МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА "Декламационный метод обучения и его воздействие на развитие музыкальных способностей начинающего пианиста"
На начальном этапе обучения проявляется особая потребность в развитии ритма и музыкальной памяти учащегося. Порой приходится прилагать много усилий для достижения игры с ритмической определенностью, но не всегда удается достичь результата с помощью обычных средств. Проблемы с запоминанием текста также довольно остро проявляются. Значимость темы данной работы состоит в том, чтобы сориентировать в практике материалов декламационного характера для работы с начинающим пианистом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod.rabota_deklamatsionnyy_metod.doc | 157.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное учреждение культуры
дополнительного образования муниципального образования город Нягань
«Детская школа искусств»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА на тему:
Декламационный метод обучения и его воздействие на развитие музыкальных способностей начинающего пианиста.
Автор:
Петрова Ирина Николаевна
преподаватель
высшей квалификационной категории
г. Нягань
2021 год
Введение
Начальный этап обучения игре на фортепиано имеет свои особенности. Прежде всего, речь идет о приобщении ребенка к миру музыки, поэтому очень важно заботиться о воспитании ребенка, что справедливо считается ответственным и сложным делом. Именно первые впечатления от знакомства с искусством оказывают часто, если не решающее, то очень сильное влияние на последующее музыкальное развитие ученика.
Современная методика обучения игре на фортепиано основывается на таких принципах обучения, при которых значительное внимание должно быть направлено на художественную сторону воспитания начинающего пианиста. Согласно этим принципам, надо с первых уроков приобщать ребенка к искусству, приучать внимательно вслушиваться в музыкальную речь, проникать в ее смысл и строение, работать над качеством звучания. Слуховое воспитание ученика должно осуществляться на художественном, доступном и интересном материале.
Для решения задач художественного воспитания учащегося на начальном этапе обучения используются различные средства. Это, прежде всего, рассказ, пояснение, иллюстрация. Особое впечатление на ученика производит чтение стихов для иллюстраций учебного материала, к примеру, при изучении нотной грамоты. Стихи разнообразят урок и создают особое настроение, помогая излагать учебный материал в особо доступной и интересной форме.
Наряду с учебными задачами, к примеру, знакомством с основами музыкальной грамоты, на начальном этапе обучения необходимо особое внимание уделять развитию музыкальных способностей ученика – слуха, ритма, музыкальной памяти. Проблема развития музыкальных способностей ученика является доминирующей на начальном этапе обучения. В фортепианной методике существует много рекомендаций для решения этой проблемы. Однако в практике зачастую требуются дополнительные нетрадиционные средства для решения определенных задач, в том числе и на развитие чувства ритма, музыкальной памяти ученика.
Так, в работе над ритмом обычные способы – счет вслух, отработка ритма с помощью тактирования или отстукивания не всегда дают нужный результат. В практике индивидуального обучения часто требуются какие-либо особенные средства.
В работе по развитию ритма к таким средствам можно отнести декламацию. Оно заключается в том, что педагог, по мере необходимости, включает в работу стихотворные тексты, что позволяет усилить воздействие на ученика при параллельном включении слуха, речи и движения. Четкость в произношении стихотворения благотворно влияет на игру, что дает возможность быстро использовать ритм, добиться ровности в исполнении и способствует развитию ритмического чувства.
При особом подборе текстов, вероятно можно с помощью декламации оказывать воздействие и на развитие музыкальной памяти.
Декламационный метод помогает решать ряд пианистических задач:
- добиться четкой артикуляции, точного метроритма, ровности звучания;
- вписать мелизмы;
- достичь в игре обеими руками текучести, непрерывности звучания и правильной группировки мотивов;
- отработать скрытый голос в альбертивых басах;
- усилить эмоциональное впечатление благодаря созвучности музыкальных и литературных образов;
- поработать над выразительностью исполнения;
- побудить учеников к творчеству.
То есть, декламационный метод, который заключается в игре с параллельной декламацией (чтением стихов), весьма полезен в обучении игре на фортепиано.
На начальном этапе обучения проявляется особая потребность в развитии ритма и музыкальной памяти учащегося. Порой приходится прилагать много усилий для достижения игры с ритмической определенностью, но не всегда удается достичь результата с помощью обычных средств. Проблемы с запоминанием текста также довольно остро проявляются. Значимость темы данной работы состоит в том, чтобы сориентировать в практике материалов декламационного характера для работы с начинающим пианистом.
1. Декламация как фактор саморазвития музыкальных способностей
Метод игры с параллельной декламацией заключается в том, что исполнение музыкального произведения сопровождается чтением стихотворного текста. За основу берется соответствие размера и метра размеру и ритму стиха.
Традиционно эти особенности сочетания размеров в музыке и поэзии использовались в вокальной литературе.
Для работы над музыкальным произведением в процессе разучивания этот способ вполне оправдан и весьма полезен.
Этот метод я предлагаю ученикам во время работы над текстом в полифонии для точной передачи ритма и для выработки ровности. Так, например, стихотворение М.Ю.Лермонтова «Тучи» точно ложится на музыку Прелюдии Fis-dur из 1 тома ХТК И.С.Баха.
Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто, как я же, изгнанники,
С милого севера в сторону южную.
Чтение стихотворного текста параллельно с игрой позволило моментально исправить неточности в ритме, и решить ряд других задач – добиться ровности, качества звучания ансамбля между партиями обеих рук, а также решить задачи текучести, непрерывности звучания, проработать над артикуляцией. Кроме того, восприятие музыкального образа усилилось за счет того, что литературные и музыкальные образы созвучны. Философская природа музыки И.С.Баха в данном случае вполне удачно сочетается с философской природой стихотворения М.Ю.Лермонтова. Оба автора особенно тонко чувствуют и передают глубокие переживания человека, наводят на размышления о смысле бытия, обращаются к внутреннему, духовному миру человека.
В отличие от работы с метроритмом, который дает лишь сухое мерное отстукивание, применение декламационного материала есть главное преимущество – выразительность. Особенно важно, что параллельное включение декламации обостряет слух, помогает с помощью дикции поработать над артикуляцией – четким произношением звука.
Другой пример. К. Черни Этюд опус 299 № 14. В работе над ритмом, артикуляцией можно предложить следующий стихотворный текст, сочиненный специально для выполнения этого вида работы.
Вот стаи журавлиные
Летят по небу синему
Зовут в края красивые,
Где песни соловьиные,
Пускай летят и кружатся!
Придет зима, завьюжится,
А мы пойдем на улицу,
Не страшно – не застудимся.
Кристаллики – снежиночки,
На реках – льды и льдиночки,
Вот зимние картиночки
Как радости снежиночки.
Заснежено, завьюжено,
В природе все застужено,
На окнах – иней – кружено
И печь гудит натружено…
И пусть мороз прокатится,
Пройдет зима – заплачется,
В капели порастратится
Придет весна, подкатится.
Ручьями да распутицей
Весна – природы спутница,
Нам лучшая попутчица,
С весною жизнь улучшится,
Да, время возвращается,
Природа оживляется,
А день уж прибавляется,
И птицы возвращаются,
Вот стаи журавлиные
Летят такие длинные,
Скучали на чужбине вы
Летите к нам, любые
Летите к нам сюда!
Так в вечном ожидании
Тепла, весна и мая мы.
Все – в трепетном внимании,
В природе – понимание
Стремимся к продолжению
И вечному движению
Все – в трепетном волнении
В высоком вдохновении.
Дарим свои улыбочки
И звуки – как слезиночки.
Сыграем как на скрипочке
Про вечные картиночки
И эти откровения,
Как радости мгновения
Разбудят вдохновение,
И вместе с ним – движение.
О, муза фортепианная
Ты – самая желанная
Природа музыкальная
Для пианиста главная,
Как вечная весна!
(И.Д. Перфильева «Вечное движение»)
Стихи располагают к определенности, четкости в проговаривании, в них есть особая непрерывность, которая необходима в игре. Этот пример не только помогает в объединении текста, дает почувствовать форму, законченность эпизодов, но и удивительно созвучен по тематике с бесконечностью в движении музыки.
С помощью декламации в данном случае помимо четкости, качества звукоизвлечения, осуществляется задача декламационности музыкального языка, музыкальный материал воспринимается как выразительно-речевой, а кроме этого, появляется эмоциональное воздействие. В этом примере благодаря применению стихотворного текста решаются и технические задачи.
Работа вызывает особый интерес, а скучное многократное проигрывание приобретает определенный смысл. Такие методы разнообразят и дополняют работу. В медленном темпе идет осмысленное интонирование, проявляется логическая связь и завершенность в подаче разделов. Еще один особенно значимый момент – переключение на работу с декламацией дает ученику возможность преодолеть скованность во время игры, появляется свобода, непринужденность в исполнении, в целом – особый психологический комфорт.
Кроме вышеизложенных вариантов применения, педагог может предложить использовать стихосложение в работе над выразительностью исполнения. Аналогии, параллели с литературными текстами дают особенно ясную картину выразительности, и формирование фразировки в динамическом смысле становится особенно понятно.
Пример логических ударений во фразе:
Я помню чудное мгновение.
Я помню чудное мгновение.
Я помню чудное мгновение.
Я помню чудное мгновение.
Так и в музыке в зависимости от расположения кульминаций меняется смысл. Музыкальное развитие, его законы и логика строится по аналогии с литературным, что упрощает работу с фразировкой.
Литературные и музыкальные параллели можно использовать и при заучивании текстов наизусть. Объяснить ученику, что для запоминания стихотворения наизусть используются многократные повторения по строчкам, предложениям.
В музыкальном произведении процесс запоминания текста ведется также по фразам и предложениям.
Следует заметить, что литераторы используют музыку для того, чтобы еще более выразительно передать поэтический образ. Здесь просматривается особое взаимодействие литературы и музыкального искусства.
Возвращаясь к методам воздействия на ученика с помощью ритма в музыке и танце, следует подчеркнуть, что Жак Далькроз начинал свою работу с параллельного включения моторики, движения, а затем, обобщая, подчеркивал художественное значение метода, предостерегал от использования в чисто двигательном, техническом плане. От моторики – к художественному выражению.
В своей педагогической практике с использованием метода игры с параллельной декламацией я стараюсь перевести работу от чисто технической задачи к высокохудожественному восприятию в целом.
Проанализировав результативность метода, я почувствовала потребность работы со своими учениками в этом направлении.
В первую очередь этот метод необходимо использовать для выработки чувства ритма у учащихся. К этому привела опять-таки необходимость.
Некоторые ученики недостаточно понимают и чувствуют ритмическую природу. А, к примеру, работа со счетом вслух не дает должного результата, ошибки в просчете длительностей все же имеются, появляются то в одном, то в другом месте. С такими учениками мы очень долго отрабатываем ритм, используя традиционные способы отработки ритма – прохлопывание, простукивание со счетом и другие, которые описаны в традиционной методической литературе. Так, на начальном этапе обучения рекомендуется выработать у учащегося ясное ощущение счетной единицы (пульсации), с помощью счета вслух и про себя, отбивать, тактировать, считать более мелкими длительностями, сравнивать темп с начальным, (если есть отклонения). Однако эта работа не всегда приводит к предполагаемому результату.
И здесь мы включаем метод декламации. Сначала ритмическое проговаривание, в котором четвертные ноты произносятся ровно, а половинные – с удвоением гласных (та, та, та-а). Техническая отработка ритма осуществляется в данном случае без образной параллели. Замечаем, что переключение внимания на сопроводительный текст дало мгновенный результат в работе над ритмом. Применение стихотворных текстов в других учебных ситуациях довольно разнообразно. К примеру, в изучении аппликатуры в гамме. Педагог предлагает ученику сопроводительный текст – подсказку:
Параллельное движение
Я освою, без сомненья,
В левой пальцы – третий, первый,
В правой – третий, как и в левой.
Кроме того, в этих словах есть психологическая установка: «Я освою без сомненья».
Направленность движений рук передается словами:
Все куда-то разбежались
Заскучали и примчались
Левая рука правая рука
В расходящемся движении
Все в зеркальном отражении
(то есть аппликатура – зеркальна)
5 4 3 2 1 3 2 1 1 2 3 1 2 3 4 5
Так с помощью декламации в игре гамм решаются вопросы:
- ровности, четкости, определенности в звуке;
- отработки разных темпов с помощью словесных пояснений;
- аппликатуры, с использованием словесных подсказок,
- осмысление направления движений рук (все куда-то разбежались).
В освоении приема игры legato на практике мы использовали упражнения системы постепенного освоения техники legato разными пальцами, есть слова, дающие образ:
методическое назначение | |
№ 1 Ветерок игриво Листьями звенит, Плавно и красиво Музыка звучит.
| № 1 отрабатывается плавность в игре legato |
№ 2 Мяу, мяу – серый кот Спел так тихо и без нот. Мяу, мяу, - эту песню С ним котенок пропоет. | № 2 отрабатывается пиано |
№ 3 Нежно песенку пою, Очень музыку люблю. | № 3 исполнение dolce – нежно |
№ 4 Баю, баю, баю, бай Спи мышонок, засыпай. | № 4 в характере колыбельной |
№ 5 Цапля важная прошла И лягушку не нашла А с лягушкой – лягушонок, Он расплакался спросонок. | № 5 отработка legato в скачках на октаву, терцию |
№ 6 Упражнение играю, Свои пальцы обучаю, Надо их тренировать На legato все играть. | № 6 стихи помогают понять назначение упражнений и необходимость тренировки пальцев |
№ 7 Мяу, мяу, мама - кошка! Что случилось, милый крошка? Я залез под эту шляпу, Зацепил за нитку лапу! Позову скорее папу, Он поднимет эту шляпу. | № 7 отработка legato на 5 пальцах, осмысление регистровки в работе рук |
№ 8 Побежали за ворота И увидели енота Испугался сам енот, Убегает от ворот. | № 8 развитие беглости пальцев в игре legato |
№ 9 Не смотри на цифры хмуро Поучи аппликатуру. Ты узнаешь очень скоро Пальцы гаммы – до мажора. | № 9 отработка смены позиции в гамме |
№ 10 Листки падают, с ветром закружатся, С гаммою пальчики скоро подружатся. Я подскажу им: здесь в левой на первый, А в правой – на третей, второй и на первый. | № 10 отработка аппликатуры в прямом движении в гамме с помощью повторения звука с подсказкой аппликатуры в стихотворном тексте |
Проблема освоения нот в басовом ключе была очень быстро решена с помощью стихотворения И.Д. Перфильевой:
Ты басы запомни точно:
Соль, си, ре, фа, ля – построчно,
Между ля и до, ми, соль,
Си – над всеми как король.
Все эти упражнения отрабатывались с учениками в ходе урока. Результаты диагностики представлены в таблице:
Музыкальный материал Упражнение на legato | Отработка legato без текста | Отработка legato с использованием декламации |
1. «Ветерок игриво» | Нет выразительности, плавности в игре. | Появилась выразительность, плавность, ровность |
2. «Мяу, мяу серый кот» | Нет пиано | Отработка пиано пошла успешнее |
3. «Нежно песенку пою» | Исполнение грубое, нет певучести | Созвучно тексту, исполнение получилось певучим, нежным, плавным |
4. «Цапля важная прошла» | Много ненужных лишних движений рук | Движения рук более сложные |
5. «Баю – баю» | Не в характере, нет legato | Непрерывное legato, появился характер колыбельной |
6. «Упражнение играю» | Нет четкости, ровности в игре | Четкость, ровность, непрерывность в звучании |
7. «Мяу – мяу, мама – кошка» | Одинаковая окраска тембровая | Игра рук по ролям дала разную тембровую и динамическую окраску |
8. «Побежали за ворота» | Нет четкости | Появилась четкость, пальцы играют более слаженно |
9. «Не смотри на цифры хмуро» | Не выходит смена позиций пальцев | Смена позиций отработана хорошо |
10. «Листки падают» | «путаница» в аппликатуре | Подтекстовка помогла сориентироваться в аппликатуре |
Как видно в таблице, декламационный метод дал существенно другой качественный результат.
Обобщая вышеизложенное, хочется отметить, что метод игры с параллельной декламацией в работе с начинающими пианистами дает высокий результат. Наблюдая это в работе со своими учениками на протяжении длительного периода, я отметила много положительных моментов от применения данного метода. А именно: данный метод весьма желательно использовать в практике работы пианиста. Изучив метод с позиции полезности саморазвития музыкальных способностей, я решила применять его в практике работы с начинающими пианистами. Для того, чтобы эта работа велась более целенаправленно, необходимо специально подготовить материалы, поэтому я решила изучить по разным источникам имеющиеся методические материалы по использованию стихотворных текстов в практике обучения начинающих пианистов.
2. Декламационные материалы: их разбор и обоснование к применению
Среди всего перечня имеющихся методических пособий я выбрала те, в которых, так или иначе, присутствует декламация как одно из средств обучения начинающих пианистов. На начальном этапе обучения игре на фортепиано весьма желательно использовать и стихотворные тексты, чтобы способствовать повышению интереса ребят к занятиям и, вероятно, помочь им лучше усвоить материал.
Термин «декламационный метод» не обозначен в методической литературе. В некоторых источниках, к примеру, в учебнике А.Д. Алексеева «Методика обучения игре на фортепиано» эскизно упоминается подобный вид работы и называется «подтекстовка». Примеров в учебнике по этой теме нет. Наиболее подробно представлены материалы с использованием стихов в книге Натальи Кончаловской «Нотная азбука», где они имеют определенную методическую направленность – на изучение нотной грамоты. В нотном сборнике «Первая встреча с музыкой» А.Д.Артоболевской в предисловии автором описаны примеры сочинения стихов к музыкальным пьесам для начинающих.
А.Д.Артоболевская говорила, что, если пьеса понравилась и если это не песня, уже имеющая текст, дети сами сочиняют слова, находя в них отражение того, что их эмоционально затронуло и вызвало образное представление. Так, один пятилетний ученик Анны Даниловны Лёка Н. сочинил «подтекстовку» к пьесе (С.Лиховицкая. Упражнение) – «Где ты, Лёка?», соответствующую грустному эпизоду из его жизни. Мальчика увезли на зиму из деревни и разлучили с любимой собакой, он предполагал, что собака грустит в разлуке, жалуется и плачет (стихи не поются, а проговариваются в ритме):
«Где ты Лёка, Лёка, Лёка?
Увезли тебя далеко.
Где ты Лёка, Лёка, Лёка?
Где ты, милый мой?»
И второй раз при повторении пьесы, продолжается жалоба собачки:
Увезли тебя далеко,
Без тебя мне одиноко…
Поскорей дружочек Лёка,
Приезжай за мной.
Самим ребенком были созданы не только слова, но и рисунок широкого снежного поля и дорожки, по которой его увезли из деревни, и грустной собачки, сидящей на снегу. А.Д. Артоболевская говорила, что немало ребят проникалось настроением пьесы, и это было их первым творческим исполнением.
В другом нотном сборнике Л.Хереско «Музыкальные картинки» есть также несколько стихов для начинающих пианистов.
Собрав все эти материалы и распределив их по направленности, я составила комплект декламационных материалов. Получилось несколько групп стихов:
- для освоения нотной грамоты;
- для первых уроков с начинающими пианистом;
- для формирования приема звуковедения legato;
- для декламационного сопровождения первых пьес;
- для освоения аппликатуры и определения направления движения в гамме;
- для психологической подготовки учеников;
- для выработки артикуляции.
Опишем некоторые примеры из отдельных групп.
1. «Поучи басовый ключ» (И.Д. Перфильева)
Ты басы запомни точно:
Соль, си, ре, фа, ля – построчно,
Между ля и до, ми, соль,
Си – над всеми как король.
Этот стих помогает ребенку более результативно и быстро освоить басовый ключ. Стихотворение разучивается с помощью одной из рук, представленной в виде нотного стана, а другая рука – указатель. Ребенок произносит текст, одновременно указывает, где находятся ноты басового ключа.
2. Первые уроки с начинающим пианистом – «Пианино и рояль»
В царстве музыки и звука
Два приятеля живут.
Как коснутся клавиш руки,
Так они и запоют.
Первый – крупный и солидный
А зовут его рояль.
На концерте очень видный,
Посылает звуки вдаль.
Пианино – друг рояля
В классной комнате стоит,
И сегодня ты узнаешь,
Как он весело звучит.
(И.Д. Перфильева)
Этот стих знакомит ребенка с двумя «родственными» инструментами. При прочтении этого стихотворения желательно использовать наглядность с изображением этих двух инструментов.
3. Звуковедение legato
Упражнение играю,
Свои пальцы обучаю
Надо их тренировать
На legato все играть.
(И.Д. Перфильева)
При игре упражнения ребенок поет слова стихотворения. Звук идет мягкий, ровный, т.к. в стихотворении есть установка – «на legato все играть».
4. Декламационное сопровождение первых пьес – «Воробей»
Муз. А.Данилевской, сл. А.Д. Артоболевской.
Чики-рики, чик-чирик
Воробьишко с ветки – прыг!
Воробей, воробей
Во дворе он всех храбрей!
- Берегись, крадется кошка!
Подразню ее немножко,
А потом на ветку вмиг… Прыг!
Этот текст помогает детям свободно овладевать пространством, мягко перенося руку с одной точки клавиатуры на другую, как по дуге. Конец труден тем, что требует исполнения без малейшего замедления. А стихотворный текст помогает ребенку переключить внимание.
5. Освоение аппликатуры.
Параллельное движение,
Я освою без сомнения
В левой пальцы третий, первый
В правой – третий, как и в левой.
(И.Д. Перфильева)
Это текст – подсказка. При параллельной гамме ребенок с помощью текста запоминает аппликатуру.
6. Психологическая подготовка учеников.
Данная группа стихов служит предметом раскрепощения, снимает зажатость, психологический дискомфорт.
7. Выработка артикуляции.
Ученику предлагаются скороговорки, которые можно использовать как подтекстовку под нотами различных пьес.
Изучив все эти материалы, я, прежде всего, методически обогатила себя, что, на мой взгляд, имеет важное значение в подготовке по специальности.
3. Использования данных материалов в работе с начинающим пианистом
Потребность в применении декламации на уроках с начинающими пианистами чувствуется особенно явно, так как заметна необходимость развивать у учеников именно эти музыкальные способности – ритм и музыкальную память.
В пьесе «Ежик» ритм изложен восьмыми при размере 2/4, но встречаются в конце текста восьмые паузы, которые некоторые ученики не выполняют. Работа обычно проводится в следующих вариантах:
- игра в медленном темпе отдельно каждой рукой;
- игра всех звуков, в правой и в левой руке, взятых одновременно в такте;
- игра двух первых звуков такта обеими руками;
- игра двумя руками в медленном темпе со счетом.
Результат работы при этом очень низкий. Ученики по-прежнему повторяют те же самые ошибки.
Тогда я предлагаю сыграть пьесу с произношением следующего текста:
Ах, какой колючий еж,
Он на елочку похож.
Есть у елочки иголки,
И иголки у ежа,
Хороша, нарядна елка
И ежиха хороша.
(И.Д. Перфильева)
Результат такой игры с декламацией более высокий. Ученики исполняют пьесу более свободно, при этом поют слова текста. Штрих стаккато становится более качественный, т.к. в тексте есть такие слова, как «колючий», «иголки» они настраивают ребенка на игру staccato.
Спустя некоторое время, на одном из уроков моей ученице было предложено выучить текст. Весь урок мы вместе учили текст обычным способом, т.е. с помощью многократного проигрывания. Результат был недостаточно хорош. Тогда, на следующем уроке я предложила поиграть ученице музыкальный материал с названием нот в правой руке, а левую подстраивать к правой руке, образуя секунду в начале такта. Эффект был поразителен. Текст был выучен за пять минут.
Нужно отметить, что декламационные материалы будут давать результат только в том случае, если они используются регулярно из урока в урок, т.е. систематично. Кроме того, эта работа, помимо прямого назначения – для развития ритма и музыкальной памяти – имеет дополнительный эффект, а именно, вызывает интерес у ребят и помогает преодолеть волнение, так как в процессе декламации дети переключаются на чтение с игрой и забывают о скованности. Это имеет важное значение для адаптации на уроке.
Так же с помощью стихов можно добиться более качественной игры, но главный акцент делается на развитие музыкальных способностей. Если в нотном примере нет текста, то ребенок с трудом запоминает наизусть.
Довольно часто стихотворные тексты сочиняются по необходимости специально для детей и студентов, сочиняются, так как в этом есть потребность и для восполнения методических материалов. Они представлены в таблице.
Автор | № п/п | Декламационный материал | Методическое назначение |
И.Д. Перфильева | 1 | Ветерок игриво Листьями звенит, Плавно и красиво Музыка звучит | Отрабатывается плавность в игре легато |
2 | Нежно песенку пою Очень музыку люблю | Исполнение dolce – нежно | |
3 | Баю, баю, баю, бай Спи, мышонок, засыпай | В характере колыбельной | |
4 | Цапля важная прошла И лягушку не нашла А с лягушкой лягушонок, Он расплакался спросонок | Отработка legato в скачках на октаву, терцию | |
5 | Упражнение играю, Свои пальцы обучаю, Надо их тренировать На legato все играть | Стихи помогают понять назначение упражнений и необходимость тренировки пальцев | |
6 | Не смотри на цифры хмуро Поучи аппликатуру Ты узнаешь очень скоро Пальцы гаммы до мажора | Отработка смены позиции | |
7 | Побежали за ворота И увидели енота Испугался сам енот, Убегает от ворот | Развитие беглости пальцев в игре legato | |
8 | Листики падают, с ветром закружатся С гаммою пальчики скоро подружатся Я подскажу им: здесь левой на первый, А в правой – на третий, второй и на первый | Отработка аппликатуры в прямом движении в гамме с помощью повторения звука и с поддержкой аппликатуры | |
9 | Ты басы запомнил точно Соль, си, ре, фа, ля –построчно Между ля и до, ми, соль Си – над всеми, как король | Знакомство с басовым ключом | |
10 | Этот домик, видишь, новый. Называется басовый. В нем на разной высоте Разместились нотки все Соль – на первой, ля – чуть выше Си – вторая, до – повыше Ре – на третьей, ми – повыше На четвертой фа услышим Соль – повыше, ля – на пятой, Си – над всеми. Вот занятно. Мы освоим ключ басовый И этюд сыграем новый | Освоение нот в басовом ключе | |
11 | Играть в ансамбле интересно, Но вот настал и тот момент, Когда ты сам сыграешь песни, А к ним и аккомпанемент | Знакомство с игрой в ансамбле | |
Л. Хереско | 12 | Пять пальцев на руке своей Назвать по имени сумей Первый палец – боковой – Называется большой Палец второй – Указчик старательный, - Не зря называют его Указательный. Третий твой палец – Как раз посредине, Поэтому средний Дано ему имя Палец четвертый Зовут безымянный, Неповоротливый он И упрямый. Совсем как в семье Братец младший – любимец По счету он пятый Зовется мизинец. | Знакомство с пианистическим аппаратом |
13 | Пианино и рояль С виду спутаешь едва ль, Ведь нельзя же со слоном Спутать трехэтажный дом! Пой под музыку, пляши – Инструменты хороши! Их нетрудно различать, Но попробуй-ка сыграть Сразу скажешь: «До чего же Меж собой они похожи!» Лишь дотронешься до клавиш- Сразу их звенеть заставишь А педаль нажмешь ногой – Станет звук совсем другой. Все – и взрослые и дети – Инструменты любят эти. Только знай: у них давно Есть название одно, Не забудь: фортепиано Произносится оно. Форте – это значит громко, – Заучи, не будь лентяй А пиано значит тихо, – Ты, дружок, запоминай. Если руки мыл под краном Подходи к фортепиано! Ну-ка, кто там стал опять Громко крышкою стучать? Если крышка упадет Больно пальчики прибьет Эти правила просты Выполнять их должен ты? Играй по слогам Видишь, черных клавиш Длинный ряд? Тронь легонько пальчиком Все подряд Ударяй тихонько Стук – стук – стук И в ответ послышится Нежный звук Звуки ты внимательно Слушай сам И играть научишься По слогам! | Знакомство с инструментом, на котором играет пианист | |
14 | «Море и небо» Вот из темных вод Поднимается с волною кашалот… А вокруг тепло, светит солнышко Стаи птичек летят в вышину… Ночью звездочки, днем ни облачка, Ветерок чуть колышет волну... Но кашалоту все равно Он уплывет опять на дно… | Знакомство с понятиями: звуки «низкие» и «высокие» | |
И.Д. Перфильева | 15 | Низко и гулко так глубоко, Дальше повыше, играем светло Вверх поднимаемся, как в облака, Эта игра весела и легка. Вниз опускаемся мы с высоты, Звуки пониже прослушаешь ты, Вот и внизу и конец все игры. Все. | Знакомство с клавиатурой, регистрами |
А. Кончаловская | 16 | У рояля много клавиш, Ты их всех звенеть заставишь В крайних слева бас звенит, Будто он всегда сердит В крайних справа звук высок, Словно птичий голосок В средних клавишах как раз Тот же голос, что у нас. | Знакомство с регистрами |
И.Д. Перфильева | 17 | Загадки
Не смогла достать… (педаль)
Взял он правильный … (аккорд)
Я жил среди славян Теперь я инструмент, зовут меня… (баян).
Научились петь… (дуэтом) 5.Катя с музыкой дружна, Колыбельную она Пропоет для брата Яна Очень тихо, на … (пиано) 6. Захотела вдруг Марина Поиграть на … (пианино) 7. Вдруг Денис услышал вальс И остался он довольным, Потому, что он узнал, Что его размер… (трехдольный). 8. Песни про героев спорта Вася громко пел на … (форте) 9. Всем Наташа очень быстро Показала три… (регистра) 10. Коля взялся очень рьяно За игру на… (фортепиано) 11. На черную клавишу влез И громко сказал: Я – … (диез) 12. Очень низок и могуч С нотой «фа» какой же ключ? (басовый) 13.Найти меня в нотах изволь Зовут меня просто - … (бемоль)
С нотой «соль» есть ключ… (скрипичный)
Знаешь восемь ты … (октав)
А зовут меня … (мажор)
Вот и вышли… (музыканты) | Проверка знаний терминологии у начинающих пианистов |
Анализируя работу на уроках с использованием декламации, можно уверенно говорить о полезности данного метода.
- С помощью декламации узкоспециальные задачи решаются в ходе работы (ритм, темп, артикуляция, ровность исполнения, свобода аппарата как следствие переключения внимания).
- Раскрывается единство замысла. Восприятие образа усиливается за счет сопровождения созвучным по образу стихотворным текстом.
- Игра становится осмысленной. Ученик в игре демонстрирует понимание задач.
- Метод помогает исследовать пути развития ученика, помогает создавать ситуацию поиска.
- Подобная работа способствует эмоциональному пробуждению личности в процессе чтения и игры.
- Педагог и ученик проявляют себя в сотворчестве, вместе совершают выбор.
- Путь в музыку от образа словесного к образу выразительному становится наиболее понятен.
- Чтение как средство усвоения музыки через образы и эмоциональный настрой дает прекрасный результат.
- Декламация на уроке фортепиано позволяет получить дополнительную информацию по изучаемому вопросу.
- Важнейшая сторона – побуждение к действию, стимулирующее значение довольно велико.
- С помощью данного метода усиливается слуховое восприятие музыки, так необходимое на начальном этапе, развивается искусство слушать и слышать.
- Метод помогает определить основную направленность мысли, основной эмоциональный тон (при условии созвучности образов стиха и музыки), помогает передать динамику чувств.
- С помощью данного метода практически полностью преодолевается психологический барьер в игре ученика в условиях урока.
- Поиск альтернативных технологий помогает педагогу проявить себя творчески, построить работу на основе особой заинтересованности.
- Метод особенно необходим в работе с начинающими пианистами.
- Вызывает у ребенка интерес к знаниям.
- Развивает кругозор учащегося.
- Способствует гармоническому развитию личности в процессе комплексного обучения.
Заключение
Я считаю, что целесообразно использование декламационного метода в работе по развитию музыкальной памяти и ритма учащихся на начальном этапе обучения игре на фортепиано. Действительно, применение специально подобранного комплекта стихов для декламации и систематическое его использование на занятиях оказывают существенное влияние на развития музыкальных способностей начинающего пианиста.
Комплект материалов, в котором стихотворные тексты распределены по определенным тематическим и методическим направлениям служат весьма полезным средством для более успешного развития ученика. Следует отметить, что это работа способствует повышению интереса к занятиям, поскольку использование стихов, созвучной музыки, тематической направленности помогает лучше усвоить материал и понять художественный образ. Младшие школьники легче и быстрее запоминают конкретные слова. Следовательно, способ запоминания, при котором используются стихотворные тексты, особенно продуктивен. Помимо развития музыкальной памяти, он позволяет включить словесный, эмоциональный, наглядно-образный типы памяти, что усиливает общее воздействие на ученика. Игра с параллельной декламацией помогает создавать ассоциации по смежности или сходству, благодаря чему процесс запоминания происходит быстрее, а память получает дополнительную тренировку. Процесс освоения нот на нотной строке происходит очень быстро, благодаря умело составленному четверостишью. Для изучения нотной грамоты очень полезно использовать специально подобранные по тематике стихи. Развитие музыкальной памяти способствует и проговаривание с названием звуков. Декламация на уроках фортепиано является весьма полезным средством развития музыкальной памяти начинающего пианиста.
Еще более результативной и полезной «помощницей» становится декламация в работе по развитию чувства ритма начинающего пианиста. В процессе игры с параллельным чтением стихов вырабатывается четкость, ровность в исполнении, а при умелом подборе стихотворного текста в соответствии с музыкальным размером можно быстро решить и проблему метроритмической устойчивости.
В процессе работы в классе все эти способы дали значительный результат. Поэтому, декламационный метод обучения на начальном этапе игры на фортепиано я считаю эффективным и результативным. Благодаря использованию декламации на занятиях у начинающих пианистов появилась особая комфортность и уверенность в игре. Никакой скованности и волнения, которая зачастую проявляется у ученика на начальном этапе обучения игре на фортепиано, не наблюдалось.
Подбор декламационных материалов из разных имеющихся источников и распределение их по методической направленности в обучении начинающего пианиста оказался весьма полезным. Особенно эти материалы ценны для начинающих педагогов, как, впрочем, полезны и для преподавателей со стажем, так как всегда полезно дополнить свою педагогическую копилку.
Систематическое применение метода декламации может существенно положительно влиять на развитие чувства ритма и музыкальной памяти учащегося-пианиста.
Литература
- Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. – М., 1978.
- Алексеев А. История фортепианного искусства. – М., 1988.
- Андреева М. От примы до октавы. – М., 1983
- Артоболевская А. Первая встреча с музыкой. – М., 1989.
- Богословский В. Общая психология. – М., 1978.
- Варга Б., Димень Ю., Лопариц Э. Язык, музыка математика. – М., 1981.
- Ветлугина Н. Музыкальное развитие ребенка. – М., 1978.
- Дубровина И., Данилова Е., Прихожан М. Психология. – М., 1998
- Калачева С. Стих и ритм. – М., 1978.
- Кузин В. Психология. – М.,1978.
- Кончаловская Н. Нотная азбука. – М., 1997.
- Лившиц И. Ритмика. – М., 1999.
- Ляховицкая С. Задания для развития самостоятельных навыков при обучении фортепианной игре. – Л., 1970.
- Музыкальная энциклопедия. – М., 1973.
- Милич Б. Воспитание ученика – пианиста. – К., 1997
- Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. – М.,1982
- Печковская М. Букварь музыкальной грамоты. – М., 1996.
- Рогова Е. Общая психология. – М., 1998.
- Ребенок за роялем / Под ред. Ян Достал. – М., 1981.
- Теплов Б. Психология музыкальных способностей. – М., 1978.
- Холопова В. Музыкальный ритм. – М.,1980.
- Учебная хрестоматия для 6 класса / Автор-сост. Полужина В. – М., 1992.