятельности учащихся может быть задание приготовить произведение без всякой помощи со стороны педагога.   Пьесы подбираются такие, чтобы ученики могли с ними справиться. Пьесы должны быть выучены в определенный (короткий) срок. Прослушивание самостоятельно подготовленных произведений может производиться в форме зачета или классного концерта, где все ученики слушают друг друга, затем проводится обсуждение, в котором участвуют все ученики – исполнители и педагог. Польза такой формы работы несомненна: подготовка к выступлению заставляет учащихся напрячь все свои творческие силы при самостоятельных занятиях, а оживленная дискуссия после выступления учит их многое переоценивать, переосмысливать в работе, помогает лучше осознать и учесть свои ошибки, заставляет критически относиться к своему исполнению и к исполнению других учащихся.

  Один из характерных навыков самостоятельности – способность к своей, непредвзятой оценке исполнения, критического отношения к своему исполнению. Таким образом, учащиеся должны отдавать себе отчет в том, что удалось сделать, а что не удалось. Направлять внимание ученика в этом отношении следует путем соответствующих вопросов после прослушивания исполненного произведения на уроке.

  Важно помнить, что, во-первых, учить навыкам самостоятельной работы следует на уроках, во-вторых, любое новое задание, предлагаемое для самостоятельной проработки, должно опираться на усвоенное ранее под руководством преподавателя. Преподаватель должен объяснить ученику всю важность самостоятельной домашней подготовки к уроку и, какую роль она играет в дальнейшем развитии и совершенствовании учащегося. Домашние занятия за фортепиано должны быть включены в общий круг занятий учащегося и войти в его ежедневное расписание.

   Крайне важно составить правильный режим. Существенную помощь здесь должен оказать педагог. Для самостоятельной работы нужно ежедневно отводить более или менее постоянное время. Немаловажный вопрос – распределение рабочего времени. Для повышения эффективности самостоятельной домашней работы учащегося, преподаватель должен с учеником обговорить и распределить время, которое он затратит на каждый вид домашнего задания. Например, гаммы – 5 – 10 минут, этюды – 10 – 15 минут, художественный материал –35 мин.

   Такое распределение времени занятий весьма условно. В конечном итоге оно определяется учебным материалом, его трудностью и рядом других причин. Кроме этого, распределение времени зависит от индивидуальных потребностей и способностей ученика. При недостатках в технической оснащенности больше времени следует уделить гаммам, упражнениям и этюдам. И наоборот, достигнув необходимого технического уровня, можно усилить занятия над пьесами. Время, отведенное для самостоятельного обучения, целесообразно делить на две части, пополам.

   Заниматься непрерывно больше одного часа не рекомендуется.    Наблюдения показывают, что разнообразие работы – важнейшее средство, предотвращающее утомление. Нужно избегать продолжительной работы нал однородными упражнениями и однообразными пьесами.

   Наряду с работой с учеником важно вести педагогу разъяснительную работу и с их родителями. Довести до них важное их участие, помощь и контроль и как они могут это осуществить.

     На первых порах родители учащегося могут напоминать ему о том, что наступило время занятий, и следить за тем, чтобы ребенок действительно занимался в течение предписанного ему времени. В дальнейшем ребенок должен сам помнить об этом.